|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Греческая проза V-IV вв. до н.э
В последней четверти V в. до н.э. возрастает значение литературной прозы, возникшей в Греции еще в VI веке до н.э. Греческая художественная проза развивалась по трем направлениям: историография, красноречие, философия. Представителями греческой художественной историографии были Геродот (484-430 - ок. 431 гг. до н.э.), Фукидид (ок. 460 - ок. 404), Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.). Помимо представленного в учебниках материала, студентам необходимо познакомиться с хрестоматийными текстами (С.446-448 по изданию Н.Ф.Дератании и Н.А.Тимофеевой Необходимо также знать значение термина “история”. Ионийское по происхождению, это слово означало “исследование” и только позднее получает значение “историческое исследование”, “повествование”. Древнейшие же произведения греческой прозы носили название “логос”, т.е. “слово”, “рассказ”. По-видимому, этот термин употреблялся для противопоставления прозаического слова поэтическому и поэзии вообще. В IV в. до н.э. в Аттике логографами называли лиц, избравших своей профессией составление речей для участия в судебном процессе. Важно обратить внимание на общность взглядов Геродота и Софокла в вопросах оценки человеческого счастья и власти божественной судьбы, оценить художественную манеру Геродота, так называемую нанизываемую речь и речь закругленную или периодическую. Говоря об оценке творчества Фукидида, студенты должны обратить внимание на требования, которые он выдвигает к историческому повествованию: максимальная точность, глубина политического анализа и беспристрастие по отношению к описываемым событиям. Приступая к рассмотрению философской прозы, нужно помнить, что в V - IV вв. в Греции создаются все основные философские системы древности и возникает специфическая форма художественного философского изложения - диалог, окончательно оформившийся в школе Сократа. ПЛАТОН (427 - 347 гг. до н.э.) - основоположник античного идеализма, автор реакционного проекта идеального государства, которое К.Маркс определил как “афинскую идеализацию египетского кастового строя”. В учебных целях творчество Платона можно разделить на три периода, как это предлагается в учебнике И.М.Тронского (С.181 сл.): I) сократический период - “Апология”, “Критон”; 2) диалоги “Пир”, “Федон”, “Федр” и другие; 3) период начиная с 60-х годов IV в. до н.э. представлен поздними диалогами, в которых ослаблен художественный момент и почти исчезает образ Сократа (“Законы”). Идеалистическая сущность учения Платона распространяется и на его эстетические взгляды. Искусство по Платону ставит своей целью “подражание” (мимесис). Но, поскольку вещи чувственного мира, как считает Платон, лишь искажение подобия вечных идей, то искусство, воссоздающее копию с копии, есть низший род познания и не все виды его приемлемы. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) во многом отошел от концепции своего учителя. Оставаясь в целом идеалистической, философия Аристотеля заключает в себе много материалистических черт. Эстетическое учение Аристотеля наиболее полно выражено в его сочинении “Поэтика” (или “О поэтическом искусстве”), в котором он полемизирует с Платоном. “Поэтика” - первое систематическое изложение теории искусства у греков. Как и Платон, Аристотель считает, что поэзия и другие виды искусства родились из “подражания”. Но смысл, который вкладывает в это понимание Аристотель, иной. Определяющий признак поэзии Аристотель видит не в форме, а в содержании и характере отображаемого. Объектом поэзии Аристотель называет человеческую жизнь, правдивое изображение которой составляет цель искусства. Вторым важным аспектом учения Аристотеля является теория катарсиса, т.е. “очищения”, толкование которого он дает в VI главе “Поэтики” в связи с определением трагедии: “Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, [подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов.” Подробнее о теории катарсиса Аристотеля и о его толковании современной наукой см. статью А.С.Ахманова и Ф.А.Петровского «Сочинения Аристотеля о поэтическом искусстве» в издании “Поэтики” Аристотеля (Аристотель. Поэтика. М.: Худож. лит., 1951), а также в учебнике И.М.Тронского (С.185). В пределах хрестоматийных текстов необходимо познакомиться с остальными отрывками из сочинений Аристотеля, касающимися учения о драме вообще и трагедии в частности. Важно помнить о том огромном влиянии, которое оказала “Поэтика” Аристотеля, создавшая основы теории искусства, на развитие европейской эстетической мысли. Знакомясь с ораторской прозой, следует учесть роль софистов в развитии ораторского искусства, которые предопределили создание науки об ораторской речи - реторику (риторику в более позднем произношении). Виднейшими представителями ораторской прозы в Греции V-IV вв. до н.э. были Лисий (459 - ок. 380 гг. до н.э.), Исократ (436 - 338 гг.) и Демосфен (384-322 гг. до н.э.).
Литература Тексты 1. Аристотель. Сочинения В 4-х т. М.: Мысль, 1976-1984. 2. Геродот. История в девяти книгах / Пер. Г.А.Стратановского Л.: Наука. 1972; М.: Наука, 1993. 3. Платон. Сочинения в 3-х Т., под ред. Лосева А.Ф. и В.Ф.Асмуса М., 1968-1971. 4. Платон. Избранные диалоги / В ст. статья В.Ф.Асмуса. М.: Худ. литер., 1965. 5. Платон. Диалоги / В ст. статья А.Ф.Лосева. М.: Мысль, 1986. 6. Фукидид. История /Изд. Г.А.Стратановский, А.А.Нейхард Боровский Я.М., Л.: Наука, 1981.
Дополнительная литература
1. Андреев Ю. В. Последний миф // Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л.: Лениздат, 1990. С. 177-218. 2. Аристотель. Об искусстве поэзии. Риторика // Аристотель и античная литература. М.: Наука, 1978. 3. Асмус В.Ф. Платон. М.: 1975. 4. Доватур А.И. Научный и повествовательный стиль Геродота. Л.: Наука, 1964. 5. Жиров Н.Ф. Атлантида: основные проблемы атлантологии. М.: Мысль, 1964. 6. Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1988. 7. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М.: Искусство, 1969. 8. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон: жизнеописание. М.: Детская литература, 1977. 9. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993. 10. Лурье С. Я. Геродот. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1977. 11. Нерсесянц В.С. Сократ. М.: Наука, 1984. 12. Панченко Д.В. Платон и Атлантида. Л.: Наука, 1990.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |