АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА XI. Принципы самоорганизации бытия

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. Структурные принципы
  3. II. Принципы процесса
  4. II. Принципы средневековой философии.
  5. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИ
  6. II.4. Принципы монархического строя
  7. III. Принципы конечного результата
  8. III. Принципы конечного результата.
  9. VI. Биоэнергетические принципы аналитической терапии
  10. Астральное Каратэ: Принципы и практика
  11. Базовые принципы хорошего корпоративного управления
  12. Барокко как выр-е кризиса Ренессанса. Осн худ принципы Барокко.

 

1. Самоорганизация и системность (уровни структурной организации бытия).

2. Структура и понятие системности. Типы систем.

3. Целое и часть. Форма и содержание систем.

4. Сущность и явление.

Всякий материальный предмет, процесс, явление можно рассматривать как систему, но прежде чем говорить о категориях «система»-«элемент»-«структура», следует рассмотреть категории «единичного» и «общего».

Каждое материальное образование имеет два рода черт:

1) уникальные, неповторимые, только ему присущие черты (т.е. единичные). Это нашло отражение в категории «единичное».

2) сходные, повторяющиеся черты и свойства, присущие всем явлениям определенной группы. Это отражено в категории «общее».

Единичное и общее – это стороны отдельного, и они сосуществуют в отдельном материальном образовании, процессе, явлении.

Понятия «система» и «целое», как и понятия «элемент» и «часть», близки по содержанию, но полностью не совпадают.

Целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из частей, его слагающих. С другой стороны, при изъятии части сущность целого не страдает (например, потеря руки у человека не сказывается на его общественной сущности).

Часть – это также «предметы», которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы.

Понятие «целое» по своему объему уже понятия «система».

1) системами являются не только целостные, но и суммативные системы, не принадлежащие к классу целостных.

2) в понятии «целое» акцент делается на специфичности, на единстве системного образования. В понятии «система» фиксируется единство в многообразии.

3) целое соотносимо с частью, система – с элементами и структурой.

Понятие «часть» уже по своему объему, чем понятие «элемент», так как оно применимо только к целостным образованиям, но неприменимо к суммативным предметам, вещам, явлениям. В то же время, понятие «часть» может быть более общим, чем понятие «элемент». В часть могут входить не только элементы, но и отдельные связи структуры предмета, процесса, явления, или даже вся совокупность связей, то есть структура. Структура – это часть вещи. Соотношение элементов и системы есть соотношение разных структурных уровней организации материи. Это так называемое эмерджентно-генетическое, вертикальное соотношение.

Всеобщие связи бытия разнообразны. Они, в частности, могут быть глубинными и поверхностными. Такого рода связи зафиксированы в категориях «сущность» и «явление».

Сущность – внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики.

Явление – это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета.

Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Примером видимости может служить мираж – зрительное видение, возникающее из-за искривления лучей света атмосферой. Ценообразование может заметно искажать отношения стоимости, проявлением которого оно в принципе служит.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)