АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия, их диалектика, виды и уровни

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  3. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  4. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  5. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  6. I. Современное состояние проблемы
  7. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  8. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  9. II. Основные задачи и функции
  10. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  11. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  12. II. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДА

 

Категория «бытие» неизменно занимает центральное место. Она по праву считается исходной и наиболее общей категорией философии, так как выражает самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события и т.п., а именно — их способность быть, прямо или косвенно проявляться, взаимодействовать и т.п. Это всеобщее свойство любого объекта, любой части реального мира и является тем, с чем, прежде всего, сталкивается человек при первых же попытках понять самого себя и окружающую его действительность.

Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философиях, истоки, возникновения которых, восходят к началу первого тысячелетия
до н.э. Так, в Ведах (первых памятниках древнеиндийской мысли) и религиозно-философских комментариях к ним — Упанишадах — содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также материалистические и атеистические представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала — огонь, воздух, вода, свет, пространство, время. Пытаясь постичь тайну бытия, мыслители Древней Индии задумывались над тем, где Солнце ночью, куда деваются звезды днем и т.п.

С момента зарождения древнегреческой философии они искали первопричину всего сущего в самой реальной действительности, определяя ее, то, как воду (Фалес) или воздух (Анаксимен), то как некое вечное и беспредельное начало, которое всем управляет, — «апейрон». Отвечая на главный философский вопрос того времени — «что есть все?», Пифагор (580—500 гг. до н.э.) сделал вывод, что «все есть число». Он впервые выдвинул идею о шарообразности Земли, которую затем поддержал и письменно сформулировал Парменид (540—480 гг. до н.э.), первый из философов, выделивший бытие как категорию и сделавший ее предметом специального философского анализа. В отличие от философов Милетской школы и Гераклита, говоривших об изменчивой природе вещей, он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия. Его онтология строится на том, что бытие, сущее определяется как нечто реальное, о котором он говорит, что оно «Есть» и противопоставляет ему небытие, несущее, давая ему название «Не есть». Мыслить можно только бытие, иначе говоря — то, что существует, есть; наряду с этим, никоим образом нельзя помыслить то, что не существует, чего нет.

Демокрит и Левкипп, говоря об атомах как о неком веществе, отождествляли их с «полным» или «твердым» бытием в противовес «пустоте» — небытию, которое, кстати, также полагали существующим.

Значительно расширил понимание бытия Платон. Он впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделял «истинное бытие» — «мир объективно существующих идей», — противопоставляя его «чувственному бытию» (как его понимали досркратики). При этом он указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании, впервые включив, таким образом, в понятие «бытие» практически все сущее.

Так, в средневековой христианской философии выделяется «истинное бытие» — «бытие Бога» и «неистинное», т.е. «сотворенное Богом бытие».

Следует различать:

- виды бытия - объективная реаль­ность и субъективная реальность,

- уровни бытия - актуаль­ное и потенциальное бытие,

- формы бытия - природное и социальное бытие.

Объективная реальность охватывает все то, что суще­ствует вне и независимо от сознания. Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганиз­мы, птицы, млекопитающие, т.е. все то, что составляет не­живую и живую природу, и, наконец, сам человек, общество образуют объективно реальное бытие. Субъективная реаль­ность - это не что иное, как сознание, мышление, духов­ный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Пережива­ния человека и его мысли, нравственные и эстетические идеалы, идеализированные мысленные конструкты (такие, как материальная точка или идеальный газ), вся духовная жизнь относятся к сфере субъективной реальности.

Следует различать актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие - все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии выделяют прежде всего бытие естественных вещей и процессов. Это - природное бытие индивидуализированных объектов и их состояний, которое иногда называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) природы искусственных вещей и процессов, созданных человеком. По мере развития человечества вторая природа оказывает все большее влияние на жизнедеятельность общества. Доминирующее значение в ней занимает техника. Бытие человека представляет собой единство физи­ческого (телесного) и духовного.

Актуальное бытие вещей и процессов природы, че­ловека и того, что создано им, содержит в себе массу не­реализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. В природе такой процесс осуществля­ется благодаря естественным законам. В обществе тоже имеются свои законы, но они проявляются только через действия людей. Подчеркнем - конкретных личностей, через судьбы которых высвечивается суть и смысл бытия человека. Жизнь, которая дана человеку, - бес­ценный дар. Историю нельзя рассматривать простой сме­ной поколений. История - это наше понимание бытия, и от того, насколько данное поколение прониклось духом бесценных открытий, находок, судеб и откровений своих предшественников и современников, зависит уровень ду­ховной и материальной культуры.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)