АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Именной словарь-справочник. Кистяновский Богдан Александрович (1868 – 1920) – русский юрист, правовед

Читайте также:
  1. Именной словарь-справочник
  2. Именной словарь-справочник
  3. Именной словарь-справочник
  4. Именной словарь-справочник
  5. Именной словарь-справочник
  6. Именной словарь-справочник
  7. Именной словарь-справочник
  8. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
  9. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
  10. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Кистяновский Богдан Александрович (1868 – 1920) – русский юрист, правовед. Одна из главных тем его научного творчества – правовое государство, которое он считал высшей формой, выработанной человечеством. Правовое государство – это, прежде всего, ограниченность власти признанием за личностью неотъемлемых, неприкосновенных прав. Характерными признаками правового государства являются: безличность и абстрактность власти, ее престиж, авторитет, традиция, привычка, сила, нравственное оправдание. Нравственное оправдание – это главный признак власти, закрепленный в правовых нормах. Поэтому правовая идея, связанная с нравственным оправданием – это идея должного. Необходимо привести реальные общественные отношения в соответствие с идеей должного, т.е. с правовой идеей. Основным содержанием правовой идеи выступает свобода. Неосвоенность комплекса правовых идей русской интеллигенцией – причина того, что она полностью упустила из виду правовую природу конституционного права и тем самым продемонстрировала свое правовое убожество. Поскольку правосознание народа отражается в способности создавать организации и вырабатывать для них известные формы, постольку убожество правосознания, низший уровень правовой и политической культуры приводит к примитивному толкованию права как чисто нормативных актов, воплощением которых является государство. Но такое государство – отклонение от должного. Воплощение должного – правовое государство, которое, с одной стороны, ограничено правами личности, а с другой – обеспечивает их соблюдение. В правовом государстве народ и государство разделены не как нечто чуждое друг другу, а как стороны, основой взаимного существования которых являются общие интересы.

Новгородцев Павел Иванович (1866 – 1924) – видный русский философ, правовед, историк права, один из представителей либерализма. Обосновывая подчиненность государства праву, выводимую из идеи должного, существующей в нравственном сознании человечества, связанность государства правом понимал как воплощение нравственности, стоящей над государством, что должно опровергнуть позитивное понимание права как свода норм, указаний и предписаний. Утверждая нравственное сознание личности как источника права, связующего государство, Новгородцев тем самым как бы ограничивал его власть, предоставляя широкую свободу индивиду. Подчеркивал, что в основе правопорядка лежат, прежде всего, нравственные начала, т.е. последнее являлось началом, связующим государство.

Много внимания П.И. Новгородцев уделил «кризису правосознания», суть которого сформулировал как крушение «идеи земного рая». Стремление найти лучшую форму общественно-политического устройства, обеспечивающего человеку все блага и разрешающую все противоречия – утопия. Крушение веры в правовое государство – это крушение утопии о высшей исторической форме человеческого общежития, которая приведет людей к высшему и последнему пределу истории. Поэтому переживаемый кризис – это кризис старых понятий, старой веры, кризис, обусловленный неправильной постановкой проблемы: как рассматривать те или иные формы человеческой жизни – как средство или как цель. В действительности цель несводима к каким-то отдельным общественно-политическим формам, ибо понятие «содержание личности», из которого исходил П.И. Новгородцев, значительно шире той или иной области бытия. Для него был неприемлем как «абсолютный индивидуализм, провозглашающий личное сознание началом и концом нравственных стремлений», а на самом деле обезличивающий и опустошающий человека, так и абсолютный коллективизм, утверждающий общество в качестве бога для человека. Поэтому общественный идеал виделся в виде «принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы», или «свободного универсализма», в котором воплощаются «и равенство, и свобода, и свобода лиц, и всеобщность их объединения», который находит свое воплощение в ее бесконечном развитии и нравственном совершенствовании человека и общества.

Сперанский Михаил Михайлович (1772 – 1839) – граф, политический мыслитель, государственный и общественный деятель. Проанализировав русскую историю, сделал вывод, что Россия вполне подготовлена к принятию конституции, что нашло отражение в его «Плане государственного преобразования…», предусматривавшем переход к конституционной монархии.

Струве Петр Бернгардович (1870 – 1944) – представитель русского либерализма, общественный деятель. Либерализм Струве основывался на философской идее индивидуализма, «идее верховной ценности личности и служебного значения социального организма». Был одновременно ярко выраженным государственником, рассматривая государство как «текучее общественно-правовое отношение между людьми». В 1808 г. приходит к признанию особой, мистической сущности государства, которая заключается в том, что власть государства над людьми обнаруживается в их подчинении отвлеченной для большинства идее внешней государственной мощи, причем подчинении не внешнем, а внутреннем, моральном признании государственного могущества как общественной ценности. Таким образом, государство представляет собой подклассовую организацию, имеющую всеобщий общественный характер, стоящую выше общества. Власть «не есть просто необходимое орудие для упорядочивания общежития, средство рационального распорядка общественной жизни», она таки носит мистический характер. Струве определял власть как «орудие великой мощи государства», и в качестве такового «она держит в подчинении себе людей».

Чичерин Борис Николаевич (1828 – 1904) – правовед, философ, общественный деятель, родоначальник консервативного или охранительного либерализма. В центре внимания Чичерина – идея свободы, которую он разделил на свободу гражданскую, общественную и политическую. В обществе должно существовать равновесие между свободой гражданской и политической. Государство выражает интересы народа, общее благо. Если оно получает перевес над общественной сферой и поглощает ее, то полностью уничтожает как основы личной свободы, так и основы собственного существования. Но политическая свобода может вести не только к благу, но к конфликтам и раздору в обществе. Если необходимое государству единство не может быть установлено соглашением граждан, то следует прибегнуть к власти. Там где народ не имеет длительных традиций свободы, ее надо вводить осторожно, постепенно, т.к. неумение пользоваться ею может привести к серьезным общественным осложнениям, что справедливо для России. Ее движение к свободе должно быть постепенным и спокойным – только освоив обретенное, можно идти вперед. России нужны поэтапные реформы «сверху». А.И. Герцен называл его «Сен-Жюстом бюрократии».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)