|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Образование государства у восточных славянОбразование Древнерусского государства как факт истории датируется 862 г. Это была эпоха раннего феодализма, который шел на смену первобытнообщинному строю и обусловил образование в Европе крупных феодальных монархий (Византия, империя Каролингов, Велико-Моравская держава). Важнейшими рубежами становления Древнерусского государства в исторической литературе называют 862-й год, когда на восточнославянские земли были призваны братья Рюрик, Синеус и Трувор, и конец IX – начало X в. – время княжения в Киеве Олега и Игоря. Рождение в Восточной Европе нового феодального государства – Киевской Руси приобрело определяющее значение для будущего славянских племен, стало одним из важных факторов в развитии всемирно-исторического процесса. Факторами, которые обусловили консолидацию славянских племен в единое государство, явились: - экономическая необходимость; - общность целей в борьбе за выживание в противоборстве с кочевыми племенами; - объединяющая роль христианства. Возникновение государства у восточных славян было явлением, которое проистекало из стремления общества к самоорганизации и упорядочению отношений между людьми. Здесь определяющее влияние оказывало развитие производительных сил. В работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» о значении этого фактора говорится: «Поступательное развитие общества, его экономический прогресс обусловливают прежде всего развитие производительных сил, появление новых орудий труда, рост его производительности, выделение земледелия, затем скотоводства; привели к возникновению обмена, частной собственности, к разрушению общинно-родового строя и к образованию классов. Классовая дифференциация вызвала к жизни государство, как орудие защиты интересов классов» (см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 109-119). Восточнославянские племена селились в бассейнах многоводных рек от Дуная до Днепра с его притоками. Русская летопись «Повесть временных лет» дает применительно к IX в. следующую картину расселения восточных славян: по берегам Днепра, недалеко от устья Десны, жили поляне; в бассейне рек Десны и Сейма – северяне; на верхних притоках Днепра – родимичи; от Днепра до Дуная – тиверцы и уличи; по Припяти – древляне; между Припятью и Западной Двиной – дреговичи; по рекам Волхов, Щелони, Ловати и Мсте – ильменские словене; в верховьях Оки – вятичи. Соседями славян на западе были восточные балты, на северо-востоке – угро-финские племена, на юго-востоке Хазарский каганат (от Каспия и Низовьев Волги до Приазовья), в Причерноморье – печенеги и другие тюркские племена. Славяне находились на стыке двух формировавшихся цивилизаций – западноевропейской и азиатской, постоянно подвергались ударам со стороны соседних племен: угров, аваров, хазар, печенегов, половцев, варягов и германцев. Выжить в борьбе за существование нельзя было без создания союзов племен, а затем военных организаций и такого механизма, как государство. Уже в первой половине IX в. существовал союз племен Среднего Приднепровья и Верхнего Дона, представлявший собой обширное государство с центром в Киеве. Другим центром восточных славян стала Славия, располагавшаяся на севере и объединявшая псковских, ильменских словен, кривичей, а также некоторые неславянские племена. В исторической литературе представлены неоднозначные взгляды по вопросу образования Древнерусского государства. В XVIII в. была выдвинута так называемая норманнская теория происхождения русского государства: ее сторонники (немецкие ученые, работавшие в Петербургской Академии наук - Байер, Миллер, Шлёцер и др.) считали основателями российской государственности норманнов – варягов (выходцев из Скандинавии). Смысл их теории сводился к тому, чтобы представить Древнюю Русь не способной к самостоятельному государственному творчеству, а норманнов – силой, которая с самого начала влияла на развитие России и её историю. Против норманнской теории выступили М.В. Ломоносов, историки Д.И. Иловайский и В.Г. Васильевский. В советское время ее несостоятельность показали И.Б. Греков, Б.А. Рыбаков, М.Н. Тихомиров и др., в работах которых было доказано, что Древнерусское государство возникло на той ступени развития, когда для этого сложились внутренние предпосылки; без этого никакие варяги не могли создать государства. Образование Древнерусского государства во времени шло синхронно со становлением в восточнославянских землях феодализма. Русь, в отличие от других стран, не прошла такой этап истории, как рабовладельческая формация; к тому времени рабовладельческий строй изжил себя во всемирно-историческом масштабе. На протяжении VI – IX вв. у восточных славян сложились предпосылки феодальных отношений; на смену родовой общине пришла община территориальная, или соседская. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попадала под их власть. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати верховной власти. Хозяйства феодалов носили натуральный характер, стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и не работали еще на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары, стали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена, одновременно они играли роль опорных пунктов власти феодалов и обороны от внешних врагов. Все это в конечном итоге приводит к образованию у восточных славян раннефеодального государства, которое представляло собою, как и всякое государство, политический механизм, призванный осуществлять управление обществом, охранять его экономическую и социальную структуры. Процесс складывания раннефеодального общества объективно потребовал установления определенной религиозно-идеологической общности и превращения Киева в религиозный центр. Политеизм (многобожие), поклонение культам предков и природы, или язычество, господствовавшее у большинства славянских племен, были религией племенного общества. Это не устраивало князей и их окружение, которым приходилось делить власть с волхвами – языческими жрецами. Поэтому князья Руси в качестве противовеса выбирают православие – христианство восточного типа, которое как и любая другая монотеистическая религия проповедовала постулат, что вся власть от Бога, и соответственно правитель государства являлся помазанником Божьим. Одновременно принятие христианства влияло на рост престижа государства, а статус его великих князей поднимало на один уровень с государями Европы. Древнерусское государство формировалось не в замкнутом пространстве. Процессы, происходившие в нем, влияли на его соседей, на положение в Европе. Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для стран Передней Азии, Европы. Интерес к Руси проявляли Рим, Константинополь. Торговые связи развивались с Германией, Чехией, Польшей, арабскими странами. Русь поддерживала политические и культурные отношения с рядом стран Европы, налаживала связи с Англией, Францией, Германией. Русские князья уже тогда заключали династические браки. В договоре с Византией закреплялись права Руси в политическом и торговом отношениях. Об этом писали византийские государственные деятели, свидетельствуют французский эпос «Песнь о Роланде», немецкая «Песнь о Нибелунгах», саги, которые складывались в Скандинавии. В «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве» уже присутствуют названия «русская земля», «русский народ». Этим подтверждается, что в процессе формирования Древнерусского государства складывалась и древнерусская народность, которая образовалась в процессе слияния восточнославянских племен. В литературе неоднозначно объясняется происхождение слов «Русь», «русский народ». Известны две версии – скандинавская и славянская. Традиционный взгляд сторонников славянского происхождения этих терминов, начиная с М.В. Ломоносова, исходит из тождественности корней «рус» и «рос» (Рось – правый приток Днепра, Роска, Россава – притоки Роси), из чего делается вывод, что в середине первого тысячелетия Поросье было заселено неким славянским племенем, носившим название «русь» («рось»). Другие исследователи истолковывают слово «русь» как заимствованный термин; источником заимствования считается производное от древнескандинавского глагола «грести», который появился в словарном запасе финских племен северо-запада Европы. Считается, что слово «русь» – собирательное самоназвание «профессиональных» групп пришельцев – участников походов на судах; у финов произошло превращение профессионального термина в этнический – в обозначение скандинавов словом «русь». Появление скандинавов среди финских племен в Приладожье было близко по времени с началом славянской колонизации этого региона (VIII – начало IX в.). В литературных источниках нет прямого подтверждения норманского происхождения термина «Русь». Но в византийских источниках этот термин, указывают историки-«антинорманнисты», появился задолго до прихода в русские земли варягов; в них, наряду с терминами «славяне», «анты», «венеды», встречается понятие «росы». Император Византии Константин Багрянородный писал о «росах» и даже именовал их страну «Росией». Этот термин был обнаружен также и в арабо-персидских источниках.
3. Киевская Русь в X – первой трети XII в. Киевская Русь была государством раннефеодального типа. Это означает, что ей были свойственны все признаки феодального общества, но последние находились еще в стадии формирования: процесс расслоения общества еще не завершился, феодальное землевладение только складывалось, основная масса крестьян была еще свободна. Однако новые процессы, характерные для феодального общества, набирали силу, развивались. Формируется боярское землевладение, свободные крестьяне-общинники (смерды) все более попадают в зависимость от феодалов. Общинные земли захватываются князьями и боярами, а вместе с ними дарятся и сидящие на этой земле – общинники. Появляются такие категории зависимого населения, как рядовичи – обедневшие люди, заключившие со своим господином договор («ряд») и обязанные выполнять на условиях этого договора различные хозяйственные работы; закупы – общинники, взявшие у господина в долг зерно, деньги или скот («купу») и обязанные этот долг отработать. Наряду с этими категориями феодально-зависимого населения, в Киевской Руси были и рабы (холопы), но их труд играл вспомогательную роль и использовался главным образом в домашнем хозяйстве. Основной производительной силой древнерусского общества были смерды-общинники. Социально-экономическому развитию Киевской Руси способствовало и ее административно-политическое устройство. Во главе государства стоял великий киевский князь, которому подчинялись князья подвластных земель. Киевский князь являлся законодателем, военным предводителем, верховным судьей и сборщиком налогов. Вокруг князя располагалась дружина, жившая на княжеском дворе и делившая со своим главой дань и военную добычу. Существовали два вида отношений феодального владыки со своими помощниками: вассальные и подданнические. Между русскими князьями и дружиной установились отношения первого типа: князь советовался с близкими людьми по всем вопросам, в противном случае он мог лишиться поддержки дружинников. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли совет («думу») и назывались боярами. Некоторые из них имели и свою дружину. Бояре часто выступали в качестве воевод, «отроки» же становились младшими администраторами. Появление дружины знаменовало собой процесс феодализации государственной жизни. Сначала дружинники заменили всеобщее вооружение народа, затем превратились в административно-военный слой, а позже – в класс феодалов. Княжеско-дружинная власть была до поры ограничена элементами самоуправления, сохранившегося от предыдущих времен. Во всяком случае, народные собрания («вече») и «старцы городские» играли значительную роль в жизни русских княжеств. Особенно сильны были эти институты на окраинах страны, в землях, которые не являлись причиной княжеских раздоров. На первых порах существования Древнерусского государства отношения между людьми регулировались нормами обычного права с его кровной местью, общинным судом, принципом «око за око». Но постепенно вводятся новые порядки. Уже в договорах Руси с Византией времен Олега и Игоря упоминается «Закон Русский», по которому судят княжеские мужи. Дополнением его явились «уставы» Ольги, «устав земляной» Владимира. В XI в. уже существуют нормы «Русской Правды», которая, в частности, ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Постепенно складывалось право раннефеодального общества. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей была направлена на объединение всех восточных славян в рамках единого государства, упрочение его международного авторитета. Уже с самого начала своего существования Киевское государство было одним из важных факторов международной жизни того времени. Военные походы на Византию князя Олега в 907 и 911 гг., князя Игоря в 941 и 944 гг. имели последствием заключение выгодных для Руси договоров, предусматривавших широкие торговые связи с этим крупнейшим европейским государством. Сохранился договор 911 г., в котором Русь признавалась полноправным союзником Византии, русским купцам предоставлялся своеобразный «режим наибольшего благоприятствования». Киевская Русь становилась связующим звеном между Западом и Востоком. В результате походов Святослава 965 – 968 гг., прочертивших на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии, была побеждена Волжская Булгария, полностью разгромлен Хазарский каганат, ослаблена Византия. Русь получила возможность вести широкую торговлю с Востоком и переправлять значительную часть восточных товаров в Западную Европу. Процесс объединения восточнославянских племен под властью киевских князей был в основном закончен при Святославе. Кульминационным периодом в развитии Киевского государства было княжение Владимира Святославича (980 – 1015 гг.). Ряд удачных походов, предпринятых Владимиром на Польшу, на вятичей, родимичей, булгар и хорватов, значительно расширил Русь как государство восточных славян. На южных рубежах была построена продуманная оборонительная система (крепости, валы и т. п.), что избавило тысячи славянских селений от ужасов печенежских набегов. Завершение формирования единого Древнерусского государства связано с идейным объединением восточнославянских земель с помощью государственной религии. «Повесть временных лет» рассказывает об устроенном Владимиром «испытании вер» – христианства, ислама, иудаизма – и выборе православия византийского образца. Подробности крещения по летописным источникам содержат ряд спорных моментов. Считается, что в 988 г. (или в 989) Владимир принял христианство в Корсуне (современный Херсонес в Крыму) – опорном пункте Византии на Черном море – при условии женитьбы на сестре византийского императора Анне. Затем состоялось крещение киевлян в днепровских водах и «крестильный» военный поход на Новгород. Вопрос о причинах принятия христианства Русью относится к числу дискуссионных; сохраняются две точки зрения: 1) политическая мотивация в пользу новой религии (преодоление конкуренции языческих жрецов в борьбе за власть, возможность династических и торговых связей с Византией и христианской Европой); 2) поиск нравственного идеала, новой духовности. Завершение процесса христианизации страны датируется по-разному, вплоть до середины XVI в. При Владимире христианство стало только государственной религией, реформа осуществлялась по указаниям великого князя. Отношения великокняжеской власти с церковью складывались на основе христианских традиций («всякая власть от Бога») и местных условий. Но с самого начала определилась зависимость церкви от светской власти, что было связано с активной ролью княжеской власти в замене языческого культа христианским или с источниками материального обеспечения церкви (в пользу церкви отчислялась десятая часть доходов княжеского двора, епископы получили от светской власти право на церковный суд). В свою очередь церковь помогала светской власти в укреплении ее авторитета, в политических делах церковные деятели не проводили какой-то особой линии, но поддерживали определенные позиции государства; складывалось сотрудничество великокняжеской и церковной организаций, приоритет в котором имела светская власть. Принятие христианства Русью духовно связывало ее части друг с другом, открывало более широкие перспективы для развития контактов с Европой. Перенесение небесной и церковной иерархии на земные порядки укрепляло власть князя и феодалов. Хотя в начале X в. на Руси уже использовалась письменность, вместе с православием пришли книжное просвещение, школы, суды и новые законы. Церковь опекала нищих, больных, убогих, влияла на крепость семейных отношений славян, воздействовала на их нравственность. Однако принятие христианства в византийском варианте, как оказалось, несло в себе семена идейной изоляции, не делало Русь полноправным членом европейской семьи. После смерти Владимира наступает время конфликтов, усобиц, вражеских нашествий. В 1019 г. на киевском престоле утверждается один из его 12 сыновей – князь Ярослав, получивший прозвище Мудрый (умер в 1054 г.). Продолжая борьбу за единство русских земель, укрепление великокняжеской власти, Ярослав разбил печенегов, окончательно отогнал их от русских рубежей. Им было положено начало закону – «Русской Правде» (впоследствии этот закон будет расширен и дополнен его сыновьями). На юго-восточные рубежи Руси в начале посягал брат Ярослава Мстислав Тмутараканский. Но он не претендовал на Киев, и в 1025 г. братья заключили мир, разделив Русскую землю по Днепру – восточная сторона с главным столом в Чернигове отошла к Мстиславу. После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав стал править единолично. При нем сложилась организация православной церкви в русских землях. В 1036 г. в Киеве появился митрополит, поставленный византийским патриархом, а в 1051 г. великий князь Ярослав поступил так, как до сих пор поступал только византийский император – сам назначил главу русской церкви, выбрав для этой цели умного киевского писателя Иллариона. При Ярославе Киев превратился в один из крупнейших городов Европы. В городе было около четырехсот церквей. В 1037 г. на месте, где Ярослав разбил печенегов, был возведен Софийский собор. Были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по обучению грамоте, переписке и переводу книг на русский язык. В годы княжения Ярослава Мудрого Русь достигла международного признания. Киевский князь пользовался авторитетом у правителей европейских государств. Современники при обращении к нему обычно употребляли восточный титул «каган» или даже «царь», как называли самого византийского императора. В то же время уже при жизни Ярослава проявились грозные признаки распада Древнерусского государства, после его смерти сыновья – Ярославичи, нарушив заповедь жить в любви и беречь землю отцов своих, начинают борьбу за киевский престол, распри и междоусобицы ослабляли военную мощь Руси, обостряли социальные противоречия. Это привело к ряду народных восстаний и обусловило беспомощность князей перед половцами, вторгавшимися на Русь с востока, В 1113 г. киевская знать и купечество, уставшие от княжеских междуусобиц и напуганное очередным восстанием горожан, пригласили на престол отважного и мудрого переяславского князя Владимира Мономаха. Владимир начал решительно пресекать усобицы, укрепил Киев как столицу крупнейшего в Европе государства. После смерти Мономаха (1125 г.) его сыну Мстиславу Великому (1125 – 1132 гг.) также удавалось сохранять единство государства, сдерживать враждующих, но с начала 30-х гг. феодальные связи Киева резко ослабли и Киевская Русь раскололась.
4. Русь в период феодальной раздробленности Феодальная раздробленность не была исключительно русским явлением и не стала результатом всевластия князей и бояр. Подобный период переживали все ведущие страны Европы. Раздробленность раннефеодального государства – результат того, что старые институты власти не могли больше обеспечивать внешнюю и внутреннюю безопасность страны; в то же время был достигнут такой уровень развития производительных сил отдельных районов, который позволял им существовать самостоятельно. Иными словами, раздробленность была неизбежным этапом в жизни феодального государства; на этом этапе уровни экономического, социального, политического развития отдельных областей выравниваются, получают новый импульс, а последующее их объединение достигается уже на более высокой ступени. Осмысление причин и последствий распада Киевской Руси решалось исторической наукой в системе политико-идеологических координат своего времени. Н.М. Карамзин выделял две силы, обеспечивавшие независимость, единство и движение по пути прогресса – самодержавие и дворянство; ослабление самодержавия влекло несчастье для страны, возникновение угрозы ее независимости. У С.М. Соловьева главная причина дробления русских земель – ослабление родственных связей у Рюриковичей; единственной силой, в какой-то мере сохранявшей единство, была церковь. В.О. Ключевский на первое место ставил политические причины – преобладание местных интересов, которое вылилось в соперничество городов с князьями, что привело к полной смене политических и хозяйственных отношений на северо-западе Руси. В XI – XII вв. в Среднем Приднепровье и других русских землях сложилось крупное феодальное землевладение – княжеское, боярское, церковное. Каждое более или менее значительное владение (вотчина) было в экономическом отношении вполне самостоятельным комплексом различных угодий, группировавшихся вокруг общего административного центра – двора феодала. В этих условиях не только крупный, но и мелкий феодал чувствовал почти полную экономическую самостоятельность. А экономическая мощь бояр взрастила и их политическую силу. Еще более независимым и в экономическом, и в политическом отношениях был князь – властитель отдельного княжества. Уже во второй половине XI в. происходит разрыв между продолжавшими развиваться производительными силами и старой политической формой, которая временно затормозила развитие феодализма. На том этапе истории Древнерусского государства форма единой империи изжила себя, империя Владимира Мономаха и Мстислава не соответствовала интересам отдельных земель. Исторический опыт показал, что для дальнейшего развития феодальных отношений следовало уменьшить масштаб государственного объединения, приблизить государственную власть к феодалам на местах, поставить рядом с Киевом еще несколько центров. Так и случилось. В 30-х гг. XII в. на смену более или менее единой Киевской Руси пришли самостоятельные княжества и феодальные республики, которые в дальнейшем дробились на десятки вассальных владений. Этот период феодальной раздробленности длился с XII по XV в.; в нем принято выделять Русь до монгольского нашествия (до 1237 – 1241 гг.) и Русь, разоренную завоевателями, вынужденную переносить иноземное иго. Зачастую феодальную раздробленность считают временем упадка и регресса, отождествляют ее с княжескими усобицами, которые начались еще в X в. Академик Б.А. Рыбаков в ряде своих работ доказывает обратное, предлагая время 1132 – 1141 гг. называть не периодом феодальной раздробленности, а периодом развитого феодализма, ибо переход к феодальной раздробленности не сопровождался упадком Руси. Напротив, он был ознаменован значительными сдвигами в социально-экономическом, политическом и культурном развитии. Новая структура феодального общества была более приспособлена к нуждам основного, прогрессивного тогда слоя феодалов. Феодальные княжества XII в. были вполне сложившимися государствами, их князья обладали всеми правами суверенных правителей. В конце XII – начале XIII в. на Руси начали складываться новые политические центры, которые оказывали влияние на жизнь в соседних с ними землях и княжествах. Для Северо-Восточной и Западной Руси (и в некоторой степени для Северо-Западной) центром стало Владимиро-Суздальское княжество, для Северо-Западной – Новгородская земля, для Юго-Западной – Галицко-Волынское княжество. В середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50. Северо-Восточная Русь отделилась от Киева во время княжения в Суздале одного из младших сыновей Владимира Мономаха – Юрия (1125 – 1157 гг.), получившего прозвище Долгорукого за свою неуемную тягу к далеким чужим владениям. При нем возникает целый ряд новых городов, укрепляются старые. К его времени относится первое упоминание летописи о Москве -1147 г. Юрий позвал в Москву своего союзника в борьбе с киевским и смоленским князьями черниговского князя Святослава: «Приди ко мне, брате, в Москов». Много лет Юрий Долгорукий вел изнурительные войны за Киев, укрепиться в котором ему удалось лишь к концу жизни. Однако преемник Юрия – Андрей Боголюбский (1157 – 1174 гг.) предпочел киевскому престолу Владимир, посадив в Киеве одного из своих младших братьев. Этот поступок указывает на перелом, происшедший в отношении князей к Киеву – город терял значение политического центра. Андрей стремился присвоить себе титул великого князя всей Руси, подчинить себе Новгород и принудить других князей к признанию его главенства. Опираясь на поддержку горожан и дворян – дружинников, он круто расправился с непокорными боярами, изгонял их из княжества, конфисковал их вотчины. Самовластная политика Андрея Боголюбского вызвала озлобление среди бояр и привела к заговору; в июне 1174 г. заговорщики проникли в княжескую спальню и убили Андрея. Наивысшего расцвета и могущества Владимиро-Суздальское княжество достигло во время княжения Всеволода Юрьевича (1176 – 1212 гг.), получившего за свое большое семейство прозвище Большое Гнездо. Всеволоду удалось добиться влиятельного положения в Новгороде, который он называл своей вотчиной. В постоянной зависимости от него находилось Муромо-Рязанское княжество, он держал общий контроль над киевскими и черниговскими землями, а в Переяславле-Русском княжили его сыновья. К тому времени сложилась еще одна сила феодального общества – дворянство, т.е. служилые, лично зависевшие от князя, а потому являвшиеся опорой княжеской власти. Дворяне получали за службу земли во временное пользование или денежно-натуральную плату, или право сбора каких-то денежных доходов. Благодаря поддержке городов и дворянства Владимиро-Суздальское княжество усилилось, разрослось и стало одним из крупных государств в Европе, широко известным за пределами Руси. Однако после смерти Всеволода между его многочисленными сыновьями началась борьба за престол, это привело к ослаблению княжества; многие земли вышли из повиновения, начался распад самого Владимиро-Суздальского княжества. Особенностью княжества Галицко-Волынских земель было сильное развитие крупного боярского землевладения. На днестровском Черноморье, в отдалении от Киева, боярское феодальное хозяйство развивалось в очень благоприятных экономических и политических условиях. Земли княжества были выгодно расположены: благодаря рекам Днестр, Западный Буг и другим устанавливался почти сплошной водный путь из Черного моря к Балтике. Это усиливало экономические связи Галицко-Волынской земли с Силезией, Чехией, Моравией, Польшей, немецкими землями, способствовало возникновению и росту городов. Поначалу Галицкое и Волынское княжества существовали как отдельные политические единицы. Галицкое княжество наивысшего расцвета и могущества достигло при Ярославе Осмомысле (1153 -1187 гг.), который, по словам автора «Слова о полку Игореве», держал в своих руках ключ от Киева, загораживал венгерскому королю проходы через Карпаты и простирал свое влияние до Дуная. Волынское княжество обособилось от Киева в середине XII в.; в 1199 г. волынскому князю Роману Мстиславичу (1199 – 1205 гг.) удалось объединить Галицкую и Волынскую земли, а с занятием в 1205 г. Киева под его властью оказалась вся Юго-Западная Русь – территория, равная крупным европейским государствам того времени. Роман вел весьма успешную борьбу с половцами, литовскими князьями и Польшей. Галицкая летопись назвала его «самодержцем всея Руси», его княжение упрочило положение западнорусских земель и подготовило их дальнейший расцвет во время княжения Даниила Романовича, который свыше 30 лет вел борьбу с боярством, противившимся усилению княжеской власти, и, выйдя победителем в этой борьбе, объединил всю Юго-Западную Русь и Киевскую землю. Своеобразным политическим развитием отличался один из древнейших русских городов – Новгород. Владение обширной территорией, удаленность от Киева, широкие связи с десятком могущественных стран, богатства собственной земли давали ему возможность роста, усиления независимости. Новгородское боярство много раз проявляло свою волю по отношению к великим князьям и тем наместникам, которые присылались сюда из столицы. Неоднократно новгородцы прогоняли неугодного князя и приглашали того, кто их больше устраивал. Новгород раньше других земель начал борьбу за независимость от Киева, и во время восстания 1136 г. боярство сумело победить князя в борьбе за власть. В отличие от других русских земель, где власть установилась в форме монархии, Новгород стал феодальной боярской республикой. Высшим органом ее было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Вече выбирало главу новгородской церкви – епископа (впоследствии архиепископа), распоряжавшегося казной и контролировавшего внешние сношения Великого Новгорода. Важным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»), он стоял во главе правительства, в его руках находились управление и суд. Другим важным лицом в республике был тысяцкий, ведавший городским ополчением и судом по торговым делам. (См. История России с древнейших времен до конца XVII в. – М., 1997. С. 202-206). Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Последним князем, при котором Киев еще вмешивался во внутренние дела Новгорода, был внук Владимира Мономаха – Всеволод Мстиславович (1118 – 1136 гг.). Он долго выполнял различные поручения Новгорода, а в 1132 г., соблазнившись перспективой приобрести крупный удел на юге после смерти своего отца, поскакал в Переяславль, но продержался в этом городе всего несколько часов – его выгнал оттуда Юрий Долгорукий, его дядя. В 1135 г. Всеволод втянул новгородцев в войну за Суздаль и опять потерпел поражение. Осложнились и отношения с Черниговом. Все это вызвало недовольство боярской оппозиции и купечества, изгнавших в 1136 г. Всеволода из Новгорода. С того времени вольнолюбивый Новгород Великий окончательно становится боярской феодальной республикой. В период феодальной раздробленности, возможно, несколько ускорилось развитие феодальных отношений, усилилось их воздействие на политическую сферу, культуру феодального общества. Но государственность на Руси оказалась ослабленной. Неизбежным следствием расчленения Древнерусского государства были княжеские усобицы, внутренние распри, которые ухудшали внешнеполитическое положение Руси, ослабляли ее силы в борьбе с иноземными захватчиками. Так, кочевники-половцы, заняв Северное Причерноморье, постоянными опустошительными набегами разоряли русские земли, уводили в плен и продавали в рабство русское население, мешали развитию политических и экономических связей Руси со странами Востока. Были утрачены русские владения на Северном Кавказе и в Причерноморье, ослабла власть Владимиро-Суздальских князей в Поволжье; Венгрия захватила Карпатскую Русь, Литва оттеснила полоцких князей за Двину, активизировались немецко-датские и шведские захватчики. Феодальная раздробленность настолько ослабила Русь, что она оказалась не в состоянии противостоять татаро-монгольскому нашествию.
Документы
Поход князя Олега на Царьград. Договор с Византией 911 г. «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Он взял с собой множество варягов, и словен, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев... Все эти племена греки называют Великия Скифия. Со всеми ними пошел Олег на конях и на кораблях, и было числом кораблей 2 000, и пришел к Царю-граду. Греки замкнули Судскую гавань, а город заперли. И вышел Олег на берег и начал воевать, много убил около города греков, разрушил много палат и пожег церкви... и другого много зла учинила Русь грекам, как и другие ратные (воины) делают. И повелел Олег воям своим колеса сделать и поставить на колеса корабли. И когда ветер стал попутным, надулись паруса с поля и пошли (корабли) к городу. Увидали это греки, испугались, и сказали посланные к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь»... И установил Олег давать (ему) дань на 2000 кораблей, по 12 гривен на человека, а в корабле было по 40 мужей..., а потом давать дань на русские города: прежде всего на Киев, также на Чернигов, Переяславль, Полоцк, Любеч и на прочие города, по тем городам сидели великие князья, бывшие под властью Олега… В лето 6420. Послал Олег мужей своих установить мир и заключить договор между греками и Русью... Мы от рода Русского (следует перечень имен), посланные от Олега, великою князя Русского, и от всех подвластных ему светлых бояр к вам, Льву, Александру и Константину, Божьей милостью великим самодержцам, цесарям греческим, для подтверждения и укрепления существующей уже много лет дружбы между Христианами и Русью, согласно желанию и повелению наших князей и всей подвластной им Руси... Для подтверждения и нерушимости мира между нами, Христианами и Русью, мы записали его на двух хартиях, подписанной цесаря вашего своею рукой и подтвержденной предлежащим честным крестом и святой единосущной троицей единого истинного бога вашего и в переводе данной нашим послам. Мы же клянемся цесарю вашему... по закону и по обычаю народа нашего договоренного не нарушать ни нам, никому иному в нашей стране, поставленному во главе ее, мира и любви между нами... Цесарь же Леон почтил послов Русских дарами, золотом, шелками и драгоценными тканями и приставил к ним своих мужей, чтобы показать им церковную красоту, золотые палаты и находящиеся в них богатства, множество золота, драгоценные ткани и дорогие камни, а также чудеса своего бога и страсти господни, его венец, гвозди и одежду багряницу, и мощи святых, поучая их вере своей и показывая им истинную веру. И так отпустил их в свою землю с честью великой...». Церковный устав князя Владимира «… Се аз, князь великыи Володимер, нареченный въ святемь крещении Василием, сынъ Святославль, внук Игорев и блаженный княгыни Олгы, въсприал есмь святое крещение от греческыих царей Костянтина и Василия и от Фотия патриарха цареградскаго... И по том же летом многым минувшемь создах церковь святые Богородица Десятинную и дах ей десятину по всей земле Рустеи, ис княжения въ соборную церковь от всякого княжа суда десятую векшу, а от торгу десятую неделю, а из домов на всякое лето десятое от всякого стада и от всякого жита... А се люди соборныя церкве преданы, митрополитомъ и епископомъ: игумен, игумениа, поп, попадиа, поповичеве, чернецъ, черница, диакон, диаконоваа, проскурница, и кто в клиросе, пономарь, дияк и вси причетници церковнеи и дети их, вдовица, калека, лечець, прощении, задушьныи человек, прикладник, хромець, слепець...». Восстание в Киеве в 1113 г. «Преставился благоверный князь Михаил, которого звали Свято-полком, апреля 16... Княгиня же его щедро наделила монастыри, и попов, и убогих на удивление всем людям... На другой же день, 17 апреля, киевляне устроили совет, послали к Владимиру (Мономаху), говоря: «Пойди, князь, на стол отцовский и дедовский». Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на иудеев, разграбили их имущество. И послали киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, или иудеев пограбят, а еще нападут на невестку твою и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир отправился в Киев...» Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до 1961 года. М., 1987. С. 65, 69, 70-72.
ТЕМА II. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В УСЛОВИЯХ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ. ОБЪЕДИНЕНИЕ РОССИЙСКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ В XIII – НАЧАЛЕ XVI В.
1. Монголо-татарское нашествие и его последствия для Руси. Русь и Золотая Орда. К числу наиболее сложных эпох, которых в истории нашей Родины немало, относится период монголо-татарского нашествия на Русь, время, оставившее глубокий след в судьбах её народов, завершившееся объединением русских земель вокруг Москвы. События этого трагического периода нашли отражение в летописях, житиях, повестях, воспоминаниях современников и легендах о народах, живших на территории Золотой Орды. Вопросы борьбы славянских народов против иноземных захватчиков в XIII в. были и остаются одними из традиционных в исторической науке, хотя до сих пор в оценке многих политических и бытовых сторон жизни и истории Золотой Орды встречаются самые противоположные мнения. Это относится к названию государства, к его территории и границам, к вопросу о соотношении понятии «монголы» и «татары». Русские и западноевропейские летописи по отношению к населению Золотой Орды обычно употребляли этноним «татары», хотя посетившие в середине XIII в. это государство путешественники отмечали, что сами завоеватели называли себя исключительно «монголами». Историки более позднего периода (Н.М. Карамзин и В.Н. Татищев) названия «монголы» и «татары» рассматривали как принадлежащие двум народам. Их точка зрения прочно утвердилась в науке в XIX в. Основываясь именно на ней, в 1823 г. учитель географии П. Наумов впервые ввел в употребление словосочетание «монголо-татары» (обозначающее союз двух народов), которое прочно укоренилось в науке. В наше время некоторые ученые считают, что под названием «монголо-татары» подразумевается возникшее в начале XIII в. объединение десятков кочевых племен, где монголы составляли лишь часть. Есть и другая, более категоричная точка зрения, согласно которой татары не участвовали в завоевательных походах вместе с монголами. Однако исторически сложилось так, что повсюду, где появлялись монгольские полчища, их называли татарами. В конце XII в. на обширном пространстве от Великой Китайской стены до Южной Сибири, от верховьев Иртыша до Амура кочевало несколько крупных союзов монгольских племен, которые по социальной структуре уже представляли раннеклассовое общество. В начале XIII в. большую их часть объединил под своей властью хан Темуджин, провозглашённый курултаем в 1206 г. верховным правителем с титулом Чингисхан – «великий хан». Первый владыка Монголии, подталкиваемый степной аристократией к завоеванию господства в Центральной Азии, превратил страну в одну из самых сильных военных держав. Все здоровое боеспособное население было обучено военному делу, мобилизовано в армию, нацелено на войну как на самое действенное средство обогащения. Началась эпоха кровавых захватнических походов монголов. В начале XIII в. и вплоть до последней его четверти несколькими волнами шли опустошительные нашествия монголо-татар, приведшие к завоеванию многих стран и народов. После завоевания Северного Китая, Южной Сибири, Средней Азии монголо-татары вторглись к половцам в Северный Иран и Закавказье, нанесли тяжелое поражение русским князьям на р. Калке в причерноморских степях (1223 г.), но, потерпев на Волге ряд поражений, вернулись обратно в Монголию. В результате походов Чингисхана была создана огромная Монгольская империя (столица г. Каракорум), включавшая покоренные народы с различными культурными традициями. В 1224 г. Чингисхан разделил завоеванную территорию на наследственные уделы (улусы), отданные им во владения сыновьям. Западные земли перешли к старшему сыну Джучи (умер в 1227 г.), а впоследствии к его сыну Батыю. Потомки Чингисхана стремились выполнить завещание основателя династии: распространить свою власть повсюду, куда доскачут копыта монгольских коней. На курултае, собранном по инициативе второго сына великого хана Октая в 1229 г., было решено привести план «потрясателя Вселенной» в исполнение и завоевать Китай, Корею, Индию и Европу. Главный удар направлялся на Запад. В 1236 г. внук Чингисхана Батый возглавил поход на Запад, в котором участвовали 14 ханов. Цель похода – завоевание Восточной и Центральной Европы. Над Русью вновь нависла страшная опасность. Раздробленные славянские княжества в 1237–1241 гг. подверглись завоеванию и разорению несметными полчищами хана Батыя. Были покорены Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Тверь и другие города. По подсчетам археологов, из 74 русских городов, известных по раскопкам, 49 были разорены Батыем, причем 14 из них не поднялись из пепла и еще 15 постепенно превратились в села. Сотни тысяч жителей были уведены в плен. Меньше других пострадали земли Великого Новгорода, но и он попал в число монголо-татарских данников. Четырехлетняя борьба ослабила монголо-татарское войско. Пройдя до Адриатического побережья, монголо-татары прекратили продвижение на Запад и повернули обратно на Восток. К концу 1242 г. войска Батыя расположились на зимовку в причерноморских и прикаспийских степях. Именно эта территория стала ядром будущего государства – Золотой Орды с центром в низовье Волги – Сарай-Бату. Владения Золотой Орды простирались в Европе и Азии, но территория государства не была стабильной. Золотая Орда была одним из крупнейших государств Средневековья, её военная мощь держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Даже монархи отдаленных стран стремились завязать с ней дружественные отношения. Хан Батый в 1240-е годы был вынужден бороться с князем Даниилом Галицким, который продолжил сопротивление и ради этого обратился за поддержкой к папскому престолу. В 1253 г. был заключен союз между ним и папой Римским для борьбы с монголами. Лишь в 1259 г. монголы заставили Даниила подчиниться и разрушить крепости. В 1252 г. был предпринят новый поход Орды на северо-восток – «Неврюева рать» разгромила Суздальскую землю. Хан Батый решил отстранить от великого княжения Андрея Ярославича, и вручил ярлык великого князя Владимирского Александру Невскому. Но его младший брат, Андрей Ярославич, поддержанный братом Ярославом (тверским князем) и Даниилом Галицким, отказался подчиниться решению Батыя. Для наказания непокорных князей Батый посылает монгольский отряд под командой Неврюя. Князья Андрей и Ярослав вынуждены были бежать за пределы Северо-Восточной Руси. Ордынцы продолжали совершать карательные набеги, разрушая русские города: четырежды разрушался Переяславль-Залесский, трижды – Муром, Суздаль, Рязань, дважды – Владимир. Ни один город Северо-Востока Руси не мог чувствовать себя спокойно даже в периоды относительного затишья. Все это приводило не только к большим потерям населения и разрушению ранее цветущих городов, но и к превращению ряда прежних земледельческих районов в районы традиционного монгольского скотоводства, что пагубно сказывалось на развитии хозяйства восточных славян. Одним из последствий монголо-татарского нашествия, которое было большим потрясением для народов Руси, явилось усиление политической раздробленности русских земель. Монгольские ханы стремились укрепить систему раздробленности, поддерживая междоусобную борьбу князей посредством предоставления им ярлыков на право княжения. Они установили систему ордынского владычества, при которой русские земли вынуждены были платить тяжелейшую ежегодную дань. Монгольские ханы, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь княжеств и в дела православной церкви, строго следили за исправной уплатой дани и сохранением политической раздробленности Руси, изощрялись в поисках средств для поддержания вассальной зависимости русских земель. Отношения русских земель и их князей с ханами Золотой Орды, ставшей с 60-х гг. XIII в. самостоятельным государством, складывались сложно, всегда были обострёнными. Её верховный правитель хан Батый (1242 – 1254 гг.) был человеком жестоким, бескомпромиссным и не гнушался любыми средствами в военных действиях. В то же время его деятельность в мирной жизни одобрялась населением Орды. При нем государство было разделено на четыре территориальные единицы – улусы, возглавляемые улусбеками; на вершине пирамиды власти находился хан, решавший наиболее важные вопросы государственной жизни; текущими делами занимались беклярибек (по-русски «великий князь»), везир и аппарат чиновников. Одновременно формировалась система политического властвования над народами, территориально не входившими в Золотую Орду, прежде всего Северо-Восточной Руси: управление ими осуществлялось через князей, получавших от хана ярлык (грамоту) на право княжения, через них же велось изъятие дани. Впервые права великого князя были дарованы Ярославу Всеволодовичу в 1243 г., а последнее упоминание о поездке русского князя в ставку золотоордынского хана отмечено 1434 г. С князьями ханы обращались как с подданными, бесчеловечно, подвергали их унижениям, непокорных наказывали и даже убивали, стремясь запугать и лишить даже мысли о противодействии ордынскому владыке. Великий князь Ярослав Всеволодович, первым получивший ярлык, через три года стал жертвой интриг и противоречий в монгольской верхушке и был отравлен в Каракоруме. Князя Александра Невского, который был не только знаменитым полководцем, но и искусным политиком, отравили, как некогда его отца, в ставке хана. Были убиты князь Михаил Черниговский, отказавшийся выполнить языческий обряд прохождения через огонь, князья Михаил Ярославич и Дмитрий Михайлович Тверские, Александр Тверской и его сын Федор, Иван Ярославич Рязанский. Кровавые расправы достигали цели, создавалась генерация покорных князей, для которых закон – это воля хана. Но подавить сопротивление национального сознания, усиливавшуюся тенденцию консолидации народных сил ордынцы не могли. Северо-Восточная Русь так и не стала составной частью Золотой Орды: на ее территории не действовали Яса Чингисхана и правовой кодекс монголов (основными оставались собственные правовые нормы), ханы не создали здесь своей династии, не произошло смены религии, Русь сохранила свою духовную основу – православие. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.) |