|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Достаточно хорошая мать, нормальная материнская болезньХ. Кохут определяет Самость как связное в пространстве, продолжительное во времени единство. Самость можно рассматривать либо как ментальную структуру, сверхорганизующую по отношению к инстанциям психики – Ид, Эго и Супер-Эго, либо как содержание этих инстанций. - Период фрагментированной Самости - в самом раннем возрасте младенец переживает примитивное (фрагментированное) восприятие себя, когда каждая телесная часть, каждое ощущение, каждое ментальное содержание воспринимается как принадлежащее Самости. - Период виртуальной Самости –в этот период окружающие ребенка люди переполнены не всегда объективно адекватными ожиданиями и фантазиями о том, какой ребенок сейчас и каким он будет, что он переживает, чего он хочет. Ребенку предлагают заботу, игры, способ общения исходя из субъективных представлений матери о том, что ему сейчас надо, в чем заключаются его потребности и желания. - Этап архаической ядерной Самости, переживаемой ребенком как нечто цельное, происходит при наличии двух взаимовлияющих факторов – описываемого процесса слияния фрагментированной Самости как отражения генетической базы ребенка и виртуальной Самости как реакции социума на его проявления. - этап ядерной самости (в середине второго года) Мать, в ходе общения с ребенком, поощряет его к проявлению определенных форм самовыражения и негативно реагирует на другие, подталкивая ребенка усиливать и сохранять то, что вызывает ее положительную реакцию. На психику взрослого человека, будут в большей степени влиять форма и содержание собственной родительской ядерной Самости, чем реализуемая стратегия воспитания. Другими словами, не так важно, что родители делают для влияния на характер Самости ребенка, как то, чем родители являются. Из вышесказанного становится ясно, что формирование гармоничного ядра Самости возможно только в эмпатической среде психического взаимопроникновения. Штерн описывает четыре вида самосознания, каждый из которых будет относиться к разным видам самоосознания и социальной соотнесённости. Однажды сформировавшись, каждый вид самосознания остаётся и продолжает функционировать на протяжении всей жизни. Каждый вид самосознания продолжает развиваться и сосуществовать с другими. 1.Сознание появляющегося «я» (до 2-хмес ) -Чувство появляющегося я является процессом, с которого начинается жизнь. Ощущение – это то, что появляется из сети установленных связей, и мы можем назвать область, в которой действует сознание появляющегося я, «областью появляющейся соотнесённости». 2.Сознание Ядерного «я» (2-6 месяцев)- Сознание ядерного я» является позицией, которая строится на действии множества способностей, и когда эта структура формируется, субъективный социальный мир меняется, и межличностные переживания проявляются в другой форме - форме «ядерной соотнесённости». Младенец сознаёт, что он и мать физически раздельны 3. Сознание субъективного «я» (7-15 месяцев) - у младенца появляется третья организующая субъективная точка зрения на себя-и-других, которая включает в себя сознание того, что «я», равно как и «другой», представляет из себя кладезь личного опыта и личных знаний. 4. Сознание вербального «я», (от 1.5 лет) - В его арсенале появляются местоимения «я», «мое», появляются способности к эмпатии, что говорит о том, что ребенок способен представить себя на месте другого. Формируется поло ролевая идентификация и сознание своего объективного Я.
23. Личность и культура с точки зрения селф-психологии Селф-психология в первую очередь рассматривает организацию психики индивида в единое, непрерывное целое субъективное "Я" как фундаментальную, а установление стабильных отношений между "Я" и его окружением, поддерживающих целостность и единство "Я", считает основной задачей индивидуального развития. Д.Винникот считал, что ребенок рождается с богатым унаследованным потенциал ом, который будет развиваться и проявляться, если раннее окружение будет этому способствовать .Окружение будет облегчать развитие ребенка, содействуя его врожденному потенциалу. Взаимодействие позволит этому потенциалу обнаружиться и развиться. Окружение и ребенок составляют некое изначальное единство. Некая неделимая связь с материнским объектом, который обеспечивает развитие потенциала, медленно подводя ребенка к независимости. Если первичный объект не справляется, то происходит разрыв ощущений непрерывности существования ребенка. А эта непрерывность является по мнению Д.Винникота основой для формирования психики. Эта непрерывность не стационарна, она находится в движении. Младенец нуждается в своих ранних объектах для того, чтобы интегрироваться, чтобы пребывать в собственном теле и чтобы иметь контакт с реальностью. Эти потребности воспринимает материнский объект и удовлетворяет их с помощью специфических функций, речь идет о потребностях, а не о сексуальных желаниях. Потребности самости – непрерывность, интимность, взаимность.. А инстинктивные желания атакуют ребенка периодически. Если ребенок решит задачи в отношении самости, он с большей гармонией и без патологии сможет справиться с требованиями инстинктов. Х.Кохут –структура самости формируется в матрице отношений с ранними объектами, которые называются объектами самости. Постепенно использование объектов становится не так необходимо. Процесс интернализации начинается тогда, когда разочаровывание происходит достаточно постепенно и безболезненно. Этот процесс Кохут наз преобразующей интернализацией. Отличительная черта объектов самости является то, что они катектируются нарциссическим либидо, а не объектным. Кохут разделял эти два либидо. Структура самости развивается постепенно на протяжении первых этапов жизни. Если преобразующая интернализация произошла, то ребенок становится более автономным от своих объектов самости. Для этого необходимо пройти два логических этапа: а) переживание удовлетворения потребности своих потребностей со стороны объектов самости. б) оптимальное разочарование в объекте(переносимая фрустрация для ребенка, которая происходит в подходящий момент и время). Преобразующая интернализация способствует формированию первых структур самости, что приводит к чувству собственной ценности и уверенности в себе. Если все этапы были пройдены без травматических разрывов, самость будет связной, жизненной и гармоничной. Сопоставляя социальную среду и ценности эпохи, когда возник психоанализ, современной эпохе, Х.Кохут утверждал, что в настоящее время актуальна потребность в близких и похожих на нас других людях, в понимании и присутствии значимых объектов.
24. Концепция переноса в работах Х.Кохута Кохут (1913-1981) презид. Американской психоаналитич. Ассоциации, основатель нового направления – теория психологии самости. Термин «Перенос»,- (метапсихологическое определение Фрейд 1900г) Кохут на основании исследований пришел к выводу, что неврозом переноса не ограничиваются все виды переноса. Он открыл: нарциссические виды переноса, описал их и разработал технику работы с ними. Невроз переноса, будучи объектным переносом обнаруживается более явно в контексте отношений, обнаружение нарциссического переноса требует большей чувствительности аналитика, чем обнаружение объектного переноса. Нарциссический перенос и контрперенос связаны с сильнейшим чувством стыда, в том числе стыда их обнаружения. Это не просто что-то о чем «неудобно говорить», как в случае инфантильной сексуальности, обнаруженной Фрейдом. Это архаичный стыд. Кохут считает – нарциссическое либидо остается у каждого нормального человека и имеет свои стадии развития параллельно стадиям развития объектного либидо. Стадии нарциссического либидо а) фрагментированная самость(до полугода, т.е. до окончания симбиотической стадии, по Малер, по Фрейду до становления целостного телесного Я в оральной стадии развития); б) архаичная грандиозная самость (примерно до 5 лет, т.е. при завершении конфликтов амбивалентности в диадических и триадических отношениях- по классификации Малер, по Фрейду- по завершению эдипова конфликта); в) зрелый взрослый нарциссизм (всю жизнь явл. основой творческой креативности у зрелой личности по Винникотту) Нарциссический перенос актуален для лечения пограничной и психотческой патологии. Кохут выделял первичные (психозы, пограничные нарушения, зависимости) и вторичные (нарциссические) расстройства личности и неврозы. Кохутом были разработаны технические особенности работы с нарциссическим переносом. Главным правилом являются отсутствие интерпритаций нарциссического переноса. Он должен вырасти, развиться и созреть в отношениях пациента с аналитиком. При эффективном анализе нарциссический перенос завершает свою эволюцию, и большая его чась превращается в объектный невроз переноса. Можно сказать, что для Кохута субъект располагает «трансферентным капиталом», который имеет два источника а) дефицит, обусловленный отсутствием или недостатком эмпатии со стороны первичных объектов самости. б) эдипальный конфликт (Эдипальная фаза является нормальной фазой развития, при прохождении, которой можно избежать патологии, в то время как эдипов комплекс является патологией, которая может возникнуть при прохождении этой фазы развития. Если ребенок развивался в нормальных отношениях со средой, ребенок пройдет через нормальную эдипальную фазу.) Зеркальный перенос — Если аналитик занимает соответствующую позицию и не вмешивается, первичный зеркальный перенос установится у анализанда спонтанно. Идеализирующий перенос - Этот тип переноса обнаруживается в виде 'замаскированного' восхищения аналитиком, его поведением, оценками и т.п. В качестве другого проявления здесь может выступать защита от подобного восхищения, выражающаяся во враждебно-критической позиции по отношению к аналитику. Перенос по типу "второе Я', или близнецовый перенос, При анализе пациент отождествляет себя с манерами, высказываниями и даже внешним видом аналитика. Перенос-слияние - аналитик воспринимается не как самостоятельная и независимая личность, имеющая собственный центр инициативности, а исключительно как человек, действующий под контролем пациента, как интегративная часть его Самости. Перенос креативности - особый тип, с помощью которого Кохут описывал потребности некоторых людей в слиянии с объектом-самости во время напряженных творческих поисков. 25. "Переходный объект" Д.Винникотта и "объект самости" Х.Кохута. В процессе сепарации от первичного объекта (матери) ребенок находит ее заменители, которые Винникотт рассматривал как переходные объекты. Это может быть мягкая игрушка или уголок одеяла, которые ребенок использует, когда мать недоступна (объекты, призванные заменить и символизировать мать в ее отсутствия). Ими можно манипулировать и играть, символически проигрывая в этой игре отношения с объектом. Появление «переходных объектов» говорит об образовании в психике ребенка «переходного пространства», где возможна символизация и творчество. Возраст появления переходного объекта уже с 4х месяцев. Переходный объект спасает ребенка от депрессивного состояния и помогает ребенку нетравматично переносить периоды, когда мамы рядом нет. В случае недостаточно хорошей матери переходный объект используется после 3-х лет, может приобретать качество фетиша. Переходный объект – не обязательно вещь. Объект находится в переходной области- между психической реальностью и внешним миром (произведение искусства имеют все качества переход. объекта – продолжают внутреннюю реальность индивида вовне.)
Х.Кохут – структура самости формируется в матрице отношений с ранними объектами. Х.Кохут описывает два типа объектов самости: - Те которые своими откликами (отражением) подтверждают присущее младенцу представление о своем всемогуществе, грандиозности. Он называет их отражающими объектами. - Те объекты, которыми ребенок восхищается и с которыми сливается, предоставляют ему возможность чувство успокоения, надежности и всемогущества - называют родительским имаго ( образом). Интернализуя эти объекты ребенок вбирает их идеалы.
Термин объект-самости вполне применим по отношению к поддерживающим лицам, его нужно использовать прежде всего для описания интрапсихических переживаний, отражающих различные типы взаимоотношений Самости с другими объектами. Когут различал разные объекты самости: Инфантильные объекты-самости отражают переживания нормальной поддержки Самости в раннем детском возрасте. Архаические объекты-самости предполагает патологическую потребность в функциях, обычно присущих детскому объекту-самости. Отражающие объекты-самости- "притягивая' и укрепляя ощущения значимости, целостности и положительной самооценки, поддерживают наиболее важные для индивида фантазии и представления. Идеализируемые (или идеализированны) объекты-самости обеспечивают 'слияние' с образом бесстрашной, мудрой, сильной и доброй идеализируемой личности. Соперничающие объекты-самости обеспечивают переживания, связанные с центром инициативности, действующим в направлении оппозиционного самоутверждения.
Если все этапы были пройдены без травматических разрывов, самость будет связной, жизненной и гармоничной. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |