|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 17. Народно-освобидетельное движение в Чечне в 1 трети XIX вВ первых десятилетиях XIX в. каждый вайнахский аул имел свое самостоятельное управление. Из отдельных групп аулов (с численностью от 1-2 до нескольких десятков) складывались так называемые "вольные" общества. "Вольные" общества могли объединяться в более крупные образования - "союзы обществ". В таком "союзе", обладавшем полной политической самостоятельностью, одно из селений признавалось, по свидетельствам того времени, "главою союза или сборным местом". "Союзы обществ" складывались в "къам" - народ.
Внутреннее управление в аулах осуществлялось аульными сходами, а в повседневной жизни - выборными стариками (къаной), входившими в совет, которым руководил старшина. Это звание зачастую становилось наследственным. Вопросы, касающиеся жизни всего общества или "союза обществ", решались на периодически созываемых народных собраниях. На территории края действовало неписанное уголовное и гражданское право - адат.
Большое влияние на общественные дела оказывали муллы и кадии. Духовенство зачастую главенствовало в народных собраниях, одобряло или запрещало военные действия. Так, кадии осуществляли исключительное право разбора гражданских и уголовных дел по исламскому законодательству - шариату. Кое-где кадии становились во главе обществ, оттесняя старшин.
В некоторых районах Чечено-Ингушетии в первых десятилетиях XIX в. имелась система управления, основанная на княжеском сюзеренитете и феодальной собственности на землю. В ряде аулов Надтеречной Чечни, Аухе и Качкалыке признавались главами аульной общины княжеские фамилии.
В указанное время усиливалась роль таких общественных институтов, консолидирующих нацию, как "мехк-кхел" (Совет страны) и народное ополчение. "Мехк-кхел" собирался в исключительных случаях и выносил решения, обязательные для всех вайнахов или отдельных вайнахских народов.
В 20-х гг. XIX в. в Чечено-Ингушетии назрели условия для создания собственной государственности. Один из крупных политических деятелей Чечни - Бейбулат Таймиев превратился к тому времени в своего рода "атамана" Чечни. Он по своему усмотрению назначал и смещал старшин в чеченских аулах, имел влиятельных сторонников в Карабулаке и Ингушетии. В 1829 г. Бейбулат стал осуществлять меры по созданию единого горского государства путем объединения вайнахов с Северным Дагестаном под формальной эгидой крупного феодала - Шамхала Тарковского, который носил чин генерал-лейтенанта русской армии и являлся покорным вассалом Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |