АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 8.Материальная и духовная культура Чечни в XIII-XV вв

Читайте также:
  1. I. Перечень вопросов и тем для подготовки к экзамену
  2. II. Вопросительное предложение
  3. II.6.1. Античная культура и христианство
  4. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  5. V2: Культура Российской империи второй половины XIX – начала ХХ вв.
  6. V3: Советская культура 1930-х гг.
  7. VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  8. X. примерный перечень вопросов к итоговой аттестации
  9. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  10. Аграрный вопрос
  11. Адхократическая культура
  12. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях

Материальная культура XIII—XV веков довольно едина на обширной территории. В памятниках Чечено-Ингушетии, Северной Осетии и даже в более западных районах в этот период встречаются одни и те же по форме кинжалы, напоминающие современные, наконечники стрел, орудия труда (ножи, ножницы, топоры), украшения (серьги в виде грозди винограда или колечка с прикрепленной к нему сердоликовой бусиной, пуговки-бубенчики для одежды, перстни и кольца).

Керамическая посуда этого времени также едина по форме и орнаментике. Таковы крупные сосуды, заменявшие бочки (в них хранили зерно, различные жидкости), сосуды со сливными носиками, маслобойки и пр. Посуду покрывали различным штампованным узором (в виде уголков, розеток, точек), параллельной штриховкой, волнистым, линейным и зигзагообразным орнаментом. Единство в бытовых предметах может быть объяснено ростом их производства и сбытом излишек. Так, у селения Ишхой-Юрт среди смытого поселения XIII—XV веков была обнаружена купольная гончарная печь с остатками гончарного брака.

Эпоха XIII—XV веков очень важна для истории вейнахов потому, что она подготовила почву для переселения в последующий период чечено-ингушских племен с гор на плоскость. Традиционное яйлажное овцеводство было невозможно в условиях господства в степных районах завоевателей. Участки земли в горах, пригодные для земледелия, из года в год истощались и не могли прокормить жителей ущелий.

Начавшееся социальное расслоение внутри чечено-ингушских племен повлекло за собой захват пахотной земли сильными тайпами и семьями, во главе которых стояли вожди. Страшная земельная теснота и голод толкали вейнахов из горных теснин к тучным плоскостным землям, к степным зимним пастбищам отгонного скотоводства.

Отстояв свою свободу против неоднократных попыток степняков подчинить горцев, вейнахи с нетерпением ждали удобного случая для переселения на равнину. Ослабление и распад Золотой Орды были использованы для осуществления заветной мечты. В результате равнинная полоса к югу от реки Сунжи и далее на восток до Качкалыковского хребта начала заселяться вейнахами еще в XV веке.

По народным преданиям, чеченские селения Парчхой и Юрт-Аух (Ширч-Аъккха) основаны выходцами из Аккинских гор. Широко расселились чеченцы, в основном выходцы из Ичкерии, также в западных районах Кумыкской плоскости. Эти переселенцы известны в русских источниках XVI—XVII веков под именем ококов и мичкизян. В засунженских лесистых предгорьях возникла группа вейнахских селений. Археологически это подтверждается тем, что типично горские могильники (в каменных склепах, пещерах, грунтовых ямах с каменными перекрытиями), абсолютно тождественные погребальным комплексам горной зоны XV—XVII веков, встречаются у селений Бамут, Закан-Юрт, Шаами-Юрт, Шали и др. В XVI веке чечено-ингушское население уже упоминается в русских документах в притеречной полосе.

Отдельные переселившиеся чечено-ингушские общества оказались в некоторой экономической и политической зависимости от кабардинских и дагестанских феодалов, контролировавших северные районы равнинных земель.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)