|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В) древнегреческая лирикаДревнегреческая лирика зародилась в VII в. до н.э. Греческое слово “лирика” означает “песнь под аккомпанемент лиры”. В древности стихотворения пели под аккомпанемент музыкальных инструментов: лиры, кифары, форминги, флейты и др. Зачастую поэт был автором текста и композитором. До нас дошло немного лирических стихотворений, но по ним можно судить, как богата была лирическая поэзия разнообразием тем и стихотворных размеров. В зависимости от стихотворного размера лирику подразделяют на два вида: декламационную (элегия и ямб) и мелическую, песенную поэзию (от греческого слова “мелос” – “песнь”). Декламационная – нечто вроде речитатива в сопровождении кифары (лиры), мелическая – самая настоящая песнь, исполняемая певцом или хором. Античная лирика не существует вне музыки, так же как античная музыка не существует сама по себе, в чистом виде. Греческая лирика не нуждается в рифме. Она опирается на четкость, гибкость и разнообразие ритма, возможности которого безграничны, так как стихотворная строка не скандируется, а произносится нараспев или поется. Содержание лирического произведения и его размер связаны с ритмикой музыкального сопровождения. Так, стремительный, живой ямб выражает насмешку и критический задор поэта. Элегический стих, плавный и задумчивый, хорош для размышления – любовного, философского, общественно-политического. Архилох с острова Парос (середина VII в. до н.э.) – один из первых поэтов-ямбографов и элегиков, прославившийся сарказмом и беспощадной сатирой. Наемный солдат, бродяга, сын богатого человека и рабыни (поэтому он был лишен гражданских прав), Архилох мстит своим острым стихом врагам и отвернувшейся от него невесте. Известны три мелических поэта, писавших для исполнения соло: Алкей, Сафо, Анакреонт. Алкей (VII-VI вв. до н.э.), будучи участником политической борьбы в родном городе Митиленах на острове Лесбос, воспевает мятеж и восстание. Излюбленный образ Алкея – корабль-государство, попавший в бурю. Паруса его изодраны, он дал течь, мачта сломана, но корабль еще держится на воде и гордо принимает на себя ветры. Но не только мятеж и восстание воспевает Алкей. Он замечает первые зеленые всходы весны, и пушистые шапки камыша, и журчанье ручьев, “хоры птиц на дубах”, ”гулко-болтливую” кукушку и “тонкое теньканье” ласточек под крышей (“Весна”). Буря жизни с ее ливнями и грозами умеряется дружескими беседами, веселым огнем в очаге (“Зима”). Сафо (конец VII-VI в. до н.э.) также уроженка острова Лесбос, друг и современница Алкея, поэтесса, глава “дома муз” – школы для молодых поэтесс. Сафо называли десятой музой, и ее профиль был отчеканен на монетах. Поэтесса создала много песен, удивительных по искренности и трепетному чувству любви к земле, небу, друзьям. Наследие Сафо дошло до нас в фрагментах, отрывках. Для поэтессы мир прекрасен цветами, травами, ароматами, красками и птичьими голосами. Миф и реальность переплетаются в песнях поэтессы. Поэт Анакреонт (ок.570-487 до н.э.) с острова Теос (Малая Азия) легкостью и беззаботностью мироощущения отличается от лесбосских лириков. В стихах заметна автобиографичность. V в. до н.э. – хоровая лирика Пиндара, Симонида Кеосского и Вакхилида. Хоровые песни исполнялись на празднествах. Это были гимны в честь богов: пеаны (песни-молитвы) – в честь Аполлона, дифирамбы – в честь Диониса и т.д. Кроме того, исполнялись эпиникии – хоровые песни, прославлявшие героев, победителей спортивных состязаний. Тысячеголосый хор исполнял сложнейшие по ритмике песни, воздавая хвалу лучшему из атлетов. Бессмертную славу принесли эпиникии Пиндару (конец VI- начало V в. до н.э.). Его песни составили четыре книги соответственно четырем местам спортивных общегреческих состязаний: Олимпийские, Пифийские, Истмийские, Немейские. Герои Фермопил, триста спартанцев во главе с царем Леонидом, были воспеты Симонидом Кеосским. Эпитафий Симонида – надгробная песнь героям – провозглашает павшим воинам “память вместо рыданий” и “похвалу вместо жалости”. Племянник Симонида – Вакхилид кроме эпиникиев пишет пеаны. Единственный дошедший из античной поэзии дифирамб “Тезей” также принадлежит Вакхилиду. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |