АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научная революция в естествознании в 17 веке. Галилей и его картина мира

Читайте также:
  1. III вид. Научная индукция
  2. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  3. III.7. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ХХ века И ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
  4. III.I. ПОНЯТИЯ «КАРТИНА МИРА» И «ПАРАДИГМА». ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  5. PARAPLEGIA SPASTICA INFANTILIS FAMILIARIS. клиническая картина
  6. V3: Политическая ситуация в России в июле – октябре 1917 г. Октябрьская революция
  7. V3: Февральская революция. Политическая ситуация в России в марте – июне 1917 г.
  8. Билет 37. Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение.
  9. Биологическое и социальное в человеке. Понятие «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
  10. Борьба Руси с внешней агрессией в 13-14 веке.
  11. Буржуазная революция в Англии.
  12. Буржуазно-демократическая революция в России (1905—1907 гг.) и ее последствия

На рубеже двух исторических эпох в 1650 г. в Нидерландах увидел свет труд выдающего ученого своего времени Бернхарда Варения Варениус (Бернхард Варен) (1622-1650) «Всеобщая география». Немец по национальности, учился в Гамбургском и Кенисбергском университетах. В 25 лет переехал в Голландию, где и развернулась его короткая деятельность. Умер в 29 лет. Варениус был тем ученым, которому удалось оказать глубокое влияние, сохранявшееся болee чем столетие, на содержание и научный кругозор географии.

Бернхард Варен родился в 1622 г. в Германии, вблизи Гамбурга, В 1640 г. он поступил в Гамбургский университет, где изучал философию, математику и естественные науки. Спустя 3 года он прибыл в Кенигсберг изучать медицину, а затем отправился в Лейден., Варениус в 1649 г. опубликовал книгу («Описание японского и сиамского королевств»).

Цель этой книги состояла в том, чтобы снабдить амстердамское купечество полезными сведениями о некоторых районах Земли и живущих там людях.

И тут Варениус увидел, что характеристики отдельных местностей не могут расцениваться как вклад в науку, если они не увязываются с соответствующей системой общих представлений.

Тогда он приступил к работе над своей "Geographia Generalis" (т.е. «общей географией»), начав ее осенью 1649 г. и закончив весной 1650 г. В ней были помещены ссылки на ряд книг по географии, которые он предполагал написать, но в том же 1650 г. в Лейдене Варениус умер.

Он делит географию на всеобщую и частную. «Всеобщая география называется та, которая рассматривает Землю вообще, изъясняет ее свойства, не вступая в подробное стран описание; частная же, или особенная, показывает положение и состояние каждой области …»

Иоганн Кеплер (1571-1630) также считал, что «наш мир не принадлежит к простому стаду других беспозвоночных». Он написал «Гармония мира».

Он писал: «Земной шар содержит циркулирующую жизненную влагу. В нем, как и в одушевленных телах, происходит процесс ассимиляции. Каждая его частица живет. Он обладает инстинктом и волей, даже в самых элементарных своих молекулах, которые притягивают и отталкивают друг друга сообразно своим симпатиям и антипатиям. Каждый вид минерала способен умножать свою массу, перерабатывая огромное количество вещества, как мы перерабатываем пищу в кровь и мясо. Горы – это органы дыхания земного шара, а трещины в них – его органы выделения. Жилы в горных породах – гнойники и нарывы в царстве минералов, а металлы – продукты гниения и заболевания, почему почти все они имеют такой дурной запах».

И. Кеплер – создатель классической астрономии.

Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ, родоначальник английского материализма и методологии опытной науки. В 1618-1626 гг. лорд-канцлер Англии.

Свои сообщения, связанные с предвидением

А) огромной роли науки в жизни человечества,

Б) с изысканием эффективного метода научного исследования,

В) с выяснением перспектив развития науки и ее практических применений, умножающих могущество человека и его власть над природой

Бэкон изложил в незаконченном труде «Великое восстановление наук», частями которого были трактаты «О достоинстве и приумножении наук» (1623), «Новый Органон или Истинные указания для истолкования природы» (1620) и цикл работ, касающихся «естественной истории», отдельных явлений и процессов природы.

В «Новом Органоне» Бэкон констатирует противоречие между состоянием науки (теории) и техники (практики).

В чем причина неудовлетворительного состояния теоретической науки?

Бэкон выделяет 12 причин:

- Молодой возраст науки. Из 25 веков человеческой истории менее 6-ти благоприятствовали ей. В философии малое внимание уделено философии природы (естествознанию). Без связи же отдельных наук с философией природы не будет прогресса. Философия природы – «великая мать наук». Время ее расцвета у греков было непродолжительным.

- Неверная цель, поставленная перед науками (поставлены недостижимые цели). Подлинная цель – наделение человеческой жизни новыми открытиями и благами.

- Неверный метод – верен опытный метод – «все было предоставлено или мраку преданий, или круговращению силлологизмов, или случайности, или произволу смутного, неупорядоченного опыта.

- Разрыв между теорией и опытом (платоновский разрыв между разумом и чувством). Пренебрежение опытом.

- Благоговение перед древними авторитетами.

- «Головокружение от успехов». Переоценка достигнутого. На самом деле наука находится только в начале познания.

-Мелочность и ничтожность ставящихся задач.

- Сильный противник науки – «суеверие и слепое неумеренное религиозное рвение». «Более того, по теперешнему положению дел условия для разговора о природе стали более жестокими и опасными по причине учения и метода схоластов. Ибо схоласты не только в меру своих сил привели теологию в порядок и придали ей форму науки, но вдобавок, добились того, что строптивая и колючая философия Аристотеля смешалась, более, чем следовало, с религией». Университетская, «школьная» наука «оказывается противной движению науки вперед».

