АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В) воспитание и образование

Читайте также:
  1. III. Воспитание в раннем детстве
  2. III. Воспитание самоанского ребенка
  3. V. Grammatik. Wiederholen Sie die Grammatik zum Thema « Словообразование. Значение суффиксов »
  4. XIV. Воспитание и личность
  5. Адаптивное физическое воспитание
  6. Адаптивное физическое воспитание как наука и учебная дисциплина
  7. Билинейное Z – преобразование.
  8. Влияние фьючерстных бирж на ценообразование.
  9. Внутриутробное обучение воспитание, развитие по Шичиде
  10. Вопрос 45. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)
  11. Вопрос 62. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха

Воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу – готовить из детей воинов, стойких и закалённых. С 7 лет мальчики помещались в государственные воспитательные учреждения, называемые агеллами, где воспитывались и обучались до 18 лет. Руководителем назначался известный властям человек (педоном). Особое внимание обращалось на физическое воспитание подростков: их закаляли, приучали переносить холод, голод и жажду, выносить боль. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. Юных спартиатов учили бегать, прыгать, метать диск и копьё, бороться, пользоваться приёмами рукопашного боя. К физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы. Музыка и пение носили боевой, воинственный характер. Что касается чтения и письма, то дети учились только самому необходимому. Особой задачей было воспитание у молодых людей презрения, безжалостности к рабам. Они принимали участие в “криптиях”, т.е. ночных облавах на рабов, когда отряд молодых спартиатов оцеплял какой-либо городской квартал или район вне города и убивал любого раба-илота. Нравственное и политическое воспитание давалось во время бесед государственных руководителей с молодёжью, которой они рассказывали о стойкости и мужестве предков в борьбе с врагами, о героях. Детей приучали к чёткости и краткости ответов (“лаконическая речь”). Юноши 18-20 лет переводились в группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек.

Миф и религия в культурной жизни греков.

Представления древних греков о своих богах менялись вместе с изменением форм общественной жизни. Постепенно, в течение тысячелетий, сложилась система устойчивых преданий – мифология и выработались религиозные обряды: жертвоприношения, молитвы, храмовые празднества.

Греческая религия стала оформляться в крито-микенскую эпоху, во II тысячелетии, и позже – в начале I тысячелетия до н.э. Миф был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство,литературу, философию и др. Мифы соединяли греков с культурой предков.

Отношение к мифу было проникнуто особой верой. Греки хранили предметы, памятники, исторические места, связанные с мифами и доказывающие их достоверность. Мифы соединяли в себе продукты народного творчества и фантазию, одушевляющую природные силы. Различают героические мифы, рассказывающие о подвигах, этиологические, объясняющие причины событий, обычаи, названия, космогонические (об устройстве мира) и эсхатологические (о конце света). Человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчуждённым от природы. Мифы создавали целостный образ мира, в котором всё имело своё значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. Мифы определяли образ жизни и поведение человека. Когда греки жили родами или большими семьями, составлявшими племя, они считали, что боги также между собой родственники. Когда появились племенные союзы с господствующими (аристократическими) и подчинёнными родами, семья богов также разделилась на младших и старших во главе с верховным владыкой Зевсом. Его священным животным считался бык.

Женой Зевса была “волоокая” (от слова “вол” и “око”) грозная и ревнивая красавица богиня Гера. Главные боги связаны с наиболее полезными домашними животными – быком и коровой. Древние греки считали, что боги во главе с Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции.

Богов было двенадцать. Среди них кроме Зевса и Геры особенно могущественными были брат Зевса Посейдон – владыка морей, вызывавший бурю или тихую погоду на море ударом трезубца, и Аид, также брат Зевса, -владыка подземного царства. Миф гласил: одна из сестёр Зевса – богиня плодородия Деметра имела красавицу дочь Кору. Аид похитил её, и она стала его женой и владычицей подземного царства Персефоной. Но Деметра упросила Зевса заставить Аида отпустить Персефону. Но Аид отпустил жену не навсегда.

Он дал ей проглотить гранатовое зёрнышко – символ верности. Пробыв некоторое время с матерью, Персефона возвращалась к мужу. Пока Персефона была с матерью, расцветали и плодоносили деревья, кустарники, травы, а когда она возвращалась к Аиду, жизнь замирала. Так древние греки объясняли смену времён года, появление ростков из посеянных семян и созревание урожая. У Зевса было много детей, среди которых греки особенно почитали Афину – богиню мудрости. Она родилась в шлеме, доспехах и с копьём в руке из головы своего отца. У Зевса была ещё дочь – богиня любви и красоты Афродита. Детьми Зевса были также близнецы – бог солнца Аполлон и лесная дева, богиня луны Артемида. Лучи бога солнца – золотые стрелы – несли смерть каждому, в кого он стрелял. Артемида считалась также богиней леса, охоты и одновременно покровительницей зверей и растений. Её изображали в короткой, удобной для бега одежде и с колчаном за плечами. Стрелы богини тоже приносили мгновенную смерть. Рядом с Артемидой изображали лань – её священное животное. Кроме олимпийцев почитались многие другие божества.

Каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих больших и малых богов и богинь. Так, старец Океан жил со своими многочисленными дочерьми-океанидами в океане, а старец Нерей со своими дочерьми-нереидами – в море. В лесах блуждал козлиный бог Пан. Иногда он пугал криком прохожих (отсюда произошло выражение “панический ужас”). По мере развития и усложнения общественных отношений, греки наделяли богов новыми свойствами. Боги становились покровителями всех видов деятельности, в том числе и таких, как война и воровство. Среди сыновей Зевса были бог войны – Арес и бог-вестник Гермес – покровитель путешествующих, купцов и воров. Аполлон стал покровителем науки и искусства, а Гефест – божественным кузнецом. С появлением классового общества и государства боги сделались хранителями новых порядков. Так, богиня Афина стала покровительницей афинского города-государства; бог Аполлон – покровителем независимого священного округа Дельф; Посейдон – покровителем города-государства Коринфа. Зевс оказался покровителем области Элиды и священного округа Олимпия, расположенных на юго-западе Греции. Кроме почитания главных богов – олимпийцев установилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным из неолимпийцев был Дионис – бог виноградарства и виноделия. С VI в. До н.э. он стал наряду с богиней Афиной покровителем афинского народа. В его честь устраивали праздники, связанные с весенними работами на виноградниках, сбором винограда и изготовлением виноградного вина. Не сразу боги получили антропоморфный, т.е. человекоподобный, вид. В более древнюю эпоху матриархальной, т.е. материнской, общины, когда человек еще больше зависел от природы, испытывая страх перед ее стихиями, боги рисовались человеку в ужасном, зверином облике, например, таких чудовищ, как Химера,Медуза, Ехидна, Лернейская гидра, Сфинкс и др. Химера имела тело льва, козы и дракона, извергала из трех пастей огонь и несла с собой смерть. У Медузы, одной из трех Горгон (крылатых женщин-чудовищ), вместо волос шевелились живые змеи, и каждый взглянувший на Медузу превращался в камень. В пещере под скалой обитала и наводила страх на людей Ехидна, нимфа с прекрасным лицом, но с телом чудовищной змеи. Среди болот жила девятиголовая Гидра, на месте каждой срубленной головы которой могли вырасти две новые. Среди этих страшилищ были собака Орф, пес Цербер с тремя головами, гиганты с телом человека и змеи и множество других чудовищ, столь же диких и страшных, как сама природа, владевшая человеком. Однако в эпоху патриархата древние греки создали новую мифологию, антропоморфную. В мифологии этого нового периода мы находим сказания о битвах древних и новых богов, о подвигах героев, очистивших землю от чудовищ. В конце VIII – начале VII в. до н.э. поэт Гесиод, чтобы привести в систему мифы, создал поэму “Теогония” (происхождение богов). Сначала существовал Хаос, вместе с которым родилась Любовь, и только после этого стал создаваться мир. Выделилась Земля – Гея и породила из себя Урана (Небо), Горы, Понт (Море). Ночь и Мрак породили День и Эфир, отчего возникла смена дня и ночи. От союза с Небом – Ураном Земля – Гея родила второе поколение богов – могучих титанов, которые породили Солнце, Луну, Зарю, Ветры, Звезды. Главой титанов считался младший сын Урана и Геи – Крон. Он лишил власти и низвергнул в бездну отца. Из-за боязни захвата власти родными детьми он проглатывал их. Избежал этой участи Зевс, вместо которого был проглочен завернутый в пеленки камень. Когда Зевс, спрятанный на острове Крит, вырос, он сверг отца, вернул на волю проглоченных братьев, захватил власть на небе и сделался главой третьего поколения богов, которые непосредственно управляли миром. В поэме изображается битва между древними богами – титанами, олицетворявшими мрачные, стихийные силы земли, и молодыми олимпийскими богами во главе с Зевсом. Зевс обрушил на титанов громы и молнии. Сражение продолжалось непрерывно десять лет, пока Зевс не призвал на помощь великанов Сторуких.

Титаны были сброшены в самые глубинные недра земли, в Тартар. С чудовищами сражались не только боги, но и герои, дети богов и смертных женщин. Среди таких героев можно назвать Персея, Беллерофонта, Геракла, Тезея, Мелеагра, Эдипа. Но больше всех прославился Геракл, сын Зевса и Алкмены – фиванской царицы. По воле богов он совершил 12 подвигов. Убил Немейского льва, Лернейскую гидру, Стимфалийских птиц, Керинейскую лань, Эриманфского вепря.

Он очистил конюшни царя Авгия, укротил Критского быка и коней Диомеда, пожиравших людей; похитил пояс царицы амазонок – женщин-воительниц; увел стада великана Гериона и даже адского пса Цербера. От границ крайнего запада, где начиналось царство смерти, Геракл принес от нимф Гесперид яблоки, сохранявшие вечную молодость всякому, кто их отведает. Было предание, что Геракл даже сражался с Аидом – богом смерти – и поборол его.

Среди мифов о героях популярно сказание об афинском царе Тезее. Он победил Минотавра – чудовище с головой быка и туловищем человека. Миф о Дедале и его сыне Икаре отразил мечту древнего человека о полете к звездам. А разве не поэтично сказание о певце Орфее, который зачаровывал своей игрой и пением даже обитателей подземного мира. Из этого мифа видно, как высоко ценили греки искусство и музыку. Греки верили, что олимпийцы охраняют их во время войны и помогают им в деятельности. Однако боги не терпят самостоятельности и непокорства. Когда потомок титанов Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям, Зевс приковал его к кавказской скале. И каждый день орел выклевывал ему печень, отраставшую за ночь. Герой Геракл освободил Прометея. На основе мифологии выросли литература и искусство Древней Греции. Величественные храмы, скульптуры богов и героев, настенные росписи украшали города. Древние сказания стали основой творчества многих греческих историков и писателей. Мифологию греков заимствовал Древний Рим, где Зевса назвали Юпитером, Афродиту – Венерой, Посейдона – Нептуном и т.д. Большое влияние мифы оказали на развитие искусства и литературы в Западной Европе. Мифологические образы оживают под кистью, резцом и пером великих мастеров эпохи Возрождения. Использовали мифы в своем творчестве русские художники и поэты. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления искусства, так или иначе не связанных с мифами. В VI-V вв. до н.э. вера в человекообразных богов, которым свойственны чувства и переживания людей, уже не удовлетворяет многих греков, знакомых с достижениями науки и философии того времени. Философ Гераклит (VI в. до н.э.) считал первоосновой мира огонь и высшим законом природы – вечный процесс движения и изменения. Философ-идеалист Платон (V-IV вв. до н.э.) создал учение о едином боге-творце – демиурге (греческое “мастер”). В III-V вв. н.э. неоплатоники развили учение о первичном разуме как высшей мировой силе и, признавая языческих богов, рассматривали их как порождение этой первичной творческой силы. Но в это время распространяется христианство, вытесняя остатки языческих верований. Боги и герои мифов превратились в художественные образы. В их существование никто не верил.

Литература.

а) Гомер;

Письменные памятники греческой литературы возникли не раньше VIII в. до н.э. Им предшествовало устное творчество. Первые памятники греческой литературы – поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”. Наивысшего развития греческая литература достигла в V в. до н.э. Это время называется периодом греческой классики. В дальнейшем греческая литература потеряла свою самостоятельность и чистоту, испытав иноземные влияния. Античная литература охватывает огромный промежуток времени – 1200 лет, начиная от VII в. До н.э. и кончая V в.н.э. Греки издавна слагали и рассказывали мифы. Лучше всех мифы знали аэды - народные певцы-сказители. Они передавали их из рода в род, изменяли или дополняли древние песни, складывали по их образцу новые. Поколения аэдов выработали мерный стих - гекзаметр, своеобразный поэтический язык, богатый старинными словами и оборотами, набор постоянных эпитетов и развернутых сравнений, готовые выражения для описания часто повторяющихся действий. Начиная песню, аэд ударял по струнам кифары, намечая ритм, и нараспев сказывал какой-нибудь эпизод мифа. Желанные гости на всяком празднестве, аэды пользовались всеобщим почетом. Считалось, что их вдохновляют ми боги. Аэдом, бродячим слепым певцом, представляли и Гомера - поэта, который первый стал слагать вместо коротких песен большие героические поэмы-эпопеи: «Илиаду» – о великой войне греческого племени ахейцев против малоазиатского города Илиона (Трои) и «Одиссею» - возвращении после войны одного из греческих вождей, царя Одиссея, из Трои на родной остров Итаку. Некоторые ученые думали, что «Илиада» и «Одиссея» целиком написаны одним поэтом; другие полагали, что поэмы эти – соединение небольших песен аэдов; третьи допускали, что Гомер сочинил небольшую, а последующие поэты дополнили ее. Действительно, эти поэмы выросли из песен аэдов, но механическое соединение песен не могло бы образовать таких цельных и сложных произведений, как поэмы Гомера. Песни, несомненно, были переработаны, подчинены единому художественному замыслу. Поэмы Гомера – энциклопедия жизни древних греков. Труд пахаря и кузнеца, народное собрание и суд, дом и сражение, оружие и утварь, состязания атлетов и детские игры – все это предстает перед нами. Гомер не пытается воздействовать на чувства читателей, но, когда он с бесстрастной, почти протокольной точностью описывает в «Илиаде», как, хватаясь руками за землю, гибнут люди под ударами копий и мечей, а в «Одиссее» - какие убранства украшают покой Алкиноя и какие плоды зреют в его садах, это лучше всяких рассуждений говорит об ужасах войны и о радостях мирной, счастливой жизни. Гомер завершает вековые традиции искусства народных певцов и открывает первый этап греческой литературы.

б) древнегреческая драматургия;

Древнегреческий театр развивается в VI-V вв. до н.э. Важную роль в развитии театра сыграл культ бога Диониса, появившийся в VIII-VI вв. до н.э. Дионис сначала считался богом творческих сил природы. Затем он стал богом виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса – Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. В них рассказывалось, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскресении и победе над противником. Изображалось прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле. Его сопровождала толпа ряженных в козлиные шкуры и маски, изображавшая сатиров – козлоногих спутников бога. Жрец и хор сатиров в хвалебных песнях (дифирамбах) рассказывали о странствиях и страданиях бога.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)