АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Предмет политологии

Читайте также:
  1. I. Предмет и метод теоретической экономики
  2. I. Что изучает экономика. Предмет и метод экономики.
  3. I.ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
  4. III. Предмет, метод и функции философии.
  5. Абсаттаров Р.Б., Жалмагамбетова С.Т., Нуракишев А.А. Тесты по политологии. – А., 2004.
  6. Адміністративна відповідальність і предмет адміністративного права.
  7. Базовые понятия предметного поля социальной информатики
  8. Билет 1(Эволюция взглядов на предмет экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и экономическая политика.)
  9. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения
  10. Билет 12. Предмет социальной философии. Уровни анализа общественных отношений
  11. Билеты к экзамену по предмету «История»
  12. Бытие как предмет онтологии. Метафизическое и физическое (натуралистическое) понимания бытия.

 

Исходя из этимологического анализа слова «политология», политология – это наука о политике. Но политику изучают и другие науки – философия, история, теория государства и права. Политология имеет с ними общий объект, то есть область реальности, в данном случае часть общественной жизни, на которую направлено внимание исследователя. Отличие политологии от других наук в плане изучения политики заключается в предмете политологии.

Если объект любой науки – это часть мира, существующая независимо от исследователя, то предмет любой науки – это своеобразный «срез» объекта. В науке этот «срез» делается с помощью определенных понятий, выделяющих в объекте исследования определенные аспекты, которые представляют интерес, значимы для данной науки и никакой другой. Предмет науки – это результат абстрагирования, когда исследователь отвлекается от всего многообразия свойств изучаемого объекта, беря во внимания лишь его некоторые стороны. Различие «срезов» одного и того же объекта обуславливает то, что один и тот же объект может быть предметом разных наук.

Так весь природныймир как объект изучает­ся физикой и химией, которые находят в нем свои особые предметы исследования. Возьмем более конкретный пример. Жилой дом. Архи­тектора интересует, как этот дом вписывается в общий строительный массив, композиция его отдельных частей. Экономиста - стоимость дома в целом, строительных материалов и отдельно строительных работ, эффективность его эксплуатации, сроки окупаемости. Сани­тарного врача - уровень внутреннего и внешнего шума и т.д. Как мы видим, любой объект можно рассматривать под разными "углами", руководствуясь при этом разными целями.

В силу того, что предмет науки есть результат абстрагирова­ния, он являет собой некую теоретическую конструкцию, особенности которой зависят от того, какие понятия использованы для её соз­дания. С изменением понятий (их содержания, "набора") меняется и предмет науки. Обычно среди представителей тойили иной науки нет единства мнений относительно предмета этой науки. Вопрос о предмете науки - это тема постоянных дискуссий. Так непрерывно идут дискуссии о предмете математики, биологии, философии, политологии и других общест­венных и естественных наук. Образно говоря, среди исследователей нет единства мнения, «под каким углом производить срез» объекта науки. Спорным является вопрос и о предмете политологии.

Дискуссии о предмете политологии во многом определяются тем, что в науке нет единого мнения о самом объекте исследования – политике. Сущность политики ее границы по-разному видится различными исследователями всех обществоведческих наук.

На сегодняшний день существует три основных подхода в определении предмета политологии:

1. Политология рассматривает политику лишь под неким особым, специфическим срезом. Чаще всего имеется в виду анализ политики под углом зрения политической власти. И в качестве предмета политологии видятся закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования. Также специфика политологии видится в исследовании политических институтов, прежде всего государства. Здесь политология ставится в один ряд с другими науками, изучающими политику – политической социологией, политической психологией, политической философией.

2. Политология видится как единая наука о политике, однако включающая не все знания о политике, а лишь те, что опираются на эмпирически наблюдаемые факты, выраженные, прежде всего, в поведении людей. Из сферы политологии выводится история политических учений, политическая философия, всё, что связано с политическими идеалами, выявлением общих закономерностей в развитии политики и т.п.

3. Политология является единой, интегральной наукой о политике. Здесь речь идет о всеохватном, комплексном анализе политики, представляющем несколько «срезов» политики как объекта исследования.

Более правомерным видится третий подход. Он позволяет объединить все знания о политике, как эмпирические, так и теоретические, как факты о сущем, так и представления о должном. Интегральное видение политологии позволяет объединять усилия исследователей по-разному трактующих предмет политологии, в том числе приверженцев первого и второго подхода.

Критики подобного подхода говорят о том, что в данном случае предмет политологии становится слишком неопределенным расплывчатым. На это можно возразить следующее; определение предмета через рассмотрение политики под углом зрения только одного явления – политической власти, государства и др. также не делает предмет политологии трактуемым однозначно, ибо существуют различные понимания того, что собою представляют эти феномены.

Можно дать следующее определение политологии, в котором фиксируется ее предмет: политология есть единая интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом.

Структура политологии. В зависимости от того, как определяется предмет политологии, видится и её структура. Так как мы определили политологию как интегральную науку, то её структура понимается как совокупность различных наук.

В первую группу наук входят науки, непосредственно изучающие политику, а именно:

- политическая философия;

- учение о политических институтах;

- теория международной политики;

- политическая история.

Во вторую группу входят науки, занятые изучением взаимодействия политики с другими сферами. К этим пограничным наукам относятся:

- политическая социология;

- политическая психология;

- политическая антропология;

- политическая география и др.

В политологии выделяют также два уровня – уровень теоретических и уровень эмпирических исследований. Деление на эти уровни следует отличать от деления на фундаментальную и прикладную политологию. Если первая занята удовлетворением чисто познавательных потребностей и нацелена на развитие науки, то вторая решает практические вопросы – управление конкретными политическими конфликтами, обеспечение процесса выборов, консультирование органов политической власти и т.п. При этом фундаментальная политология может включать в себя эмпирические исследования, например изучение политических ориентаций населения, а какое-либо прикладное политологическое исследование может быть выражено в теоретическом исследовании, например, в обобщенном анализе перспектив процесса демократизации в России.

Функции политологии. Политология играет важную роль в обществе. Её основными функциями являются:

а) Описательная. Политология дает «набор» понятий, с помощью которых можно описать явления политической жизни;

б) Объяснительная. Политология показывает, с чем связаны те или иные политические явления, раскрывает их причины;

в) Теоретико-познавательная. Политология раскрывает общее и существенное в политической действительности, выявляет её закономерности, создает теоретические модели политики в целом и ее компонентов;

г) Информационная. В рамках политологии происходит накопление материала о тех или иных события политического характера, например, о деятельности определенных политических партий, государственных деятелей. Этими данными можно воспользоваться при решении тех или иных теоретических и практических проблем;

д) Образовательная. Политология как учебная дисциплина дает знания об одной из важных сторон общественной жизни – о политике;

е) Мировоззренческо-воспитательная. Политология участвует в процессе формирования мировоззрения людей, способствует формированию их ценностных ориентаций, мотивов, как внутренних побудительных сил их деятельности;

ж) Критическая. Политология способствует выявлению недостатков в организации политической жизни, в устранении старого, отжившего, мешающего прогрессивному развитию общества;

з) Охранительная. Политология, показывая закономерность, объективную необходимость существования политических институтов, важность соблюдения норм, регулирующих политическую жизнь, границы между возможным и невозможным, предохраняет общество от непродуманных экстремистских действий, подрывающих основы социального порядка;

и) Идеологическая. Эта функция заключается в обосновании и пропаганде политических идеалов, ценностей и целей, реализация которых отвечает интересам тех или иных социальных общностей;

к) Прогностическая. Одной из задач политологии является предвидение будущего. Это касается и глобальных процессов в мировой политике и таких частных вопросов, как вероятность победы на выборах в органы власти того или иного кандидата;

л) Проективная. Политология занимается составлением проектов, планов создания, модернизации политических институтов, организации политической жизни в целом. Все современные политические системы существовали вначале в умах политических мыслителей и лишь затем были постепенно воплощены в реальность. Специализацией ряда политологов является быть «архитектором от политики»;

м) Инструментально-практическая. Политология помогает в решении практических задач: специалисты-политологи вырабатывают рекомендации по проведению выборов в органы власти, предлагают возможные варианты решений проблем, консультируют политических деятелей;

н) Гуманистическая. Политология в целом ориентирует на решение социальных проблем мирными средствами, способствует ориентации политики на служение благу человека.

Парадигмы и методы политологии. Парадигма – это специфическая логическая мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности. Парадигма – это своеобразная общая картина мира, на фоне которой видится, исследуется то или иное явление.

В политической мысли использовались и используются, прежде всего, следующие парадигмы:

1. Теологическая. В ней сфера политики, в первую очередь государственная власть, видится как нечто порожденное и управляемое сверхъестественными силами;

2. Натуралистическая. Здесь политика видится как производное от природы: внешней природы (ландшафт, климат, наличие полезных ископаемых) и природы человека (его анатомия и физиология, психические свойства);

3. Социологическая. Она объясняет политику через влияние на нее других сфер общества – экономики, социальной структуры, права, морали и др.

4. Рационально-критическая. В ней политика изучается исходя из ее внутренней природы, взаимодействия ее важнейших элементов, присущей ей динамики.

Парадигмы давали и дают направление в исследованиях политики. Это бывшая наука.

Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) – способ достижения теоретического или практического результата. Метод в политологическом исследовании – способ построения и обоснования политологического знания. В политологии используются следующие группы методов:

Первая группа – это группа наиболее общих методов, их ещё можно назвать подходами. Среди этих подходов можно выделить:

а) Социологический подход. Он совпадает с социологической парадигмой;

б) Нормативно-ценностный подход. Он заключается в выяснении значения политических явлений для общества и отдельных индивидов и ориентирует на выработку идеала политического устройства общества;

в) Функциональный подход предполагает изучение зависимости между политическими явлениями и другими социальными явлениями. Например, зависимости между политической активностью и степенью урбанизации общества и др. Этот подход несет в себе абстрагирование от этической оценки политики и ориентацию лишь на факты и логику;

г) Системный подход. Он выражен в рассмотрении политики как целостного сложноорганизованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с внешней средой;

д) Институциональный подход. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государство, политическая партия и т.п.;

е) Психологический подход нацелен на изучение субъективных механизмов политического поведения (индивидуальные качества людей, особенности мотивации и т.п.);

ж) Деятельностный поход предполагает рассмотрение политики как специфического вида деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные стадии: определение целей деятельности, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление, регулирование деятельности, учет и контроль над реализацией целей, анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач;

з) Сравнительный (компаративистский) подход. Он предполагает сопоставление однотипных политических явлений и др.

Вторая группа методов – это общетеоретические методы, те теоретические методы, которые используются во всех науках. К ним относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, формализация и идеализация.

Третья группа методов – эмпирические методы. В политологии из них используются наблюдение, анализ документов, опрос (письменный – анкетирование, устный – интервьюирование), изучение биографий и др. Они будут рассмотрены в теме «Прикладная политология».

Место политологии в системе социально-гуманитарных наук. Политология тесно связана с другими социально-гуманитарными науками. Применительно к каждой науке эти связи имеют свою специфику. Философия, являясь наукой о наиболее общих проблемах природы, общества и человека, выступает для политологии в качестве общей теоретической основы. Такой раздел философии как философия политики (политическая философия) является и составной частью политологии, понимаемой в широком смысле. В свою очередь благодаря эмпирическому и теоретическому материалу, накапливаемому политологией, происходит уточнение положений философской науки.

Социология также является наукой более общей, нежели политология, ибо она изучает общество в целом, в отличие от политологии, исследующую лишь одну из сфер общества. Также как философия, она выступает общей теоретической основы для политологии. Отраслевая социологическая наука политическая социология специально изучает взаимодействие общества в целом и его политической подсистемы. Политическая социология одновременно является и разделом политологии.

История дает эмпирический материал для политологических обобщений. В свою очередь политология дает определенный набор понятий, подходов, с помощью которых историки описывают, обобщают, классифицируют эмпирический исторический материал.

Психология содействует изучению внутренней, субъективной стороны деятельности людей в сфере политики, мотивов, которыми они руководствуются, ценностных ориентаций, эмоций, настроений. Политическая психология, входя как составная часть в политологию, распространяет психологические методы на исследование политических явлений.

Правовые науки особо тесно взаимодействуют с политологий. Речь идет, прежде всего, о такой юридической науке как теория государства и права. Государство является главным элементом политической системы, обеспечивая соблюдение норм права. Правоохранительные органы являются элементами государства. Взаимодействие политики и права в общественной жизни обуславливает взаимодействие политологии и правовых наук.

Взаимодействие в реальной жизни экономики и политики является объективной основой для связи политологии и экономических наук. Важной проблемой для политологии является соотношение морали и политики. Решение ее невозможно без такой науки как этика. Культура, являясь качественной характеристикой общества, его своеобразным «генным кодом», определяет и специфику политических процессов в обществе. Изучение этой специфики обуславливает связь политологии и культурологии.

Политическое образование в России: история и современность. Политология как самостоятельная наука и учебная дисциплина складывается во второй половине 19-го века. Лидером здесь являлись США. Демократический политический режим этой страны способствовал свободе исследований в этой сфере и преподавания политических знаний.

Авторитарный политический режим дореволюционной России был причиной того, что политология как наука и учебная дисциплина имели там крайне ограниченное распространение. Самодержавие стремилось всеми средствами погасить интерес людей к политике. Всякие разговоры о политике не поощрялись, не поощрялось и преподавание политических наук.

Положение не улучшилось после Октябрьской революции. Хотя население страны усиленно втягивалось в политику и его политическое информирование, политическое образование приобрело всеохватный характер. Многомиллионными тиражами выходили учебники и журналы, содействовавшие политическому образованию населения, почти все граждане страны были привлечены к занятиям в различного рода кружках, семинарах, где изучались проблемы внешней и внутренней политики партии (КПСС) и страны (СССР). В средних школах проблемы политики изучались в курсе обществоведения, в средних и высших учебных заведениях - в такой дисциплине как научный коммунизм. Однако освещение проблем политики велось только с позиций идеологической доктрины правящей партии, монополизировавшей политическую власть, с позиций марксистско-ленинской идеологии. Политология в том виде, в каком она сложилась как наука, принятая всем мировым научным сообществом, была объявлена буржуазной лженаукой и подвергалась гонению.

