|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История философской мысли знала два основных и противопоставляемых друг другу метода философствования: метафизику и диалектику. 6 страницаЧто касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он сказал: «Первое, с чего начнутся разбирательства между людьми в Судный День – это кровопролитие!» аль-Бухари 6864, Муслим 1678. Имам аль-Мунауи сказал: “Первый расчет между рабами начнется с убийств по той причине, что это величайший грех после многобожия, и то, что расчет начнется именно с этого, также указывает на величие данного греха!” См. “Файдуль-Къадир” 3/347. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Избегайте совершения семи губительных грехов!» Люди спросили: “О посланник Аллаха, а что это за грехи?” Он ответил: «Поклонение кому-либо наряду с Аллахом; колдовство; убийство человека, которого Аллах запретил убивать, кроме как по праву; ростовщичество; поедание имущества сироты; бегство с поля боя во время сражения, и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, не помышляющих о подобном». аль-Бухари 2766, Муслим 1/189. Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий не перестанет ощущать простор в своей религии до тех пор, пока не прольет запретной крови». аль-Бухари 6862. Сам же Ибн ‘Умар говорил: “Если кого-либо постигнет такое положение, из которого не будет выхода, значит, он пролил запретную кровь! ” аль-Бухари 6863. Многие люди, которые следовали по прямому пути, впали в заблуждение как раз по причине пролития запретной крови. И примером тому служат хариджиты, чьим обычным деянием являлось и является убийство. Ведь неправомерное убийство является великим грехом, в чем нет никаких разногласий, а большой грех ослабляет веру, тем более что в хадисах указано на то, что это дело является причиной, ведущей к заблуждению и оставлению без помощи от Аллаха! А каким же образом человек будет следовать по прямому пути, если Всевышний не поведет его по нему?! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь!» Абу Дауд 1/331, Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не из нас тот, кто поднял на нас оружие». аль-Бухари 6874, Муслим 161. Также от Ибн Маc‘уда, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поношение мусульманина – это нечестие, а сражение с ним – неверие!» аль-Бухари 48, Муслим 116. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самыми ненавистными для Аллаха людьми являются трое: отклонившийся от истины, находясь в Заповедном месте*, человек, стремящийся к сохранению обычаев времен невежества (джахилии) в Исламе, и тот, кто хочет пролить чью-либо кровь, не имея на это права». аль-Бухари 6882. *Речь идет о совершении греха на территории Заповедной мечети в Мекке. Хафиз Ибн Хаджар говорил: “Внешне данный хадис указывает на то, что совершение малого греха на Заповедной территории хуже, чем совершение большого греха в ином месте”. См. “Фатхуль-Бари” 12/219. Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды, когда был убит один юноша, ‘Умар сказал: «Даже если бы в его убийстве приняли участие все жители Сан‘а (Йемен), то я непременно казнил бы их всех»” [169]. аль-Бухари 6896. В том, что за одного убитого убивают всех принимавших участие в его убийстве, было единогласным мнением сподвижников (аль-иджма‘). П ередается от ‘Али, что он казнил троих за одного убитого ими. Также поступил и Ибн ‘Аббас с группой людей, убившей одного. И в отношении этого не было известно разногласий в их времена, что указывает на их единогласное мнение в этом вопросе”. См. “аль-Мугъни” 11/491. В сахихе аль-Бухари (7152) сообщается, что Джундуб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Поистине, первым, что начнет разлагаться у человека, будет его чрево, пусть же тот, кто сумеет не есть ничего, кроме благого, так и поступает, и пусть тот, кто сумеет добиться того, чтобы его не отделяла от Рая и пригоршня пролитой им крови, пусть не проливает ее”. Хафиз ибн Хаджар сказал: “Даже если этот хадис передается в форме маукъуф (от сподвижника), его положение относится к марфу’ (к тому, что сообщается от пророка), поскольку о таких вещах сподвижники от себя не говорили. В этом хадисе содержится страшная угроза в адрес того, кто убьет мусульманина не по праву”. См. “Фатхуль-Бари” 13/130. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто выйдет войной против моей общины и будет убивать как благочестивого, так и грешника, не делая исключения даже для правоверного, и не будет соблюдать договор с тем, с кем он заключен, то он не имеет ничего общего со мной, а я не имею ничего общего с ним». Муслим 1848. Нижеследующие хадисы, которые привел аль-Мунзири в ”ат-Таргъиб уат-тархиб”, не встречаются в сборниках аль-Бухари и Муслима, однако их достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в “Сахих ат-таргъиб” 1/629-634: От аль-Бара, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Гибель всего этого мира менее значима для Аллаха, чем неправомерное убийство верующего!» От Абу Са‘ида и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы обитатели небес и земли все вместе были повинны в убийстве одного верующего, Аллах непременно вверг бы их всех в Огонь». От Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы обитатели небес и земли, объединившись, убили мусульманина, Аллах непременно вверг бы их всех лицами в Огонь». От Му‘ауии, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах может простить любому его грех, кроме того, кто умер в неверии или того, кто умышленно убил верующего». Передается от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Иблис собирает свое воинство, он говорит им: “Тому, кто сегодня одолеет мусульманина, на того я надену корону”. И подходит к нему один из шайтанов и говорит: “Не переставал я наущать его, до тех пор, пока он не развелся со своей женой”. Но Иблис сказал: “Он может опять жениться на ней”. Тогда пришел другой и сказал: “Не переставал я наущать его, до тех пор, пока он не ослушался своих родителей”. Иблис же сказал: “Но он может начать проявлять к ним благочестие”. Тогда пришел третий и сказал: “Не переставал я наущать его до тех пор, пока он не впал в многобожие”. Иблис ответил: “Ты! Ты!” Тогда пришел четвертый и сказал: “А я не переставал наущать его до тех пор, пока он не совершил убийство”. И ему он тоже сказал: “Ты! Ты!”, – и надел на него корону». От ‘Ибада ибн Саммита, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто убил верующего и возрадовался этому, от того Аллах не примет ни добровольных дел, ни обязательных!» Этот хадис приводит Абу Дауд, который затем передал от Халида ибн Дахкъана, что он сказал: “Я спросил Яхью ибн Яхью о словах «возрадовался этому», и он сказал: “Речь идет о тех, кто сражается во время смуты. Один убивает другого, и считает, что он на прямом пути, и не кается за совершенное преступление”. Не то, что убийство мусульманина, но даже и плохие мысли в его адрес являются запретными! Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершая обход (тауаф) вокруг Каабы, говорил: «Как прекрасна ты и как прекрасен твой аромат. О как величественна ты и как велика твоя святость. Клянусь Тем, в Чьей руке душа Мухаммада, что святость верующего более велика пред Аллахом, чем святость твоя! Неприкосновенны и священны его имущество и кровь, и мы должны думать о нем лишь хорошее». Ибн Маджах 2619. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3420. Все это указывает на величие мусульманина перед Всевышним Аллахом. Однако многие полагают, что если они убивают не из личных соображений или же по приказу кого-либо, то вся ответственность ложится только на распорядителя, а не исполнителя. Это не так, и опровержением такому пониманию является следующий хадис, который передал Абу ад-Дарда, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда все люди в Судный День будут идти по определенному пути, и пройдет мимо человека тот, кто его убил, он воскликнет: “О Господь! Он убил меня (в земной жизни)”. Аллах спросит: “За что ты убил его?” Он скажет: “Мне повелел такой-то”, и подвергнут наказанию убийцу и того, кто повелел!» Ибн Абу Шайба 5/434, Также необходимо отметить, что человек будет спрошен даже за неправомерное убийство животного! От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный День». Его спросили: “О посланник Аллаха, а каково его право?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Зарезать его и съесть, а не оторвать ему голову и выбросить!» ан-Насаи 7/239, Ахмад 4/389. Имам Абу Бакр Ибн аль-‘Араби говорил: “Достоверно известно о запрете убивать животное без права, и есть угрозы в адрес того, кто это совершил. А что же можно сказать об убийстве сына Адама (человека), или мусульманина, или же богобоязненного и праведного мусульманина?!” См. “Фатхуль-Бари” 12/196. От Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появится в Судный день шея из Огня и скажет: “Поистине, мне велено предать мучению троих: всякого высокомерного тирана; того, кто придавал Аллаху сотоварищей; и того, кто бесправно убил человека”. И сомкнется над ними Ад, и бросят их в его пучину». См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2699. [170] Здесь имеется в виду обход Каабы, совершаемый в День Жертвоприношения 10-го числа месяца Зу-ль-Хиджа. Этот обход Каабы также называют таваф аль-ифада. По единогласному мнению ученых, этот таваф является столпом (рукн) хаджа. ثُمَّ لْيَقْضُوا تَفَثَهُمْ وَلْيُوفُوا نُذُورَهُمْ وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْتِ الْعَتِيقِ «Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)» Ибн Джарир передал в своем тафсире: «Затем пусть они завершат свои обряды», т.е. пусть бросят камни, принесут жертвоприношение, побреются или постригутся и укоротят бороды (то, что больше кулака, как это пришло от ибн Умара) и усы». [171] Однако во время этого обхода Каабы паломник не обнажает правое плечо и не проходит первые три круга быстрым шагом. После чего в соответствии с Сунной паломник совершает два рак’ата намаза около места (стояния) Ибрахима, как сказал аз-Зухри, и поступил Ибн ‘Умар, сказав: «После каждых семи (кругов) – два рак’ата» Затем он проходит между ас-Сафой и аль-Марвой, совершая ритуальный бег (в предназначенном для этого участке), о чем также было сказано ранее. Однако это не относится к тем паломникам, которые совершают хадж аль-кыран или хадж аль-ифрад, поскольку для этих двух категорий паломников их первый сай является достаточным, как об этом говорил ранее. После совершения всего этого, паломникам стало разрешено все, что было ранее запрещено для находящихся в состоянии ихрама, о чем свидетельствуют хадисы от Айши и Ибн Умара, которые приводятся в обоих «Сахихах». [172] Джабир, да будет доволен им Аллах, сообщил об этом обобщенно. В отличие от него Айша, да будет доволен ею Аллах, изложила этот вопрос подробно, сказав: "Те, кто вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию (с намерением совершить) умру, совершили обход Дома (Аллаха) и ритуальный бег (сай) между ас-Сафой и аль-Марвой, а затем вышли из состояния ихрама. (После того, как они снова вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию с намерением совершить хадж,) они совершили другой обход Каабы и ритуальный бег (сай) между ас-Сафой и аль-Марвой, возвратившись из Мины. А что касается тех, кто совместил хадж с умрой (т.е. хадж аль-кыран), то они совершили ритуальный бег (сай) между ас-Сафой и аль-Марвой лишь один раз ". То есть Джабир имел в виду только тех паломников, которые вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, совершали хадж аль-кыран и гнали с собой жертвенных животных, как, например, Абу Бакр, Умар, Тальха, Али и состоятельные мусульмане. Ведь именно они и совершили ритуальный бег (сай) всего лишь один раз. Тем самым Джабир не подразумевал всех сподвижников, поскольку многие из них совершали хадж ат-таматту’! [173] Об этом сказал Джабир, тогда как в обоих «Сахихах» от Ибн Умара передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил полуденный намаз в Мине. Ученые разошлись во мнениях относительно того, какому из этих хадисов отдать предпочтение. Некоторые ученые склонялись в пользу того, чтобы объединить оба хадиса, однако ни одно из их разъяснений не является убедительным. См. "Шapx Сахих Муслим" ан-Навави, "Заад аль-Ма’ад" (Ибн аль-Каййима) и "Найль аль-Аутар" (аш-Шаукани). Здесь уместно привести следующее дополнение: затем он, да благословит его Аллах и приветствует, возвратился в Мину, проведя в ней дни ат-ташрик, в течение которых он бросал камешки в три столба. Он бросал камешки в столбы в той последовательности, которая была разъяснена ранее имамом ан-Навави. [174] То есть закончил все обряды до зухра. И это указывает на баракат времени пророка. [175] Это означает, что они черпали воду ведрами и заливали ее в баки, чаны и т.п. для общего пользования. [176] Это означает следующее: «Если бы я не боялся, что люди примут это за один из обрядов хаджа и станут собираться толпами, вследствие чего они будут досаждать вам и оттеснят вас от поения паломников, то я черпал бы ее вместе с вами, ибо в поении паломников водой Зам-Зам содержится великое благо”. См. ан-Навави. [177] Затем паломник возвращается в Мину и находится в ней в течение дней ат-ташрик, ночуя там. Каждый день сразу после полудня он совершает в Мине ритуальное бросание камешков в три столба. У имама Бухари передается, что однажды Убра пришел к ибн Умару и спросил о том, когда бросать камни? На что тот ответил: «Когда бросит имам, тогда и бросай». Убра сказал: «Я повторил свой вопрос». Он, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы ждали, когда солнце зайдет в зенит, после чего сразу же бросали». Опираясь на это сообщение ученые говорят, что лучше совершать зухр после бросания камней. При этом в каждый столб он бросает семь камешков, о чем говорилось ранее, когда речь шла о бросании камешков в День Жертвоприношения). Сначала он бросает камешки в первый столб, который ближе всего расположен к мечети аль-Хайф. Завершив бросать в него камешки, он продвигается вперед чуть вправо, становится лицом к кибле и долго так стоит, взывая очень долго (в размер чтения суры Бакара) с мольбами к Аллаху и подняв руки (Поэтому основное время поломник в эти дни проводит на джамаратах). Затем он подходит ко второму столбу и так же бросает в него камешки, после чего проходит налево, становится лицом к кибле и также долго стоит, взывая с мольбами к Аллаху и подняв руки. Затем он подходит к третьему столбу – это большой столб (джамрат аль-акаба) – и так же бросает в него камешки, встав так, чтобы Кааба была слева от него, а Мина – справа. После чего он должен сразу уйти, не задерживаясь около этого столба. Затем во второй и в третий день ат-ташрика ему следует бросить камешки точно так же. Если он покинет Мину после бросания камешков во второй день, не оставшись в ней ночевать для бросания камешков в третий день, то это разрешено, поскольку Всевышний сказал: واذكروا الله في أيام معدودات ، فمن تعجل في يومين فلا إثم عليه ، ومن تأخر فلا إثم عليه لمن اتقى «Поминайте Аллаха в считанные дни! Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных». Однако если во второй день он не выдет из Мины до заката солнца, то он обязан остаться в Мине до следующего дня, как это пришло от ибн Умара в Муатта имама Малика. Задержаться для бросания камешков (в третий день) лучше, поскольку такова Сунна. В соответствии с Сунной следует придерживаться той последовательности выполнения обрядов хаджа, которая был приведена выше: ритуальное бросание камешков, совершение жертвоприношения, бритье головы, основной обход Каабы (таваф аль-ифада), а также прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой тем паломником, кто совершает хадж ат-таммату’. Однако если паломник выполнит какой-либо обряд раньше или позже другого, то это разрешено, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, говорил: «Нет в том греха, нет в том греха». Тому, у кого есть уважительная причина, разрешено при выполнении ритуального бросания камешков следующее: а) не ночевать в Мине, поскольку Ибн ‘Умар передал: «Аль-‘Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, попросил посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, разрешить ему оставаться в Мекке в те ночи (, которые паломники проводят в) Мине, для того, чтобы снабжать их водой, и он разрешил ему это». б) совместить ритуальное бросание камешков, совершив этот обряд не за два, а за один день, поскольку ‘Асым бин ‘Адийй передал: «Посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, разрешил пастухам верблюдов, ночующих вместе с ними (за пределами Мины), бросить камешки в День Жертвоприношения, а затем совместить совершение этого обряда после Дня Жертвоприношения и бросить камешки в один из двух дней (за два дня)». в) совершать ритуальное бросание камешков ночью, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Пастух бросает камешки ночью и занимается выпасом (скота) днем». Согласно Шариату паломник может приходить к Каабе и совершать ее обход в каждую из тех ночей, которые он проводит в Мине, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, так поступал. Если же нет других причин для оставления ночевки в Мина, то это является запретным. Находясь в эти дни в Мине, паломник должен неуклонно соблюдать пять предписанных намазов, совершая их вместе с другими людьми под руководством имама. Он сокращает молитвы, но не объединяет. Если у него есть возможность, лучше всего молиться в мечети аль-Хайф, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Семьдесят пророков молились в мечети аль-Хайф». Когда паломник завершит ритуальное бросание камешков во второй либо в третий день ат-ташрика, он на том заканчивает совершение обрядов хаджа, возвращается в Мекку и пребывает в ней столько, сколько предначертал ему Аллах. Он должен стремиться совершать намазы вместе с людьми под руководством имама, особенно в Заповедной Мечети, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «(Один) намаз в моей Мечети (т.е. в Мечети Пророка в Медине – прим. переводчика) превосходит тысячу намазов в любой иной (мечети), кроме Заповедной Мечети, а (один) намаз в Заповедной Мечети превосходит сто тысяч намазов в любой другой (мечети)». Ему следует почаще совершать обход Каабы (таваф) и молиться в (Заповедной Мечети) в любое время суток, которое он пожелает, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, говоря о двух углах – Черном камне и йеменском угле – сказал: «Прикосновение к ним обоим стирает грехи. А совершающему обход Каабы с (каждым) поднятием и опусканием стопы Аллах записывет одно доброе дело, снимает с него одно прегрешение и записывает ему одну ступень. Тот же, кто ровно семь раз обойдет вокруг Каабы, это будет (для него) подобно освобождению одного раба». Также пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «О, бану ‘Абд Манаф! Не препятствуйте никому совершать обход этого Дома (Аллаха) и молиться (здесь) в любое время суток, которое он пожелает!» Когда паломник закончит все свои насущные дела и решит отправиться домой, ему следует попрощаться с Домом (Аллаха), совершив его обход, поскольку Ибн ‘Аббас передал: «Люди стали разъезжаться, и тогда пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: “ Пусть никто не уезжает, пока последним, что он сделает, не будет обход Дома (Аллаха)”». Если же паломник совершил прощальный таваф и потом у него возникли какие-то дела, из-за которых ему пришлось остаться в Мекке, он обязан перед отъездом заново савершить таваф. Сначала женщине, у которой месячные, было велено ждать, пока она не очистится, чтобы совершить прощальный обход Каабы, однако затем такой женщине было позволено уезжать (из Мекки), не дожидаясь, пока она очистится, о чем также передал Ибн ‘Аббас: «Пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, позволил женщине, у которой месячные, уезжать (из Мекки) до совершения (прощального) обхода Каабы (при том условии), если она уже совершила основной обход Каабы (таваф аль-ифада)». Паломник может взять с собой столько воды Зам-Зам, сколько сможет, в надежде снискать от нее благодать. Так, сообщается, что «посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, вез ее с собой в кожаных бурдюках и мехах для воды. Он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, поливал (воду Зам-Зам) на больных и поил их (ею)». Более того, «находясь в Медине, до завоевания Мекки, он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, направлял Сухайлю бин ‘Амру послания (следующего содержания): «Пришли нам воду Зам-Зам и не бросай (это дело)!», – и тот отправлял ему два огромных бурдюка (с водой Зам-Зам)». Завершив обход Каабы, следует выйти (из мечети) с левой ноги, сказав: اللهم صل على محمد وسلم ، اللهم إني أسألك من فضلك «О Аллах, ниспошли благословения и мир Мухаммаду! О Аллах, поистине, я прошу тебя о Твоей милости!».
[178] Т.е. основной обход Каабы (таваф аль-ифада). Аль-Хафиз сказал (3/480): "Все версии хадисов сходятся в том, что она совершила основной обход Каабы (таваф аль-ифада), относящийся ко Дню Жертвоприношения". [179] В другом хадисе сообщается, что она сказала: "Люди возвращаются, заслужив два вознаграждения, а я возвращаюсь, заслужив лишь одно!". Этот хадис Айши привел имам Муслим. [180] Смысл этих слов заключается в следующем: если она хотела то, что не влекло за собой ущерба для религии, например, ее просьба совершить умру и т.п., он, да благословит его Аллах и приветствует, отвечал на ее желание. Это свидетельствует о благой жизни супругов, ведь Всевышний сказал: وعاشروهن بالمعروف «Живите с ними по-доброму» (сура «Женщины», аят 19). А в особенности это касается того, что имеет отношение к послушанию Аллаху. См. ан-Навави. [181] Прим. редактора: Абдурахман бин Абу Бакр – родной брат Айши, да будет доволен ими Аллах. [182] Эта ночь следует за днями ат-ташрик (т.