|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ислам: основные догматы и ритуалыИслам – одна из великих мировых религий. На земном шаре насчитывается, но разным оценкам, от 1,3 млрд до 1,5 млрд мусульман. Страны с наиболее многочисленным мусульманским населением – Индонезия, Пакистан, Индия, Бангладеш, Турция, Нигерия, Иран, Египет, Ирак, Саудовская Аравия. Ислам возник в 7 веке н.э. на Аравийском полуострове. Основатель этой религии – Мухаммед (570-632). Мусульмане считают его посланцем Аллаха и пророком. Мухаммед не только основал ислам, но и создал мусульманское государство, главными городами которого были находящиеся сейчас на территории Саудовской Аравии Мекка и Медина. Экспансия исламских воинов привела уже после смерти Мухаммеда к образованию громадной империи -халифата, простиравшейся в период своего расцвета от границ Китая до границ Франции. Исламизации подверглись многие народы Кавказа, Средней Азии, Поволжья. После распада халифата крупнейшими мусульманскими государствами были Турция (Османская империя) и Персия (сейчас Иран). Ислам - одна из монотеистических религий, и главная мусульманская формула «Нет божества, кроме Аллаха» выражает главный догмат ислама – единобожие, а ее продолжение – Мухаммед – посланник Аллаха – его второй догмат. Троекратное произнесение этих слов, совокупно называемых «шахада» (свидетельство) составляет ритуал принятия ислама.
Основные догматы ислама – учение о единобожии, вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха, признание пророческой миссии Мухаммеда и предшествующих пророков (в том числе Моисея, Иисуса и др.), вера в воскресение мертвых, Страшный суд и загробную жизнь, учение об имамате (институте верховного руководства мусульманской общиной, в котором нет разделения между светской и духовной властью). Различное понимание имамата составляет главное в разделении суннитов и шиитов.
Пять главных обязанностей мусульманина – (они же столпы ислама) это 1) исповедание веры (шахада), 2) молитва (пять ежедневных молитв и совместная пятничная молитва), 3) закят (налог в пользу нуждающихся мусульман), 4) пост (один месяц в году) и 5) хадж, паломничество в Мекку.
Священная книга мусульман – Коран, считающийся «словом самого Бога», собранием божественных откровений, ниспосланных пророку Мухаммеду. Наряду с Кораном почитается Сунна, сборник хадисов (рассказов), в которых повествуется о высказываниях и поступках пророка.
Противоречия между двумя толками ислама имеют глубокую историю. Сунниты (люди сунны, второй священной книги ислама после Корана) ото «ортодоксальные» мусульмане, они составляют девять десятых всех мусульман в мире. В седьмом веке от них откололись шииты («приверженцы», «партия»), требовавшие, чтобы халифом, наследником пророка Мухаммеда, был его двоюродный брат и зять Али, и действительно Али стал халифом, но лишь четвертым по счету, и вскоре пал в бою с войсками соперника. Шииты не признали в качестве легитимных ни трех предшествовавших халифов, ни всех тех, кто был избран на этот пост после гибели Али и его сына Хусейна. Только люди из рода Али могут быть халифами, а соответственно имамами, предводителями общины правоверных – таково кредо шиитов, впоследствии расколовшихся на несколько направлений.
Единственным государством, в котором господствуют шииты, является Иран. Шииты также составляют более половины населения Ирака, значительную часть населения Ливана, Йемена и Бахрейна.
ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА (араб. хамсат уль-аркян аль-ислам) – основные предписания, обязательные для всех верующих мусульман.
1. Аш-Шахада – символ веры, свидетельствующий о том, что верующий исповедует единобожие и признает пророческую миссию Мухаммада. Произнесением шахады – Ла иллаха илла-ла ва Мухаммадун расулун ла – начинается любая молитва, любая религиозная, а иногда и светская церемония (принятие родов, обрезание, подписание свадебного контракта, обмывание покойника, закалывание жертвенного животного и прочие бытовые обряды, а также государственные мероприятия и официальные речи). Первоначально шахада была боевым кличем, который выкрикивали воины Мухаммада, нападая на неприятеля.
Аш-Шахада содержит в себе два основных догмата ислама: 1. исповедание единобожия, монотеизм. 2. признание божественной миссии Мухаммада.
2. Молитва (см. НАМАЗ) (салят – араб., намаз – перс.). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершить молитву в определенное время, в соответствии с установленным ритуалом. До совершения ритуала молитвы следует выполнить обряды очищения (ат-тахара). Тахара включает в себя действия, цель которых – достижение обрядовой чистоты. В нее входят «тахара внутренняя» – очищение души от неблаговидных помыслов, греха или гнева и «тахара внешняя», предполагающая очищение тела, одежды, обуви, жилища и т.д.
Молитву можно совершать в любом месте, но в пятницу, особенно мужчинам, рекомендуется присутствовать на совместном намазе в мечети.
Если время молитвы застигает человека в пути, ему для ее совершения следует, кроме вышеперечисленных омовений, найти киблу (направление на Мекку). Обычно, если мусульманин находится в пути и не может точно определить киблу по солнцу, он ориентируется на ближайшую мечеть. Затем следует расстелить коврик для молитвы (араб. саджад или турецк. намазлык), а при его отсутствии – чистую ткань или бумагу без нанесенных на ней типографских знаков. Коврик как бы отделяет молящегося от внешнего мира. Затем молящийся читает первую суру Корана «аль-Фатиха», которая у мусульман занимает такое же место, как «Отче наш» у христиан.
Ислам также признает добровольные молитвы (араб. мунаджат). Такие молитвы считаются богоугодными, но не обязательными.
Молитва не засчитывается, если она была прервана, или если у человека появились какие-либо болезненные проявления.
3. Паломничество (араб. аль-хаджж). Мечтой каждого мусульманина является паломничество в святые города ислама Мекку и Медину. В иерархии исламских принципов аль-хаджж стоит на третьем или четвертом месте (в зависимости от страны). Коран считает посещение Мекки и Медины долгом каждого мусульманина. Хаджж приурочен ко времени праздника жертвоприношения – ид аль-адха (араб.) иначе курбан-байрам (тюрк.), одного из двух главных праздников ислама.
Этот праздник связан с легендой, согласно которой главное святилище мусульман Кааба было построено Адамом, разрушено во время потопа, но восстановлено Авраамом и его сыном Исмаилом (см. ИСМАИЛ). Хаджж начинается на 7-й день месяца зу-ль-хиджж в Мекке, а праздник отмечается через три дня, не только в долине Мина около Мекки, но и повсеместно в мусульманских странах.
Паломничество – один из самых древних арабских обрядов. Исламские источники относят начало совершения паломничества к эпохе Авраама. Об этом говорится в Коране: «И возвести среди людей о хаджже: они придут к тебе пешком…» (Коран, сура 22:23). Изначально паломничество приурочивалось к ярмарке, которая для бедуинов была большим событием. В своем нынешнем виде хаджж существует со времени пророка Мухаммада, то есть более 1300 лет. Сам Мухаммад совершил свое последнее («прощальное») паломничество в 632.
Так же как и все другие религиозные обязанности мусульман, хаджж строго регламентирован. Хаджж не может совершить человек, не прошедший обрезание. Если человек не здоров, то он может послать вместо себя заместителя (вакиль аль-хаджж). Однако пожилые люди редко обращаются к такой практике, ибо смерть во время хаджжа предполагает, что мусульманин будет похоронен близ святых мест. Женщины могут совершить хаджж только в сопровождении мужчин.
Наряду с великим паломничеством (хаджж) существует и малое – умра, которое можно осуществить в другое время года. Малое паломничество, также как и посещение Медины, считается делом богоугодным, но не равноценным великому паломничеству.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |