|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Познавательная деятельность человека и ее формы. Структура и основные закономерности познавательного процессаПознавательная деятельность - это специфическая человеческая высшая форма духовного отношения человека к действительности и ее отражения, ориентированная на получение достоверных знаний. Познавательная деятельность человека зарождается на ранних этапах становления человеческого общества в процессе практического преобразования действительности. У наших далеких предков познава тельная деятельность первоначально была неотделимой от практической, вплетенной в нее, и в силу этого именуемой «практическим познанием» (или «обыденным познанием»). Однако постепенно возникала потребность познания таких законов природы, общества, своей собственной жизни, которые выходили за пределы весьма ограниченной практики и с помощью которых можно было бы объяснить природные и социальные явления для того, чтобы успешно адаптироваться к миру, ориентироваться в нем и успешно преобразовывать ею. На начальном уровне эта потребность могла быть удовлетворена только в мифологической, а позднее в религиозной, образной и фантастической форме. В последующем по мере накопления знаний в различных областях познавательная деятельность из образно мифологической стала научно-теоретической, приобрела дифференцированный характер в зависимости от предмета познания. В реальном процессе познания в качестве предмета познания выступали и выступают, во-первых, явления природы, во-вторых, социальный мир, различные феномены общества, в-третьих, человек, его внутренний мир, мир его чувств, переживаний, мышления. Выделяют такие формы познания как мифологическое, религиозное, художественное и философское. Теория познания, гносеология, эпистемология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможности и границы познания, его формы и уровни. Основными проблемами теории познания являются: - проблема познаваемости мира, которую можно выразить в форме вопроса: "Познаваем ли мир?"; -проблема субъекта и объекта познания, -проблема структуры познавательного процесса, -проблема истины и ее критериев и др. Процесс познания включает в себя две тесно взаимосвязанных стороны: чувственное и рациональное познание. Структура любого познавательного процесса предполагает наличие в качестве компонентов чувственного и рационального. Формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие, представление. Ощущения возникают при непосредственном контакте с преметом и дают нам знания об отдельных его сторонах в соответствии нашими органами чувств, на которые он воздействует. Восприятия так возникают при непосредственном взаимодействии предмета с органам чувств, но в отличие от ощущений, формируют у нас целостный образ предмета как некую совокупность его свойств. Представление будучи чувственно-конкретным образом предмета, формируется без его непосредственного воздействия на органы чувств, на основе следов восприятия, бывших в памяти. Отрыв от непосредственного воздействия объектов реального мира, а также способность к обобщению и абстрагированию присущие человеку, создают предпосылки для формирования на основе представлений различных художественных образов, которых может не существовать в реальности (кентавр, русалка и т.п.). Высшей ступенью познания является рациональное познание или абстрактное мышление. Формами рационального познания являются: понятие, суждение, умозаключение. В понятии отражаются наиболее общие и существенные свойства предметов. Суждение представляет собой такую форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. В умозаключении из двух или больше суждений выводится новое суждение. 22.Проблема истины в философии и науке. Истина является целью познавательной деятельности человека. Истину определяют и как продукт соглашения, конвенции; и как то, что полезно, то и истинно; и как такое знание, которое не содержит в себе противоречия; и как то, что подтверждается фактами, соответствует реальности и т.д. Не случайно в мифологическом образе истина предстает как прекрасная, гордая и благородная женщина, а древнеегипетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным камнем, называвшуюся истиной. История человеческой культуры полна примерами бескорыстного поиска истины и служения ей, ибо как верно сказано, не может быть апостолом истины тот, кто не имеет смелости быть ее мучеником. Наиболее известной концепцией истины является концепция соот ветствия знания действительности или классическая теория истины, идущая от Платона, Аристотеля, а затем разрабатываемая Гегелем, Фейербахом, Марксом и др. Для этой концепции истины характерен гносеологический оптимизм, уверенность в том, что человек в состоянии осуществить адекватное воспроизведение действительности в форме знания. Позже в марксистском подходе понимание истины как соответствия знания действительности было дополнено указанием роли практики в этом процессе. Итак, истина - это соответствие наших знаний объективной действительности, которое устанавливается общественно-исторической практикой. При всей простоте и очевидности классическая концепция истины впоследствии столкнулась с немалыми трудностями. Ее сторонники исходили из того, что: -во-первых, действительность, которая является предметом познания не зависит ни от субъекта, ни от условий среды; -во-вторых, мысли, знание могут быть легко приведены в однозначное соответствие с действительностью; -в-третьих, имеется интуитивно ясный критерий, позволяющий установить, соответствует ли знание реальности; в-четвертых, истина непротиворечива. Оказалось, что реальность не дана, а задана субъекту в зависимости от его культуры, уровня знаний, чувственного восприятия и абстрактного мышления. Также была сформирована, во-первых, диалектико-материалистическая концепция истины, во-вторых, было предложено семантическое определение истины польским логиком и математиком Альфредом Тарским (1902-1984). Диалектико-материалистическая концепция истины базировалась на принципах активного отражения действительности, признания объективности истины, а также на раскрытии механизмов процесса постижения истины. Всякая истина, коль она является отражением объективного (т.е. существующего независимо от человека) мира, включает в себя содержание, которое не зависит от человека и человечества. По форме наши знания субъективны, они представляют собой продукт познавательной деятельности, человеческой активности. По содержанию же истины объективны: это содержание суть отраженная реальность, а сама эта реальность не зависит от человека. Поэтому всякая истина представляет собой объективную истину. Таким образом, постулат (принцип) объективности характеризует ее с точки зрения содержания знания. Признавать объективную истину, значит признавать, что мир существует независимо от нас, объективно, и, что наше знание способно адекватно, т.е. верно отра зить мир. Отрицание же объективной истины подрывает науку, низводя ее до простой веры, конвенции (соглашения). Если принцип объективности характеризует истину со стороны ее содержания, то механизмы процесса достижения объективной истины передаются через диалектику абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина - неполное, неточное, приблизительно верное знание об объекте. И абсолютная и относительная истины включают в себя момент объективности. Признание объективности истины приводит к выводу о том, что внутри относительной истины должна содержаться абсолютная истина. Достижение истины - длительный активно деятельностный процесс все более точного постижения объекта, проникновения в его суть, а не одновременный акт.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |