|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Человек как индивидуальность в системе персоногенеза. Представление о жизненном пути
Индивидуальность – совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека – то, чем человек отличается от других людей. Индивидуальность отстаивают. Жизненный путь личности – это путь становления ее индивидуальности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Вследствие изменения механизма формирования личности прошлые события и собственные действия субъекта фактически перестают выступать для него «…как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношений, его действий и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в просто условие и способы его деятельности – сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается ему совсем в новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестают существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные проблемы. Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни приводит к тому, что человек сбрасывает себя груз своей биографии». Проблемами анализа индивидуальности личности являются проблема воли, характера, способностей и одаренности. Индивидуальность личности рассматривается в особой проекции – проекции личности как субъекта выбора. К продуктивным проявлениям личности (те процессы активности, в которых человеку приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, отыскивать, а иногда и создавать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать защитные механизмы и средства для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций) как субъекта выбора относятся те преобразования, те «личностные вклады», которые личность своими действиями вводит в смысловую сферу других людей и культуру.
К проявлениям индивидуальности относятся характер (фиксированная форма смыслового опыта) и способности (определяют меру успешности и эффективности деятельности => степень продуктивности личности).
При анализе развития индивидуальности различают функциональную динамику ее развития, наиболее явно проявляющуюся в проблемно-конфликтных ситуациях, и изменения ее «большой динамики» в ходе жизненного пути.
Братусь: Развитие личности есть процесс самодвижения. Источники движущих противоречий следует искать в системе предметной деятельности субъекта. Психологические смысловые системы рождаются в сложных, многогранных соотнесениях меньшего к большему, отдельных ситуаций к более широким (собственно смыслообразующим) контекстам жизни. ЛСВ: “За сознанием лежит жизнь”. Смысловые образования – это сплав сознательных (интеллектуальных) и эмоциональных (аффективных) процессов, чем и объясняется сложность их адекватного осознания. Личностные ценности – осознанные и принятые общие смыслы жизни человека, их следует отличать от декларируемых ценностей. Смысловые переживания могут быть и позитивными, и негативными. Общие смысловые образования (в случае осознания – ценности) могут рассматриваться как основные образующие единицы сознания личности, определяющие относительно постоянные отношения человека к миру, к людям, к себе. Совокупность основных отношений образует свойственную человеку нравственную позицию, а если она сознательна, то становится особенно прочной. Исповедание этих ценностей надолго определяет главные характеристики личности, её стержень, её мораль. Отличия смысловых образований от сферы значений, знаний и умений человека: · они существуют не только в осознаваемой, но и в неосознаваемой форме, образуя (ЛСВ) “утаённый план сознания”. · Они не поддаются прямому произвольному контролю и вербальным воздействиям (“Личность не учат, личность воспитывают” АНЛ). · Они не имеют своего “надындивидуального”, “непсихологического” существования, не бытуют сами по себе, как мир культуры, как нечто объективное, заданное. · Они не могут быть поняты и исследованы вне деятельностного, жизненного контекста. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |