|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Античная натурфилософия. Аристотель. Ионийская школа: Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Фалес
Наиболее развитые формы древняя философия приобрела в Античности. Античная философия возникла на рубеже VII–VI вв. до н. э. и была связана с установлением рабовладельческого общества, которое создало условия для развития культуры Древнего мира. Развитие древнегреческой философии осуществлялось в греческих полисах. Античная философия представлена многообразием философских школ и учений, возникших в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме. В развитии античной философии можно выделить следующие этапы: 1) досократовский (от рубежа VII и VI вв. до н. э. до перелома V и IV вв. до н. э.); 2) классический (от второй половины V в. до н. э. до конца IV в. до н. э.); 3) эллинистический (с конца IV в. до н. э. до II в. до н. э.);
Аристотель (384-322 г. до н.э.) - величайший ученый античности. Он основал в 335 г. до н.э. философскую школу – Ликей в Афинах. Его влияние на развитие науки античности, средневековья, да и нового времени трудно переоценить. Особенно сильное влияние оказали труды Аристотеля на формирование естественных наук: физики, астрономии, медицины, ботаники и пр. В этой связи достаточно символичным выглядит сопоставление легендарных предков Пифагора, Платона и Аристотеля. Первый некоторыми авторами считался сыном Аполлона и сам был полубогом, второй, что не легенда, происходил из рода афинских царей. Предком же Аристотеля по преданию являлся Асклепий, бог-врачеватель. Аристотель - ученик Платона, около 20 лет он находился в Академии при жизни последнего. Тем не менее, в своих философских воззрениях, а еще большей степени в научной программе, сильно разошелся с учителем. Он стал основателем новой, перипатетической философской школы, основателем Ликея. В известном смысле можно говорить о противоположности научных программ Аристотеля и Платона. Аристотелевская геоцентрическая система мира просуществовала до 16 в. и оказала огромное влияние на мировоззрение средневековья. Философские воззрение его противоречивы. Он полагал, что сущность вещей заключается в них самих. Полагал, что истину можно познать простым рассуждением. По Аристотелю существует 4 первичных свойства материи: горячее, сухое, холодное и влажное. Комбинируясь они образуют 4 естественных «тела» - огонь (горячее и сухое), воздух (горячее и влажное(, воду (холодное и влажное) и землю 9холодное и сухое). В доказательства шарообразности Земли он указывал круглую форму земной тени при лунных затмениях. Допускал, что наша планета возникла из скопления отдельных материальных частиц. Земля неподвижно покоится в центре Вселенной (геоцентрическая система мирозданья). По Аристотелю, суша и море могут меняться местами, причем этот процесс имеет циклический характер. Море в одних местах наступает, в других отступает. По Аристотелю, моря в отличие от рек не имеют истоков и постоянного течения. Течения образуются лишь местами, в узких проливах. По Аристотелю, растения обладают низшей ступенью развития души, животные – более высокой. Он отмечал для растений и животных некоторые общие свойства. Он писал, что в отношении некоторых обитателей моря трудно решить, растение это или животное. Соответствие в организации растении и животных он видел в том, что те и другие состоят из сходных элементов. Грибы по Аристотелю возникают путем самозарождения из гнили. Аристотель описал 500 видов животных и предложил классификацию: бескровные и кровеносные (теперь беспозвоночные и позвоночные)
АНАКСИМАНДР.), древнегреческий философ и ученый, второй представитель Милетской школы, ученик Фалеса. Ок. 546 до н. э. опубликовал первое научно-философское сочинение греков, трактат «О природе» (сохранились только фрагменты и пересказы), положивший начало ионийской естественной истории или «физиологии» и стоящий у истоков западной физики, географии, астрономии, геологии, метеорологии и биологии. В этом трактате А. дал всеобщую историю космоса от момента его возникновения из первоматерии до происхождения живых существ и человека, а также впервые предложил геометризованную геоцентрическую модель мира, господствовавшую в астрономии в течение всей Античности и Средневековья до Коперника. По Αнаксимандру., Вселенная бесконечна во всех направлениях и наполнена газообразной материей, лишенной видимых качественных различий и находящейся в непрекращающемся движении, присущем ей имманентно. Позднейшие авторы описывают эту первоматерию то как «беспредельное» (апейрон), то как «промежуточное вещество» (напр., среднее между огнем и воздухом), то как «смесь» бесчисленных простых веществ. Предложенная А. первая теория естественного происхождения жизни содержала эволюционные догадки, опередившие свое время: первые живые существа зародились на дне моря и были покрыты колючей кожей (вероятно, гипотеза, основанная на наблюдении окаменелостей вымерших иглокожих). Так как человеческий детеныш беспомощен и не может выжить без родителей, то первые люди должны были зародиться в животных другого вида - неких рыбоподобных существах, которые их выкормили. Прилагавшаяся к трактату «О природе» географическая карта положила начало античной картографии. А. приписывается также изобретение астрономических инструментов — гномона и небесного глобуса. АНАКСИМЕН; из Милета, VI в. до н. э. (ум. в 528—525 гг. до н. э.), греческий философ. Предположительно был учеником Анаксимандра. Прозаическое сочинение Анаксимена, написанное по-ионийски, было известно еще в эллинистический период (сохранились два отрывка, авторство которых спорно). Первоосновой мира Анаксимен признавал бесконечный и находящийся в постоянном движении (что отсылает нас к беспредельности Анаксимандра) воздух (aer), сгущением или разрежением которого он объяснял появление всех вещей. Вследствие постепенного сгущения воздуха (связанного с понижением температуры) появляются ветры, облака, вода, земля и камни. Разрежение же вызывает к жизни огонь. Развитие мира — процесс количественный, а не качественный. Анаксимен наделил воздух разумом и признал за форму бытия Бога. Отождествляя душу с воздухом, Анаксимен первым нашел параллель человек — космос: как душа управляет человеком, так воздух охватывает собой весь мир (аналогия между микрокосмом и макрокосмом). Землю он представлял себе в виде плоского щита, поддерживаемого воздухом. Небесные тела кружат над Землей. Анаксимен, вероятно, первым отметил, что месяц светит отраженным солнечным светом. Он пытался также научно объяснить атмосферные явления и землетрясения. Учение Анаксимена возродил в V в. до н. э. в Афинах врач и философ Диоген из Аполлонии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |