АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА

Читайте также:
  1. III.2. Преступление: общая характеристика
  2. VI. Общая задача чистого разума
  3. XV. 1. Загальна характеристика електрохімічних процесів
  4. А) Статическая вольт-амперная характеристика
  5. АВАРИЙНОСТЬ ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТА
  6. Автобіографія. Резюме. Характеристика. Рекомендаційний лист
  7. Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
  8. Альтернативные системы растениеводства и их краткая характеристика
  9. АМПЛИТУДНО-ЧАСТОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОЛОСА ПРОПУСКАНИЯ И ЗАТУХАНИЕ
  10. Анатомо-физиологическая характеристика периода новорожденности.
  11. Б) Динамическая вольт-амперная характеристика дуги.
  12. Б.Обладает пространственными, физико-химическими и энергетическими характеристиками.

1. Понятие философского знания. Соотношение философии и частных наук.

2. Предмет философии.

3. Мировоззрение и его структура.

4. Предназначение, смысл и функции философии.

5. Понятия онтологии, гносеологии и аксиологии. Их соотношение и место в философии.

6. Этапы развития античной философии, основные философские школы.

7. Милетская школа античной философии. Понятие гилозоизма.

8. Элейская школа античной философии. Понятия монизма и пантеизма.

9. Механицизм и атомизм античной философии.

10. Диалектика Гераклита.

11. Космология пифагорейской школы V в. до н.э.

12. Гносеология и этика Сократа.

13. Этические школы Древней Греции: гедонизм и кинизм.

14. Учение Платона об идеях.

15. Платон о государственном устройстве.

16. Логика Аристотеля.

17. Метафизика Аристотеля. Учение о материи и форме.

18. Этика Аристотеля.

19. Этические школы эпохи эллинизма: стоицизм и эпикурейство.

20. Средневековая философия. Понятия теоцентризма и схоластики.

21. Гносеология средневековой философии. Учение об откровении.

22. Онтология средневековой философии. Учение о креационизме.

23. Блаженный Августин и его учение о трансценденции.

24. Средневековый спор об универсалиях. П. Абеляр.

25. Учение Фомы Аквинского. Понятие томизма.

26. Философия Нового времени. Пантеизм и учение о “двойственной истине”.

27. Эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода.

28. Дуализм Р. Декарта и идея научного метода.

29. Метафизика Спинозы.

30. Этика Спинозы.

31. Монадология Лейбница.

32. Теория познания Локка.

33. Субъективизм Беркли и Юма. Понятие солипсизма.

34. Учение Канта об априорном знании.

35. Антиномии Канта.

36. Этика Канта. Кантовский категорический императив.

37. Эвдемонизм Канта. Категории: долг, достоинство, удовольствие.

38. Практический императив Канта. Человек как цель, а не средство.

39. Логика Гегеля. Учение о саморазвитии абсолютной идеи.

40. Диалектика Гегеля.

41. Учение Гегеля об абсолюте и целом. Государство, нация, человек в его системе.

42. Понятие диалектического метода Гегеля и его судьба.

43. Антропологический материализм Фейербаха.

44. Гегель и Фейербах: сопоставление онтологии и гносеологии.

45. Религия любви Фейербаха.

46. Сенсуализм Фейербаха.

47. Фейербах и Маркс.

48. Историческая философия К. Маркса. Концепция отчуждения.

49. Традиции и особенности русской философии конца XIX - начала ХХ вв.

50. Метафизика Вл. Соловьева.

51. Русская идея Вл. Соловьева.

52. Персоналистическая философия Н. Бердяева.

53. “Философия жизни” Шопенгауэра. “Мир как воля и представление”.

54. Учение Ницше о “переоценке ценностей”.

55. Учение Ницше о человеке и сверхчеловеке.

56. Экзистенциализм и его проблематика. Понятия существования и сущности.

57. Онтология Хайдеггера. Подлинное и неподлинное существование.

58. Ясперс о “пограничной ситуации”. Проблема вины.

59. Сартр о проблеме свободы.

60. “Мир в Сизифе” А. Камю. Понятие абсурда.

61. Категория бытия в философии.

62. Проблема субстанции в философии.

63. Философское учение о материи.

64. Пространство и время - формы бытия материи.

65. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии.

66. Категории диалектики.

67. Законы диалектики.

68. Проблема человека в философии.

69. Философия и проблема смысла жизни.

70. Личность и проблема ценностных ориентаций.

71. Сознание как форма отражения действительности и регуляции человеческой деятельности.

72. Философия и проблемы экологии.

73. Философия и экспериментальная наука.

74. Как формулируется по Энгельсу основной вопрос философии? Синонимы ли употребляемые им выражения “дух” и “мышление”?

75. Как соотносятся между собой понятия:

• дух и разум?

• разум и сознание?

• сознание и мышление?

76. Является ли разум единственной формой сознания? В каких еще формах обнаруживает себя деятельность сознания?

77. Что такое “истина”?

78. Что такое “благо”?

79. Как соотносятся друг с другом: “истина”, “благо” и “красота”?

80. Что такое “бессознательное” и “подсознательное”? Как соотносятся эти понятия с сознанием и духовной деятельностью?

81. В чем состоят различия и какая существует связь между понятиями: “чувство”, “рассудок”, “разум”?

82. В чем отличается разум от воли? Является ли воля духовной деятельностью? Как соотносится она с сознанием и разумом?

83. Что такое познание?

84. Что такое оценка? Чем она отличается от знания? Какие формы оценочной деятельности Вам известны?

85. Что такое философская рефлексия? Чем отличается “познание” от “самопознания”?

86. Конечен или бесконечен процесс познания? В каком смысле можно говорить о завершенности познания?

87. Что мы познаем: единичное или общее? Одинаковы ли пути их познания?

88. Какую роль в познании играет “опыт” и “практика”?

89. Какое значения для познания имеет повседневная практика? Каковы возможности и границы “здравого смысла”?

90. Что такое отражение? Всякая ли деятельность мысли связана с отражением? В чем односторонность понятия “отражение”?

91. Что такое “упреждающее отражение” и как оно возможно? Как соотносятся в нем наличное и предполагаемое?

92. Что такое образ? Что такое “понятие”? Чем понятие отличается от образа?

93. Что такое знание? Каковы пути получения знания?

94. Чем философское знание отличается от научного: является ли задачей философии получение знания?

95. Возможно ли вненаучное познание? Может ли выполнять функцию познания искусство?

96. Что такое агностицизм? Есть ли в агностицизме рациональный момент?

97. Что такое рационализм и эмпиризм? В чем односторонность того и другого?

98. Как различаются “чувственное” и “эмпирическое”? Может ли эмпиризм быть идеалистическим?

99. Что такое сенсуализм? Что общего между материалистическим и идеалистическим сенсуализмом и в чем их различие?

100. Что такое интуиция? В каком смысле возможно интуитивное познание?

101. Какое место в познавательной деятельности отводится понятию закона?

102. Что такое эмпирический закон? Как он открывается и каково его практическое значение?

103. Как возможно необходимое знание? Как этот вопрос решается Кантом и современной философией?

104. Какое различие между знанием и верой? Чем отличается вера в науке от веры в религии?

105. Что такое заблуждение? Как оно соотносится с истиной? Чем оно отличается от истины и лжи?

106. Что такое критерий истины? Какими критериями истины пользуется наука?

107. Как соотносятся друг с другом “знание” и “идеология”? Может ли идеология быть научной?

108. Что такое иррационализм и какое место в истории занимает это течение философской мысли?

109. Что такое “ментальность” и “менталитет”? Какую роль в современной культуре выполняет это понятие?

110. Что такое “метод” и “методология”? Какую роль они играют в познании?

 

 


[1] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С.48.

[2] Гурджиев Г.И. "Человек есть множественность//Человек. 1992. N2. С.47.

[3] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики//Вопросы философии. 1989. N9. С.116-122.

[4] Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. С.268.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Там же. С.269-270.

[8] Фрагменты ранних греческих философов. М.Ч.1. 1989.

[9] Антология мировой философии. М.Т1. Ч1. С.270.

[10] Антология мировой философии. М.Т1. Ч1. С.273-274.

[11] Там же. С.274.

 

[12] Фрагменты ранних греческих философов. В 2 ч. - М., 1989. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. С.209.

[13] Там же. С.204.

[14] Фрагменты ранних греческих мыслителей. С.192.

[15] Там же. С.193.

[16] Там же. С.196.

[17] Фрагменты ранних греческих мыслителей. С.198.

[18] Там же.

[19] Там же. С.233.

[20] Там же. С.234.

[21] Там же. С.217.

[22] Там же. С.198.

[23] Цит. по: Таранов П.С. 500 шагов к мудрости: В 2Т. Донецк., 1996. Т.1. С.331.

[24] Антология мировой философии. С.326-329.

[25] Цит. по: Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. С.339-340.

[26] Зороастризм возник около 3500 лет тому назад и восходит к пророку Зороастру, проведшему многие годы в скитаниях, стремясь познать истину. Истина ему открылась в виде представления о единственном Боге, вечно существующем творце всего благого. Акт творения сопровождается рождением двух первичных сущностей - добра и зла, которые являют собой основные противоположности бытия. Зороастр был первым, кто сказал о божественном суде над каждым человеком, о рае и аде, о грядущем воскресении тел, о всеобщем Последнем Суде и о вечной жизни воссоединившихся душ и тел.

Новое учение раздражало и тревожило многих, ибо пророк порывал со старой, идущей от властителей и жрецов традицией, отводившей всем незнатным людям подземное царство после смерти. За свои идеи Зороастр жестоко поплатился, погибнув от кинжала жреца старой религии.

[27] Фрагменты ранних греческих мыслителей. С.142.

[28] Антология мировой философии. С.287-288.

[29] Антология мировой философии. С.316.

[30] Там же. С.316-318.

[31] Burnet J. Greek Philosophi, Thales to Plato. London, 1914. Р.149.

[32] Платон. Избр. диалоги: Пер. с греч. М.: Худ. лит., 1965. С.174-175 ("Пир")

[33] Платон. Апология Сократа//Сочинения. М.,1968.Т.1. С.112.

[34] Платон. Избр. диалоги. С.327 ("Федон")

[35] Платон. Избр. диалоги. С.334 ("Федон")

[36] Платон. Апология Сократа. С.98-99.

 

[37] Логика - (от греч. logos - логос) - 1) способность правильно мыслить; 2) учение о методах познания. Логика как наука - учение о мышлении наука

[38] Идеализм - (франц. ide'alisme, от греч. idea - идея) - в метафизическом смысле идеализм - это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи - объективный идеализм (Платон, Шеллинг, Гегель), или на сторону разума - субъективный идеализм (Декарт, Мальбранш, Фихте).

[39] Аристотель. Метафизика. V,2, 1013а24-1013в21.

[40] Там же.

[41] Аристотель. Аналитика. I, 24б.

[42] Аристотель. Метафизика. IX. 10, с.162.

[43] Angus C.F. Cambridge Ancient HistorV, vol.VII. p.231.

[44] См. Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. С.476-503.

[45] Лукреций. О природе вещей. Т.II. С.131.

[46] Лукреций. О природе вещей. Т.II. С.132.

[47] Атараксия (от греч. ataraksia) - невозмутимость, полное спокойствие духа.

[48] Антология мировой философии; В 4 т. Т.1. Ч.1. С.355-356.

[49] Схоластика (лат. scholasticus - школьный, ученый) - тип религиозной философии, основанной на соединении догматики рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики.

[50] См. ниже о Августине Блаженном.

[51] См. ниже о Фоме Аквинском.

[52] Трансцендентный - букв. выходящий за пределы данной области явлений (посюстороннего) в сферу потустороннего. Трансцендентный - потусторонний, сверхъестественный, сверхчувенный.

[53] Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. С.589.

[54] Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. С.590.

[55] Августин. Исповедь. - СПб., 1913

[56] Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. Ч.2. С.827-8331.

[57] Николай Кузанский. Об ученом незнании. Соч. Т.1. С.53.

[58] Николай Кузанский. Об ученом незнании. Соч. Т.1. С.110-111.

[59] Сциентизм (от лат. scientia - наука) - абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

[60] Бэкон Ф. Новая Атлантида. Соч. Т.2. С.499.

[61] Бэкон Ф. Новый органон. Соч. Т.2. С.18.

[62] Там же. С.22.

[63] Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С.428.

[64] См. Декарт Рене. Сочинения. В 2 т. - М., 1989, Т.1.

[65] "Трансцендентальное", по словам Канта, - обозначает то, что существует вне сознания, недоступно ему и непознаваемо. Понятием "трансцендентальное" утверждал Кант, - охватывается все, имманентное сознанию, то, что может быть познано и действительно познается.

