АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система бессознательного

Читайте также:
  1. A) прогрессивная система налогообложения.
  2. C) Систематическими
  3. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  4. I. Суспільство як соціальна система.
  5. I.2. Система римского права
  6. NDS і файлова система
  7. WAIS – информационная система широкого пользования
  8. X. Налоги. Налоговая система
  9. А. Система потребностей
  10. Автоматизированная система обработки данных правовой статистики
  11. Автоматизированная система управления запасами агрегатов и комплектующих изделий (АС “СКЛАД”).
  12. Автономная (вегетативная) нервная система

А) Прилагательное "бсз" иногда используется для обозначения совокупности содержаний, не присутствующих в актуальном поле сознания — в "описательном", а не в "топическом" смысле слова, т.е. вне разграничения содержания систем предсознательного и бессознательного.

 

Б) Бсз в "топическом" смысле слова было определено Ф. еще в первой теории психического аппарата: бсз состоит из содержаний, не допущенных в систему "Предсознание-Сознание" в результате. Основные черты бсз как системы (Бсз) сводятся к следующим:

а) содержания бсз являются "репрезентаторами" влечений;

б) эти содержания управляются особыми механизмами первичных процессов, а именно сгущением и смещением;

в) содержания бсз, сильно нагруженные энергией влечений, стремятся вернуться в сознание и проявиться в поведении (возврат вытесненного), однако они способны найти доступ к системе Псз-Сз лишь в результате компромиссов, будучи искажены цензурой;

г) чаще всего подвергаются фиксации в бсз детские желания.

 

В) Во второй фрейдовской топике термин "бсз" используется чаще всего как прилагательное. По сути, бсз здесь — это уже не атрибут какой-то особой инстанции: это слово относится как к Оно, так отчасти и к Я и Сверх-Я. Отметим, однако:

а) что признаки, присущие бессознательному в рамках первой топики, могут быть отнесены и ко второй топике;

б) Что разграничение между псз и бсз, которое уже не подкрепляется межсистемными различиями, сохраняется на внутрисистемном уровне и Сверх-Я являются отчасти псз, отчасти бсз).

 

Большая часть психического содержания, отражающая инстинктивные влечения никогда не была сознательной и остается такой в течение всей жизни человека. Некоторые бзс. представления могут переходить в сферу сознания, а какая то часть бзс. содержания является нам замаскированной, прорываясь в виде ошибок, оговорок, сновидений и болезненных симптомов.

Сновидение – царская дорога к познанию бессознательного. В сновидениях мы видим действие первичного процесса в бсз.

Механизмы работы бсз.:

- визуализация (обращение мыслей в слова)

- смещение

- сгущение

- вторичная переработка

 

4. Понятие и функции сознания в психоанализе.

Согласно метапсихологической теории Фрейда, сознание есть функция определенной системы — Восприятие-Сознание (Вс-Сз).

Сознание играет важную роль в динамике конфликтов (сознательное избегание неприятного) и в динамике лечения (границы и функции осознания); однако в ходе защитного конфликта не может считаться одним из полюсов. Ф. считал сознание фактом индивидуального опыта, доступным непосредственной интуиции, и не пытался дать ему какое-то другое определение. Сознание дает нам лишь неполную картину наших психических процессов, большей частью бессознательных;

Уже в первой метапсихологической теории Ф. содержатся два важных утверждения: с одной стороны, Ф. уподобляет сознание восприятию и видит его сущность в способности воспринимать чувственные качества. С другой стороны, он доверяет эту функцию Вс-Сз отдельной системе, независимой от других психических механизмов и управляемой чисто количественными принципами.

Сознание — это субъективный аспект той части физических процессов в нервной системе, которая связана с восприятием. Поначалу "между восприятием и внешней реальностью существовало равенство" (Id). Сознание психических явлений неотделимо от восприятия качеств: сознание есть не что иное, как чувственный орган восприятия психических качеств. Сознание воспринимает состояния напряжения, связанные с влечениями, и состояния разрядки возбуждения, выступающие в виде качеств удовольствия — неудовольствия. На протяжении всего своего творчества Ф. придерживался теории, утверждающей зависимость осознания мыслительных процессов от их ассоциаций со словесными остатками. Определить топикусознания нелегко: сначала Ф. помещал ее на "верхних этажах системы", однако вскоре тесная связь сознания с восприятием заставила его сдвинуть ее на границу между внешним миром и мнесическими системами. Это пограничное положение задает будущее место Я. В и Оно" Ф. трактовал систему Вс — Сз как "ядро": это часть Оно, измененная прямым воздействием внешнего мира при посредстве Вс — Сз.

С точки зрения экономической Ф. высказал предположение, что энергия внимания - это энергия, порождаемая Я или же системой Вс и направляемая определенными качественными признаками сознания. Сосредоточив внимание на мыслительных процессах, можно управлять ими более тонко, нежели это способен делать принцип удовольствия в одиночку.

Наконец, с точки зрения динамики, отметим некоторое изменение во взглядах Ф. по вопросу о роли сознания в защитных процессах и о действенности лечения:

1) в раннем психоанализе вытеснение, например, рассматривалось как намеренное отвержение на уровне, близком к вниманию. Возрастание интереса к бессознательным аспектам защиты и сопротивлениям привело Ф. к переосмыслению понятия Я и построению второй теории психического аппарата.

2) важным этапом этих изменений были метапсихологические сочинения (1915), в которых Ф. утверждал: "...осознанность, единственный признак психических процессов, данный нам прямо и непосредственно, ни в коей мере не способен стать критерием различения между системами". Доступа в сознание еще недостаточно для определения места того или иного содержания в системах псз или бсз.

3) Ф. подчеркивал, что сообщить больному толкование той или иной бессознательной фантазии, даже и вполне точное, совершенно недостаточно для общей перестройки его психики и поведения. Осознание само по себе не приводит к включению вытесненного в систему предсознательного: его необходимо дополнить устранением сопротивлений, мешающих системам предсознательного и бессознательного сообщаться между собой. Именно проработка обеспечивает, в конечном счете, доступ психических содержаний в предсознательное.

 

5. Психоаналитические системы.

При изложении своей концепции ПА Ф. чаще всего называет его части или структуры «системами» или «инстанциями». Первым было введено понятие системы; Ф имел ввиду, прежде всего, психическую топику, понимаемую как последоват. ряд устройств, через которые проходит возбуждение. Понятие инстанции было введено в Топической системе, как синоним системы.

Инстанция – в рамках фрейдовской топики и динамики – та или иная подструктура ПА.

«Система» относится к топике, а «инстанция» - и к топике, и к динамике. Структурная теория - попытка объяснить с помощью опреде­ленной модели устойчивость, организацию и взаимодействие частей психическо­го аппарата.

Наиболее известной являет­ся трехкомпонентная модель, предложенная Фрейдом в 1923 году, хотя его более ран­нюю топографическую теорию, равно как и конструкции других аналитиков, также можно рассматривать как структурные.

Трехкомпонентная теория была разра­ботана Фрейдом из-за несоответствия и ограниченности топографической модели при объяснении некоторых клинических данных. До 1923 года интрапсихический конфликт понимался как несогласован­ность между сознательной частью психики и бсз. Обнаружив, что психическая за­щита от влечений также действует бессоз­нательно и что бсз чувство вины проявляется в различных клинических состояниях (негативная терапевтическая реакция, меланхолия), Ф. представил новую теорию. Психику можно подразделить на три составные части Я, Оно и Сверх-Я.

Оно состоит из психических репрезен­тантов обоих инстинктивных влечений, либи­до и агрессии, и отображает направленные на поиск удовольствия мотивы психической жизни индивида.

Структура Я, развивающа­яся, из системы Оно, является более интегрированной и органи­зованной. Я регулирует проявление влече­ний, противостоит им и является посредни­ком между ними и требованиями внешнего мира. На основе Я развиваются компро­миссные образования в виде симптомов, фантазий, сновидений. Если желания стано­вятся неприемлемыми для Сверх-Я, либо слишком опасным для Я, функции Я могут принимать форму механизмов защиты. Ф. полагал, что с разрешением эди­пова комплекса в качестве части Я форми­руется третья составная психического аппа­рата, которую он назвал Сверх-Я.

Сверх -Я представ­ляет собой интернализацию родитель­ских установок и ценностей в виде совес­ти, призванной контролировать сексуаль­ные и агрессивные влечения эдиповой фазы. Хотя в системе Сверх-Я присутству­ют элементы доэдиповой и послеэдиповой фаз, основной вклад в нее вносит эдипов период.

Таким образом, структурная теория описывает состояния психики после разре­шения эдипова комплекса.

Широкий круг психоаналитиков проявил большой клини­ческий интерес к нарциссическим состоя­ниям и феноменам, связанным с процесса­ми сепарации-индивидуации, что привело к разработке иных моделей психики, учитыва­ющих подобный аналитический опыт. Од­нако для большинства современных анали­тиков трехкомпонентная модель остается наиболее приемлемой парадигмой для формулировки и применения психоаналитической теории, поскольку она хорошо объясняет интрапсихические конфликты.

 

6. Метапсихология

Метапсихология (буквально — 'за психологией)'

Метапсихология разрабатывает совокупность концептуальных моделей, более или менее удаленных от опыта, например, изобретает идею психического аппарата, подрасчлененного на несколько инстанций и т.д.

Термин «метапсихология» был использован З. Фрейдом в 1896 г. за два месяца до того, как он ввел в научный оборот понятие «психоанализ». В письме берлинскому врачу В. Флиссу от 13 февраля 1896 г. он писал, что продолжает заниматься «психологией, точнее, метапсихологией». Фактически, Ф. говорил о поиске новых идей, способствующих пониманию природы психических заболеваний и закономерностей протекания психических процессов.

Работая над книгой «Толкование сновидений», З. Фрейд неоднократно сообщал В. Флиссу о том, что ему приходится иметь дело с метапсихологическими проблемами, понимание и решение которых требовало от него значительных умственных усилий. Ему представлялось, что положенная им в основу понимания сновидений теория осуществления желаний имела «не психологическое решение, а биологическое - или, скорее, метапсихологическое решение».

В научную литературу термин «метапсихология» был введен З. Фрейдом в его работе «Психопатология обыденной жизни». На протяжении последующих более 10 лет в работах Ф. не встречался термин «метапсихология». Однако в 1915 году он начал интенсивно работать над обобщением своих предшествующих психоаналитических концепций и предпринял попытку создания общей теории невротической и нормальной психической деятельности человека. (хотел написать книгу «Введение в метапсихологию» или «Вводные эссе по метапсихологии») написал 5 работ - «Влечения и их судьбы», «Вытеснение», «Бессознательное», «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях», «Печаль и меланхолия».

В работе «Бессознательное», З. Фрейд предложил «назвать метапсихолгическим такое описание психологического процесса, при котором нам удается описать этот процесс с динамической (переход из одной психической системы в другую), топической (по месту расположения), экономической (оценка количества возбуждения и распределение психической энергии) точек зрения.

Динамический подход постулирует нали­чие в психике направленных психических 'сил', каждая из которых имеет источник, величину и объект. Этот подход дает воз­можность теоретических рассуждений о побуждении и конфликте (например, между инстинктивными влечениями и ограниче­ниями).

Экономический подход предполагает распределение в психическом аппарате психической энергии, для рассмотрения чего предлагаются теоретические рассуждения о возбуждении и формах и природе разряд­ки.

Структурный подход постулирует, что повторяющиеся и стойкие психические феномены обретают в психике более или менее организованную репрезентацию и что можно охарактеризовать природу этих репрезентаций

Последующее развитие п/а сопровождалось двойственным отношением психоаналитиков к фрейдовской метапсихологии. В современном психоанализе до сих пор продолжаются дискуссии, связанные с фрейдовским пониманием метапсихологии.

Вместе с тем следует иметь в виду, что сам З. Фрейд придавал важное значение метапсихологии. Он говорит об этом в работе «Конечный и бесконечный анализ», являющейся своего рода духовным завещанием для психоаналитиков.

 

7. Принципы функционирования психического аппарата.

Говоря о пса, Фрейд подразумевал

1) особую структуру, внутренний склад психики. Сосуществование внутри психическо­го аппарата различных систем не следует понимать в анатомическом смысле, например в духе теории мозговых локализаций. Речь идет лишь о том, что возбуждения определенным образом упорядочены, обусловлены местом различных (психических) систем.

2) слово "аппарат" связывается в нашем сознании с особой задачей, а значит, с работой. Фрейд прибегает здесь к аналогии с рефлекторной дугой, по которой полученная энергия передается целиком и полностью: "

Принцип постоянства – по Ф.основопологающий принцип работы пса.

Пса стремится поддерживать имеющееся в нем количество воз­буждения на возможно более низком и устойчивом уровне. Постоян­ство достигается, с одной стороны, разрядкой уже имеющейся энергии, с другой — избеганием всего того, что могло бы усилить возбуждение и вызвать защитную реакцию.

Принцип постоянства тесно связан с принципом удовольствия, поскольку неудовольствие, с точки зрения экономической,— это субъективное восприятие возрастающего напряжения, а удовольствие — восприятие убывающего напряжения. В 1920 г., в работе «по ту сторону принципа удовольствия» Фрейд четко сформулировал принцип постоянства.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)