АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классическая немецкая философия

Читайте также:
  1. I. КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
  2. II.2. Классическая греческая философия.
  3. II.8. Немецкая классическая философия.
  4. V2: Классическая философия - 1
  5. А. Натурфилософия.
  6. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  7. Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.)
  8. Административная (классическая) школа Анри Файоля.
  9. Административное управление (классическая школа)
  10. Аксиология, философская антропология, социальная философия. Их возникновение и развитие.
  11. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  12. Античная натурфилософия. Аристотель. Ионийская школа: Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Фалес.

Социально-экономические и духовные предпосылки.

 

1) Несмотря на то, что во многих регионах Германии феодальные порядки и крепостное право сохранялись до Наполеона, Германия была достаточно развитой и урбанизированной страной. В ней, так же как и в других странах Западной Европы «третье сословие» - городская буржуазия была самостоятельным классом, со своими собственными ценностями и собственными потребностями в объяснении и оправдании этих ценностей. Но вместе с тем, в отличие от Франции или Англии революции в Германии не произошло и буржуазия так и не получила в свои руки реальной политической власти, но вместе с тем немецкие мыслители могли со стороны оценить английскую и французскую революции. Кроме того, во время зарождения немецкой классической философии Германия ещё только начинала объединяться под властью Пруссии, и этот мощный объединительный импульс, несомненно, оставил свой отпечаток на мышлении немецких интеллектуалов того времени. Таким образом, немецкая классическая философия рождалась во времена, когда у немецких мыслителей появилась реальная возможность перейти от слов к действиям, и, причём действиям не только революционным, но и созидательным.

2) Германия XVIII в. пребывала в состоянии социально-экономического застоя. «Все было скверно, и во всей стране господствовало общее недовольство... Народ был проникнут низким, раболепным, жалким торгашеским духом». Если во Франции революция была подготовлена под «черепом» философа, то в Германии она и осуществилась в голове мыслителя, пройдя незамеченной для обывателя. Место иррациональных общественных отношений заняли философские концепции, где торжествовал принцип рационализма.

3) В то время в Европейской философии доминировали две основные тенденции, с одной стороны это сенсуализм и эмпиризм, берущие своё начало в философии Бэкона. У эмпиризма и механицизма было немало последователей в Англии и во Франции. Популярность этого философского направления была обусловлена, с одной стороны бурным развитием естественных наук, а с другой стороны открывшимися возможностями для критики церковной картины мира. А с другой стороны, это рационализм, берущий своё начало из философии Декарта. В основу познания, Декарт положил не чувства и ощущения, которые могут обманывать человека, а разум, который является проводником божественной воли (то есть у Декарта, как и эмпиристов, человек не обладал свободой воли, различались лишь источники этой несвободы). В дальнейшем идеи Декарта получили своё развитие, как в метафизике Лейбница, так и у субъективного идеалиста Джорджа Беркли, который полностью отрицал чувственное познание как иллюзию, и рассматривал мир как наши представления. Дэвид Юм был не столь радикален, он всего лишь утверждал, что на основе наших ощущений мы не можем сделать вывода о существовании реальности и её свойствах. То есть субъективный идеализм Беркли перешёл в агностицизм Юма. Немецкая классическая философия явилась творческим синтезом этих двух направлений философии нового времени.

4) Важнейшую роль в подготовке появления немецкой классической философии сыграли деятели национального просвещения. Патриотически-настроенная интеллигенция взялась за дело пробуждения национального самосознания и патриотизма немецкого народа, его просвещения. Свои усилия немецкая патриотическая интеллигенция объединила. Они выступили за повсеместное утверждение в культуре народного немецкого языка вместо непонятной простым массам латыни; прославление прошлого немецкой нации и утверждение культа героев; за всеобщее просвещение народа и прославление науки, разума вместо мистики. Деятели немецкого просвещения конца 18 столетия наряду с призывами к народу и интеллигенции сами плодотворного действовали в этом направлении, создавая высочайшие образцы немецкой культуры.
Итогом и вершиной просветительского движения в Германии стало творчество гениального Иоганна Вольфганга Гете. В мировом масштабе он был и навеки останется непревзойденным гениальным художником.
В области теории познания Гете стоял на позициях сенсуализма.

5) Источником немецкой классической философии был несомненный талант и огромное трудолюбие самих философов. Все они в совершенстве и творчески усвоили достижения всей предшествующей им европейской философской мысли, двигались в русле богатого отечественного наследия философов Нового времени: Лейбница, Христиана Вольфа. Будучи немцами, будучи классиками немецкой классической философии, они и творили на высочайшем уровне европейской мировой философии и полностью принадлежали ей.

Кант.

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге, в семье ремесленника. После гимназии учился в университете, откуда вынес превосходное знание латинских классиков, натурфилософии И. Ньютона и учения X. Вольфа.

В философском творчестве Канта принято выделять «докритический» период и «критический».

В докритический период Кант создаёт гипотезу возникновения солнечной системы из первичной туманности (“Всеобщая естественная история и теория неба” 1755). Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени. Гипотеза Канта отбрасывала попытки объяснения развития природы с помощью представления о “ первотолчке”. Кант утверждал, что Солнечная система возникла из некой бесформенной массы, которая изначально равномерно заполняла все пространство. Затем, в результате действия сил притяжения между частицами, образовались скопления материи, которые стали центрами притяжения для других частиц.

В критический период Кант выпускает три свои фундаментальные работы: “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения”.

Основная идея произведения “Критика чистого разума” – агностицизм – невозможность познания окружающей действительности. Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность, а человек, а точнее, его разум. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии). С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий – разум заходит в тупик.4 антиномии: ограниченность пространства, простое и сложное, свобода и причинность, наличие Бога.

В основе философии Канта лежат два понятия: вещи-в-себе и вещи-для-нас. Вещь-в-себе – это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Вещь-для-нас – это то, как мы воспринимаем вещь-в-себе. Кант признавал объективное существование вещей-в-себе, которые он называл также сущностями. В этой части философия Канта является материалистической. Но Кант утверждал, что вещь как таковая остается принципиально непознаваемой. Мы познаем лишь вещь, какой она является, т.е. вещь-для-нас.

Познание начинается с того, что "вещи в себе" воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретического знания о "вещах в себе". Достоверное знание существует – это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о вещах-в-себе, а только о свойствах вещей, к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. Вещи-в-себе принципиально непознаваемы.

По Канту, процесс познания проходит три ступени: созерцание, рассудок и разум. На ступени созерцания хаос ощущений упорядочивается с помощью априорных форм созерцания – пространства и времени. Априорное – значит доопытное, существующее в сознании самом по себе, не выведенное из чувственного опыта.

На ступени рассудка чувственный материал, чувственная картина мира подвергается новому упорядочиванию – с помощью априорных категорий мышления – единство, множество, реальность, ценность, отрицание, качество, количество. С помощью категорий мышление создает науку, формулирует законы науки, которые отнюдь не принадлежат самой природе, а предписаны ей человеческим мышлением.

Разум ничего не создает заново, он имеет дело с обобщениями, полученными рассудком. Обладая априорным стремлением к единству и завершенности мысли, разум группирует и завершает мысли в виде трех идей: космологической (идее о внешнем мире), психологической (идее о душе) и теологической (идее о боге).

Учение Канта оказало огромное влияние на развитие научной и философской мысли. Его последователи по немецкой классической философии отвергли идеи, ограничивающие разум в познании сущности вещей и развивали различные стороны кантианской философии.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)