АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общество как объект познания. Специфика социального познания

Читайте также:
  1. I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  2. II. Понятие социального действования
  3. II. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
  4. II. Проблема источника и метода познания.
  5. III. ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
  6. III. «Культ личности»: противоречивость критике и обществоведческого анализа.
  7. V. Включенная объективация
  8. VII. По степени завершенности процесса воздействия на объекты защиты
  9. VII. СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ?
  10. VII.1. Вещи как объект правового регулирования
  11. VII.1. Субъект и объект познания
  12. А. Объекты авторского права

Социальное познание ориентировано на изу­чение общества в разных его измерениях, по­стижение «духа», «смысла», «ценностей», ис­торических событий и реалий. Различные социально-гуманитарные науки (социальная история, психология, культурология и др.), исследуют разно­образные проявления социальной и личностной жизни человека.

Специфика знанияв этой об­ластиопределяется, прежде всего, особенностями самого объекта познания человеческого общества, как сложной саморазвивающейся системы, являющейся не только объектом, но и субъектом познания.

Общество есть деятельность преследующего свои цели человека, который создает свою предметную среду - мир культуры, искусства, науки, техники.

Объект социального познания - разнообразные фрагменты социальной реальности.

Особенности социального знания определяются не только специ­фическими чертами объекта познания, но и особым статусом субъекта.

Общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой — это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результатами их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей.

Специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных его сторон: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).

1. Онтологическая (от греч. on (ontos) — сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений.

2. Гносеологическая (от греч. gnosis — знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем:
-каким образом осуществляется познание общественных явлений;
-каковы возможности их познания и каковы границы познания;
-роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта;
- роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании.

3. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностная — аксиологическая его сторона (от греч. axios — ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов.

Онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей.
26.Общество как развивающаяся система.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)