С 60-х годов отношение к политологии начинает меняться в лучшую сторону. Но лишь в конце 80-х годов изучение научного коммунизма заменяется в учебных заведениях изучением социологии и политологии. Меняется сам подход в преподавании общественных дисциплин в целом и политологии в частности. В настоящее время в вузах при преподавании политологии студентам предлагается набор возможных точек зрения по тому или иному вопросу, за студентом же остается права выбора определенной теоретической и гражданской позиции, соответствующей его интересам и его пониманию проблемы.

Изучение политологии в вузах способствует формированию у будущего специалиста осознанного и компетентного отношения к политическим процессам. Политология даст будущему специалисту и необходимый набор понятий и аргументов для описания политической реальности, для выражения своего отношения к ней, для отстаивания своей точки зрения.

Любой человек, так или иначе, своей деятельностью или бездеятельностью оказывает влияние на ход политических процессов, поэтому важно, чтобы он не стал жертвой обмана различного рода политических демагогов, обещающих невозможное, чтобы его выбор того или иного варианта поведения соответствовал как его личным интересам, так и интересам общества. Знания, полученные студентом в курсе политологии, помогут ему разобраться в сложном переплетении событий в стране и в мире, понять особенности российской политической жизни в сравнении с тем, что происходит в других странах.

 

Тема 2. История политических учений

 

Статус самостоятельной науки политология получила решением ЮНЕСКО в 1948 г. Сам термин «политическая наука» появился в середине ХIХ века. Но это не значит, что до середины ХIХ века не было никаких политических теорий. Первые представления о политике возникли за несколько тысячелетий до нашей эры, когда в позднем первобытном обществе возникла политическая власть, а затем появились и древние цивилизации с сильным государственным аппаратом. Знания о политике постоянно изменялись:

а) изменялась сама политика как особый феномен;

б) менялись запросы к науке со стороны политической жизни;

в) постепенное накопление знаний о политике приводило к их качественному росту.

Политические идеи в период античности. Политическая мысль древности носила религиозно-мифологический характер. Сами правители виделись как нечто сверхъестественное. Фараон в Древнем Египте, император в Древнем Китае считались сынами божества.

Научные представления о политике появились в эпоху античности. С этим временем связаны попытки описания происхождения и функционирования политической власти без ссылок на потусторонние силы.

Так Сократ (468-399 гг. до н.э.)в описании политики использовал уже теоретические обобщения свойственные для науки. Он пришёл к выводу, что в основе политической жизни лежит закон. Сократ полагал, что если в обществе власть основана на воле народа и закона, то это царство, если на произволе правителя – тирания. Власть богатства он называл плутократией. Сократ полагал, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам; исходя из этого, он подвергал суровой критике недостатки современной ему афинской демократии.

Платон (427-347 гг. до н.э.)был учеником и последователям Сократа. По существу, все взгляды Сократа дошли до нас в изложении Платона. Среди многочисленных его трудов своей направленностью на анализ политической жизни отличаются такие его работы как «Государство», «Политик», «Законы». Платон дает уже более детальную по сравнению с Сократом классификацию форм государственного правления. Так он выделяет правильные формы – монархию и аристократию и искаженные – тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть немногих богатых), демократию, тиранию. Платон создал модель идеального государства, где правящим сословием, по его мнению, должны быть философы. В этом государстве все частные интересы должны быть подчинены задаче целого. В своей теории Платон отстаивал приоритет блага государства над благом отдельного индивида.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)часто именуется отцом политической науки. Среди других наук он считал ее самой главной, ибо в человеке он видел «политическое животное», задачей которого является участие в делах общества.

В отличие от Платона Аристотель не создавал идеальных моделей государства, а занимался анализом существующих форм правления. Так он рассмотрел конституции 158 полисов-государств и дал детальную типологию форм правления. Среди них он вслед за Платоном выделял правильные и неправильные формы правления.

К правильным формам правления он отнес монархию (правление одного в интересах общего блага), аристократию (правление немногих лучших ради блага всех), политию (правление лучшего большинства – лучших представителей бедных и богатых - ради общего блага).

К неправильным – тиранию, олигархию (правление немногих богатых в собственных интересах), демократию (неограниченное правление неимущего большинства в своих интересах). Здесь демократия у него отождествляется по существу с охлократией (властью толпы). Наилучшей формой правления он считал политию.

Среди древнеримских мыслителей, оказавших наиболее сильное влияние на развитие политической науки, следует назвать Цицерона (106 – 43 гг. до н.э.). Он во многом обобщил и развил положения своих древнегреческих предшественников (идея общего блага, торжества закона, типология форм правления – он высказывается за смешанную форму, за гуманную и нравственную политику). По сравнению со своими предшественниками он сделал шаг вперед: его работы носят более четко выраженный политологический характер.

Политическая мысль Средневековья. В средние века политическая мысль носила сильную религиозную окраску. Весь мир, в том числе и сфера политики, объяснились как следствие проявление божественной воли. Достаточно ярко это отражено во взглядах таких средневековых мыслителей как Аврелий Августин и Фома Аквинский

Аврелий Августин (354-430)создал учение, изложенное в книге «О граде божием», о разделении власти на духовную и светскую и их взаимодействии, учение о двух градах – божьем и земном. «Град божий» представлен на земле церковью, «град земной» – это созданное людьми государство. Августин отстаивал идею верховенства церковной власти, но признавал самостоятельность и земной власти. Он призывал к взаимодействию двух видов властей, выдвигая доктрину «двух мечей», обосновывающую единство двух властей при приоритете власти церкви. Земное государство, согласно Августину, призвано служить церкви и приближать мир земной к небесному, поддерживая в нем порядок. Учению о формах правления Августин не придавал значения.

Фома Аквинский (1225-1274)считал власть государя обусловленной божественной волей. Светской власти, по его мнению, подчиняется только тело людей, а не их дух. Поэтому верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский считал возможным сопротивление государственной власти вплоть до восстания, если она носит богопротивный характер. Рассматривая формы правления, он, следуя за Аристотелем, делил их на справедливые и несправедливые. Его симпатии принадлежали монархии, как наилучшей формы правления, т.к. «одни управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым» («О правлении государей»).

Политические концепции ХV – XVIII вв. Отказ от религиозной догматики и возврат к рационализму античности связан с эпохой Возрождения.

Основателем новой науки о политике явился итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). Его главный труд «Государь», где он рассматривает государственную власть с чисто земных позиций. Он полагал, что сфера политического развивается по своим законам, не совпадающим с законами других сфер – экономики и нравственности. Так он доказывал, что полезное для власти может противоречить нормам морали. Макиавелли обосновывал принцип: «цель оправдывает средства». Подобные воззрения и практику часто и в настоящее время называют макиавеллизмом. Однако следует отметить, что Макиавелли имел в виду под целью, которая оправдывает средства, не любую цель, а общее дело, интересы отечества.

Достижением Нового времени и эпохи Просвещения, как одного из периодов Нового времени, явилась концепция «общественного договора», согласно которой происхождение государства связано не с божественной волей, а является следствием свободного волеизъявления людей, стремящихся упорядочить свои взаимоотношения. Ее родоначальником считается голландский ученый и государственный деятель Гуго Гроций (1583-1645).

Эту концепцию также разрабатывали английские философы Гоббс и Локк. Так Томас Гоббс (1588-1674), в своей книге «Левиафан» (Левиафан – это библейское чудовище, с которым Гоббс отождествляет государство) видит в государстве результат общественного согласия, передачи отдельными людьми части личных прав и свобод единому органу ради обеспечения собственной безопасности. По его мнению, задачей государства является прекращение естественного состояния общества - “войны всех против всех”.

Джон Локк(1632-1701) высказал идею об естественных правах человека – праве на жизнь, свободу, собственность. Он считал политическую свободу гарантией свободы экономической. Локк в числе первых заговорил о необходимости разделения власти. Им предлагалось разделить государственную власть на законодательную и исполнительную, включающую в себя судебную власть.

Французский мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778), исходя из концепции общественного договора, обосновал принцип народного суверенитета как власти направляемой общей волей. Руссо и другие приверженцы концепции общественного договора считали возможным свержение власти, если она перестает служить интересам общества.

Интересные идеи были высказаны другим французским политическим мыслителем Шарлем Луи Монтескье (1689-1755). Его основной труд «О духе законов». Вслед за Локком он также говорил о необходимости разделения власти, говоря уже о трех ветвях власти – законодательной, исполнительной и судебной. Эти ветви власти, по его мнению, должны быть независимы друг от друга и удерживать друг друга от произвола и злоупотреблений. Выделяя три основные формы правления: республику, монархию и деспотию, он отдавал предпочтение конституционной монархии. Он писал также о влиянии климата на форму правлению, говоря, например, о том, что жаркий климат порождает вялость людей, а отсюда и возможность деспотической формы правления. Но с развитием общества, полагал Монтескье, эта зависимость форм правления от климата уменьшается и «мораль побеждает климат».

Содействовали развитию политической мысли французские философы-просветители Д.Дидро, П.Гольбах, К.Гельвеций, Ж.Ламетри, американский философ и третий президент США Томас Джеферсон и др.

Весомый вклад в развитие политической мысли внесли такие представители немецкой классической философии как Кант и Гегель. Иммануил Кант (1724 - 1804) считается одним из главных основателей идеологии либерализма. Он отстаивал идею автономии личности и равенства всех граждан перед законом. Кант дал философское обоснование правового государства. Трактат Канта «К вечному миру» предлагает достижение вечного мира путем создания всеохватывающей федерации равноправных государств, функционирующих по республиканскому типу. Вечный мир, по его мнению, далекая, но вполне достижимая цель.

Георг Гегель (1770 -1831) в своей работе «Философия права» показал роль государства в общественной жизни, его взаимодействие с гражданским обществом. Гражданское общество, по его мнению, это совокупность формально равных индивидов, реализующих свои личные интересы и разделенных на сословия. Гегель высоко оценивал государство, говоря о нем как о «шествии бога в мире». Вся история человечества по Гегелю – это процесс осознания человеком свободы. Свободным человек становится, осознавая свою принадлежность к всеобщему. Государство, выражая всеобщий интерес, является воплощением свободы. Идеальной формой государства он считал конституционную монархию.

Существенно обогатили мировую политическую мысль идеи, высказанные основоположниками марксизма. Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1896) главным фактором в общественной жизни считали экономику. Экономика, по их мнению, определяет развитие других сфер общественной жизни, в том числе и политики. Движущей силой истории они считали классовую борьбу. Решение всех проблем общественной жизни они видели в революции и переходе к коммунистическому обществу, обществу социального равенства, где не будет государства, как силы стоящей над обществом. Общество будет функционировать на началах самоуправления. В переходный период от капитализма к коммунизму они считали необходимым наличие диктатуры пролетариата с государством особого типа.

Становление политологии как самостоятельной науки. До XIX века можно было говорить лишь о существовании политических взглядов в рамках философских, юридических теорий, исторических описаний, публицистических работ. Особой науки о политики не было. По вопросу об институционализации политологии, становлении политологии как отдельной науки единства мнений нет. Здесь спор идет между Германией и США. Одна точка зрения состоит в том, что политология образовалась в Германии в первой половине XIX века из правовой школы. Другая - относит появление политологии к событиям в США, происшедшим в 50-е годы XIX века.

Так как на сегодняшний день в мире доминирует американская политологическая наука, то в мировом политологическом сообществе доминирует вторая точка зрения. Согласно ей происхождение политической науки связано с именем Фрэнсиса Лейбера, который в 1857 году начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории. Это создало условия для открытия там уже Джоном Берджесом высшей школы политической науки: в ней стали готовиться специалисты в области политологии и присваиваться ученые степени по политическим наукам. С 1886 г. стал выходить ежеквартально специализированный политологический журнал. В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук.

В становление политологии вносили вклад не только американские ученые. Широкая сеть политических научных и учебных центров возникает в Западной Европе. Так, в 1871 г. во Франции создается свободная школа политической науки, ныне – Институт политических исследований Парижского университета. В 1895 г. основана Лондонская школа экономической и политической науки. На сегодняшний день невозможно представить политическую науку без идей, внесенных европейскими исследователями – М. Вебером, В.Парето и др.

Немецкий ученый Макс Вебер (1864 – 1920) является классиком, не только политической, но и философской и социологической мысли. В области политологии он известен как автор учений о типах легитимности власти (традиционном, легально-рациональном и харизматическом), о сущности власти, об особенностях государства (оно имеет право на легальное насилие). До сих пор большое значение имеет его теория рациональной бюрократии.

Итальянский исследователь Вильфред Парето (1848 – 1923) является создателем теории политических элит. Согласно ему вся политическая жизнь представлена борьбой двух типов элит: «львов» и «лис», сменяющих друг друга у власти.

Более подробно идеи М.Вебера, В.Парето и других классиков политической мысли будут изложены при изучении конкретных тем курса политологии.

Окончательное становление политологии как самостоятельной науки связано с решением ЮНЕСКО в 1948 году о статусе и структуре политической науки. В 1949 году под эгидой ЮНЕСКОбыласоздана международная ассоциация политической науки.

Современные политические школы. Современная политическая наука представлена десятками ярких имен, многими школами и направлениями. Они классифицируются по разным основаниям, поэтому существует несколько классификаций политологических школ.

