|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 46.Культурное развитие республики в 60-80-е гг XX векаВо второй половине 50-80-х гг. XX в. в условиях восстановления автономии республики происходило развитие культуры. Характеризовался этот процесс важными количественными и качественными изменениями. Одним из важнейших показателей уровня развития культуры общества служит состояние народного образования. Первой задачей школьной реформы в Чечено-Ингушетии было восстановление национальной школы, осуществление восьмилетнего образования. В последующие годы ставилась задача перехода страны к всеобщему среднему образованию. При сохранении ведущей роли общеобразовательной школы в годы восьмой и девятой пятилеток делался упор на средние специальные учебные заведения и профессионально- технические училища, дающие вместе со средним образованием и профессию. Серьезным тормозом в решении задач среднего образования являлась слабая материальная база учебных заведений. К 1966 г. в республике было 470 дневных, 65 вечерних общеобразовательных школ, контингент которых составлял 281 тыс. человек. Большую помощь министерству просвещения республики в обеспечении школ педагогическими кадрами оказывало министерство просвещения РСФСР. Такой колоссальный разрыв в общеобразовательном уровне создавал массу проблем в адаптации чеченского народа к условиям развитого индустриального общества. Центральные власти предпринимали определенные шаги по его скорейшему преодолению, но они гасились на уровне республиканского звена. Так, местные партийные деятели отказались выделять для чеченцев и ингушей гарантированные квоты в вузах республики. Особая роль отводилась науке и научным исследованиям. Наука становится непосредственной производительной силой. Большую научно-исследовательскую работу после восстановления республики в 1957 г. продолжал вести и Грозненский орденоносный нефтяной институт, разрабатывавший актуальные вопросы нефтяной промышленности химии. Значительную роль в деле подготовки молодых специалистов сыграли вузы Грозного- Чечено-Ингушский педагогический институт и Грозненский нефтяной институт. Педагогический институт был открыт в Грозном в 1938 г. Важным фактором взаимосвязи культуры Чечено-Ингушетии с национальными культурами СССР стал художественный перевод. Переводческое дело получило в республике в 60-70 гг. значительное развитие. Писательская группа республики, в которую входили Мамакаев М., Музаев Н., Базоркин И. и др., провела интересные встречи с трудящимися областей и краев Российской Федерации. Таким образом, большой путь прошла в своем развитии чеченская литература и поэзия. Наряду с уже известными появились новые яркие имена: Х.Ошаев, М.Мамакаев, А.Айдамиров, Н.Музаев, З.Муталибов, А.Мамакаев, М.Сулаев, У.Гайсултанов, Э.Эдилов, А.Сулейманов, З.Джамалханов, Х.Саракаев, Р. Ахматова, Ш. Арсанукаев, Ш.Рашидов, М.Дикаев, Л.Абдулаев, У.Ярычев, Я.Хасбулатов. В чеченской литературе немало ярких произведений. Так, значительное воздействие на умы имели роман Х.Ошаева «Пламенные годы», над которым автор работал 15 лет, роман-трилогия А.Айдамирова «Долгие ночи». Именно с публикацией указанных романов в 60-70 гг. XX в. началось, по сути, возрождение национального самосознания. Дальнейшее развитие получили театральное и музыкальное искусство. В республике плодотворно работали русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, чечено-ингушский драматический театр им. Х.Нурадилова, театр кукол, национальный ансамбль песни и танца, симфонический оркестр,народные театры и университет культуры, краеведческий музей и музей изобразительных искусств. Расцвет национального хореографического искусства был связан прежде всего с успешной деятельностью ансамбля «Вайнах», в 70-80-е гг. неоднократно выезжавшего в зарубежные гастроли (бессмертный руководитель ансамбля Тапа Эсамбаев). Чеченские оперные певцы Султан Байсултанов и Мовсар Минцаев стали гордостью советского оперного искусства. Заметное влияние на музыкальное искусство Чечено-Ингушетии имело творчество заслуженного деятеля искусств Аднана Шахбулатова. В 80-х гг. зародилось национальное художественное кино, основоположником которого стал И.Татаев. Билет 17: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |