АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диалектика и ее альтернативы в истории философии. Принципы диалектики. Закон как форма связи

Читайте также:
  1. B) Наличное бытие закона
  2. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  3. Bending strain (майысу деформациясы)
  4. bending strain (майысу деформациясы)
  5. CASE-технология создания информационных систем
  6. I. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
  7. I. Определите, какое из этих высказываний несет психологическую информацию.
  8. I. Основная форма: помешательство.
  9. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  10. I. Случайные величины с дискретным законом распределения (т.е. у случайных величин конечное или счетное число значений)
  11. I. Структурные принципы
  12. II закон Кирхгофа

Диалектика — это понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы реальности рассмат­риваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии, а конкретный предмет мысли представлен в виде органической системы, воспроизводящей условия своего существования.

Одним из первых философов древности, кто гениально преду­гадал многие стороны диалектического миропонимания и мыш­ления, был Гераклит. Каждое явление, согласно Гераклиту, — это тождество противоположностей, которые являются источником движения, изменчивости и текучести всего сущего. Первона­чально диалектика формировалась и развивалась в форме ди­алога, причем в основном стихийно.

Преодолел стихийность этого важного процесса Сократ, который начал целенаправленно осмысливать диалектику как искусство диалога. Согласно ему, диалектика — это искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных (в том числе и противоположных) точек зрения. Конечная цель диалогов — выявление смысла общих понятий — свидетельствует о том, что предмет, на который направлена диалектика, переместился из области общественных дел и процессов в сферу интеллектуальных поисков, ориентированных на осмысление мировоззренческих вопросов (о добре и зле, прекрасном и безобразном, о жизни и смерти, долге, чести и др.).

Было выработано на­иболее общее представление о структуре диалектики, включаю­щей объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика — это совокупность диалектических объективных закономерностей, действующих в мире независимо от человека. Субъективная диалектика это философская система, сово­купность принципов, законов, категорий, отражающих объек­тивную диалектику.

В зависимости от меры вклада в разработку диалектики как миропонимания и способа мышления различных философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалектики. Наиболее ранняя из них — стихийная диалектика древнегреческих философов, развивающаяся как на материалистической (Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор), так и на идеалистической (Сократ, Платон) основе. Вторая наиболее влиятельная форма диалектики — идеалистическая диалектика классической философии (И. Кант). Третья — материалистическая диалектика, основы которой заложили К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

К основным принципам диалектики относят следующие принципы:

-универсальной взаимосвязи - все объекты действительности существуют во взаимодействии и взаимной обусловленности,

-развития – существуют, претерпевая закономерные качественные и количественные изменения,

-детерминизма – они причинно обусловлены и взаимосвязаны,

-системности – наличие в мире закономерностей организации,

-материального единства мира – считается, что субстанцией является материальное единство.

Содержание философских принципов конкретизируется в системе законов и категорий диалектики.

Закон — это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.

Различают динамические и статистические законы. Динамический закон — это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние. Статистическая закономерность характеризует массу явлений как целое, а не каждую часть этого целого. Если несчастный случай должен произойти на каждом миллионе километров пути, то это не относится к каждому, кто прошел этот путь: случай может «настигнуть» человека и на первом километре.

Посредством раскрытия закономерностей, действующих в мире, достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в практику. Отраженные в мышлении закономерности составляют сердцевину любой науки. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)