АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Софисты

Читайте также:
  1. I. Состояние общества и состояние общественного мнения
  2. II.2. Классическая греческая философия.
  3. Анаксагор.
  4. Античная философия
  5. В логике часто используют метод дедукции
  6. Ведь демагогом быть — не дело грамотных. Не дело граждан честных и порядочных. Но неучей негодных.
  7. Вместо введения
  8. Глава 2. Античная философия
  9. Глава XI. Творчество
  10. Греция в первой половине IV в д о нэ Кризис полисной системы
  11. Идейно-смысловая сторона искусства
  12. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Cофисты (от греч. sophistes – мастер, художник) – учителя мудрости и красноречия. Поскольку в классической Греции образование было насущной потребностью, софисты были весьма популярны, их даже называли просветителями древнегреческого общества.

Софисты, в отличие от натурфилософов, поставили проблему бытия не как проблему вещества, но как проблему сознания. Софистам присуще субъективизм, скептицизм, рационализм, релятивизм. Софисты были утонченными натурами, жаждавших жизненных ощущений. Они стремились перевести объективные ценности на язык чувственных ощущений.


Вот как можно сравнить воззрения софистов и натурфилософов:

 

  Натурфилософы Софисты
Черты мировоззрения Объективно-интуитивный космологизм (зарождение) Субъективно-дискурсивный антропологизм (просвещение). Факт относительности всего – основание для всего мировоззрения софистов. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). (Релятивизм – относительность – софистов).
Предмет философии Космологическое начало Человек и его слово. Софисты особое внимание уделяли риторике, ораторскому искусству, проблемам языка и логики. Почти стихийно софисты уловили логическую силу слова и искусно использовали это в беседах и спорах.
Метод Интуиция и созерцание Дискурс, критицизм, поиск истины в диалоге. Софисты ввели диалогическую речь, что заставляло развиваться человеческую мысль, движущуюся в противоречиях и ищущую из них выхода. Софисты учили людей мыслить. (Рационализм софистов).
Личность философа Бескорыстный мыслитель Платное профессиональное преподавание. С распространением в V в. до н.э. демократических институтов особое значение приобрело умение произносить речи. Успех в политических дебатах в народном собрании или спорах в судебном разбирательстве во многом зависел от умения говорить убедительно, логично, красноречиво. Овладеть риторическими навыками можно было у софистов за плату.
Логос Объективно-космологическое начало Слово, закон мысли. Раз все думают по разному, то и истина у каждого своя. Поскольку софисты чувствовали, что знанием овладеть нельзя, они объявили, что это и не так уж важно. Значение имеет лишь полезное мнение. «У каждого человека своя истина, ее критерием является восприятие здорового и нормального человека» (Протагор). (Субъективизм софистов).
София Космическая упорядоченность, действительность сама по себе Мудрость слова, способность доказывать и убеждать. Однако, позднее, стремясь добиваться победы в споре любой ценой, они стали применять логические уловки. Эти логические уловки и хитрости называются софизмами. Софисты учили доказывать не истину, а нужное положение, не всегда истинное. Поэтому со временем софисты стали иметь дурную славу. «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела» (Горгий). «Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная, и софист – это человек, умеющий наживать деньги от кажущейся, а не подлинной мудрости» (Аристотель).

 

Из старших софистов наиболее известными были Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Критий.

Именно в лице софистов мысль осознала себя абсолютной и единственной сущностью, способной поставить все под сомнение и ищущей критерия истинности лишь внутри себя, своих собственных доводов.

2. Сократ (469 – 399 до н. э.)

Один из великих учителей человечества, жизнь которого согласовывалась с его философией.

Сын малоизвестного скульптора Софроникса и повивальной бабки Фенареты. Чтение сочинений Анаксагора произвело на Сократа глубокое впечатление. Земными благами он не обладал. Злая жена Ксантиппа и сопряженные с ней семейные невзгоды не помешали Сократу выполнить гражданский долг по отношению к своей родине. Участвовал в трех походах в Пелопоннеской войне, показав себя стойким и мужественным воином.

Учительская деятельность Сократа, состоявшая в беседах со всеми, кто его хотел слушать, кончилась для него трагично: по обвинению поэта Мелита, ритора Ликона и демагога Анита, Сократ был привлечен к суду и приговорен к смертной казни. Обвинение заключалось в том, что Сократ развращает юношество, отрицает отеческих богов, и ищет какое-то новое знание. Считая себя невиновным и уважая законы, Сократ отказался от побега, подготовленного друзьями. Сократ стал примером гражданского мужества и верности принципам.

Главным предметом философии Сократа была нравственность.

Нравственность – есть истинное знание.

Одно только благо – знание.

Одно только зло – невежество.

Сократ утверждает тождество знания и добродетели. Истинное знание заключается в правильно образованных понятиях, которые имеют объективное значение.

Нельзя быть добродетельным, не зная добра.

Добродетельные люди счастливы.

Из отождествления знания и добродетели вытекали два существенных вывода:

1) никто не зол по доброй воле, а лишь по незнанию, знающий не может поступать дурно;

2) всякий может стать добрым, приобретя знание, развивши свой интеллект.

Как обрести это знание? Сократ попытался прояснить эти этические вопросы при помощи дискуссии (беседы, спора). Этот способ выяснения путем вопросов и ответов называется диалектикой. В беседах Сократ применял метод, который можно назвать методом субъективной диалектики.

Ирония – первый шаг этого метода –– обнаружение собственного непонимания, преодоление самоуверенности. Сократ применял иронию и к самому себе, делая вид, что в беседе сам желает учиться, утверждая «я знаю лишь то, что ничего не знаю». В отличие от софистов, Сократ считал, что каждый человек может иметь собственное мнение, но истина для всех одна.

Майевтика – (повивальное искусство) – следующий шаг, направленный на достижение истины. Оно помогало собеседнику родить новое знание.

Наведением – (вид индукции) – следующий шаг и самый трудный – определение понятий. Исходя из частностей, Сократ стремился к такому общему определению, которое охватывало бы все частные случаи. «Я решил, – говорил Сократ, – что надо прибегнуть к отвлеченным понятиям и в них рассматривать истину бытия». Фактически его диалоги представляют собой рассудочную машину по выработке понятий.

Если софисты исходили из субъективного содержания сознания, выраженное в ощущениях, то Сократ искал объективное содержание, выраженное в понятиях.

3. Платон (427 – 347 до н.э.).

Великий древнегреческий философ, которого считают основоположником всей европейской философии. Создатель концепции объективного идеализма.

Семейство Платона принадлежало к знатному аристократическому роду. Прошел полный курс тогдашнего воспитания, рано познакомился с философией Гераклита, Парменида, Зенона, пифагорейцев. В 20-летнам возрасте познакомился с Сократом и посвятил себя философии. Восемь лет был талантливым учеником и ближайшим другом Сократа, но после смерти учителя на десять лет покинул Афины. Был в Италии и Сицилии. Сиракузский тиран Дионисий (Старший) сначала любезно принял Платона, но вскоре философ ему надоел и тиран продал философа в рабство. На Эгине Платона выкупил киренец Анникерид и отпустил на свободу.

Вернувшись в Афины в 385 г. Платон открыл философскую школу, названную «Академией», просуществовавшую до 529 г. н.э. В возрасте шестидесяти лет Платон еще дважды посетил Сиракузы, уже при тиране Дионисии Младшем, ради опыта создать образцовое государство во главе с философски просвещенным правителем. Однако опыт потерпел неудачу. В последние десять лет Платон посвятил трудам: «Государство» и «Законы».

а). Учение об идеях – основа философии Платона.

Идеи (эйдосы) – первооснова мира. Идеи суть общие родовые понятия, первообразы реальных предметов. Идеи – суть истинное бытие. Идея представляет собой сущность, а значит и предельное совершенство, идеал любой вещи, и как идеал она первична. Платоновская идея есть логическое понятие, содержащее в себе предельно-обобщенное. Схематично это выглядит примерно так:

Чувственные вещи Идеи
1. находятся в (физическом) пространстве мира 1. находятся вне (физического) пространства
2. делимы на части 2. неделимы на части
3. постоянно изменяются, образуют мир становления 3. всегда неизменны, образуют мир подлинного бытия
4. смертны, уничтожимы 4. бессмертны, неуничтожимы
5. исследуются при помощи органов чувств 5. чувственно непостижимы, усматриваются только умом и размышлением
6. имеют причину в чем-то другом 6. являются причиной себя и всего остального
7. могут быть практически полезными 7. не имеют отношения к полезности
8. рождаются из противоположной вещи и переходят в противоположное 8. никогда не перерождаются во что-то противоположное (прекрасное никогда не равно безобразному)
9. близки человеку и его жизни 9. близки божественному

б). Учение о материи. С помощью понятия материи Платон поясняет причину многообразия чувственного мира. Материя бесформенна и неопределенна. Платон уподобляет материю субстрату (материалу), из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний (формы).

в). Учение о душе. Душаесть существо трехчастное. Нормальным состоянием и действием этих трех частей души образуются основные добродетели:

мудрость,

мужество (храбрость),

умеренность;

справедливость – державная добродетель, объединяет в себе три.

Платон утверждает переселение душ (метемпсихоз).

г). Процесс познания Платон считал анамнезисом – воспоминанием. Он утверждал, что душа человека вспоминает то, что она созерцала, находясь в мире идей, до своего воплощения в теле. Подлинное знание есть знание разумное и относится к умопостигаемому миру идей. Предмет познания идеи, а не вещи, о которых может быть лишь мнение.

Знание Мнение

Знание об идеях Связано с чувственным миром,

ведет к абсолютной истине касается лишь внешней стороны вещей

Истинное знание есть основа нравственных поступков

д). Учение о государстве. Платон создает учение об идеальном государстве. Нормальное государство (полития) – есть справедливость в обществе людей. Каждой из добродетелей соответствуют определенные общественные классы.

Разумной части души соответствует класс правителей, или кормчих. Их собственная добродетель есть мудрость, поэтому нормальное общество управляется философами. Сердечной энергии соответствует класс государственных стражей и защитников, т.е. военное сословие, особая добродетель которых есть мужество. Чувственным вожделениям в обществе соответствует класс людей, занятых физическим трудом – ремесленники и земледельцы. Добродетель этого класса – сдержанность и умеренность.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)