- Наука не поощряется. Плата и награда зависят «от толпы и знатных мужей».

- Но величайшим препятствием является «отчаяние людей и допущение существования Невозможного». Отчаяние это возникает при рассуждении о непонятности природы, краткости жизни, об обмане чувств, о трудностях опытов и т.п.

Своей задачей Бэкон считает создание новой методологии, которая «оказывала бы разуму помощь в извлечении правильных закономерностей из наблюдений над реальной действительностью».

В основу познания он кладет опыт и именно опыт, а не первичное наблюдение.

Бэкон в разработке методологии естествознания идет еще дальше. Он разрабатывает всеобщий и полный метод нахождения истины, подробный, последовательный, скрупулезный и всеприложимый.

К этому надо добавить глубокие замечания Бэкона о коллективной научной деятельности, о необходимости учреждения особого «дома Соломона», дома науки. Эти указания Бэкона явились исходным пунктом в организации научных обществ, академий, в частности, Лондонского Королевского Общества.

 

Галилео Галилей (1564-1642).

Родился Галилео Галилей 15 февраля 1564 г (год смерти Микеланджело, год рождения В. Шекспира) в Пизе.

Галилей происходил из знатной бедной дворянской семьи. В 1581 г. он окончил монастырскую школу и определился на медицинский факультет Пизанского университета. Но медицина его не увлекала. Оставив университет, он уехал во Флоренцию и погрузился в самостоятельное тзучение сочинений Евклида и Архимеда. Отец Галилео перевел его на философский факультет, где более углубленно изучались математика и философия.

В 1589 г. он получает место профессора в Пизанском университете. Читает лекции по философии и математике и стоит перед дилеммой: с одной стороны устоявшиеся воззрения Аристотеля, с другой свои собственные размышления. В 1590 г. пишет трактат «О движении», в котором резко выступает против Аристотеля и его последователей, что вызвало резкое неодобрение со стороны схоластической науки.

Он переезжает в Падуанский университет и занимает кафедру математики. Это самый плодотворные период его жизни. Здесь он подходит к изучению основ законов динамики, изобретает термоскоп (прообраз термометра), совершенствует подзорную трубу, становится активным сторонником системы Коперника. Первый термометр изобрел Галилей.

Оказалось, что Луна покрыта горами, Млечный путь состоит из звезд, Юпитер окружен 4 спутниками, что на Солнце есть пятна, наблюдал Сатурн и т.д. С помощью телескопа (изобретен в 1608 г.) Галилей установил, что «луна представляет как бы вторую Землю». Все же Земля своим отраженным светом превосходит Луну, а не является местом, где скопляется грязь и подонки всего мира».

Галилеевская картина мира в целом механистична и динамична. Уже это говорит о Галилее как о крупнейшем астрономе. Он произвел революционный переворот, положив начало инструментальной астрономии. «Аристотелевский мир» рухнул. Он публикует все увиденное. В 1632 г. он публикует свою необычную книгу «Диалог».

В 1610 г. опубликовал мнение в поддержку коперниковского гелиоцентризма. Но идеи Бруно о бесконечности миров были ему чужды.

В 1611 г. Галилей ездит в Рим, его принимает папа, знакомится с князем Чези и по его настоянию публикует «Рассуждение о телах, пребывающих в воде…». Во Флоренции он становится придворным философом, «первым математиком» университета. Слава о его работах прокатилась по всей Италии, вызывая восхищение одних и ненависть других. За ним учреждается секретная слежка.

В 1613 г. был поднят вопрос о несовместимости открытий Галилея со Священным Писанием. Галилей дал ответ на все обвинения, предприняв попытку четко разграничить cферы науки и церкви. В 1616 г. он едет в Рим, чтобы отстоять свое учение. В марте 1616 г появился декрет, в котором объявила учение Коперника еретическим, а его книги запрещенными.

В течение многих лет Галилей не выступает с открытой пропагандой учения Коперника. Пишет трактат «Пробирные весы» (1623) – одно из лучших его произведений.

В этом же году на папский престол под именем Урбана VIII вступил друг Галилея кардинал Барьерини. Галилей свободен, переезжает в Рим с готовой рукописью «Диалога и приливах и отливах». Папа согласился на издание книги, в которой учение Коперника излагалось бы как одна из возможных гипотез. Книга появилась во Флоренции на итальянском языке, но через несколько месяцев она была запрещена.

По требованию инквизиции Галилей должен был прибыть в Рим. Был возбужден процесс. На 4 допросах (12 апреля-21 июня 1633 г) Галилей отрекся от учения Коперник и 22 июня принес на коленях публичное покаяние в церкви.

9 лет он считался узником инквизиции. Ему были запрещены разговоры с кем-либо о движении Земли и печатание трудов. Но его труды печатаются в Голландии.

В 1637 г. Галилей ослеп. Умер 8 января 1642 г. В 1737 г. была исполнена последняя воля Галилея – его прах был перенесен во Флоренцию в церковь Санта-Кроче, где он был погребен рядом с Микеланжело.

Влияние Галилея на развитие астрономии, механики, оптики в 17 в. неоценимо. Его научная деятельность, огромной важности открытия, научная смелость имели решающее значение для победы гелиоцентрической системы мира. Историю динамики открывает Галилей.

 

 

Билет


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)