|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общ. строй Вавилонского государстваКак всякое рабовлад. гос-во, Др. Вавилон знал дел. общ-ва прежде всего на своб.. и рабов. Рабы («вардум») сост. низший общ. слой. Рабами станов. военнопленные, а также порабощ. и ставшие бесправными свободные. Рабы рассм. законом как вещь, нах. в полной соб-ти хозяина. Право соб-ти на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Поврежд. их здоровья или лиш. их жизни счит. не более как поврежд. имущ-ва их господина, к/му виновный обязан возмест. ущерб. Раб не имел права самост. распоряж. чем бы то ни было из им-ва господина, даже если польз. большим доверием со стороны последнего. Рабы были царские, храмовые, частновладельч.. Они не могли быть собств-ми. Имущество, к/е имели рабы, нажив. с разреш. господина, но счит. частью соб-ти господина и переход. к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не огранич. власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составл. меньшинство, польз. защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свобод.. Своб. население Вавилона, в свою очередь, дел. на полноправ. и неполнопр. Полноправ. своб. гр-не «авилум» (человек, муж) сост. осн. массу населения. В бол-ве своем они владели землей, несли имущ. и личные повинности в пользу гос-ва. Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и обяз. воинов, бывших осн. опорой гос. власти. Зем. наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Взрослый сын воина станов. законным наследником его надела. Воины, обесп. зем. наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступ. в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступ. вместо воина, получал его земельный надел. Полноправным гр-м противостояли «мушкену» (покорные). Вопрос «мушкену» в сословной стр-ре вавил. общества не решен однозначно. Происх. этой соц. группы с достоверностью не уст.. На неравнопр. положение «мушкену» указ. статьи закона, опред. наказание за преступление против него. Членовредительство, нанесенное «мужу», каралось соотв. членовр-вом виновного, но если членовр-во было сов. по отношению к «мушкену», то виновный платил лишь штраф. За украденную у «мушкену» вещь вор платил 20-кратный штраф, а за украденную вещь, нах. в соб-ти царя или храма,-- 30-кратный штраф. По одной из версий «мушкену»- это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по др.- вольноотпущенники. Наряду с сословиями законы Хаммурапи указ. также проф. занятия населения. Первое место зан. придворные служащие, из к/ законы наз. царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из др. гос. служащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «лубуттум». В соотв. с важным гос. знач. религии и храмов в Вавилонии почетное полож. среди представителей других профессий занимают храмовые служащие. Из них законы Хаммурапи отмечают только лиц женского пола: «божья жена», «божья сестра», храмовая дева, храмовая блудница. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |