|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семейные правоотношенияСемья. Агнатское и когнатское родство. Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом все относящиеся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила. Глава семьи и властелин древнейшей семьи – домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит (вероятно, от греческого kueros – власть). Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (manus) над женой, детьми, рабами, вещами; всех их он мог истребовать с помощью одинакового (так называемого виндикационного) иска. Постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования: manus mariti (над женой), patria potestas (над детьми) и т.д. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось первоначальное, агнатское родство. Дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д. Постепенно власть домовладыки стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала получать признание в частном праве. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало всё большее значение родство по крови, когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство. В когнатском родстве следует различать линии и степени. Линии бывают двух видов: - прямая, связывающая лиц, происходящих одно от другого. Прямая линия может быть восходящей или нисходящей в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; - боковая, объединяющая лиц, имеющих общего предка. Степень родства исчисляется количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого; отсчет рождений ведется по прямой линии – непосредственно между этими лицами, а по боковой – от общего предка. Брак cum manu и sine manu. В доюстиниановом праве различали брак cum manu, т.е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или его домовладыки, если, муж сам был подвластным лицом), и брак sine manu, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. При браке cum manu жена поступала под власть мужа на одинаковых основаниях с его детьми. Первоначально власть мужа была неограниченной, но постепенно она была введена в известные рамки (например, отпало право убить жену). Брак sine manu по внешности был схож с сожительством, но отличался от него намерением основать семью, иметь и воспитывать детей. При браке sine manu жена остается под властью своего отца, т.е. в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна, она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак. Тем не менее главенство мужа сказывалось и при браке sine manu (жена получала имя и сословное положение мужа, местожительство мужа было обязательным и для жены). Имущественные отношения супругов. При браке cum manu всё имущество жены поступало в полную собственность мужа, сливаясь нераздельно с имуществом, принадлежавшим ему до брака. В случае прекращения брака имущество, принесенное женой, не возвращалось ей; она получала лишь известную долю в порядке наследования в случае смерти мужа. При браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным. Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу при браке sine manu только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели; в таком случае отношения между супругами определялись на основаниях договора поручения. Приобретения жены во время состояния в браке sine manu также поступали в её имущество. Институт приданого. Термином “приданое” обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, её домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Когда вошли в практику браки sine manu, для приданого был установлен особый правовой режим. Муж принимал на себя устное обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака. При отстутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но муж обычно считал себя обязанным оставлять его по наследству в пользу жены. В случае развода претор стал давать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод. В классический период (первые три века н.э.) в случае прекращения брака приданое подлежало возврату. В императорский период сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Во время брака это дарение оставалось в распоряжении мужа, но в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене. Прекращение брака. Брачный союз прекращался: - смертью одного из супругов; - утратой свободы одним из супругов; - разводом. Развод в классическую пору был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни. В период абсолютной монархии были установлены существенные ограничения развода. Юстинианом развод по обоюдному согласию был запрещен. Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой супруг нарушил верность, покушался на жизнь первого супруга или допустил какое-то другое виновное действие. Допускался развод по уважительной причине (неспособность к половой жизни, желание поступить в монастырь, и т.д.). Односторонний развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа, но брак всё же считался прекращенным. Конкубинат. От брака отличался конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую пору считалось допустимым наряду с matrimonium с одной женщиной состоять в конкубинате с другой (напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало право мужу убить жену). Отцовская власть. Правовое положение детей. Самостоятельным лицом был только отец; сыновья и дочери были лицами чужого права. Подвластный сын имеет и libertas, и ivitas; в области публичного права он стоит наряду с отцом, может занимать публичные должности (только не может быть сенатором), но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом независимо от возраста, и даже когда он уже состоит в браке и, быть может, имеет своих детей. Отцовская власть возникает с рождением ребенка от данных родителей в законном браке, а также путем узаконения или усыновления. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины. Усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории. В древнейшее время отец имел право жизни и смерти, право продажи детей и т.п. С течением времени эта власть смягчалась и в конце концов свелась к праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям и т.п.; родители и дети взаимно были обязаны в случае необходимости предоставлять друг другу алименты. Пекулий и его виды. Пекулий – имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия остается домовладыка. В случае смерти пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. Наоборот, в случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным его имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти, и отец при этом не потребовал возврата пекулия, пекулий остается подаренным сыну. С течением времени наряду с пекулием, поступившим от отца (peculium profecticium), появились другие виды пекулия. Военный пекулий (peculium castrense), т.е. имущество, которое сын приобретает на военной службе или в связи с ней, принадлежал подвластному на праве собственности, но если он умирал, не оставив завещания относительно военного пекулия, это имущество поступало к домовладыке на тех же основаниях, как и обыкновенный пекулий. С начала IV в. н.э. юридическое положение военного пекулия было распространено на всякого рода приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качестве адвоката. При Юстиниане всё, приобретенное подвластными не на средства отца, было признано принадлежащим подвластным. Прекращение отцовской власти. Эманципация. Отцовская власть прекращается: - смертью домовладыки; - смертью подвластного; - утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; - лишением домовладыки прав отцовской власти; - приобретением подвластным некоторых почетных званий. Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась: - получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; - заявлением домовладыки, также заносившимся в судебный протокол; - фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |