|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эпоха Эллинизма и главные эллинистические школыв эпоху эллинизма выделяются четыре философские школы: скептическая, эпикурейская, киническая и стоическая. Но эти философы заняты не судьбой Вселенной и человечества, а участью индивидуума. Людей интересует, как научиться жить в этом мире спокойно и счастливо. Во всех проявлениях эпохи эллинизма А.Мень видит признаки подготовки к рождению всемирного учения. Таким образом, человечество уподобляется приготовишке мечтающего о поступлении в первый класс “Великих духовных учителей эллинизм не имел, он лишь питался наследием минувшего. И вот случилось так, что инициатива религиозных преобразований оказалась в руках монархов. Ашока (268 –232), Селевкиды (312 –64), Птолемеи (305 – 30) – все они, каждый по-своему, готовили условия прихода мировой религии…Они покончили с окостенелостью национальных культов, раздвинули духовный кругозор народов и создали атмосферу, благодаря которой люди оказались готовыми внимать голосу Откровения. Не будь этого трехвекового периода религиозной “открытости”, апостолы Евангелия натолкнулись бы на глухую непреодолимую стену. Эллинистические верования стали тем плугом, который взрыхлил землю для сеятелей Слова”. (А.Мень) Ну а как же евреи, которые два предыдущих возраста были безоговорочными лидерами процесса создания общемировых идей? Разумеется, что и в третьем возрасте они продолжают оказывать на этот процесс самое серьезное влияние. “Об иудеях и их религии греки до времени Александра практически ничего не знали. Среди той массы народов и племен, с которыми эллины столкнулись в годы персидских войн, евреи были малочисленной и неприметной этнической группой, и их, как правило, легко смешивали с соседями. Но как бы то ни было, первой в истории книгой, переведенной на иностранный язык, оказалась Библия”. (А.Мень) Именно переведенная на греческий Библия стала главной книгой первых христиан. На вершину творчества восходят хакамы, светские люди, не связанные ни с Храмом, ни со школами Торы, ориентированные на повседневный общечеловеческий опыт. Языческих соблазнов они более не боятся, от других народов не отгораживаются. Во многом хакамы предвосхитили эллинистических философов, все те же поиски секретов счастья. В самом начале третьего возраста написана книга Иова. Это произведение считали шедевром Ломоносов, Пушкин, Гете и многие другие. Иов велик, но в отличие от древних пророков Иов не обладает истиной, он ищет ее, как искали Сократ или Декарт. Страдающий праведник, он бьется над разгадкой жребия человеческого. Все это чрезвычайно точно соответствует пробуждению самопознания в третьем возрасте и драматическому мировосприятию этого возраста. “ Есть нечто знаменательное в том, что автор Книги Иова и великие греческие трагики были современниками. Израильский мудрец и поэты Эллады ничего не знали друг о друге. Между мирами, в которых они жили, пролегала в то время настоящая пропасть; и тем более изумляет родство их идей, поисков и проблем”. Еще одна великая книга написанная в начале третьего возраста - Экклезиаст (ок. 350 г. до н.э.). Если Книга Иова близка по духу к античным трагедиям, то Экклезиаст можно считать ветхозаветной параллелью к произведениям стоиков и эпикурейцев. Кажется, Экклезиаст забыл все, чему учили и о чем возвещали пророки Израиля. Космос Экклезиаста – халдейский или даже индийский, под приведенными строками подписались бы и Гераклит, и Зенон. Это мироздание, которое созерцает человек, лишенный света Откровения… И все же этот шаг назад готовил почву к мощному прорыву четвертого возраста. “Жажда вечности пробуждается, когда человек отдает себе отчет в мимолетности земного. В этом заключается великий смысл отрицательного опыта Экклезиаста… Его трезвый пессимизм верно отобразил картину падшего мира и стал переходной фазой, диалектическим моментом в становлении веры”. (А.Мень). Для нас, также живущих накануне великого перелома эпох (2025), интересно заметить, что ближе к концу эпохи резко усилилось ожидание конца света, но перед самым пришествием резко усилилась религиозность и оптимизм, в частности в Риме не склонном к религиозности массовое возникновение братств, союзов, тайных клубов. Еще одно удивительное явление – иудеи, никогда не склонявшиеся к миссионерству, наконец-то взялись за дело пропаганды единобожия. Вергилий (70 – 19) предсказывает скорое наступление “золотого века” и прекращение жестоких времен. Ну и, наконец, появление ессеев, которых называют “христианами до Христа”. Сходились воедино три линии, – заканчивался четвертый иудейский имперский цикл, шел к концу второй Рим, ну и, наконец, заканчивалось дошкольное детство человечества. Мать (Иудея) и отец (Рим) взяв маленькое человечество за руки вело его к школе. “Знаменательна сама связь и противостояние двух царств: Кесаря и Мессии. Тот, Кто шел возвестить братство людей, родился в эпоху, когда впервые мечта объединить мир казалась близкой к осуществлению”. (А.Мень). АРИСТОТЕЛИЗМ - философские течения и школы, находившиеся под влиянием учения Аристотеля. Об аристотелизме в античности см. Перипатетическая школа. В средние века, часто в сочетании с неоплатонизмом, получил распространение в греческой патристике (Иоанн Дамаскин) и византийской философии, в арабской (Кинди, Фараби и особенно Ибн Рушд) и еврейской (М. Маймонид) философии; с кон. 12 в. аристотелизм оттесняет в Зап. Европе платонизм и в 13 в. становится философской основой схоластики (Альберт Великий, Фома Аквинский и томизм, аверроизм); в 14-16 вв. определяет философию падуанской школы. Схоластический аристотелизм, господствовавший в западноевропейских университетах вплоть до 17-18 вв., подвергался резкой критике начиная с эпохи Возрождения. ПЛАТОНИЗМ — ведущее и самое влиятельное направление античной философии, у истоков которой стояла Академия Платона в Афинах. Существовало с начала 4 в. до н.э. до момента закрытия Академии по указу императора Юстиниана в 529 н.э. Историю платонизма в античности можно разделить на три больших этапа: 1) древний период (4 в. до н.э.), связанный с именами Платона и его ближайшего окружения (Спевсипп, Ксенократ, Гераклид Понтийский); 2) средний период (1 в. до н.э. — 2 в. н.э.), — разработка догматического платонизма после периода скептицизма; связан с именами Антиоха Аскалонского, Евдора Александрийского, Плутарха Херонейского, Апулея, Алкиноя, Аттика, Нумения; и 3) неоплатонизм (3-6 вв. н.э.), основателем которого традиционно считают Плотина. СКЕПТИЦИЗМ (от греч. "скепсис" — исследование, рассмотрение) — в античной философии течение, представители которого не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке и не утверждали возможность истинного познания, но воздерживались от окончательного суждения обо всем этом. Наряду с эпикуреизмом и стоицизмом, скептицизм — одна из ведущих школ античной философии периода эллинизма. Все не-скептические философские учения внутри школы именовались "догматическими". Традиционно история античного скептицизма рассматривается в двух школьных преемствах: Пиррон и его последователи и скептицизм Новой Академии
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |