|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕУчение о человеке в структуре философского знания. Раздел философии, в котором изучается человек, называется философской антропологией. Ее основные проблемы: – в чем сущность (природа) человека, то есть какие признаки выделяют его как уникальное явление среди остального мира; – как возник человек; – как в нем соотносятся биологическое и социальное начала; – каковы основные способы человеческого бытия; – в чем смысл жизни человека; – что такое свобода и насколько она возможна; – возможно ли бессмертие. Основные стратегии осмысления природы человека. В современной философии выделяются следующие основные стратегии (традиции) осмысления природычеловека: натурализаторская, экзистенциалистская, рационалистическая и социологизаторская. В натурализаторской традиции человек понимается как элемент природы, подчиненный единым с нею законам. Но если для классической философии было свойственно понимать человека как высшую ступень природы, то, начиная с Ф. Ницше, в неклассической философии человек - это тупик природного развития. В экзистенциалистской традиции человек понимается как свободное существо, формирующее как внешний мир, так и самого себя. Для рационалистической концепции сущностью человека становится наличие у него разума, сознания. В социологизаторской концепции человек выступает продуктом не столько биологической, сколько социальной эволюции. Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Каждый из этих подходов берет за главную только одну сторону бытия человека. Необходимо сочетание этих подходов, поскольку человек – это одновременно природное, социальное и индивидуально-творческое начало. Проблема антропогенеза в философии и науке. Антропогенез – это теория происхождения и развития человека. Существует несколько данных теорий: религиозная, космическая, эволюционная, трудовая, игровая, психоаналитическая. В системе современного философского и научного знания наиболее авторитетной считается трудовая теория происхождения человека. Труд - это целенаправленная деятельность людей, преобразующих природу с помощью орудий труда. Ф. Энгельс впервые указал на особую роль труда для формирования человека и общества. Вопрос о том, почему наши человекообразные предки стали трудиться, до сих пор не имеет однозначного ответа. По мнению философа А. Гелена, предки человека стали трудиться из-за своей природной слабости и неспециализированности. Если остальные животные хорошо приспособлены к определенной среде обитания и имеют специальные органы или окраску для защиты от хищников, то человек от природы этого не имеет. Именно эта неспециализированность и обусловила необходимость труда для выживания в природе. В биологической эволюции человека генетически закрепились признаки, связанные с трудом – прямохождение, развитая рука, большой объем головного мозга. Труд определил особую форму адаптации человека в природе. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своего тела, то человек с помощью труда изменяет не себя, а саму природу, и кроме того, создает защитную социальную среду (огонь, жилище, одежду, язык, коллективные традиции, законы, системы обучения и совместной защиты и т.д.). Тем самым труд стал источником развития общества и культуры. Проблема биосоциальной природы человека. Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Все философские попытки решения проблемы биологического и социального в человеке можно разбить на три направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное. В рамках биологизаторского направления преувеличивается роль биологической природы человека. Социологизаторское направление, настаивает на первостепенной важности социальной стороны в человеке, считает, что поведение человека целиком определяется воспитанием, влиянием общества. Биосоциальное направление (или «двуединая модель» человека) выступает за диалектическое единство биологического и социального в человеке. Человек рассматривается с трех сторон: как индивид, индивидуальность, личность. Индивид – это отдельный человек с типичными признаками всего человеческого рода и своей социальной группы. Индивидуальность – это человек, взятый со стороны своих оригинальных биологических и социально-психических качеств, отличающих его от других людей.Личность –это развитое единство типичных и оригинальных биологических и социально-психических качеств, позволяющих активно включаться в общественную жизнь. Соотношение этих понятий может быть выражено формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». В философии сложилась и более объемная, так называемая триединая модель человека, рассматривающая его в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Реальный человек представляет собой неразделимое единство телесного, психического и духовного начал, каждое из которых дополняет и конкретизирует друг друга. Социокультурные модусы человеческого бытия. Основные модусы (или способы) человеческого бытия в обществе и культуре - это деятельность и коммуникация. Они вбирают в себя такие важнейшие формы бытия человека, как труд, творчество, общение, игру, любовь. Под деятельностью принято понимать способность человека к активному, целенаправленному преобразованию действительности и самого себя. Структура трудовой деятельности, описанная К. Марксом, включает следующие компоненты: субъект и объект деятельности, ее цель, средства, предмет и продукт. Непосредственной целью деятельности является необходимость удовлетворения потребностей. Творчество – это вид деятельности, создающий принципиально новые культурные явления и ценности. Коммуникация (включающая в себя общение) – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов. Игра – вид деятельности, в котором удовлетворение приносит не столько результат, сколько сам процесс. По теории К. Гросса, игра представляет собой непреднамеренное самообучение организма, особенно необходимое человеку в раннем возрасте. Философ И. Хейзинга считал игру важнейшим источником культуры. Любовь – это устремленность к глубокому взаимному слиянию с другим человеком, при котором каждая сторона сохраняет свою индивидуальность. В любовном отношении развиваются такие черты личности, как забота, ответственность, уважение. Любовь стоит у самых истоков существования человека, обеспечивает его психическую защищенность и уравновешенность. Чувство любви возникает на основе животного инстинкта, но затем оно социализируется, т.е. принимает общественные и культурные формы, свойственные данной социальной группе и исторической эпохе. Свобода и ответственность личности. Свобода - это способность и возможность действовать по своему желанию, а не по принуждению. Свобода как философское понятие имеет сложный характер. Выделяют три уровня свободы: 1) отрицание внешних ограничений («свобода от чего-то», иногда называемая «негативной свободой»); 2) ответственный выбор поступка («свобода выбора между добром и злом»); 3) свобода творчества, созидания (иногда называемая «позитивной свободой»). Виды свободы: политическая, правовая, экономическая и другие. Свобода имеет две стороны – внешнюю и внутреннюю. Степень внешней свободы зависит от внешних природных и социальных ограничений нашей деятельности (от законов природы и общества, строгости обычаев, от тяжести условий жизни). Внутренняя свобода зависит от самой личности, от ее способности думать и действовать смело, независимо. Без внутренней духовной свободы все другие ее виды не являются реальными. Так, в обществе может существовать политическая свобода, но многие люди боятся ею пользоваться. В истории философии были разные представления о возможности свободы человека. Одни философы считали, что свободы нет вообще, так как любая мысль и любой поступок определен внешним воздействием, а законы природы вообще непреодолимы. Другие выступали за абсолютную свободу. Так, экзистенциалист Ж.П. Сартр полагал, что в любой ситуации у нас есть свобода выбора внутреннего отношения к ней. На самом деле свобода – это относительное понятие. Неограниченная, абсолютная свобода действий одного человека (например, преступника) становится несвободой для других людей. Свобода превращается в несвободу, если она ничем не ограничена. Являясь основной ценностью современного цивилизованного общества, свобода тесно связана с ответственностью. Ответственность понимается как необходимое условие свободы, предполагает необходимость отвечать за сделанное перед другими людьми, будущими поколениями, обществом и природой. Проблема смысла жизни. Смысл жизни – это ответ на вопрос: для чего живет человек? Выделяют три главных подхода к решению этой проблемы: – религиозный (нужно жить в строгом соответствии с требованиями своей религии, творить добро, результатом чего станет жизнь в раю); – культурный (нужно жить в соответствии с требованиями культуры, вносить в нее свой материальный и духовный вклад, результатом чего останутся добрая память потомков или даже посмертная слава); – личностный (в жизни нет никакого заранее заданного смысла, каждый человек делает себя сам, реализует мечту о самом себе). Третье понимание смысла жизни требует нравственных ограничений: реализуй мечту о себе как совершенном существе, насколько это возможно без нарушения свободы и прав других. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества. Жизнь понимается в философии двояко: как космическое, природное явление, и как специфически человеческое. Во втором случае подчеркивается ее уникальность, свобода и наполненность по сравнению с запрограммированной инстинктами однообразной жизнью животных. В то же время жизнь человека – воплощенное противоречие, в ней соединяются свобода и необходимость, счастье и страдание. Коренной философской проблемой всегда был вопрос о жизни и смерти. Философы-экзистенциалисты считали, что только смерть придает жизни смысл и значение. Осознание неизбежности смерти заставляет человека действовать, думать о том, как прожить подлинно свободную жизнь. Смерть является логическим и практическим завершением жизни: что не имеет смерти, не имеет и рождения, а что не имеет рождения, то безжизненно. Жизнь и смерть предполагают друг друга, по отдельности их невозможно даже мыслить. Тем не менее люди издавна мечтали о бессмертии. Сейчас популярна гипотеза об информационно-полевом характере нашего сознания, которое после смерти тела сливается с мировым разумом, переходя к бестелесному, вечному существованию. Размышляя о такой возможности, философ Н. Бердяев вполне логично предполагал, что при этом земная жизнь личности полностью забывается, или не вспоминается, как мелкая и неинтересная. Но тогда это аналогично смерти – ведь что мне до бессмертия души, если она забудет мое земное «Я»? Популярна также гипотеза о возможности научного преодоления смерти. Что, если наука «вылечит» нас от смерти, постоянно обновляя клетки тела? Тогда Земля будет переполнена заповедниками для «вечных стариков», которые по своим знаниям и умонастроению будут недовольны новым. Сознание людей консервативно, а общественная жизнь ускоряется. Такая вечная жизнь равносильна социальной смерти и принесет только страдание.
Основные понятия Антропогенез –теория происхождения и развития человека. Антропология философская – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру. Духовность – гуманистическая ориентация сознания, высший культурный слой социального. Индивид – отдельный человек с типичными признаками всего человеческого рода и своей социальной группы. Индивидуальность – человек, взятый со стороны своих оригинальных биологических и социально-психических качеств, отличающих его от других людей. Личность –развитое единство типичных и оригинальных качеств, позволяющих активно включаться в общественную жизнь. Отчуждение –процесс, характеризующийся превращениемдеятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Свобода – способность человека к ответственному действию в соответствии со своими побуждениями, интересами и целями, а не под внешним принуждением. Социализация –процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Человек – высшая ступень развития живых существ; субъект культуры и деятельности, осуществляемой на основе таких важнейших признаков и свойств, как труд, сознание, язык, творчество и свобода. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |