|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История философской мысли знала два основных и противопоставляемых друг другу метода философствования: метафизику и диалектику. 7 страницаДиалектика появилась как искусство спора – компромисса между военноначальниками враждебных армий, решавших свои разногласия до сражения мирным путем за «накрытым столом». Метафизика в качестве теоретико-философского метода процветала на протяжении тысячелетий, прежде всего, в странах и государствах с вековыми устойчивыми традициями (Китай, Афины, Спарта). Метафизика отлично согласовывалась в дальнейшем с желанием правителей удержать полученную власть, с желанием апологетов религии и церкви доказать раз и навсегда данную и неизменную волю бога-творца. Поэтому академическая наука и официальное управление всегда основывались на метафизике. Диалектика с самых древних времен сосуществовала с метафизикой, но первоначально являлась продуктом, скорее, мистических воззрений, чуждых официальной власти, культивируя элемент нестабильности, изменчивости мира и уравновешивая тот элемент устойчивости, неизменности, вечности, который отстаивала метафизика. Поэтому совершенно не удивительно, что по мере возрастания темпов общественного прогресса, особенно начиная с эпохи буржуазных промышленных революций, диалектика все прочнее входила в обиход научного и философского знания, показывая связи и изменчивость понятий в идеалистических конструкциях, как, например, у Гегеля, или отражая текучесть, постоянное развитие материального мира в диалектико-материалистической философии Маркса. Учитывая данное обстоятельство, мы уделим основное внимание именно диалектическому методу, параллельно существующему в философских традициях и Запада, и Востока. Итак, диалектика как философский метод и учение о всеобщей взаимосвязи, движении, развитии необходимо подразумевает отражение и исследование явления процессуальности, проще говоря, рассматривает любой факт бытия или акт познания в качестве процесса. Любой процесс имеет свой источник, начало или условную исходную точку; свое течение, последовательность или развертывание; свою направленность. Очень схематично можно сказать, что процессуальный исход отражается диалектическим законом единства, борьбы и взаимоперехода противоположностей (в его трактовке в западной философии) или законом единства, взаимопреодоления и взаимопорождения противоположностей (в его восточной интерпретации). Разница, как мы видим, существенная: точка зрения о борющихся противоположностях как источнике развития в западной культуре противостоит точке зрения восточных мыслителей о противоположностях как о взаимопорождаемых и сотрудничающих. Развертывание, эманацию, ход, течение процесса отражает диалектический закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Переход этот происходит в точке меры, качественного количества или количественного качества. Наконец, направленность процесса отражается диалектическим законом отрицания отрицания или законом двойного отрицания, который гласит, что развитие происходит по спирали, что каждое последующее состояние некоего развивающегося объекта отрицает предыдущее, но на следующем витке, на новом уровне происходит отрицание отрицающего и в определенной степени возврат к исходному качеству, состоянию с учетом тех изменений, которые повлекло за собой первое отрицание. К трем основным законам диалектики примыкают четыре главных диалектических принципа, практически ставших фундаментальной частью философских оснований современной науки. Эти принципы взаимосвязаны и вытекают друг из друга в следующей последовательности: принцип целостности – принцип системности – принцип детерминизма – принцип историзма [Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и [др.], 1989, с. 96-184]. Принцип целостности гласит, что целостность не сводится к простой сумме, набору свойств составляющих ее частей. Обычно выделяют три типа целостности: структурный (например, кристалл, здание), функциональный (машина, живой организм), генетический (примерами служат эмбрион, растение). Принцип системности утверждает, что у системно организованных объектов помимо целостной, устойчивой структуры и состава возникают системные эффекты (системообразующие факторы, интегративные свойства), то есть новые свойства, проявляющиеся только в результате взаимодействия элементов в рамках целого. Принцип детерминизма постулирует, что любые реально существующие явления и процессы имеют причинную обусловленность, то есть детерминированы. При этом в качестве причинного основания выступает совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает данное следствие. И, наконец, принцип историзма рассматривает объекты как целостные системы, во-первых, возникающие в определенных условиях в результате действия соответствующих причин, во-вторых, подчиняющиеся в своем становлении и развитии законам диалектики. В философском и общенаучном знании есть и другие диалектические принципы, выделенные и разработанные гениальными мыслителями Гегелем и К. Марксом. Своеобразной конкретизацией, расшифровкой, пояснением указанных трех законов и четырех принципов диалектики служат диалектические категориальные пары или/и взаимосвязанные парные философские категории (наиболее общие понятия): • необходимости и случайности; • необходимости и возможности; • формы и содержания; • явления и сущности; • возможности и действительности; • общего и частного; • общего и единичного; • общего и особенного; • абсолютного и относительного; • движения и покоя; • единства и многообразия; • причины и следствия; • эмпирического и теоретического; • биологического и социального; • количества и качества. Если метафизическое мышление привычно жестко противопоставляет эти категории, рассматривая их как совершенно различные и застывшие в своем антагонизме качества, раз и навсегда помещенные на противоположных полюсах, то мышление диалектическое при противопоставлении не забывает и о внутренней связи между этими категориями. Диалектика определяет их друг через друга. Например, из ряда случайностей формируется необходимость, которая, в свою очередь, проявляется в случайностях. В необходимости заложены возможности, а возможность может превратиться в необходимость. В форме отражается содержание, а содержание формализуется. Явление сущностно, а сущность является. В единстве воплощено многообразие, а многообразие подразумевает единство. Общее состоит из единичного, а в единичном проявляется общее. И так далее. Диалектика выделяет в каждой понятийной паре главное, определяющее понятие в зависимости от точки зрения, от ракурса рассмотрения, от цели исследования, то есть относительно, подчеркивая, что причина и следствие могут меняться местами. Она никогда не останавливается на признании жесткого и абсолютного противоречия (антагонизма) между парными категориями, а «снимает» это противоречие указанием на факт внутренней связи и взаимопорождения, взаимополагания парных категорий. Известный философ науки Карл Поппер, постулируя, что критерием научности того или иного положения, утверждения, теории выступает постоянно существующая возможность их фактического опровержения, «фальсификации», отказывал в научном статусе философскому психоанализу Зигмунда Фрейда и материалистической диалектике Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Он полагал, что не может быть научным сугубо субъективный анализ, и удивлялся тому, что научным признается диалектический метод, отрицающий сам себя. Ведь, по утверждению классиков диалектического материализма, для диалектики нет ничего святого, раз и навсегда данного, кроме бесконечного процесса всеобщего изменения и развития. Тем самым, даже столь выдающийся представитель современной сциентистской философии, путаясь в категориях абсолютного и относительного, мыслил метафизически, хотя и предложил в целом диалектическую концепцию фальсификации научного знания, сняв односторонность концепции верификации, представители которой настаивали на обязательном предварительном использовании новых фактов как (заведомо) положительных аргументов в пользу истинности уже существующих традиционных теорий. Данный пример свидетельствует, что метафизическое и диалектическое мышление до сих пор сосуществуют, и любое не до конца последовательное диалектическое рассуждение содержит в себе угрозу, возможность «оборачивания» метода и соскальзывания от гибкой диалектики к твердолобой метафизике. Философия науки в качестве раздела философского знания также имеет свой предмет. Но прежде чем перейти к его определению, необходимо выделить несколько различных смыслов понимания словосочетания «философия науки». В истории философской мысли встречалась рациональная и иррациональная, светская и религиозная философия. Поэтому в самом широком смысле под философией науки можно понимать научную философию вообще, иными словами, философию, построенную на рационально-логических принципах и/или на эмпирической основе и ориентированную на естественные природные и общественные начала познания, на человеческие познавательные способности. Выделение и отделение такой научной философии есть вопрос колоссальной сложности, так как мировоззренческое ядро любой философской доктрины стремится к целостности, к системности, в той или иной степени сочетая в себе и религиозные, и научные воззрения. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к краткому анализу истории философской мысли, которая оказывается гораздо сложнее и богаче любых классификационных, систематизаторских, в том числе и научных представлений о ней. Базируясь в основном на западноевропейской философской традиции, история философии как современная учебная дисциплина весьма самонадеянно расправляется с древнеиндийской и древнекитайской философией, полагая, что они характеризуются неполной выделенностью из предфилософии, что для первой характерна религиозно-мифологическая направленность, а во второй преобладает обыденное сознание, так называемая житейская мудрость. Также привычно постулируются их слабые связи с зарождающимся научным знанием, традиционализм, признание авторитета древних письменных источников. Очень странно, что западная история философии, во-первых, видит в этом лишь слабую сторону, а во-вторых, не замечает точно такой же особенности в древнегреческой или в средневековой философии, но факт есть факт, и нам приходится с ним считаться. Поэтому мы здесь также ограничимся простым перечислением основных школ и направлений древневосточной философии, которая в эпоху средневековья, да и гораздо позже, в силу традиционализма культуры Востока сохранила практически все эти основные направления, породив в дополнение к этому еще и разнообразные синтетические мировоззренческие системы. Считается, что древнеиндийская философия насчитывает несколько основных философских школ (даршан). К даршанам относятся: • Веданта. • Миманса. • Йога. • Чарвака (локаята). • Философский аспект джайнизма и буддизма. Для древнекитайской философии характерны шесть философских школ: • Конфуцианство. • Даосизм. • Моизм. • Легизм (школа закона). • Школа «инь-ян». • Школа имен. В дальнейшем на Востоке особую роль приобрел также китаизицированный вариант буддизма – школа чань (дзэн) – буддизма или школа медитации. Традиционно предполагается, что свои классические формы древняя философия приобрела во времена Античности (Древняя Греция и Рим с VI века до н. э. и до IV века н. э.). К философии Античности относятся следующие историко-философские блоки: 1. Ионийская философия, представленная Милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и философией Гераклита. 2. Италийская философия, развиваемая Пифагорейским союзом, школой элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс). 3. Философия Демокрита. 4. Философия софистов (Протагор, Горгий, Продик), Сократа и сократических школ киников, киренаиков, мегариков. 5. Философия Платона и Аристотеля. 6. Философия эллинизма, включающая перипатетиков (Теофант, Андроник Родосский), академиков (последователей Платона), эпикурейцев (Тит Лукреций Кар), стоиков (Сенека. Эпиктет, Марк Аврелий), скептиков (Секст Эмпирик). 7. Позднеимперская философия неоплатонизма. Общая динамика развития античной философии соответствует принципу «солнце всходит и заходит», то есть период ее расцвета и упадка в целом совпадает с расцветом и упадком греко-римской цивилизации. Что, впрочем, характерно и для других цивилизационных историко-философских блоков. Тематика античной философии претерпевает изменения, укладывающиеся в основное русло ее динамики. Ионийцев, итальянцев и Демокрита преимущественно интересуют вопросы онтологии и космологии. Софистов, Сократа и сократические школы уже в большей степени привлекают не природа и космос, а антропологическая проблематика (смысл человеческой жизни, природа получаемых человеком знаний). Энциклопедическое и системное оформление античная философия получает у Платона и Аристотеля. В философии эллинизма начинается эпоха повторения, комментирования великих классиков с акцентом на этическую проблематику. Следующим крупным историко-философским блоком выступает средневековая философия. Она охватывает период от VII до XV века н. э. Средневековая философия тесно связана с религией, теоцентрична. Ее основные вопросы – это идея творения в онтологии и идея откровения в гносеологии. Философия средневековья включает: 1. Период становления, который, в свою очередь, делится на период апологетики (важнейший представитель – Квинт Тертуллиан) и период патристики (Иоанн Златоуст, Аврелий Августин). 2. Период ранней схоластики (Иоанн Скот Эриугена, Альсельм Кентерберийский, Пьер Абеляр). 3. Период зрелой схоластики (Фома Аквинский). 4. Позднюю схоластику (Иоанн Дунс Скот, Ульям Оккам, аль-Канди, аль-Фаради, Авиценна). Динамика средневековой философии такова: апологетика (с греческого «апология» - защита) вела борьбу с языческими и еретическими заблуждениями за чистоту христианского вероучения, патристика занималась проблемой систематизации христианского вероучения как идеологии веры, схоластика (от греческого «школьный», «ученый») занималась приспособлением догматов христианства к рационалистической методике их изложения и обоснования (отсюда интерес к формально-логической проблематике). Если первоначально средневековая философия в большей степени стояла на позициях эллинизма, в частности, неоплатоников, то в период зрелой схоластики платоновские идеи вытесняются аристотелевскими концепциями. Если в период апологетики поборники чистой веры отстаивали безусловный примат веры над разумом, а в период ранней схоластики – их гармонию, то для поздней схоластики уже более характерна концепция «двойственности истины». Очередным крупным блоком в историко-философском здании стала философия эпохи Возрождения (XV – начало XVII вв. н. э.). Философская традиция в эпоху Возрождения явила собой действие диалектического закона двойного отрицания: в своей резкой полемике со средневековой схоластикой она ратовала за возрождение классической античной философии, хотя и не разрывала связь, например, со средневековым неоплатонизмом. Вместе с тем, философская традиция в этот период утратила такие дисциплины, как формальная логика. Философия Возрождения стояла на ярко выраженных позициях антропоцентризма: в центре ее проблематики снова оказался земной человек в качестве главного звена всей цепи космического бытия. Культ гуманизма, то есть признание самоценности человека, его безграничных возможностей пронизывает творчество таких философов, как Данте Альгери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вала. Гуманизм философии Возрождения возвращает ей социальную ориентацию (Николо Макиавелли, Жан Боден, Гуго Гроций, Томас Мор, Томмазо Кампанелла) и нацеливает на разработку теории естественного (а не божественного) права, а также различного рода утопических учений. В период Ренессанса (эпоха Возрождения) развивается философия природы и естествознание (Николай Кузанский, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей, Николай Коперник). В целом период Ренессанса обычно рассматривается как переход к философской традиции Нового времени (XVII век). Философия Нового времени в очень большой степени была ориентирована на развивающуюся науку и связанную с ней онтологическую и методологическую проблематику. Основной проблемой становится проблема субстанции. В понимании субстанции обозначились два подхода: онтологический (Фрэнсис Бекон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Готфрид Лейбниц, Бенедикт Спиноза) и гносеологический (Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм). Первый подход основывался на признании одной (монизм), двух (дуализм) или многих реально существующих материальных или нематериальных субстанций. Второй подход в определенной степени ставил под сомнение, частично или полностью отвергал реальное существование материальной и духовной субстанций. Второй по значению философской проблемой Нового времени был вопрос о достоверности получаемых знаний. Этот вопрос решался эмпирически и рационалистически. Эмпиризм утверждал идею главенства чувственного опыта как источника познания и индукции как научного метода (Фрэнсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк). Рационализм отдавал предпочтение не человеческим чувствам, а человеческому разуму, полагая всеобщность и необходимость логическими признаками достоверного знания (Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Бенедикт Спиноза). Рационализм основывался на таких методах познания как дедукция и интеллектуальная интуиция. Именно в Новое время так называемый «основной вопрос философии», который в Античности разрабатывался «линией Демокрита» и «линией Платона», оформился мощно и окончательно в единстве своей онтологической и гносеологической сторон. Четко выделились и противопоставились друг другу материализм, субъективный и объективный идеализм. Третьим, хотя и не столь ведущим направлением философствования в Новое время стали социально-философские концепции, а точнее концепции «естественного права» и «общественного договора» (Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза). Очередным крупным блоком в истории философской мысли стала философия Просвещения (XVIII век). Философские произведения начинают писаться уже не на латыни, а на национальных языках. Философия эпохи Просвещения продолжает развивать материалистическую и идеалистическую традицию. Просветительская философия была представлена английской и французской традиций. Англичане были более умерены и ограничены, хотя среди них встречались и материалисты (Толанд, Коллинз, Гартли, Пристли), и идеалисты (Шефстбери, Мандевиль). И те, и другие, однако, основывались на религиозно-философской доктрине деизма (бог признается в качестве первопричины мира, дающей ему первотолчок и позволяющей далее развиваться по своим собственным законам). Французское Просвещение было гораздо более радикально. Выражая интерес третьего сословия (буржуазия), французские философы-просветители активно боролись против религиозных суеверий, возвышали роль разума и научного познания. Но некоторые из них делали это с позиции деистского материализма (Вольтер, Руссо, Монтескье), а другие – с позиции материалистического естествознания, то есть мировоззрения, очень близкого к атеизму (Мелье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламерти). Французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции, а потому в своей социальной философии выражало буржуазные воззрения на общественное устройство. Очень важным, с точки зрения всей историко-философской науки, этапом развития мировой философской мысли стала немецкая классическая философия (80-е гг. XVIII века – 70-е гг. XIX века). Многие философы полагают даже, что истинная системная философия только и началась с представителей данного классического направления. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах оказали на мировую философию просто громадное влияние. Поэтому, чтобы понять, что есть философия, целесообразно хотя бы, вкратце познакомиться с некоторыми из их теорий. Имануил Кант. Главными произведениями, написанными им в критический период его творчества, являются «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Главный вопрос Канта – это вопрос об источниках и границах знания. Кант полагал, что любой объект можно представить двояко: как «явление» (феномен) и как «вещь в себе» (ноумен) (см. рис. 2).
Рис. 2. Кантовское представление об объекте
Мы в состоянии познавать предметы, процессы только так и постольку, как и поскольку они нам являются в нашем опыте взаимодействия с ними, то есть апостериори. По Канту, «вещи в себе» трансцендентны, то есть существуют вне сознания и не доступны ему. Познать предмет как «вещь в себе», сущностно невозможно, хотя в нас и заложено некое до- и внеопытное, то есть априорное знание. У человека есть три основные способности познания: чувственность, рассудок, разум. С помощью чувств мы получаем первичную информацию о предметах, процессах. Эта информация поступает (порождается) в виде ощущений цвета, запаха, вкуса, формы и прочее. С помощью рассудка мы познаем предмет, процесс в форме понятий (категорий) и суждений. Давайте на минуту отвлечемся, чтобы пояснить сказанное. 1. В форме понятий отражается связь существенных признаков, отличающих предмет, процесс. 2. В форме суждения отражается связь между понятиями, выраженная через утверждение или отрицание. Например, «яблоко» - это понятие. Его можно определить через существенные признаки: быть плодом, быть питательной средой для семени, быть приятной и полезной пищей. «Мама дала яблоко сыну» - это уже суждение, связывающее понятия «мама», «яблоко», «сын» и утверждающее акт передачи яблока. 3. Категории – это наиболее общие понятия. Например, категория «материи», «движения», «пространства», «времени». Теперь снова вернемся к Канту. Рассудок оперирует категориями, которые он имеет априори. Но чтобы возникло истинное знание, по мнению Канта, нужно соединить чувственное созерцание с категориями рассудка. Кант полагал, что главными видами знания выступает математика, теоретическое естествознание и метафизика (философия). В основе математики лежит чувственное созерцание пространства и времени, которые и обусловливают всеобщность и необходимость математических истин. В основе теоретического естествознания лежат двенадцать категорий рассудка, сгруппированных в четыре группы: • количество; • качество; • отношение; • модальность. На уровне метафизики встает вопрос о синтетических суждениях. Для решения этого вопроса подключается разум как способность познания. Поскольку предметом метафизики являются Бог, природа и бессмертие души, то разделы метафизики (теология, космология и психология) пытаются, собственно, обосновать суждения, типа «Бог существует» или «Бог не существует». Но такие тезисы и антитезисы аргументируются одинаково хорошо, потому что заложенная в каждом из них противоположная посылка аксиоматична, то есть заранее предполагает доказательство тезиса или антитезиса. Разум, справляющийся с менее всеобщими суждениями, «спотыкается» на синтетических суждениях, приходит к противоречиям – антиномиям, указывающим границы разумного (научного) познания. Отсюда, по Канту, начинаются проблемы, являющиеся предметом веры. Именно вера в Бога примиряет требования нравственного сознания с фактами зла, существующими в человеческом обществе. Именно вера в Бога, в конечном счете, заставляет человека подчиняться нравственному идеалу, сформулированному Кантом в виде следующего категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Вершиной немецкой классической философии по праву считается философская система Гегеля, изложенная в его работах «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права». По Гегелю, весь мир есть постепенное развертывание творческого замысла «мирового разума» или Абсолютной идеи. Сначала Абсолютная идея выступает как чистая мысль, существующая до субъекта и объекта, как чистое логическое мышление. На этом этапе Идея развертывает свое содержание через систему взаимосвязанных и переходящих друг в друга логических категорий бытия, сущего и т. д. При саморазвертывании Абсолютная идея использует ряд диалектических принципов и законов: • принцип логического и исторического; • принцип единства логики, диалектики и гносеологии; • принцип восхождения от абстрактного к конкретному; • закон перехода количественных изменений в качественные; • закон единства и борьбы противоположностей; • закон отрицания отрицания. На втором этапе своего развития Абсолютная идея «отчуждает» себя в лоно Природы (философия природы), где создает внешние проявления саморазвивающихся логических категорий. В Природе развитие идет от механического к химическому и далее, к организменному. На третьем этапе ранее отчужденная Абсолютная идея воплощает свое развитие в мышлении и истории, то есть «в духе» (философия духа). Познавшая свое «инобытие», Абсолютная идея вновь возвращается к себе самой через постижение себя в различных видах человеческого сознания и деятельности. Через человека она осознает себя как субъективный дух. Через абстрактное право, мораль, семью, гражданское общество, государство, всемирную историю восходит к себе как объективный дух. В искусстве, религии и философии она раскрывает себя как Абсолютный дух. Отчужденная Идея воссоединяется сама с собой, до конца познает самое себя. Система Гегеля построена по принципу триады. Тезис – антитезис – синтез, что придает ей необычайную логическую стройность. Все категории не постулируются, а выводятся одна из другой. Первым в истории немецкой философии идеи Гегеля подверг критике Л. Фейербах. Исходное положение философии Гегеля – это тождество бытия и мышления, то есть понимание реального мира как проявления духа Идеи. Для Фейербаха вопрос о соотношении бытия и мышления решался через абстрактного человеческого индивида, через человека как существо биологическое. Антропологический материализм Фейербаха особенно рельефно проявился в его критике религии. Фейербах считал, что бессильный перед лицом Природы, зависимый от ее капризов биологический человек специально породил религию как средство утешения и надежды. Бог, по Фейербаху, есть не что иное, как проекция, отчуждение, объективирование человеческого духа во вне и над человеком. Отчужденный человеческий дух в образе Бога возносится на небеса и выступает затем объектом поклонения. Вот она – проблема отчуждения: чем сильнее Бог, тем слабее человек. Вместе с тем, религия, по Фейербаху, необходима. Но «истинная» религия – это любовь не к Богу, а к человеку, пробуждающая его лучшие качества. Стремление к счастью влечет за собой и осознание нравственного долга, так как «Я» не может быть счастливо без «Ты», т. е. без другого человека. Итак, собственное счастье – это вопрос человеческого единения. Общая динамика развития немецкой классической философии, таким образом, исходит из непоследовательности Канта (материализм в учении о чувственности, идеализм в учении о рассудке и разуме). Через философию Фихте и Шеллинга данная традиция восходит к завершенному объективному идеализму Гегеля. Завершенность системы Гегеля, между прочим, также делает непоследовательной его диалектику. Принцип вечного становления, постоянной изменчивости оказывается ограниченным. Данную непоследовательность и противоречивость немецкой школы своим антропологическим материализмом «снимает» Фейербах, делая это, однако, абстрактно, без учета социально-исторической природы человека. Такая философская эволюция просто не могла не найти своего логического разрешения, что в итоге и произошло благодаря диалектическому и историческому материализму и материалистической диалектике К. Маркса и Ф. Энгельса. Проблема подробного изложения философской теории ставит нас перед необходимостью избрания какого-то одного, но зато наиболее разработанного и влиятельного теоретического источника. Таким источником, сумевшим энциклопедически полно, системно и достаточно непротиворечиво, творчески и оригинально объединить крупнейшие достижения философской мысли, стала философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Диалектический и исторический материализм в качестве теории и материалистическая диалектика в качестве метода философии марксизма разрабатывались в следующих работах: • «Экономическо-философские рукописи 1844 года» (К. Маркс). • «Нищета философии» (К. Маркс). • «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (К. Маркс). • «Капитал» (К. Маркс). • «Анти-Дюринг» (Ф. Энгельс). • «Диалектика природы» (Ф. Энгельс). • «Людвиг Фейербах и конец немецкой философии» (Ф. Энгельс). Примечание: при подготовке тем, связанных с диалектико- и историко-материалистической философской системой К. Маркса и Ф. Энгельса использовались разные источники, но в качестве наиболее фундаментального, органично вписывающегося в общую логику изложения материала рассматривался учебник для вузов «Ведение в философию» [Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др., 1989]. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.027 сек.) |