Прежде всего, выделяются школы по географическому принципу. Наиболее представительными из них являются:

Англо-американская. Она занята разработкой проблем политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики, прикладной политологии. Эта школа представлена таким именами как С.Хантингтон, Г.Моргентау, Р.Дарендорф и др.;

Французская. Иссследует типологии политических режимов, партийную структуру (М.Дюверже, М.Крозье, Р.Арон и др);

Немецкая. Эта школа занята сравнительным анализом политических систем, проблем взаимоотношения гражданского общества и государства.

Все школы и направления также можно расположить между двумя подходами – позитивистским (бихевиоральным – от англ. behavior – поведение) и антипозитивистским. Согласно первому подходу задача политологии в иссследовании эмпирически наблюдаемых фактов, поведения людей в сфере политики. Здесь внимание исследователя фиксируется на описании и объяснении имеющейся реальности, конкретных политических процессов, например, выборов. Это направление в политологии тесно связано с выполнением прикладных задач.

Согласно второму подходу политология должна иметь возможности для критической оценки имеющейся реальности и указания путей для ее совершенствовании. Это возможно сделать только с позиции общей теории, не сводимой к эмпирическим фактам, и с точки зрения политического идеала.

Классификацию политологических направлений дается также по их идеологической направленности. На сегодняшний день основными идеологическим доктринами являются либерализм, социализм, консерватизм.

Либерализм – идеология, в которой главной ценностью является индивид. Общество лишь средство для реализации интересов личности. Поэтому для теоретиков либеральной направленности характерно повышенное внимание к изучению роли человека в политике, его поведения, исследованию значения гражданского общества в формировании политических институтов, к поиску путей регулирования конфликтов в сфере политики, которые они считают обязательным условием социального прогресса.

Социализм как идеология исходит из того, что все социальные проблемы нужно решать исходя из первостепенной важности общественных интересов. Социалистически настроенные теоретики в формировании политических институтов отводят решающую роль населению, ищут пути для более широкого участия масс в управлении обществом.

Консерватизм является идеологией, призывающей с осторожностью относиться ко всяким преобразованиям. Исследователи, тяготеющие к консерватизму, с недоверием относятся к участию широких масс в политике, считая это делом элит. Они призывают к реализму в политике, обосновывают политические средства поддержания стабильности и порядка в обществе, высоко оценивают при этом роль государства.

История политических идей в России. В России политическая мысль имеет длительную историю. Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан первым киевским митрополитом русского происхождения Иларионом еще в XI веке. В нем Иларион утверждает, что закон должен служить истине и благодати. Сущность государства для него – в божественной воле, а князь – ставленник Бога, власть которого должна основываться на законе. Высшая цель государства – благо всех подданных. Главная задача государства – обеспечение мира, предотвращение войн и наилучшая организация управления.

В «Повести временных лет» (начало XII в.) и в “Слове о полку Игореве (конец ХII в.) – содержится призыв к преодолению междоусобной борьбы, достижению единства русской земли.

В период образования и утверждения централизованного Российского государства с центром в Москве (ХIV – ХVI вв.) политическая мысль России сосредоточилась на таких проблемах, как происхождение и роль Российского государства и взаимодействие духовной и светской власти. Особо яркое проявление это нашло в концепции «Москва – Третий Рим», изложенной в посланиях монаха Филофея (конец ХV – начало XVI в.). Согласно этой теории Москва после Рима и Византии становится мировым центром, православия (истинной веры), которое Русское государство призвано защитить. Во власти царя, наместника Бога Филофей совмещает духовную и светскую власть. Он ограничивает духовную власть и возвышает светскую власть, рассматривая церковь как одно из ведомств государства.

В XVII – XVIII вв. политическая мысль России была занята обоснованием необходимости абсолютной монархии. Мыслители - Феофан Прокопович (1681-1736), Василий Татищев (1686-1750) и др. - говорили о необходимости просвещенной монархии. В это же время с позиций радикальной критики крепостничества и самодержавия впервые в России выступил Александр Радищев (1749–1802). Он не верил в возможность просвещенного абсолютизма и был сторонником республиканской формы правления. Его радикально-демократические взгляды оказали сильное влияние на политичекую мысль ХIX в.

Для политической мысли России XIX в. был характерен напряженный поиск путей разрешения острых социально-экономических и социально-политических проблем, преодоления отставания России от европейских стран. Уже в начале века в России усилились антифеодальные, антикрепостнические настроения. Это нашло свое отражение в усилении позиций политического либерализма, приверженцем которого был Михаил Сперанский (1772-1839). Он был противником крепостного права, придерживаясь идеи естественных прав человека, выдвинул предложение о создании Государственной Думы как законодательного органа в рамках конституционной монархии, где император обладал бы высшей исполнительной властью, а Сенат – высшей судебной. М.М.Сперанский был сторонников реформ сверху.

Политические идеи декабристов Павла Пестеля (1793-1826) и Николая Муравьева (1795-1843) – нашли свое отражение в проектах коренного преобразования общественно-политической жизни России. Общим для них было решительное отрицание феодализма, сословности, крепостничества и царского самодержавия, отстаивание гражданского равноправия. Ставку декабристы сделали не на верхушечные реформы, а на восстание. Они отстаивали идею народного суверенитета, считая народ источником верховной власти.

Существенный вклад в историю российской политической мысли внесла происходившая в 30-40 гг. XIX в. полемика между западниками и славянофилами. Если первые призывали в преобразовании страны широко использовать опыт Западной Европы, то вторые говорили о том, что Россия не вполне европейская страна и у нее должен быть свой путь развития. Для славянофилов было характерно критичное отношение к Западу, в том числе и к западному парламентаризму. Они были сторонниками сохранения самодержавия в сочетании с расширением свободы и самоуправления народа. Они верили в возможность единения народа и монарха, олицетворяющего народную волю.

Политическая идеология русских революционных демократов Виссариона Белинского (1811- 1848), Александра Герцена (1812-1870), Николая Чернышевского (1828-1889), Николая Добролюбова (1836-1861) в революционном отрицании самодержавного крепостнического строя шла дальше проектов декабристов, так как содержала в себе отрицание эксплуатации в целом, капиталистических порядков, выражала социалистические идеалы. Радикализм революционных демократов был продолжен в теориях революционных народников Петра Лаврова (1823 – 1900), Павла Ткачева (1844-1885), теоретика анархизма Михаила Бакунина (1814-1876).

Консервативно-охранительное направление русской политической мысли в XIX в. представляли Константин Леонтьев (1831-1891), Николай Данилевский (1822-1885), Федор Достоевский (1821-1881), Константин Победоносцев (1827-1907). Общим для них являлось отрицательное отношение к Западу, к идеям революционного преобразования страны, своеобразная романтизация прошлого и настоящего России.

Либеральные идеи во второй половине XIX - начале ХХ вв. в России развивали Максим Ковалевский (1851-1916), Борис Чичерин (1828-1904), Лев Петражицкий (1867-1931), Павел Новгородцев (1886-1824) и др. Они были сторонниками следования России по пути, проложенному передовыми странами Запада.

Социалистическая политическая доктрина была в России представлена во многих вариантах. Продолжателем народнической теории общинного социализма явилась эсеровская идеология социалистов революционеров. Марксистский социализм был представлен в России как умеренным реформистским крылом (меньшевики), ярким представителем которого был Георгий Плеханов (1856-1918), так и революционным леворадикальным направлением (большевики), во главе которого стоял Владимир Ленин (1970-1924). В. Ленин оставил много оригинальных идей политологического характера. Им создана концепция партии нового типа, учение о революционной ситуации («когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому») и др. В работе «Государство и революция» он писал о происхождении сущности и типах государства, охарактеризовал условия его отмирания.

Таким образом, в России был представлен весь возможный спектр политических теорий. Однако в силу остроты социально-экономических проблем в России, доведенных до крайне степени затянувшейся первой мировой войной, и неспособности правящей политической элиты овладеть ситуацией на практике была реализована леворадикальная марксистская социалистическая политическая доктрина. Основной идеей этой доктрины являлся тезис о необходимости установления диктатуры пролетариата, на основе которой должно быть построено социалистическое общество, где ликвидируются частная собственность и рыночные отношения.

Вплоть до середины 80-х гг. прошлого века политологии как самостоятельной науки в России, являвшейся ядром Советского Союза, не существовало, политические проблемы обсуждались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права. Политическая мысль развивалась в жестких рамках марксизма-ленинизма. Политологические идеи иного характера развивались русскими эмигрантами. Среди них можно назвать, появившуюся в 20-30 годы концепцию евразийства. Еврозийцы считали, что Россия есть страна особой культуры, отличной от европейской, поэтому она не должна в организации политической жизни слепо заимствовать политические идеи, институты Запада, а искать свой особый путь. Эта концепция и в наши дни активно обсуждается научной общественностью.

В ходе реформирования общества, начавшегося в конце прошлого века, российская политическая мысль, преодолев изоляцию от мировой политической мысли и рамки марксистской доктрины, стала развиваться на основе идеологического и теоретического плюрализма. Исследователи политической жизни успешно овладевают передовыми достижениями мировой политической теории. В ряде университетов страны готовят специалистов в области политических наук. Было начато присвоение ученых степеней кандидата и доктора политических наук. В настоящее время российская политическая наука охватывает широкий спектр исследований от философии политики до конкретных прикладных политологических разработок. Результаты этих исследований отражены во многих публикациях, в том числе в таких специализированных журналах как «Политические исследования (Полис)», «Власть», «Полития» и др.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.)