АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реализм (универсализм)

Читайте также:
  1. Английский реализм
  2. В) Сюрреализм
  3. Г) Три основные формы абстрактной живописи, соответствующие импрессионизму, кубизму и сюрреализму
  4. Драма Шиллера «Вильгельм Телль». Реализм и народность произведения.
  5. Евгений Онегин” — первый роман критического реализма в мировой литературе. Особенности композиции.
  6. Здравый смысл. Наивный реализм
  7. Итальянский неореализм
  8. Литературное направление: соцреализм (формально)
  9. Научное знание. Критический, научный реализм
  10. Особенности англ. реализма Чарльз Дикинз , Бронте, В.Теккери.
  11. Противостояние реализма и модернистского нового искусства
  12. Реализм

 

Одним из ранних направлений философии был реализм. Наиболее видные представители реализма – Фома Аквинский, Сингер Бробандский, Бернард Клервосский. Универсализм в основном развивался в схоластических университетах Франции, начиная с 10 века.

Самой заметной фигурой в ранней схоластике был ПьерАбеляр (1079 – 1142 гг.), сын рыцаря, ученый и теолог. По словам Ф.Энгельса, в творчестве Абеляра главное не сама теория, а сопро­тивление авторитету церкви, способность к самостоятельному ра­циональному мышлению. За эти качества Абеляр, по решению од­ного из католических соборов, был осужден на «вечное молчание». Основной в творчестве французского мыслителя была про­блема соотношения веры и разума. Названный «рыцарем диалек­тики», он умело применял ее для решения мировоззренческих вопросов. Диалектика есть, по его убеждению, не «хитросплетение слов» (как это было у софистов Древней Греции), а жизненная не­обходимость для христианства. Слово «логика» должно быть священным, ведь еще сам Иисус Христос укреплял веру в себя си­лой своего Слова. Главное в диалектике как методе познания яв­ляется постоянное вопрошание, свободное размышление. В пред­ставлении Абеляра, диалектика является основным достоянием человеческого разума, ключом для осмысления познавательных проблем. Абеляр подчеркивал преимущества разума (логического мыш­ления) перед слепой верой. «Ведь одно дело, – писал он, – когда сама истина глубоко исследуется путем обсуждения, другое – ко­гда речь приспосабливается к пониманию всех». Вера есть, по его определению, предположения о вещах невидимых и недоступных человеческим чувствам. Утверждая такое, Абеляр формулировал теорию «двух истин», достигаемых с помощью и разума, и веры. Тем самым он расчищал дорогу для философского мышления в рамках теологии.

Что касается известного спора между реалистами и номинали­стами, то Абеляр отрицал возможность реального существования универсалий (идей). По его мнению, универсалии – это, скорее все­го, результат деятельности человеческого ума, его способности обобщать объективные свойства вещей и связи между ними. Реаль­ны лишь единичные вещи, а понятия возникают в ходе их познания, чувственного опыта людей и абстрагирующей деятельности ума.

П.Абеляр развивал также и этические идеи. Так, он подчер­кивал, что человек несет одинаковую ответственность как за до­брые, так и за злые дела. Все его поступки продиктованы не Бо­гом, а внутренними намерениями человека. Абеляр выдвинул и отстаивал идею веротерпимости, т.е. сосуществования в обществе различных религий. Философ заявлял, что христианство не вправе претендовать на то, чтобы являться единственным и ис­ключительным представителем истины. Тем более, что истина, как он подчеркивал, формулируется философами. Именно они обладают наиболее раскрепощенным разумом и способны не следовать слепо священным авторитетам.

Творчество П.Абеляра заняло особое место в истории фило­софии средних веков. Оно несло в себе большой заряд критики Догматического мышления, отличалось самостоятельностью суждений. Абеляр подготовил почву для утверждения в последую­щем рационализма как течения и традиции в истории философии. Однако взгляды Абеляра вызвали критическую реакцию, вы­разителем которой стал виднейший идеолог католицизма XII ве­ка, французский теолог Бернар Клервосский (1090 – 1153 гг.). Он был яростным противником ересей, одним из организаторов второго крестового похода, «религиозным гением» своего време­ни. Бернар старался подчеркнуть свое почтение к религиозным текстам и равнодушие к философии (работы «О почитании бога», «О ступенях смирения и гордости»). Он явился одним из основа­телей монашеского движения и мистики как практики непосред­ственного общения с Богом. В своем мистическом учении Бернар подчеркивал особую роль в познании органов чувств и интуи­ции. По его убеждению, мистика заключает в себе более индиви­дуальные и интимные способы богопознания. Разум должен все­го лишь побуждать человеческий дух в его мистических искани­ях. Мистика же не нуждается ни в каком научном истолковании мира.

По убеждению Бернара, познание Бога является единствен­ным смыслом человеческой жизни. Оно осуществляется не в рам­ках кратковременного усилия разума, а лишь в ходе всей жизни, посредством любви к Богу и смирения перед ним. Человек – это ничтожное существо («лампада на ветру»), и его спасение воз­можно лишь путем предельного ограничения своей свободы, ус­мирения эгоизма и укрощения страстей. Осознание своей ни­чтожности является высшей (12-ой по счету) ступенью смирения. Максимально Бог постигается лишь в состоянии экстаза, когда наступает момент соотнесения собственной ничтожности и все­могущества Бога. Экстаз есть высшее состояние напряжения души, когда происходит ее уподобление Богу и приближение к нему. Он пробуждает интуицию как непосредственное постижение божест­венного. Излагая эти тезисы, Бернар развивал тем самым иррациона­лизм в философии своего времени.

Расцвет философии универсализма связан с деятельностью Фомы Аквинского (1225 – 1274 года). Учение Фомы Аквинского получило название томизма и до сих пор преподается в католических колледжах. Основные произведения Фомы Аквинского – «Сумма против язычников» и «Сумма теологий».

«Сумма против язычников» – это доводы в пользу христианства для тех, кто его еще не исповедует.

«Сумма теологий» обращена к христианину. Суть учения об универсалиях сводится к тому, что существует 3 основных различия между идеями:

1. универсалии до вещей (universalia ante res) – сторонниками были реалисты;

2. универсалии в вещах (universalia in res) – сторонниками были в основном концептуалисты (Пьер Обеляр, Иоанн Расцелин).

3. универсалии после вещей (universalia post res) – сторонниками были номиналисты. Они утверждали, что идеи не вечны.

Фома Аквинский явился выразителем идеалистического направления средневековой философии. Идеи и Бог для него тождественные понятия. Основным средством познания мира Фома Аквинский считает веру и разум, которые тождественны между собой. В теории познания Фомы Аквинского содержатся идеи теологической диалектики, которые получили название метода катафатическогобогословия, которое сводится к тому, что бытие Бога может быть познано через отрицательные определения. Если в мире все движется и умирает, то Бог неподвижен и вечен. Если мир материален, то Бог духовен. Если мир представляет собой множество единичных вещей, то Бог – единое целое.

Фома Аквинский – автор оригинальной теодицея – учения о происхождении зла в мире. С точки зрения Фомы Аквинского, источником зла является сам человек. На вопрос, почему Бог создал людей, творящими зло, Фома Аквинский отвечает, что познание Бога или добра невозможно без познания его противоположностей – зла.

Итог: таким образом, в философии реализма Фомы Аквинского отсутствуют различия между верой и знанием. Философия не должна противоречить религии в объяснении мира. Фома Аквинский не отрицает рационального божественного первоначала.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)