[66] См. об этом: Щербина A.M. Учение Канта о вещи в себе. Киев, 1904. VIII, 189 с.; Нарский И.С. Кант. М., 1976. С. 41-46; Нарский И.С. О роли «вещи в себе» и «ноумена» в кантовской гносеологии // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта: Межвуз. сб. Калининград, 1979. Вып. 4. С. 15-20; Дьяченко А.В. Критика кантовской «вещи в себе» и современное познание: Автореф. дис... канд. филос. наук. М., 1981 16 с.; Калинников Л.А. Понятия «вещь вообще» и «вещь в себе» и их роль в системе кантовского «критицизма» // Кантовский сборник: Сб. науч. тр. Калининград, 1985. Вып. 10. С. 3-11; Schrader G. The thing in itself in Kantian philosophV // Kant. A Collection of Critical EssaVs / Ed. bV R.P. Wolff. L; Melbourne, 1968. P. 172-188.

[67] Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 333.

[68] Кассирер Э. Кант и проблема метафизики. Замечания к интерпретации Канта Мартином Хайдеггером // Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.С. 383.

[69] Дмитриевская И.В. Проблема реальности в философии И.Канта // Кантовский сборник: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград, 1994. Вып. 18. С. 90.

[70] Кант И. Критика чистого разума. С. 333.

[71] Там же. С. 135.

[72] См.: Там же. С. 656-658.

[73] При таком понимании «вещь в себе не есть объект, она есть субъект и потому не вещь». (Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря М., 1995. С. 176).

[74] Кант И. Метафизика нравов вдвух частях. 1797 // Соч.: В 6т. М., 1965. Т. 4. Ч 2. С 302.

[75] См.: Там же; Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург, 1999. С. 68-69.

[76] Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6т. М., 1964. Т. 3. С. 498.

[77] Там же. С. 151.

[78] Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 139.

[79] Подробнее см.: Ойзерман Т.И., Нарский И.С. Теория познания Канта. М.. 1991. С. 78-79.

[80] См.: Simon J. Phenomena and Nomena: On the Use and Meaning of the Categories // Kant's TheorV of Knowledge: Selected Papers from the Third International Kant Congress / Ed bV L.W. Beck. Dordrecht: Boston, 1974. P. 45-51.

[81] Кант И. Основы метафизики нравственности. 1785 // Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 295.

[82] Поэтому нам представляется несостоятельной точка зрения о том, что «вещи в себе суть ноумены, то есть духовные сущности, которые до некоторой степени могут быть постигнуты человеческим разумом» (Щербина А.М. Учение Канта о вещи в себе. Киев, 1904. С. 144.)

[83] Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 332.

[84] Rescher N. Noumenal CausalitV // Kant's TheorV of Knowledge: Selected Papers from the Third International Kant Congress / Ed. bV L.W. Beck. Dordrecht; Boston, 1974. P. 178.

[85] Подробнее см.: Нарский И.С. Кант. М., 1976. С. 24-46.

[86] Цит. по.: Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург, Нижневартовск. 1999. С. 80.

[87] Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н. Лосского. Мн., 1998. С.101.

[88] Аналитическое суждение - утверждение, предположение, истинность которого устанавливается путем чисто логического анализа: в котором предикат (логическое сказуемое) является частью субъекта (логического подлежащего). Например: "высокий человек есть человек" или "равносторонний треугольник есть треугольник".

[89] Апостериорный - (от лат. a posteriori - из последующего) - знание, полученное из восприятия, на основании опыта.

[90] Априорное (от лат. a priori - предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него.

[91] По Канту, ощущение - это то в нашем сознании, что не нами создано в нас и это доказывает реальность вещей вне сознания. Причины ощущений являются такими состояниями человеческого сознания, которые производны от воздействия на человека вещей или вещи самой по себе.

[92] Примеры синтетических суждений (докантовского смысла): мы не можем просто путем анализа понятий открыть такие истины, как "вторник был дождливый день" или "Наполеон был великим полководцем".

[93] Кант И. Критика чистого разума. Соч. Т.3. С.127.

 

[94] Апперцепция (от лат. ad - при и kuperceptio - восприятие) - в логике, теории познания, начиная с Лейбница и Канта то же самое, что осознанное восприятие.

[95] Кант И. Критика чистого разума. С.340.

[96] Там же. С.342.

[97] Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М., 1956. С. 442.

[98] Шеллинг Ф.В.Й. Введение к наброску системы натурфилософии // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. – М., 1998. С. 236.

[99] Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. С. 304.

[100] Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. С. 305.

[101] Там же. С. 311.

[102] См.: Там же. С. 310-311.

[103] Там же. С. 312.

[104] Там же. С. 312.

[105] Там же. С. 313.

[106] Там же. С. 313

[107] Там же. С. 615.

[108] Там же. С. 616.

[109] Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма. – Л., 1936. С. 380.

[110] Там же. С. 396.

[111] Там же. С. 394.

[112] Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. – М., 1996. С. 52.

[113] Шеллинг Ф.В.Й. Историко-критическое введение в философию мифологии // Собр. соч.: В 2 т. – М., 1987. Т. 2. С. 162.

[114] Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма. С. 392.

[115] Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства – М., 1996. С. 66.

[116] Литературные теории классиков немецкого романтизма. – Л., 1934. С. 145.

[117] Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. С. 621-625.

[118] Мир философии. Ч.1. М., 1991. С.397.

[119] Гегель: Соч. М., 1959. Т.4. С.2.

[120] Гегель. Феноменология духа // Гегель. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа. М., 1959. С. 2.

[121] Там же.

[122] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М., 1955. С. 1.

[123] Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма. 1936. С. 360.

[124] Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы. / Сочинения. С. 1005.

[125] Фейербах Л. Избр. философские произведения. Т.1. С.202.

[126] Там же. С.184.

[127] Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1.С.186.

[128] Сенсуализм (лат. сенсус - чувство) - философское учение, признающее единственным источником познания ощущения. Противоположное ему - рационализм, признающий источником познания разум.

[129] Фейербах Л. Избранные философские произведения. С.184.

[130] Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.371.

[131] Киреевский И. Полн.собр.соч. Т.2. М., 1861. С.306.

[132] Белинский В.Г. Россия до Петра // Русская идея. М., 1992. С. 83.

[133] Там же. С. 75.

[134] Там же. С. 80.

[135] О феномене «двойного перевода» в истории русской культуры см.: Успенский Б.A. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры // РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 2 [10]: Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология. М., 1999. С. 17-18.

[136] Ключевский В.О. Курс русской истории // Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1989. Т. IV. С. 203.

[137] Аксаков К.С. О русском воззрении // Русская идея. М., 1992. С. 117.

[138] Белинский В.Г. Россия до Петра Великого // Русская идея. С. 76.

[139] Там же. С. 77-78.

[140] Там же. С. 80-81.

[141] Там же. С. 79.

[142] Там же.

[143] Там же. С. 75.

[144] См.: Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994. С. 40.

[145] Багно В.Е. Пограничное сознание, пограничные культуры // Полярность в культуре. Канун: Альманах. Вып. 2. СПб., 1996. С. 420.

[146] См. подробнее: Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М„ 1997. С. 62-68 и далее; Он же. Культура России. М., 2000. С. 29-30 и далее.

[147] Федотов Г.П. Судьба и грех России. СПб., 1991. Т. 1. С. 61.

[148] Азаренко С.А. Топология культурного воспроизводства (на материале русской культуры). Екатеринбург, 2000. С. 89.

[149] Лихачев Д. «Слово о законе и благодати» Иллариона / Альманах библиофила. Выпуск 26. М., 1989, С. 46, 51.

[150] Там же. С. 47.

[151] Там же. С. 46.

[152] Макаренко В.В. Откуда пошла Русь? Новая география Древнего Мира. С. 247-248.

[153] Цит. по: Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. С. 122.

[154] Цит. по: Там же. С. 124.

[155] Цит. по: Там же.

[156] Цит. по: Там же. С. 125.

[157] Франк С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции // Русская идея. С. 328.

[158] Там же. С. 328.

[159] Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 239.

[160] Там же. С. 248-249.

[161] Деррида Ж. Московские лекции. Свердловск, 1991. С. 53.

[162] См.: Соловьев В.С. Русская идея // Русская идея. М., 1992. С. 96.

[163] Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея. С. 322-323.

[164] Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // Соловьев B.C. Соч.: В 2т. М., 1988. Т. 1. С. 710-716.

[165] Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 170.

[166] Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 312.

[167] Бердяев Н.А. Философия свободного духа. С. 168.

[168] Флоренский П.А. Имена // Опыты: Литературно-философский сборник. М., 1990. С. 351-412.

[169] Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. С. 298.

[170] Там же. С. 298.

[171] Там же.

[172] Там же. С. 301.

[173] Там же. С. 303.

[174] Там же. С. 304.

[175] Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Русская идея. С. 386-387.

[176] Там же. С. 387.

[177] Иванов Вяч. О русской идее // Русская идея. С. 235-236.

[178] Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. С. 299-300.

[179] Розанов В.В. Апокалипсис наших дней // Розанов В.В. Метафизика христианства. М., 2000. С. 842.

[180] Там же. С. 847.

[181] См.: Розанов В.В. Апокалипсис наших дней. Указ. соч. С. 842.

[182] Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея. С. 317.

[183] Там же. С. 318.

[184] Там же. С. 319.

[185] Розанов В.В. Апокалипсис наших дней // Розанов В.В. Метафизика христианства. С. 788-789.

[186] См.: Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. С. 306, 308.

[187] Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Русская идея. С. 391.

[188] Там же.

[189] Иванов Вяч. О русской идее // Русская идея. С. 237.

[190] Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Русская идея. С. 418.

[191] Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. С. 307-308.

[192] Трубецкой Е.Н. Старый и Новый национальный мессионизм // Русская идея. С. 250.

[193] Джеймс У. Прагматизм. Спб.,1910. С.25.

[194] Джеймс У. Прагматизм. Спб., 1910. С.9.

[195]Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1. М., 1900. С.321-322, 332-334.

[196] Там же. С.335.

[197] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1. М., 1900. С.337.

[198] Там же. С.426.

[199] Там же. С.426.

[200] Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости//Полн.собр.соч. Т.3. М., 1903. С.280,282,293,299.

[201] Ницше Ф. Сумерки кумиров. М., 1902. С.4.

[202] Франк С.Л. "Ницше и этика любви к дальнему "//Франк С.Л. "Философия и жизнь". СПб., 1910. С.65-66.

[203] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С.10-12.

[204] Кукушкина Е.И. Познание, язык, культура. М., 1984. С. 226.

[205] См.: Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993. С. 350-351.

[206] Псевдо-Лонгин. О возвышенном, IX, 9. Перевод Н.А.Чистяковой

[207] Gershon Scholem. On the Kabbalah and Its Jymbolism. Schocken Books. New York, 1969. P. 29 – 30.

[208] Warnke C. -P. Spechende Bilder – sichtbare Worte: Das Bildverständnis in der frühen Neuzeit. Wiesbaden, 1977, P. 39.

[209] Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. В. 6-ти т. М., 1982. Т. 2. С. 306.

[210] Novalis. Wenke / Hrsg. von P.Kluckhohn. Leipzig, 1928. Bd. II. S. 75.

[211] Jean Paul. Werke / Hrsg. Von H.Miller. München, 1967. Bd. V. S. 96.

[212] Novalis. Op. Cit., S. 75.

[213] Гегель Г. Лекции по эстетике. Кн. 3. – М., 1958. С. 96 – 97.

[214] См.: Lissa Z. Aufsätze zur Musikästhetik. Eine Auswahl. – B., 1969. S. 39 – 47.

[215] F.S.C.Northrop. The Meeting of East and West. Collier – Macmillan. Ltd. (1972), C. 343.

[216] Цит. по: Орлов. Древо музыки. Вашингтон, 1992 С.71

[217] Canl G. Jung The Psychology of Eastern Meditation, Collected Works, Vol. 11: Psychology and Religion: West and East (1958, 1969), S. 936.

[218] Edward Hall The silent Language. Anchon Books. New York, 1973, c.153 – 154.

[219] Priestley J.B. Man and Time. C. 121.

[220] D.T.Suzuki Mysticism: Christian and Buddlust. Perrenial Library, Harper & Row. New York, 1971, cc.112 – 114.

[221] J.B.Priestley Man and Time. Dell Publishing Co (New York, 1968). C. 123.

[222] Данилова И.Е. О категории времени в живописи Средних веков и Возрождения // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 164 – 166.

[223] Там же. С. 169.

[224] См.: Морозов А.А., Сафронова Л.А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979.

[225] Кеплер И. О шестиугольных снежинках. М., 1982. С. 100.

[226] Флоренский П.А. Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях. // Флоренский П.А. История и философия искусства. М., 2000. с. 272.

[227] Хайдеггер М. Время и бытие //Хайдеггер М. Время и бытие. М.1993. С.396-398.

[228] Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. с. 26, 273.

[229] Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Т. 1. с. 136.

[230] Былины. Л. 1984. с. 284.

[231] Словарь древнерусского языка. М., 1989. Т.2. с. 330.

[232] Шиндин С.Г. Миф о сотворении мира и русские заговоры // Известия АН Латвийской ССР. 1989. № 10. с. 77.

[233] Мороз А.Б. Мотив земли в сербохорватских заговорах // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. 1. М., 1988. с. 58.

[234] Былины, с. 222.

[235] Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. с. 127-128.

[236] Словарь древнерусского языка. М, 1989. Т.2. с. 330.

[237] Былины. Л. 1984. с. 359.

[238] Серяков М.Л. «Голубиная книга» - священное сказание русского народа. с. 24.

[239] Топоров В. Н. Из славянской языческой терминологии: индоевропейские истоки и тенденции развития // Этимология 1986-1987. М., 1989.с. 8.

[240] Топоров В Н. Из славянской языческой терминологии: индоевропейские истоки и тенденции развития // Этимология 1986-1987. М., 1989.с. 8.

[241] Топоров В.Н. Из славянской язьмеской терминологии: индоевропейские истоки и тенденции развития // Этимология 1986-1987. М., 1989. с. 37.

[242] См.: Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М.1986.

[243] Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М, 1993. с. 55.

[244] Нанси Ж.-Л. О со-бытии // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991. с. 92.

[245] Лихачев Д.С. Заметки о русском. М. 1984. с. 17.

[246] Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 1997. с. 95.

[247] Розанов В.В. Во дворе язычников, с. 168-169.

[248] Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 186.

[249] Жемчужины мысли. Минск, 1991. С. 420, 422.

[250] Гегель. Эстетика. В 4-х т. Т. 3. М., 1971. С. 384.

[251] Эмерджент – от лат. emergere – появляться, выносить на поверхность.

[252] См. “Столп и утверждение истины”.

[253] Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики // Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995. С. 186, 188.

[254] См.: Heidegger M. Ursprung des Kunstwerkes. Stuttgart, 1967. S. 102 – 125.

[255] Михайлов А.В. Глаз художника (художественное видение Гете). // Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997. С. 707.

[256] Метатеория, те «сверхтеория», или теория, анализирующая и обобщающая другие теории.

[257] См.: Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1975.

[258] Там же. с. 11.

[259] Герцен А.И. Собр.соч. В 30-ти т., т. 3, с. 110, 97-98.

[260] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 30, с. 350.

[261] От предсказания принципиально отличаются различного рода прорицания, пророчества, «откровения», а также всевозможные гадания, основанные или на случайных совпадениях, или (как полагают религиозные люди) на причастности «избранных» к всеведущим силам, знающим все наперед и организующим все сущее и грядущее. Так, в мифологическом мышлении образ существа, обладающего даром пророчества, символизирует легендарная Кассандра. В современном языке этим именем называют человека, который, предвидя грядущие несчастья, сам не в силах ничего предпринять и не может убедить других принять меры к их предотвращению.

[262] Ленин В.И. Т.29. С.229.

[263] Ленин В.И. Т.29. С.318.

[264] Энгельс Ф. Т.20. С.548-549.

[265] Энгельс Ф. Т.20. С.546-547.

[266] Ленин В.И. Т.29. С.203.

[267] Ленин В.И. Т.29. С.227.

[268] Ленин В.И. Т.29. С.136.

[269] Ленин В.И. Т.29. С.227.

[270] Ленин В.И. Т.29. С.317.

[271] Ленин В.И. Т.29. С.317.

[272] Ленин В.И. Т.20. С.66.

[273] Маркс К. Т.4. С.297.

[274] Ленин В.И. Т.29. С.208.

[275] См. Проблема человека в западной философии. М., 1988. С.372.

 

 

[276] Бердяев Н.А. Философия свободы // Философия свободы.

[277] Бердяев Н.А. Смысл творчества.- М.,1989. С.128.

[278] Фейербах Л. Сущность христианства.//Избранные философские произведения. М., 1955. Т.2. С.31.

[279] Франк Л.С.По ту сторону правого и левого.//Новый мир.1990.№4.С.229.

[280] Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.С.370.

[281] Соловьёв В.Л. Соч.Т.1.С.345.

[282] Ортега-и-Гассет Х.Что такое философия? М.Наука.1991.С.223.

[283] Бехтерев М.Н. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. Пг.1918.с.21.

[284] Бахтин М.М.,эстетика словесного творчества. М.,1979.С.341.

[285] Париж, 1934. С. 186.

[286] Цит. по: Свасьян К.А. Фридрих Ницше: Мученик познания // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 45.

[287] Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. С. 47.

[288] Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж, 1934. С. 116.

[289] Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. С. 155.

[290] Стасов В.В. Статьи о Мусоргском. М., Музгиз. 1922. С. 35.

[291] Пастернак Б. Доктор Живаго. М., 1989. С. 77.

 

[292] Чайковский П.И. Письма к близким. М., 1955. С. 256.

[293] “Нет большей скорби, как вспоминать о счастливом времени в несчастии”.

[294] “И я упал, как падает мертвое дерево”.

[295] Ильин В. Эссе о русской культуре. СПб., 1997. С. 91–92.

[296] См.: Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994. С. 369.

[297] Там же. С. 368.

[298] Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. С. 120.

[299] Там же. С. 124.

[300] Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 18.

[301] Чайковский П.И. Письма к близким. М., 1955. С. 415.

[302] См.: Побережная Г. П.И.Чайковский. К., 1994. С. 169.

[303] Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. С. 91.

[304] Цит. по: Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. С. 91.

[305] Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. С. 32.

[306] Там же. С. 256.

[307] Jaspers K Philosophie. Heidelbeng. 1973 t. III s. 236.

[308] Климовицкий А. Заметки о Шестой симфонии Чайковского (к проблеме: Чайковский на пороге ХХ века) // Проблемы музыкального романтизма. Л., 1987.
С. 109.

[309] Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С. 374.

[310] Записи А.Н. Скрябина // Русские Пропилеи: Материалы по истории мысли и литературы. В 6 т. Т. 6. М., 1919. С. 163.

[311] Записи А.Н. Скрябина. С. 202.

[312] Записи А.Н. Скрябина. С. 177.

[313] Там же. С. 147.

[314] Соловьев Вл. Чтения о богочеловечестве. СПб., 1994. С. 114.

[315] Записи А.Н. Скрябина. С. 173.

[316] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 145.

[317] См.: Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир. М., 1991. С. 21–22.

[318] См.: Самарский А.А., Курдюмов С.П. Парадоксы многовариантного нелинейного мира – вокруг нас // Гипотезы. Прогнозы. (Будущее науки) М., 1989.
С. 12, 28.

[319] Записи А.Н.Скрябина. С. 192, 199.

[320] Там же. С. 196–197.

[321] Там же. С. 229.

[322] Там же. С. 184.

[323] Шлецер Б. А.Н.Скрябин. С. 193.

[324] Там же. С. 196.

[325] Записи А.Н.Скрябина. С. 162.

[326] Там же. С. 157.

[327] Цит.по: Шлецер Б. Записка о Предварительном Действии // Русские Пропилеи.
В 6 т. Т. 6. Берлин, 1923. С. 114.

[328] См.: Фохт Б.А. Философия музыки А.Н.Скрябина. С. 9.

[329] Трубецкой Е.Н. Свет Фаворский и преображение ума // Флоренский. Pro et contra. С. 287.

[330] Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соч. в 2-х т. Т. 2. С. 239.

[331] Искусство и теургия // Свет не вечерний: Созерцания и умозрения. Соч. в 2-х т.
Т. 2. М., 1943. С. 334.

[332] Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. С. 75.

[333] Русская идея. М., 1992. С. 303.

[334] Цит. по: Дурылин С. Вагнер и Россия. М., 1913. С. 47–48.

[335] Там же.

[336] Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. С. 218.

[337] См: Там же. С. 228.

[338] Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. С. 236.

[339] Сохор А.Н. Русская музыка. Л., 1949. С. 39.

[340] Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 2. М., 1954. С. 102.

[341] См.: Флоренский П.А. Иконостас // Соч. в 4-х т. Т. 2. С. 484.

[342] Ильин В.Н. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона // Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. С. 444.

[343] Там же. С. 446.

[344] Цит. по: Яффе А. Символы в изобразительном искусстве. С. 252.

 

Лекция 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.083 сек.)