|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В логике часто используют метод дедукцииДедукция (лат. deductio — выведение) — метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Дедукция — основное средство доказательства. Противоположно индукции. Пример простейшего дедуктивного умозаключения: 1. Все люди смертны. 2. Сократ — человек. 3. Следовательно, Сократ смертен. В широком смысле слова способ рассуждения, при котором осуществляется переход от знания общего к знанию частному или единичному. В этом смысле Д. противопоставляется индукции как переходу от единичного и частного к общему. В современной логике и методологии науки с понятом Д. связывается более узкое содержание – под Д. понимается процесс вывода, представляющий собой переход от посылок к заключениям на основе применения правил, гарантирующих истинность последних при истинности первых. Как метод научного познания Д. (в узком смысле) широко применяется для построения научных теорий. Науки, где этот метод является господствующим, называются дедуктивными. К ним относятся прежде всего математика и логика. Процессы Д. изучаются теорией познания, психологией и логикой. Теория познания рассматривает дедуктивные процессы в связи с развитием знаний, выявляет их место в системе методов научного познания, исследует их гносеологические корни.
Вопрос № 5 Дать определения Архе. Аргументы и доказательства. ΑΡΧΕ (αρχή) —начало, принцип (лат. principium), термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего-либо в пространственном или временном смысле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3) начало как начальство, власть, главенство. Процесс терминологизации (архе как “первоначало, принцип”, не initium, но principium) произошел в 4 в. до н. э. в Академии, вероятно, под влиянием языка математиков, где архе во множественном числе (άρχαί) —исходные пункты доказательства, аксиомы. Уже у Платона архе употребляется в значении 1) онтологического принципа (ср. схоластический principium reale) и 2) начала познания, гносеологического принципа (ср. principium cognoscendi). Для 1-го особенно важен “Федр” (245ЬЮ слл., d l слл.: “начало есть нечто невозникшее; в самом деле, все возникающее по необходимости должно возникать из некоего начала...”), для 2-го — 6-я кн. “Государства” (510Ь5 слл.—о “беспредпосылочном начале”, где, однако, архе имеет также онтологический смысл, поскольку идеи Платона суть одновременно принципы бытия и познания). Проблема начала (архе). Разумеется, речь шла о начале, из которого возникает реальность, а впоследствии, у наиболее зрелых мыслителей,- о начале как основном элементе, о природе реальности. На это каждый, кто в тот период хотел называться философом, должен был иметь ответ. И у каждого философа был свой ответ, отличный от других: один говорил, что основой является вода, другие - что безграничная и неопределенная материя, воздух, огонь, земля, четыре стихии, зародыши, атомы. Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя". Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени). Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух. Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную". Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).
№6 Школа элеатов Элеа́ты, элейцы, Элейская школа — древнегреческая философская школа раннего периода, существовавшая в конце VI − первой половине V вв. до н. э., в городе Элее, в Великой Греции (юг Италии). В отличие от большинствадосократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии(предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии. Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана и называют его основателем, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. Элеаты: ü изучали проблемы познания; ü жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое; ü были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала; ü считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). Философская школа, возникшая в итальянском городе Элея, создает новое учение о бытии. Основатель – Ксенофан (6-5 вв. до н. э.). К основным идеям Ксенофана можно отнести: - отрицание идеи существования множества богов; - не наделял их физическими чертами и пороками людей; - с точки зрения Ксенофана, мир вечен и не уничтожим, а природа и бог представляют собой единое целое. Ксенофан впервые предлагает идею пантеизма (бог во всем) – учении о тождестве природы и бога; - в процесс познания Ксенофан выделяет путь истины и путь мнения. Путь истины строится на мышлении и разуме (только на уровне мышления можно постичь истину). Путь мнения – ложный, строиться на ощущениях. Все эти воззрения не носили системы. Другим представителем школы элеатов был Парменид (540- 470 гг. до н. э.). Его основное произведение «О природе» состоит из 2х частей: -путь истины; -путь мнения. В основе учения Парменида лежит понятие бытия. Бытие неподвижно и совершенно и познаваемо только с помощью мышления. Только на уровне разума бытие представляется непротиворечивым, единым и закономерным. Путь мнения, который строится на ощущениях, делает мир множественным, движущимся и несовершенным. Парменид отрицает существование противоположностей (у мира нет начала и конца). Если бы одновременно существовали бытие и небытие, то мир не появился бы вообще. Парменид учит смотреть не на внешний вид вещей, а на сущность вещей, их истину. Основные положения философии Парменида пытается доказать его ученик Зенон (490-430гг. до н. э) с помощью логических парадоксов. Он доказал отсутствие множества и движения, основываясь на аргументации от противного. Парадоксы (апории): - дихотомия (деление пополам); - летящая стрела; - Ахиллес и черепаха; - медимн зерна; - предикация; - место. В апории «Дихотомия» утверждается, что, прежде чем пройти какое–либо расстояние, необходимо пройти его половину, чтобы пройти половину, нужно пройти половину этой половины и т. д. до бесконечности. Отсюда делается вывод: движение и не может начаться. В апории «Летящая стрела» Зенон доказывает, что, двигаясь, стрела в каждый момент времени занимает данное место пространства. Так как каждое мгновение неделимо (это что-то вроде точки во времени), то в его пределах стрела не может изменить своего положения. А если она неподвижна в каждую данную единицу времени, она неподвижна и в данный промежуток его. Движущееся тело не движется ни в том месте, которое оно занимает, ни в том, которое оно не занимает. Поскольку время состоит из отдельных моментов, постольку движение стрелы должно складываться из суммы состояний покоя. Это также делает возможным движение. Поскольку стрела в каждом пункте своего пути занимает вполне определенное место, равное своему объему, а движение невозможно, если тело занимает равное себе место (для движения предмет нуждается в пространстве, большим себя), то в каждом месте тело покоится. Словом, из того соображения, что стрела постоянно находится в определенных, но неразличимых «здесь» и «теперь», вытекает, что положение стрелы также неразличимы: она покоится. В апории «Ахиллес и черепаха» говорится, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепахи, т. к. за то время, пока бегун достигает того места, где находилась черепаха в момент «старта», черепаха успеет продвинуться на какое–то расстояние вперёд и т. д. Верно подметив противоречивость движения, но не поняв единства его противоположных моментов, Зенон сделал вывод о немыслимости, а тем самым о невозможности движения вообще. В апории «Медимн зерна» (примерно мешок зерна) говорится следующее. Большая масса мелких зерен при падении на землю всегда производит шум. Он складывается из шума отдельных зерен, и, значит, каждое зерно и каждая малейшая часть зерна должны, падая, производить шум. Однако отдельное зерно падает на землю совершенно бесшумно. Значит, и падающий на землю медимн зерна не должен был бы производить шум, ведь он состоит из множества зерен, каждое из которых падает бесшумно. Но все-таки медимн зерна падает с шумом! Человек слышит не все звуки, а только достигающие определенной силы. Падение отдельного зерна производит шум, но он настолько слаб, что лежит за пределами человеческого слуха. Падение же многих зерен дает шум, улавливаемый человеком. «Если бы Зенон был знаком с теорией звука, — писал тогда немецкий философ Т.Брентано, — он не измыслил бы, конечно, своего аргумента». К числу более сомнительных парадоксов, приписываемых Зенону, относится рассуждение о предикации (Предикат – в традиционной логике один из двух терминов суждения, а именно тот, в котором что-то говорится о предмете речи (субъекте)). В нем Зенон утверждает, что вещь не может в одно и то же время быть единой и иметь множество предикатов; таким же точно доводом пользовались афинские софисты. В Пармениде Платона это рассуждение выглядит так: «Если вещи множественны, они должны быть и подобными, и неподобными [неподобными, поскольку они не являются одним и тем же, и подобными, поскольку общее у них то, что они не являются одним и тем же]. Однако это невозможно, поскольку неподобные вещи не могут быть подобными, а подобные неподобными. Следовательно, вещи не могут быть множественны». Здесь мы видим критику множественности и столь характерный косвенный тип доказательства, и потому этот парадокс был также приписан Зенону. Аристотель приписывает Зенону парадокс «Место», похожие рассуждения приводят Симплиций и Филопон в 6 в. н.э. В Физике Аристотеля эта проблема излагается следующим образом: «Далее, если существует место само по себе, где оно находится? Ведь затруднение, к которому приходит Зенон, нуждается в каком-то объяснении. Поскольку все, что существует, имеет место, очевидно, что место тоже должно иметь место и т.д. до бесконечности». Считается, что парадокс возникает здесь потому, что ничто не может содержаться само в себе или отличаться от самого себя. Филопон добавляет, что, показав самопротиворечивость понятия «места», Зенон желал доказать несостоятельность концепции множественности. Другим представителем школы Элеатов был Мелисс – древнегреческий философ, последний представитель Элейской школы. Мелисс – автор философского трактата О природе, или О сущем (известен по фрагментам), в котором дает ясное прозаическое изложение поэмы Парменида с развернутой аргументацией. Самое заметное отступление Мелисса от Парменида – в тезисе о бесконечности бытия. Указание на отсутствие «боли» и «печали» в бытии свидетельствует об этико-психологическом измерении сущего – бытие становится образцом внутреннего спокойствия и душевной неуязвимости мудреца. Мелис также выступал в качестве сторонника теории бытия как неизменного, абсолютного и вечного первоначала. Мишенью он избрал понятие времени. Мелис утверждает, что времени не существует. Мир неподвижен и живет настоящим. Один момент существования не похож на другой. №7 Учение гераклида 1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:• законы диалектики;• категории;• принципы. Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития. Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире. 2. законы диалектики. Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:• охватывают все сферы окружающей действительности;• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.Выделяются три базовых закона диалектики: • единства и борьбы противоположностей;• переход количества в качество;• отрицания отрицания. 3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. 4. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества.При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.При этом качество не может меняться бесконечно. Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. 5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
8. Атомистическое учение Демокрита. Первое упоминание о философии атомизма в древней Греции относится к 5 веку до нашей эры. Античный философ Левкипп утверждает, что в основе мироздания лежит атомас (от греческого «неделимый»). Из атомов состоят тела, души, боги. Атомы различаются между собой по форме, величине и плотности. Любая физическая вещь представляет собой соединение атомов, она не вечна и подвержена разрушению. Эту идею развил древнегреческий философ Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются («сцепляются») между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже «с крючками». Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию. Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» – противоположность «линии Платона» – идеалистическому направлению).В своем учении Демокрит пытался соединить философию Гераклита в диалектическом развитии и теорию бытия Парменида. С одной стороны, Демокрит утверждает, что атомы пребывают в пустоте и постоянном движении. С другой стороны, Демокрит утверждает, что атомы вечны и неизменны, меняются только соединения. В этом заключается склонность бытия Демокрита к Парминиду. Демокрит утверждает, что познать атомы с помощью ощущений невозможно, так как они необычайно малы. Познание мира возможно только с помощью мышления и абстрактных понятий. Сознательные образы и понятия в учении Демокрита также имеют атомистическое строение. Образы вещей Демокрит называет эйдолы (отражение в нашем сознании вещи, которая вокруг нас). Демокрит впервые в античной философии выдвигает идею детерминизма (от латинского «определять что-либо») – учения о всеобщей причиноследственной обусловленности вещей. Развитие вещей подчинено необходимости, в нем отсутствует случайность. Возникает в процессе сравнения разных вещей. Демокрит является сторонником редукционизма (от «сведение сложного к простому») – сведение всех вещей к простым однообразным элементам. Атомистическая теория Демокрита исходит из принципа сохранения вещества при переходе его из одного качества в другое. Таким образом, в учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: ü весь материальный мир состоит из атомов; ü атом - мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего; ü атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); ü атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.); между атомами существует пространство, заполненное пустотой; ü атомы находятся в вечном движении; ü существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; ü атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.
9 Идеалистическая философия Платона (диалоги «Пир», «Парменид», «Государство»). Немецкий философ 19 века Альфред Целлер разделил античную философию на два периода: - 7-5 вв. до н. э. – формирование натурфилософских учений; - 5-3 вв. до н. э. – формирование в древней Греции философских учений о человеке. Философы перестали задумываться о космосе как о первоначале всего. Первым антропологическим учением древней Греции стала философия софистов (софия – мудрость). Наиболее видные представители – Протогор, Горгий, Гиптий и др. Софисты называли себя учителями красноречия и ораторского искусства. Они утверждали, что абсолютной истины о мире и человеке не существует. Истинным является то, что человек выражает в своем субъективном суждении. Сколько людей – столько мнений. Любая истина относительна, так как только человек является мерой всех вещей. Наиболее видным учеником софистов стал философ Сократ (470 – 399 гг. до н. э.). Сократ ничего не писал, ничего после себя не оставил. Большую часть времени проводил в дискуссиях и спорах на Афинской площади. Философия Сократа отличалась от философии Софистов. Сократ утверждал, что абсолютная истина существует, любое познание безлично, самоценно и для всех одинаково. Сократ утверждает 3 главных ценности познания: - истина – соответствие знания и действительности; - добро; - красота как выражение прекрасного в искусстве. Сократ впервые создает учение о душе. Каждый человек обладает вечной душой и временным телом. Процесс познания духовен, следовательно, должен строиться на вечных неизменных истинах. Сократ создает особый метод познания – эвристической беседы. Сократ отказывается от прежней формы постулирования знаний в виде аксиом и догматических истин. Любое знание выявляется в диалоге с помощью отрицания, постановки вопросов и проблем. В результате выявляется новое знание, которым уже обладал собеседник. В вопросах этики Сократ утверждал, что добродетель тождественна знанию, поэтому необходимы лишь знания, чтобы сделать всех нравственным. Сократ создает совершенно новую структуру знания, основанную на критике, отрицании эгоцентризма и расширении границ человеческого познания. Смысл существования человека заключается в познании самого себя. В процессе познания существует парадокс: «Я знаю, что я ничего не знаю», то есть процесс познания безграничен. Сократ отрицал демократическую форму правления, считал, что власть должна принадлежать не народу (демосу), а наиболее нравственным, справедливым и знающим устройство управления. За это жители Афин осудили Сократа и заставили его совершить самоубийство.
Философия идеализма.
Основателем философии идеализма был древнегреческий философ Платон (427 – 347 гг. до н. э.). Философия Платона изложена в диалогах – вымышленных беседах, главным героем которых являлся его учитель Сократ. Основные темы диалогов – теория государства, вопросы происхождения идей и знаний, учение о бессмертии души, космогония (учение о происхождении мира). Особую роль своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснений окружающей природы, но не общества). Теория государства изложена в диалоге «Государство». По своему строению идеальное государство Платона должно повторять устройство полиса Спарты. Идеальное государство Платона разделено на 3 сословия: - правителей (философов); - воинов; - земледельцы и ремесленники. Каждому сословию свойственно развитие определенной части души. У правителейразумная душа, их высшей ценностью (добродетелью) является мудрость. У воинов (стражей) развита страстная душа. Основной добродетелью для нее является мужество. Третьему сословию земледельцев и ремесленников свойственно развитие вожделеющей души. Основная добродетель – воздержанность от своих желаний. Философы – правители от природы, должны познать истину и идею блага для государства. Этой высшей идеей в государстве (полисе) является справедливость (выполнение каждым сословием предопределенной ему функции, то есть не может воин или земледелец управлять государством). Воины осуществляют намерения правителей. У воинов не должно быть частной собственности, устанавливается общность жен и детей. В качестве воинов Платон впервые рассматривает женщин. Правительство разделяет детей по их способности на 3 группы, каждой из которой дается определенное воспитание. Правительство распространяет миф о существовании людей трех сортов: лучшие сделаны из золота, менее совершенные из серебра, те, кто занимается физическим трудом, сделаны из меди и железа. В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены. 10.Метафизика Аристотеля Наиболее известным из учеников Платона был Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). Аристотель первым из философов стал писать систематические научные трактаты. Труды Аристотеля можно разделить на 2 части: метафизика и физика. Метафизика (дословно – над физикой, выше физики) – это умозрительная философия, изучающая знания ради знания, то есть знание самоценно. Физика – это практическая философия, изучающая знания ради деятельности. К практической философии можно отнести риторику, политику, поэтику, никомахову этику и т. д. В своем произведении «Метафизика» Аристотель выделяет 10 основных категорий: - сущность (субстанция); - количество; - качество; - отношение; - место (пространства нет); - время; - состояние; - обладание; - действия; - страдания. Сущность (субстанция) – вещь, являющаяся причиной самой себя (первопричина). Количество – свойство подобных вещей. Качество – свойство вещи, отличающее ее от других. Особое свойство, применимое к определенной группе вещей (вещи обладают разными качествами). Отношение – форма связи между вещами. Место – положение одной вещи относительно другой Время – длительность (синоним любого измерения) Состояние – измененное свойство вещи. Обладание – выявление неизменных свойств вещи (впоследствии атрибут). Действие – представляет собой сторону причинно-следственной связи (причина). Страдание – сторона причинно-следственной связи (следствие). Главной чертой философии Аристотеля, отличающей ее от платоновского идеализма, является понимание идеи в виде формы (morphe). Форма представляет собой единство идеи и материи (хора). Идеи (формы) бывают двух видов – первые сущности и вторые сущности. Первые сущности (сущность, которая не подвергается дальнейшему познанию и соответствует абстрактным представлениям) выражаются в виде родовых понятий, а вторые сущности – в виде видовых понятий (видовые сущности выходят из родовых и соответствуют реальным вещам). Отношения между вещами Аристотель объясняет с помощью четырех главных причин: -формальной; -материальной; -творящей; -целевой. Формальная причина является абстрактной идеей какой-либо вещи. Материальная причина выражает то, из чего создана какая либо вещь. Творящая причина выражает, как создана это вещь. Целевая причина выражает то, для чего создана эта вещь. Высшей целью является благо. Согласно Аристотелю, все существующее бывает актуальным и потенциальным. Потенциально существующее – это материя, из которой все создается в этом мире. Материя есть чистая потенциальность. Актуально существующее – это процесс воплощения формы в материи. Актуальность заключена в ее энтелехии (целесообразности). Материя (хора) не может существовать независимо от своей идеи или формы. 11. Философия эллинистического мира (киники, скептики, эпикурейцы, стоики). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.) |