|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вывод в обратном направлении
База знаний:База фактов: R1: Если B и D и E, ТО F Известные факты: B,C R2: Если D и G, ТО A Цель: H R3: Если C и F, ТО A R4: Если B, ТО X R5: Если D, ТО E R6: Если A и X, ТО H R7: Если C, ТО D R8: Если C и X, ТО A R9: Если X и B, ТО D Рис. 3. Очевидно, вывод в обратном направлении работает, только когда все цели или гипотезы, для которых система может затребовать поиск, могут быть определены предварительно и связаны с управляемым числом условий и определены наборы правил. В качестве примера, в котором этот подход неприменим, можно привести систему, играющую в шахматы, с выводом в обратном направлении с гипотезой “шах и мат”. На практике существует целый класс проблем, при решении которых необходимо начать с начального состояния БЗ, выраженного посредством правил и фактов, от которого осуществляется передвижение вперед к новому состоянию, в которое включаются некоторые правила и исправляются факты. Примером является изменение состояния от начального расположения фигур в начале игры к завершению начального хода. Игра в шахматы иллюстрирует проблему подхода вывода в прямом направлении - не смотря на то, что имеются средства, управляющие выбором правил, число возможностей быстро нарастает до неуправляемого и сводится к “шах и мат” или становится невозможным для вычислений. Программа игры в шахматы должна иметь мощную стратегию поиска для нахождения выигрышного хода в этой сети. Это осуществляется на базе вывода в прямом направлении. Конечно, большое число реальных проблем требует вывода как в прямом, так и в обратном направлении, чтобы находить решение. В дополнении к проблеме вывода необходимо отметить, что в ЭС реализуется возможность работы с неуверенностью в данных (с неопределенностью). Для этого используются нечеткая логика, Байесовская логика, коэффициенты уверенности, многозначная логика и другие средства. Работоспособность указанных методов объясняется тем, что организация знаний играет большую роль, чем связанные с ними числовые значения. В большинстве БЗ предусмотрена избыточность, позволяющая ЭС прийти к правильному заключению несколькими различными маршрутами. Числа, измеряющие степень доверия, служат лишь для точной настройки.
Контрольные вопросы. 1. Из каких блоков состоит экспертная система? 2. Укажите отличия знаний I-го рода и II- го знаний рода. 3. Объясните основные отличия между выводами в прямом и обратном направлениями. 4. Раскройте понятие инженера по знаниям. 5. На какие вопросы отвечает подсистема объяснений. 6. На какие части можно разделить базу знаний, в которой фиксируются знания в ЭС?
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |