|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Индивид, индивидуальность, личность. Ценностные ориентации личности
Отправной позицией является понятие "индивид", характеризующее отдельного человека как единичного представителя человеческого рода. В этом смысле данное понятие синонимично понятию "конкретный человек". В общефилософском плане оно выполняет роль, аналогичную категории "отдельное" или понятию "особь" в противоположность виду. С понятием индивида связано понятие индивидуальности, которое привносит ряд дополнительных нюансов в социальную характеристику человека. Если первое понятие непосредственно характеризует представителя человеческого рода, то второе характеризует его свойства, т.е. его неповторимые черты. В качестве контрастного понятия ему противостоит понятие типичности, массовидности. По сути, каждый предмет, как показал еще Г.В. Лейбниц, не полностью похож на другие, и нельзя найти двух абсолютно тождественных камней, листьев или цветков. Но человек обладает особенно развитой уникальностью. Это своеобразие отдельных людей во многом определяется природной основой (генетическая программа, тип высшей нервной деятельности) и явственно проявляется уже в морфологии (отпечатки пальцев, форма ушных раковин и т.д В качестве примеров высокоразвитых индивидуальностей обычно называют выдающихся деятелей эпохи Возрождения (Микеланжело Буонаротти, Леонардо да Винчи, Джи-роламо Кардано и др.). Однако, будучи всесторонне развитыми, они не отличались целостностью натуры и зачастую были раздираемы трагическими противоречиями, отражающими трагизм эпохи. Индивидуальность при этом часто была связана с безудержным аморализмом (прославленный скульптор Бенвенуто Челлини не менее известен своими авантюрными поступками и преступлениями). Наиболее сложным, синтетическим по своей природе является понятие "личность". Оно может употребляться как синоним понятий "индивид" и "индивидуальность", но может также сопоставляться с понятием "общество" (иногда "коллектив"). Личность по своей сути есть человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Личность есть продукт общественного развития и вместе с тем субъект, сознательно направляющий ход событий (и с этой точки зрения личности присуща определенная автономность). Значимость личности определяется глубиной и масштабом воздействия на окружающую среду. Это предполагает умение властвовать и над собой, что требует от личности не просто развитого сознания и сильной воли, но и высокого уровня самосознания, т.е. самоанализа, самооценки и самоконтроля за своим поведением. Самосознание личности по мере его развития трансформируется в жизненную позицию, представляющую собой основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте готовность к действию. В настоящее время наиболее распространены две основные концепции личности: как набор социальных ролей и как сущностная характеристика человека. Понятие социальной роли учитывает включенность человека в различные социальные группы. Один и тот же человек может выполнять много социальных ролей: муж, отец, наставник, инициатор общественных движений, коллекционер и т.д. Количество и качество исполняемых ролей разносторонне, хотя и не исчерпывающе, характеризуют значимость личности. Вместе с тем такой подход, очень важный для прикладной социологии, все же недостаточен, поскольку роль неизбежно связана с определенной маской, которая может завуалировать подлинную сущность личности. Когда речь идет о сущностной характеристике личности, то упор делается на системную организацию ее свойств на основе некоего "ядра", в качестве которого выступают ценностно-мировоззренческие установки и самосознание индивида. Субъективно, для индивида, личность выступает именно как образ его "Я".
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |