АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет, источники римского частного права

Читайте также:
  1. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  2. I. Теория естественного права
  3. I.2. Система римского права
  4. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  5. I.4. Источники римского права
  6. II. Историческая школа права
  7. II.3. Закон как категория публичного права
  8. II.6. Корпорации публичного права (юридические лица)
  9. III. ПРАВА СТОРОН
  10. III. Предмет, метод и функции философии.
  11. IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КЛУБА
  12. IV. Рекомендуемые источники

ОСНОВЫ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Понятие римского частного права. Термином “римское право” обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации. Предметом изучения римского права являются важнейшие институты имущественного права (а в связи с ними также семейного права) периода так называемого принципата (первые три века н.э. – период классического римского права), а также периода абсолютной монархии (с конца III в. до середины VI в. н.э. включительно). “Частное право” (jus privatum) является единым термином для совокупности цивильного права (jus civile), права народов (jus gentium) и права преторского.

Основные системы римского частного права: jus civile и jus gentium. Их взаимное влияние, сближение и слияние. Термином jus civile в римском праве обозначается исконное национальное древнеримское право, распространяющее своё действие исключительно на римских граждан – квиритов; поэтому оно именуется также квиритским правом. В этом смысле jus civile противопоставляется jus gentium – “праву народов”, – действие которого распространялось на всё римское население (включая так называемых перегринов). Поскольку jus gentium регулировало имущественные отношения, возникавшие и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло собой разновидность римского гражданского права. Надо полагать, что тем же термином jus gentium обозначали и представлявшуюся более широкой философскую категорию – право общее для всех народов; полагая, что сюда входят правила, подсказываемые самой природой человека, для обозначения этой категории употребляли также выражение jus naturale – “естественное право”.

В республиканский период римской истории римское частное право развивалось в виде параллельных систем jus civile и jus gentium. С течением времени jus civile и jus gentium стали сближаться. При практическом применении обе системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Более значительным было влияние jus gentium на jus cuvile ввиду того, что первой системе, впитывавшей в себя нормы более развитых народностей, не был в такой степени свойствен формализм, характерный для исконного цивильного права, и она больше отвечала потребностям хозяйственной жизни страны. Имело место и обратное влияние: некоторые нормы цивильного права проникали в систему jus gentium (например, по законам XII таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане (середина VI в. н.э.) jus civile и jus gentium составили единую систему права, в которой преобладало jus gentium как право более развитое.

Право цивильное и право преторское, процесс из взаимодействия. Эдикты римских магистратов. Термин “эдикт” происходит от слова dico (говорю), и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. Особенно важное значение имели эдикты преторов и правителей провинций, а также курульных эдилов, ведавших гражданской юрисдикцией по торговым делам. С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти. Однако фактически наиболее удачные пункты эдикта повторялись в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение.

Ни претор, ни другие магистраты не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т.п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивильного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Источник и объяснение этого противоречивого положения надо искать в особенностях римского государственного права: закон не может исходить от магистрата, закон выражает волю народа; магистрат же в силу принадлежащей ему особой власти, именуемой imperium, руководит деятельностью суда и в этом порядке дает судебную защиту новым общественным отношениям, нуждавшимся в защите и заслуживавшим её. Таким образом, преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. Юрист Марциан называет преторское право живым голосом цивильного права именно в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на новые запросы жизни и их удовлетворял. В результате такой правотворческой деятельности преторов, курульных эдилов, правителей провинций сложилась наряду с jus civile, исконным гражданским правом, новая система норм, получившая название jus honorarium (от слова honores, почетные должности, т.е. право магистратское) или jus praetorium – преторское право, так как наибольшее значение в этой правотворческой деятельности имел именно преторский эдикт. Нормы преторского права получали значение обычного права и воспринимались цивильным правом. Однако правотворчество претора и других судебных магистратов не могло сохранить своего былого значения по мере того, как усиливалась власть императоров. К тому же основные категории исков, необходимые для практики, уже были установлены. С II в. н.э., когда юрист Юлиан по поручению императора Адриана кодифицировал отдельные постановления, содержащиеся в преторских эдиктах, и выработал edictum perpetuum (постоянный эдикт), правотворческая деятельность преторов и других магистратов прекратилась.

Деятельность юристов, её формы, и значение римской юриспруденции для формирования и развития права. В произведениях Цицерона формы деятельности римских юристов характеризуются терминами respondere, cavere, agere, а также scribere. Respondere – консультационная работа; cavere – ограждение интересов данного гражданина при совершении сделки; scribere – написание формуляра договора и других деловых документов; agere – руководство процессуальными действиями сторон (не ведение дела в качестве адвоката).

Юристами в древнейшую эпоху были жрецы (понтифы), толковавшие закон. Позднее юриспруденция перестала составлять монополию и тайну жрецов и оказалась доступной и светским лицам. Юристы занимали высокое служебное положение. Придавая своими толкованиями закона определенный смысл отдельным нормам, юристы в своей практике фактически создавали нормы, приобретавшие затем авторитетность, граничившую с обязательностью. Правотоворческий характер деятельности юристов получил в эпоху принципата (первые три века н.э.) и формальное признание. Заключения юристов, наделенных особым правом давать официальные консультации, приобретали на практике обязательное значение для судьи. Римские юристы строили свои юридические конструкции в соответствии с конкретными запросами жизни.

Упадок римской юриспруденции. Закон о цитировании. Существует твердо укоренившийся традиционный взгляд, что с переходом к абсолютной монархии развитие римской юриспруденции утрачивает творческий характер. Новейшие исследования дают основания для более осторожного суждения о состоянии юридической литературы с конца III в. и до V в. Несомненно, однако, что начиная с IV в. имели место серьезный упадок деятельности юристов и снижение её творческого характера. Юристов используют уже не в качестве творцов права, а на должностях императорских чиновников. Показателем упадка является закон первой половины V в. о цитировании юристов: вместо творческого решения возникающих вопросов теперь применяют механические ссылки на выдающихся юристов, мнения которых признаны обязательными (Гай, Папиниан, Павел, Ульриан и Модестин, а также те юристы, на которых ссылались эти пять юристов).

Кодификация Юстиниана: причины и процесс кодификации. Институция. Дигесты. Кодекс Юстиниана. Новеллы. Изобилие и разнохарактерность нормативного материала предопределили в императорский период потребность в объединении и систематизации накопившегося материала. Попытки кодификации предпринимались с начала II века н.э., однако наибольшее значение имеет работа, проведенная в первой половине VI в. при Юстиниане. Явно устаревшие нормы должны были быть отменены, а право обновлено. Юстиниан поставил перед собой задачу собрать как императорские законы (leges), так и сочинения классиков (jus). Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. В 553 году был обнародован элементарный учебник римского права – Институции, получивший силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырех книг, разделенных на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая. Параллельно Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права (“50 решений”). В 533 году комиссией по кодификации jus был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов под названием Digesta (собранное) или Pandectae (всё вмещающее). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты. Кодекс Юстиниана в первом издании был составлен специальной комиссией уже к 529 году, однако до нас не дошел. После окончания кодификации Юстинианом был издан ряд законов, которые известны под названием Новелл (т.е. новых законов). Новеллы объединены в сборник уже не Юстинианом, а позднее. В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы в совокупности получили название Corpus juris civilis (Свод гражданского права).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)