|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ШЕСТОЙ ВОПРОСТомас Пейн (1737-1809 гг.) – англо-американский политический мыслитель, философ-просветитель, революционный демократ, представитель радикального крыла американского Просвещения. Активный участник Великой французской революции и национально-освободительного движения Северной Америки против Великобритании. В 1776 г. анонимно издал памфлет «Здравый смысл» (рус. пер. 1959 г.), направленный против английской монархии и призывавший к борьбе за освобождение Америки от колониальной зависимости. В политическом трактате «Права человека» (1719 г., рус. пер. 1959) Т. Пейн выступил с обоснованием буржуазно-революционных политических принципов. Для социологических взглядов Пейна характерно четкое различие общества и государства, а также естественных и гражданских (основанных на общественном договоре) прав. Признавая политическое равноправие всех граждан и принцип народовластия («суверенности народа»), Пейн идеализировал буржуазную демократию. Основное философское произведение Пейна «Век разума» (1794-1795 гг., рус. пер. 1959 г.) – воинственный антирелигиозный трактат, признанный «библией американского Просвещения». Пейн призывает к «революции в системе религии», решительно противопоставляет силу разума религиозным заблуждениям, знание – вере. Однако Пейн не был последовательным атеистом, он признавал бога и бессмертие души. Философская позиция Пейна – непоследовательный метафизический материализм. За политический радикализм и антирелигиозную деятельность Пейн подвергался преследованиям. Его политические идеалы: буржуазно-демократическая республика, суверенитет народа, всеобщее избирательное право. Томас Джефферсон /1743-1826 гг./ – американский просветитель, философ и государственный деятель. Как социальный мыслитель сформировался в период Американской буржуазной революции XVIII в., в ходе которой Джефферсон выступил радикальным идеологом и политическим лидером ёё левого демократического крыла. После завоевания США независимости занимал ключевые государственные посты, был третьим президентом США (1801-1809 гг.) Исходя из гуманистического идеала европейского Просвещения, Джефферсон признавал врожденное моральное чувство справедливого и несправедливого, присущее каждому человеку. Исторический процесс представлялся Джефферсону в виде противоборства врожденного нравственного начала и человеческого эгоизма, закрепляемого в социальных и государственных формах, худшими из которых он считал монархию и тиранию. Однако в отличие от французских просветителей, Джефферсон отрицал строгий социальный детерминизм и вслед за Юмом полагал, что великие исторические события порой возникают вследствие стечения непредсказуемых обстоятельств, закономерная связь которых непознаваема. Близкий в целом к локковскому пониманию теории естественного права, Джефферсон вместе с тем рассматривал право собственности лишь в качестве права гражданского, а не естественного. В Декларации независимости США 1776 г. – выдающемся документе демократической социально-философской мыли – он заявил, что «…все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем (природными и неотчуждёнными) очевидными правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью» (См.: Американские просветители. – Т.2, 1969. – С.27). Гарантия сохранения демократии, по Джефферсону, заключается в праве народа периодически поднимать восстания против узурпаторов свободы. Мирный путь сохранения народовластия Джефферсон связывал с принципами максимального уравновешивания и рассредоточения власти. Стоял за равное разделение земельной собственности. Социально-экономическую основу государственного строя США видел в классе мелких фермеров. Джефферсон активно выступал против партии «федералистов» – объединения крупных магнатов и финансистов, отличавшихся воинственными антидемократическими устремлениями. Однако собственная политическая линия Джефферсона порой отличалась либеральной неустойчивостью и непоследовательностью (напр., по вопросу о негритянском рабстве). На протяжении всей истории США теоретическое наследие Джефферсона находилось и находиться ныне в центре идейной и политической борьбы по проблемам демократии, прав человека и гражданских свобод.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |