В средневековом сознании доминировали ценностно-эмоциональные отношения к миру над познавательно - рациональным. Любой объект рассматривался прежде всего с точки зрения полезности для человека, а не в объективных связях. Аналогичным образом человек характеризовался прежде всего не его объективными чертами (деловитостью, активностью, способностями), а через сословно-иерархические ценности: престиж – авторитет – власть и др.
1. Стержнем средневекового сознания выступало религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, а также регламентация поведения человека обосновываются ссылкой на сверхъестественные силы.
2. Представление о сверхъестественных силах было порождено к практическим бессилием человека как перед природой (неразвитость производительных сил, сельскохозяйственный и ремесленный характер производства), так и перед государством и обществом (социальный гнет, социальная несправедливость, непредсказуемость жизненных ситуаций и др.).
3. Средневековый человек не рассматривал природу как самостоятельную сущность. Природа рассматривалась им как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая от него. Природа – проводник воздействия на людей божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания.
4. Для средневекового человека природа - это мир вещей, за которыми надо стремиться видеть лишь символы бога. Поэтому и познавательный аспект средневекового сознания был направлен не на выявление объективных свойств предметов зримого мира, а на осмысление их отношения к божеству.
Познавательная деятельность была по преимуществу толковательной, оценочной, опиралась на сложную иерархизированную систему ценностей, ценностное сознание.
Таким образом, средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Поэтому и развитие наук о природе в этот период было практически невозможно.
Из этих особенностей средневекового сознания следует специфический способ мышления – телеологизм – истолкование явлений действительности как существующих по промыслу Божию для исполнения заранее предусмотренных целей.
В рамках этой концепции все явления выстраивались в некоторой последовательности. Так, вода и земля служат растениям, которые в силу этого более благородны и занимают в иерархии ценностей более высокое место. Растения, в свою очередь служат животным. А весь мир служит человеку, созданному по образцу и подобию Божьему, чтобы он был господином этого мира.
Так в сознание человека проникала очень важная идея, которая просто не могла возникнуть в античности: раз человек является господином этого мира, значит он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему. Таким образом, именно христианское мировоззрение посеяло зерна нового понимания природы, результатом которого явилась возможность ставить и решать практические задачи по преобразованию мира.
Основное направление в Средневековой науке – схоластика. Происхождение этого термина идет от латинского слова школа – то есть это школьная философия. Схоластика – философия, ведущая начало от теологии, но не тождественная ей. Это особый тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи. В ней остро стоял спор между духом и материей. Однако, ни один из мыслителей этого периода не отрицал примата духа над материей. Соотношение веры и разума оставалось при этом предметом ожесточенных дискуссий. Центральное место в ней заняла проблема универсалий – общих понятий. Выдающийся деятель схоластической науки Пьер Абеляр, активно разрабатывал проблемы схоластической логики. Однако он рационализировал отношение веры и разума и считал обязательным условием веры понимание. Исходным положением Абеляра было - «понимать, чтобы верить». Эта опасная попытка отделения разума от веры не могла остаться безнаказанной. Как следствие – заточение в монастырь.
Опасные тенденции в схоластике попытался приостановить Фома Аквинский, который таким образом трансформировал учение Аристотеля, чтобы полностью подчинить его теологии. И ему это удалось. Он создал особое философское течение, имеющее естественнонаучную ориентацию - томизм. Согласно этому учению:
- все науки являются служебными по отношению к теологии
- истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки – опыт и разум
- существует область объектов, общая для наук и теологии, но есть истины, которые нельзя познать разумом- это сотворение мира, воскрешение и т.д.
В результате схоластика была обречена на бесплодное теоретизирование и оторванность от реальной действительности. Хрестоматийный пример тематики научной дискуссии тех времен: «Сколько чертей уместится на острие иглы».
Ученые схоласты не принимали античную естественнонаучную картину мира и пытались определенным образом преобразовать ее.
Одно из главных противоречий, попытки разрешения которого толкали средневековую схоластическую мысль на “разрушение” старой естественнонаучной картины мира, состояло в следующем: как совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества? Ссылки на всемогущество бога служили у средневековых схоластов основанием для отказа от ряда ключевых аристотелевских представлений и выработки качественно новых образов и представлений, которые впоследствии и способствовали формированию предпосылок новой механистической картины мира. К таким качественно новым представлениям и образам могут быть отнесены следующие.
- Во-первых, это допущение существования пустоты, но пока не абстрактной, а лишь как нематериальной пространственности, пронизанной божественностью (поскольку бог не только всемогущ, но и вездесущ, как считали схоласты)
- Во-вторых, изменяется отношение к проблеме бесконечности природы. Бесконечность природы все чаще рассматривается как позитивное, допустимое и очень желательное (с точки зрения религиозных ценностей) начало. Такое начало как бы проявляло такую атрибутивную характеристику бога как его всемогущественность
- В-третьих, как следствие образа бесконечного пространства возникает и представление о бесконечном прямолинейном движении
- В-четвертых, возникает идея о возможности существования бесконечно большого тела. Образ пространственной бесконечности постепенно перерастает в образ вещественно-телесной бесконечности. При этом рассуждали примерно так: “Бог может создать все, в чем не содержится противоречия; в допущении бесконечно большого тела противоречия нет; значит бог может его создать”
- В-пятых, все чаще допускалось существование среди движений небесных тел не только идеальных (равномерных, по окружности), соизмеримых между собой, но и несоизмеримых. Иррациональность переносилась из земного мира в надлунный, божественный мир. В этом перенесении усматривали признаки творящей силы бога: бог способен творить новое повсюду и всегда. На этом пути снималось принципиальное аристотелевское различие мира небесного и мира земного и закладывались предпосылки интеграции физики, астрономии и математики
|