АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия стоиков

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

Основателем данной философской школы считается Зенон Китийский.

Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов:

ü Ранняя стоя (III – II вв. до н. э.), представители – Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.;

ü Средняя стоя (II – I вв. до н. э.) – Панеттий, Посидоний;

ü Поздняя стоя (I в. до н. э. – III в. н. э.) – Сенека, Эпиктет, МаркАврелий.

Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) – освобождение от влияния внешнего мира. Но, в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни попрошайничестве, бродяжничестве и др., стоики избрали иной путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

 

К характерным чертам стоической философии также относятся:

ü призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

ü признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом;

ü определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;

ü призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

ü признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

ü неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

ü оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

ü восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

ü высокий эстетизм в мыслях и поступках;

ü осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

ü признание стремления к счастью высшей целью человека.

Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.

Сенека (5 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных

дел и покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона.

В своих произведениях философ:

ü проповедовал идеи добродетели;

ü призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;

ü приветствовал покой и созерцание;

ü был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

ü верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

ü преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сфер жизни, презирал простой и необразованный люд,"толпу";

ü считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

ü видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.

Марк Аврелий Антонин (121 – 180 гг. н. э.) – крупнейший римский философ-стоик, в 161 – 180 гг. – римский император. Написал философское произведение "К самому себе".

К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:

ü Глубокое личное уважительное отношение к Богу;

ü Признание высшим мировым началом Бога;

ü Понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;

ü Объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом

ü Видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными Силами;

ü разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, и внутреннего мира, подвластного только человеку;

ü Признание основной причиной счастья отдельного человека – приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;

ü Разделение души и разума;

ü призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе

ü размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и

ü максимально использовать возможности жизни;

ü предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)