е. она наступает с 13 на 14 число месяца Зу-ль-Хиджа – прим. редактора). Необходимо отметить, что Джабир, да будет доволен им Аллах, несмотря на прекрасный рассказ о хадже пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не упомянул в переданных от него хадисах о совершении посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прощального обхода Каабы (таваф аль-вада’). Однако об этом упомянула Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказав о том в конце своей истории: "Глубокой ночью мы пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который находился внутри дома. Он спросил меня: "Ты завершила (свою умру)?" Я ответила: "Да», после чего он объявил своим сподвижникам об отъезде и тронулся в путь. Проезжая мимо Дома (Аллаха), он совершил вокруг него обход до утреннего намаза, а затем направился в Медину". Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим (текст хадиса приводится в его изложении) и Абу Дауд. Согласно хадису Умара, который приводится в обоих «Сахихах», посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не шел первые три круга быстрым шагом (ар-рамль) ни во время прощального обхода Каабы (таваф аль-вада’), ни во время основного обхода Каабы (таваф аль-ифада / таваф ас-садр). [183] В этом хадисе, как может заметить читатель, не сообщается о каком именно обходе Каабы идет речь. Ранее было упомянуто, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил первоначальный обход Каабы по прибытии в Мекку (таваф аль-кудум) пешим. Что касается обхода Каабы, о котором сообщается в данном хадисе, то он совершил его, сидя верхом на животном, что было вызвано большим стечением народа. Таким образом, здесь имеется в виду либо основной обход Каабы (таваф аль-ифада), либо прощальный обход Каабы (таваф аль-вада’), а Аллаху это ведомо лучше. [184] Этот хадис также был передан от Ибн Аббаса. В некоторых путях передачи данного хадиса сообщается, что этот вопрос был задан пророку, да благословит его Аллах и приветствует, во время возвращения из Мекки в Медину в местечке под названием ар-Рауха. Именно поэтому я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. редактора) привел вышеупомянутый хадис в конце этой книги. [185] Прим. редактора: т.е. будет ли действительным хадж ребенка? [186] Т.е. эта женщина будет вознаграждена за то, что она носила с собой ребенка (в течение всего хаджа), а также способствовала тому, чтобы ребенок воздерживался от действий, запрещенных для находящихся в состоянии ихрама, и совершил те обряды, которые совершает паломник. Ан-Навави сказал: «Аш-Шафии, Малик, Ахмад и большинство ученых использовали этот хадис в качестве довода, согласно которому хадж, совершенный ребенком, является действительным (сахих), и он за него будет вознагражден Аллахом. Тем не менее, когда ребенок достигнет совершеннолетия, он должен повторить хадж (как один из столпов Ислама), поскольку паломничество, совершенное им до совершеннолетия, является добровольным и ему не засчитывается. Об этом единодушно говорят все ученые, за исключением небольшой группы людей, которые сказали: «Хадж, совершенный ребенком, засчитывается». Это мнение противоречит мнению подавляющего большинства ученых, которые даже не обращают внимания на вышеупомянутое высказывание. В свою очередь, Абу Ханифа сказал: «Хадж, совершенный ребенком, не является действительным». Соратники Абу Ханифы сказали: «Поистине, они (т.е. дети) совершали хадж для практики, чтобы приучиться к его (обрядам). Поэтому-то они и совершали хадж». Ан-Навави сказал: «Данный хадис опровергает их (мнение)». История философской мысли знала два основных и противопоставляемых друг другу метода философствования: метафизику и диалектику. Термин «метафизика», по всей видимости, был введен в употребление Аристотелем, который так называл философию и считал ее тем фундаментом, состоящим из первых основных и незыблемых причин и начал, на котором покоится физика. Метафизическая теория породила и соответствующий метод рассуждения, основывающийся на раз и навсегда данных, незыблемых истинах – постулатах, рассматривающий объекты как неизменные и независимые друг от друга. Диалектика, противостоящая метафизике как метод рассуждения, базирующийся на признании всеобщей взаимосвязи, изменения и развития был более гибок и практичен. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |