|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос Карл Риттер и его взгляды на человека и природуКарл Риттер родился в 1779 г., через десять лет после Гумбольдта. Его отец был врачом, и, когда он умер, его вдова с пятью детьми осталась без средств к существованию. В то время Карлу, самому младшему, исполнилось всего пять лет. По счастью, в 1784 г. немецкий педагог Г. Зальцман основал новую школу, в которой он собирался проводить эксперимент по внедрению совершенно новых методов обучения. Ему нужен был ученик, избежавший влияния традиционных методов воспитания. Его можно было бы с самого начала обучать согласно новой педагогической методике. Ребенок, которого он выбрал для этой цели, был Карл Риттер. Географические идеи Риттера Риттер неоднократно подчеркивал, что он преподаватель «новой научной географии», которую он противопоставлял «безжизненной сумме фактов о странах и городах, смешанных со всеми видами научной несостоятельности». Его научная география основывалась на концепции единства в разнообразии, которую он создал для себя еще в юные годы. Его цель состояла не только в перечислении предметов и явлений внутри сегментов земной поверхности; он главным образом стремился понять взаимоотношения, причинные взаимосвязи, которые и скрепляют территориальную целостность. Риттер никогда не допускал и тени сомнения в том, что он изучает Землю в качестве дома (Wohnort) человека и, следовательно, что он имеет дело именно с поверхностью Земли. Риттер настаивал на том, что география должна быть эмпирической наукой и что ученым в поисках общих законов следует пройти через эмпирику наблюдений. Поиск единства в разнообразии привел его к предпочтению районной концепции географии по сравнению с изучением отдельных характеристик. Это, однако, не мешало ему понимать важность систематических (отраслевых) исследований и осознавать независимость своего подхода от подхода, предложенного Гумбольдтом, хотя именно обобщающие исследования Гумбольдта сделали возможным изучение отдельных районов, проведенное Риттером. В качестве более крупных региональных единиц Риттер традиционно выбрал континенты и приступил к выработке обобщений применительно к материкам и их населению. Взгляд на континенты как на первостепенную региональную целостность не только для целей преподавания географии, но и для формулирования концепций замедлил развитие географической науки. Что же касается риттеровского определения рас по цвету кожи и соответствующего различения континентов, то это породило, к несчастью, лишь путаницу (Европа - для белых, Африка - для черных, Азия - для желтых и Америка - для краснокожих людей). Риттеровская концепция относительно смысла существования всех наблюдаемых особенностей земной поверхности была существенно телеологической. Следуя философам Иммануилу Канту и Иоганну Готфриду фон Гердеру, Риттер во всех своих географических обобщениях исходил из присутствия божественного провидения. Всевышний, всеведущий творец выступал у него в качестве автора заранее разработанного плана создания Земли как дома человека. И через все сочинения и лекции Риттера проходят слова благодарности богу-творцу. Даже в расположении континентов Риттеру виделась богополагаемая цель. Риттер считал свою географию прагматической и сравнительной, так как основу его научного метода составляла идея о взаимосвязи и взаимозависимости земли и ее населения и сопоставление различных континентов, стран, географических зон и человеческих обществ. Поэтому он чаще называл свою науку землеведением. Риттер постоянно перерабатывал и дополнял свой труд, а в 1822 г. начал переиздавать его. Труды К. Риттера оказали большое влияние на развитие географической науки в Европе, в том числе в России. Его ученик и последователь П. П. Семенов-Тян-Шанский популяризовал идеи Риттера в выступлениях в Российском географическом обществе. Риттер, сравнивая площади континентов, приходит к выводу о неравномерности распределения континентальных масс на поверхности Земли. В этой неравномерности, по его мнению, и заключается тайна планетарного устройства и его действия на развитие цивилизации. В Германии не нашлось никого, кто смог бы занять место Риттера. Риттер возвысил свою дисциплину до определения ее как новой научной географии, основывающейся на органическом единстве человека и природы. Однако его теологические воззрения, отразившие современную ему философскую мысль таких ученых, как Кант и Гердер, стали анахронизмом и создали препятствие для последующего восприятия его новой географии. К тому же его региональные исследования охватывают по большей части столь обширные территории, что ему приходилось в высокой степени обобщать материалы, с которыми он работал. Описываемые им взаимосвязи невозможно было уяснить путем прямых исследований. Поэтому теперь риттеровская "Erdkunde" имеет лишь исторический интерес Билет Вопрос Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |