|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Системный подход к изучению личности. Человек и его место в различных системах
Объект системного анализа – развивающаяся система.
Асмолов: Необходимость системного подхода. Нельзя человека/личность изучать оторвано от других систем/наук. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.
Свойства системы: 1. Целостность – не сводимость к сумме частей. 2. Структурность – связи упорядочены в структуру, которая определяет поведение системы в целом. 3. Взаимосвязь: открытый и закрытый характер (не изменяет среду и систему). 4. Иерархичность – каждый компонент системы – и элемент, и система. 5. Взаимосвязь со средой.
Человек – элемент различных систем, приобретающий присущие им качества. - изучение эволюции и истории порождающих человека систем - анализ целевой детерминации живых систем - необходимость возникновения феномена личности и ее роли - системообразующие основания, обеспечивающие приобщение человека к миру природы, культуры, его саморазвитие.
Человек – организм, индивид (биол/соц), личность. Нельзя рассматривать человека в диадах типа человек - среда, человек - общество, вырывая его из природы.
Ключ к пониманию природы человека лежит в тех различных системах, в которых осуществляется его жизнь.
Системная методология анализа развития человека включает положения: 1. о человеке как “элементе” различных систем (физических, биологических и социальных), в которых человеком приобретаются и проявляются присущие этим системам качества 2. об изучении эволюции и истории порождающих человека систем 3. об анализе целевой детерминации живых систем 4. о необходимости возникновения феномена личности и её роли в развитии различных систем 5. о выделении таких системообразующих оснований, которые бы обеспечивали приобщение человека к миру природы и культуры, его саморазвитие.
Человек как “элемент” одновременно принадлежит к разным системам. Человек неразрывно связан с системой.
Человек как «биоэнергетический элемент биосферы». Одна из самых широких систем – биосфера – сфера, в которой развертываются биоэнергетические процессы и обмен веществ следствие деятельности жизни. Биоэнергетические качества человека – предмет исследования при изучении человека в системе биосферы. Человек как “организм” исследуется как целостная единица, ответственная за воспроизведение, дальнейшее продолжение жизни в системе биологических популяций. Человек как индивид в системе вида человек выступает как “индивид”, целостное образование, которое в ходе жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Человек как личность в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Социальные системные качества человека как “элемента” общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе человек и любые вещи, которых коснулась деятельность человечества, начинают вести “двойную жизнь”: подчиняться одновременно природным и общественно-историческим закономерностям (по Марксу). В процессе труда происходит «очеловечивание» природы: дерево становится стулом. Утилитарные качества – переделывание человеком объектов природы. Интегральные системные качества – утрачивание связи с природным материалом (Шляпа Раскольникова как улика). Интегральное системное качество не присуще объекту как таковому, а обнаруживается в нём только в ходе его жизни в той или иной общественной системе. Человек тоже наделяется такими качествами в семье, классе, этнической общности. В этом смысле социальная сущность человека лежит вне его как биологического индивида. Ещё один аспект изучения человека в этой системе – системно-исторический аспект. Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные “элементы” общественных систем (“личность” в системе общественных отношений) преобразуют некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, и раздвигают границы тех систем, в которые входят. Включенность личности в разные социальные группы вызывает необходимость в ориентировке дополняющих\исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку. Возможность возникновения ролевого конфликта. Личность в системах с конкурирующими целями и самосознание. Возникновение возможных конфликтов человека с другими людьми. «Личность в Мире» или «мир в Личности». Личность является «элементом», который при определенных исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к её изменению.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |