|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА XII. Детерминизм
1. Философское содержание принципа детерминизма. 2. Закономерный характер действительности. 3. Необходимость и случайность как философские категории. 4. Диалектический характер соотношения возможности и действительности. 5. Философский анализ свободы и необходимости.
Принцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хаосом. Детерминизм – учение о всеобщей взаимообусловленности явлений мира. Отказ от детерминизма – индетерминизм – приводит к картине мира, в котором становится возможным все, что угодно, в котором невозможны разумные объяснения связей между явлениями и ориентация в происходящих событиях. Согласно принципу детерминизма каждое явление, событие имеет свою причину, то есть порождается другим событием, явлением. Простейшая форма причинности – элементарная причинная связь: П->С (причина -> следствие), характеризуемая следующими чертами: 1. Последовательность во времени: причина предшествует следствию. Это необходимое, но недостаточное условие причинной связи. 2. Отношение порождения: причина не просто предшествует следствию, а порождает, вызывает его к жизни, генетически обуславливает его возникновение и существование 3. Непрерывность: между причиной и следствием не должно быть временного или пространственного разрыва. В процессе перехода от причины к следствию происходит перенос вещества, энергии и информации. 4. Необратимость: если причина есть причина следствия, то следствие не может быть причиной причины. Хотя любое явление может выступать и в роли причины (курица), и в роли следствия (яйцо), в ходе самого процесса причинения причина и следствие не могут меняться местами. 5. Необходимость и всеобщность: одна и та же причина в одних и тех же условиях с необходимостью порождает одно и тоже следствие. Если какая-либо причина вызвала однажды определенное следствие, то она будет при определенных условиях порождать его всегда. Это позволяет предвидеть события и управлять ими. Возможность и действительность — категории материалистической диалектики, выражающие две необходимые, объективно существующие стадии в развитии любого предмета, явления. Возможность — это то, что в настоящий момент еще не существует, но в силу действия законов развития данного предмета, явления может возникнуть и развиваться, т. е. стать действительностью. Действительность — это то, что уже возникло, существует. В. и д. взаимосвязаны, В процессе развития всякого данного явления может сделаться действительным лишь то, что заключено в нем как возможность. Соответственно этому развитие представляет собой бесконечный процесс зарождения возможностей и их превращения в действительность. Сама же действительность — это нечто изменяющееся, развивающееся. Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: "свобода есть познанная необходимость". Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом выражается свобода воли человека.
Рекомендуемая литература к курсу «Философия»: а) основная литература: 1. Философия / П.В.Алексеев, А.В.Панин. - Учебник. - М.: ТК Велби;Изд-во Проспект, 2008. - 592с. - (Классический университетский учебник). 2. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - Учебник. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2008. - 592с. 3. Философия / А.Г.Спиркин. - Учебник. - М.: Гардарики, 2008. - 368с.
б) дополнительная литература: Аверинцев С.С. Два рождения Европейского рационализма и простейшие реальности. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 24с. Алексеев А.П Философский текст: идея, аргументация, образы. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 167с. Гирусов Э.В. Актуальные проблемы философии науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. -171с. Киященко Л.П. В поисках исчезающей предметности. – М.: ИФ РАН, 2008. - 332с. Конструктивизм в теории познания./ Под ред. Лекторского В.А. – М.: ИФРАН, 2008. – 176с. Лишаев С.А. Старое и ветхое: опыт философского истолкования. – СПб.: Алетея, 2010. – 208с. Маршакова-Шайкевич И.В. Россия в мировой науке. – М.: ИФ РАН, 2008. – 232с. Методология науки: исследовательские программы./ Под ред. Неретиной С.С. – М.: ИФ РАН, 2007. – 255с. Печенкин А.А. История науки в философском контексте. – СПб.: Русская Христианская гуманитарная академия, 2007. – 582с. Познание, понимание, конструирование../ Под ред. Лекторского В.А. – М.: ИФ РАН, 2007. – 168с.
в) словари: 1. Бачинин, В.А. Философия. - Энциклопедический словаpь. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288с. 2. Новая философская энциклопедия: В 4т. Т.1: А-Д / Ин-т философии РАН, Нац.общ.-научн.фонд;Научно-ред.совет: В.С.Степин,заместители предс.: А.А.Гусейнов, Г.Ю.Семигин, уч.секр.: А.П.Огурцов. - М.: Мысль, 2010. - 744с. 3. Новая философская энциклопедия: В 4т. Т.2: Е-М / Ин-т философии РАН, Нац.общ.-научн.фонд;Научно-ред.совет: В.С.Степин,заместители предс.: А.А.Гусейнов, Г.Ю.Семигин, уч.секр.: А.П.Огурцов. - М.: Мысль, 2010. - 634с. 4. Новая философская энциклопедия: В 4т. Т.4: Т-Я / Ин-т философии РАН, Нац.общ.-научн.фонд;Научно-ред.совет: В.С.Степин,заместители предс.: А.А.Гусейнов, Г.Ю.Семигин, уч.секр.: А.П.Огурцов. - М.: Мысль, 2010. - 736с. 5. Новая философская энциклопедия: В 4т. Т.3: Н-С / Ин-т философии РАН, Нац.общ.-научн.фонд;Научно-ред.совет: В.С.Степин,заместители предс.: А.А.Гусейнов, Г.Ю.Семигин, уч.секр.: А.П.Огурцов. - М.: Мысль, 2010. - 692с. 6. Таpанов, П.С. Философский биогpафический словаpь,иллюстpиpованный мыслями. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 896с.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |