|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Именной словарь-справочник. Боден Жан (1530 – 1596) – французский политический мыслитель и правоведБоден Жан (1530 – 1596) – французский политический мыслитель и правовед. В работе «Метод лёгкого изучения истории» (1566) и «Шесть книг о государстве» рассматривал развитие исторического процесса, возникновение и становление государственных институтов в различных климатических условиях. Боден первый в истории политической мысли дал толкования суверенитета как важнейшего признака государства. Суверенитет или право творить и проводить в жизнь законы принадлежит государству по определению. Государство – обладатель верховной политической власти как внутри своей собственной страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет не зависит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их. Гоббс Томас (1588 – 1679) – английский философ и политический мыслитель. Гоббс определял государство как «искусственное тело» продукт человеческой деятельности, а не божественное установление. Государство возникло на основе «общественного договора» из «естественного состояния», когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех». В результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивающие свободу, были перенесены на государя (или государственные органы), на которого была возложена функция охраны мира и благополучия граждан. По мнению Гоббса, общественный договор одновременно приводит к возникновению общества и государства. Общественный договор представляет собой объяснение каждого с каждым; это договор, посредством которого масса, толпа превращается в организованное общество и образует единое лицо. Так возникает государство – новое лицо, «воля которого в силу соглашений многих людей считается за волю их всех, с тем, чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты». Макиавелли Николо (1469 – 1527) – итальянский политический мыслитель. В работах «Государь» (1513), «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (1532), он выступил против средневековой концепции божественного предопределения государства и политики, выдвигая идею объективной исторической необходимости и закономерности, которую он называет fortuna (судьба). Но судьба не определяет фатально все поступки людей. Кроме неё основой политики он называет virtu – личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть. Макиавелли вводит новое политическое понятие – stato (государство), не конкретное государство, страна, власть, а политическая форма общества в целом. В отличие от представлений средневековья, Макиавелли утвердждал, что государство постоянно меняется, а направленность изменений определяется соотношением борющихся сил – аристократии (дворянства) и народа. Массы не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать, напротив, стремится властвовать и порабощать народ. Формы государства Макиавелли рассматривал, как и Аристотель, в зависимости от числа правителей и цели государства. Отсюда правильные, целью которых является благо людей и величие государства (монархия, аристократия и демократия) и неправильные (тирания, олигархия и «распущенность»), где правители заботятся только о своих интересах и попирают законы. Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота, но не по воле Бога, а в связи с закономерным повторением определённых ситуаций и соотношением борющихся сил. В «Государе» Макиавелли пытался сформировать правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства, когда в народе не развиты гражданские добродетели для достижения политической цели, допустимы все средства, и политику, политические деления нельзя судить с нравственных позиций. Локк Джон (1632 – 1704) – английский философ и политик, родоначальник либерализма. Возражая учениям Т. Гоббса об абсолютном, неограниченном характере государственной власти, Локк доказывал, что основной обязанностью государства, возникающего на основе общественного договора, является соблюдение «естественного права», защита личной свободы и частной собственности граждан. Согласно его взглядам, государство получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества – реализовать свои гражданские права и, прежде всего, право владеть собственностью. В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы». Нельзя достичь блага всех, если не обеспечить посредством законов свободы каждому. Для поддержания режима свободы, реализации «главной и великой цели» политического сообщества непременно, по Локку, требуется, чтобы публично-властные полномочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту. Компетенция претворить законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть). Гроций Гуго (1583 – 1645) – голландский юрист, историк, государственный деятель. Согласно его взглядам, государство и право имеют не божественное, а земное происхождение. В своих работах «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право, право народов, а также принципы публичного права» (1625), «О древности и строе Ботавской республики» (1610) он утверждал, что присущая человеческой природе разумная общительность, а также проистекающая из требований естественного права справедливость и польза находят своё необходимое выражение в государстве. «Государство – есть современный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы». В «естественном состоянии», когда отсутствовала частная собственность, люди пребывали в «великой простоте», находясь между собой в «чрезвычайной взаимной приязни» и пользовались «общностью имущества». Постепенно люди стали заниматься разными ремёслами и искусствами, вести более изысканный образ жизни. Появились и развились человеческие пороки. Произошёл переход от первобытной общности имущества к распределению сначала движимых, а затем недвижимых вещей. Ослабли справедливость и взаимная приязнь, «вследствие чего ни в труде, ни в потреблении плодов не сохранилось должного равенства». Люди объединились в государство добровольно, а не по Божьему повелению, «убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведёт своё происхождение гражданская власть». Т.е. государство рассматривается как соглашение большинства против меньшинства, союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |