|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКАПЕРВАЯ ВЕРСИЯ (Элохист). Сотворен человек по подобию божьему для владычества над всеми. Сотворил мужчину и женщину, сказал им: «плодитесь и размножайтесь», «я дал вам дерево, плоды, а зверям – траву». Человек создан последним; он венец творения. В нём есть божественный элемент – подобие бога. Дана власть над животными. Наличие потомства – воля бога. ВТОРАЯ ВЕРСИЯ (Яхвист). Человек – соработник бога, принимающий участие в творении. Адам – «адамас, созданный из праха земного». Бог вдохнул в него дыхание жизни. Поселил в саду. Потом сотворил животных – помощников человека. Человек даёт им имена и таким образом «овладевает» ими, проникает в сущность животных. Среди зверей нет помощников, подобных человеку, поэтому бог усыпляет Адама, берёт его ребро и создаёт жену. Нагие были оба. «Адамах» - «земля». Сходство между человеком и животными – земное начало. Различие – 1) дыхание божье (у человека); 2) человек – хозяин животных, так как нарекает их; 3) животные – помощники. Брак по воле бога моногамен, нерасторжим: «да оставит мать свою, прилепится к жене».
В отличие от других существ человека бог создал собственноручно, вдохнув жизнь в лицо, придав человеку признаки, свойственные божеству. У библеистов особый взгляд на тело: · Не темница · Нет презрительного отношения к плоти · Оно сотрудник души. От неё зависит, будет ли она рабой тела или сотрудником. С телесной смертью связь тела и души не прекращается, ведь с воскрешением всё обновится. Душа бессмертна.
Сначала в ВЗ после смерти душа уходила в преисподнюю, где любая душа была в жалком, полудремотном состоянии. Надежда на то, что души праведников избегнут этого состояния, обретут новую жизнь. В НЗ «душа» и «дух» - синонимы, но могут иметь и разный смысл. ТРЁХСОСТАВНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: 1) тело, 2) душа, 3) дух. Взаимосвязь этих элементов определяется нравственным состоянием человека. Тело – животный организм. Душа – низшая духовная сущность, где заложено всё: наука, искусство, обращение сил на устройство жизни. Дух – часть божества; орган богообщения (совесть). Одухотворение души в более высоких формах. «По образу и подобию», свойства души, приближающие к богу: - дар любви - духовная деятельность - отношение сыновства (человек – сын бога) – исключение расизма. Реализация образа – святые (достижимость совершенства).
Цель человека: достичь богоподобия; взойти от образа к подобию, руководствуясь разумом и волей, руководимый богом.
Бог обещал быть руководителем, но человек не доверился ему и согрешил. Теперь пути достижения цели другие: до грехопадения были – через рай («paradise» - сад), после – через земную жизнь, борьбу с грехами. Сад – место блаженства, счастья. Всё было в подчинении у человека, жена – в помощь дана была. Деторождение угодно богу! Высшее совершенство первых людей – нравственная невинность («и были они нагие и не стыдились»). Адам и Ева общались с богом, они прообраз церкви. Союз их с богом строился на взаимной любви, верности, преданности. Человек, однако, был свободен в своём отношении к богу. Решил бог устроить испытание, чтобы укрепить веру человека: запретил вкушать плод с дерева добра и зла. Человек был искушён змеем, который проник из мира. Изначально зла не было, оно проникло позже как противопоставление добру, отказ от добра. Суть зла – разрыв с богом (акт свободного выбора). Человек нарушил запрет из-за змея, завидовавшего людям. Сатана в Библии – он невидим, но его влияние проявляется в действиях других существ. По учению церкви Сатана - ангел (Люцифер – «несущий свет»). Потом он отпал от бога, а за ним и некоторые другие ангелы. Так зло вошло в мир. Давая запрет не вкушать плодов, бог закрыл лишь путь мнимого всеведения, но не путь познания вообще. Нарушив заповедь, Адам и Ева отходят от бога, признавая, что хотят быть независимыми, разрываются с богом. Искушение направлено против веры. После греха смерть вошла в мир. Появилась греховность, телесное перевесило духовное. Как наказание физическое – бог послал болезни, тяжкий труд; моральное – похоть, гордыня, вражда между мужем и женой. Но не отнял: свободу воли, разум, способность постигать духовность. Изгнав человека из рая, бог вселил в него надежду на восстановление блаженства.
История начинается с изгнания первых людей из рая. Ветхозаветная концепция времени: время существует в 2-х аспектах – · Время космическое · Время историческое Бог управляет обеими формами времени. Космическое время: древние евреи верили, что бог сам установил законы природы (времена года, светила – знак порядка). Поэтому календарь – это не только светское начало. Календарь имеет своеобразный характер: служит для отмечания праздников, обрядов (годичные, 3-х годичные, субботние, юбилейные, недельные). С помощью календаря всё охвачено обрядами и правилами. Сейчас эти обряды тоже совершают. Историческое время: Космическое время цикличное (повторы), историческое - нет (все события неповторимы). Бог проявляет себя в этих событиях. Их них складывается история – божественные деяния. Современная история имеет 2 части (расположена между Началом и Концом). Она направляема замыслом божьим. В Библии историческое время имело свои мерила длительности: - по поколениям (семейное, род) - по царствованию (после установления царской власти) - эры - эоны (накануне РХ) Античное мышление соотносило человека с первобытным временем: золотой, серебряный, медный, железный, каменный века.
С момента грехопадения в истории действуют 2 начала: зло, упадок – божий суд – добро – спасение. Есть путь ко спасению вопреки непослушанию.
Плоды первородного греха в книге Бытия. Первенец Адама и Евы Каин убил Авеля. Авель был скотоводом, а его брат Каин — земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли. «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их».
Бог благосклонно принял только жертву Авеля (решил испытать Каина): «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его». По преданию, на жертвоприношение Авеля сошёл ниспосланный господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло (нет объяснений, почему). После этого Каин убил Авеля: «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Каину нужно было больше доверять богу. Автора Библии волнует нравственный аспект. После убийства он борется с совестью: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» После этого в мир реально вошла смерть. Согласно первобытным верованиям, смерть не была уничтожением, ведь оставалась тень, попадавшая в Шеон, яму, где обитали все подобные тени. Бог не обращает на них внимания. Учение о воскресении мёртвых возникло во время РХ.
Как вознаграждались праведники? Их жизнь продолжалась в их потомках.
Для Каина последствия убийства были плохие: земля принявшая кровь Авена, отвергает Каина. Не даёт ему заниматься земледелием. Он обречён на скитания. Бог же защитил его: сделал знак, чтобы никто не смог Каина убить. Поселился Каин на востоке Тибета, основал город Нод. Женился, дети… Потомство его поселилось далеко от господа (= отлучение от церкви). Изгнанные потомки стали удовлетворять только материальные потребности, забыли о боге. Их плотское начало могло нарушить план бога.
3-й сын Адама и Евы – Сиф. Его потомки сохраняли память о боге. Одного праведника (Еноха) бог забрал живым на небо. Но вскоре потомки забыли о праведности, женились на дочерях из рода Каина. Зло проникло во всех, за исключением Ноя. Всё это было (4-11 главы) в доисторической части Книги Бытия.
Учёные пытались сопоставить события эволюции и Библии, что свидетельствует о недостаточном понимании текста. И вывод в этом сопоставлении зависел от того, был ли исследователь верующим или нет. На основе исторических данные мы можем судить о развитии человека в той или иной эпохе, но не о событиях (которые есть в Библии, стремившейся показать нравственные особенности тех людей. Библия называет имена, данные, показывает, что бог Авраама – бог всего человечества, управляющий миром с начала творения).
Границы истории широки, но потом сужаются до рассказа только о евреях. В первых главах книги Бытия мало рассказывается о жизни Авраама, центральное место занимает 7-я глава – потоп. Заполняются они генеалогией:1-я генеалогия – 10 имён от Адама до Ноя, 2-я генеалогия – 10 имён от Ноя (Сина) до Авраама. Почему по 10 имён? Древние семитские культуры не заботились о точности чисел. Тогда числами пользовались в их символическом, условном значении, которыми пестрит Библия: 2 – несколько в 2 раза больше – множество вдвое – во много раз больше 4 – стороны света 5 – «пальцев», мнемотехническое запоминание 7 – большое число, много 12 – месяцы года 40 – годы жизни одного поколения (40 лет странствий по пустыне). Продолжительность времени не может быть точно установлена. Символическоезначение чисел: 4 – «всё», число космической совокупности 7 – полнота, серия, законченность, число высокой святости 12 – совершенство (применимо к народу: 12 апостолов…) У евреев не было знаков для передачи чисел, поэтому их писали буквами: первая буква алфавита – I. Гематрия – особый способ, излюбленный древними, согласно которому определённое число обозначает имя человека. Существует предположение, что в НЗ в Евангелии от Матфея («было 3 раза по 14 родов») число 14 = 4+6+4, 4 – Д, 6 – В, 4 – Д Давид, то есть Иисус – трижды Давид. Было по 10 имён в родословной, и это большое количество, значит, событие занимает длительное время. Родословная – литературный жанр, содержащий перечисление потомков. Цель: показать принадлежность людей к роду. Из соображений краткости в ней отсутствовали промежуточные звенья. Пример: «Исход». Время, проведённое в Египте – 430 лет. В родословной Моисея 2 имени, а должно было быть больше. Слова «родил» и «сын» многозначимы. «Сын» - потомок. Таким образом, родословная может «обмануть», но она в худ. форме воспроизводит целую эпоху истории. Между 2-мя родословными – сюжет о потопе. Этот сюжет на Древнем Востоке в произведении «Поэмао Гильгамеше» есть. В ней говорится о том, что в совете богов было решено истребить людей. Бог Эа открыл эту тайну человеку Утнапиште. Повелел ему построить корабль, ввести животных и т. д. Дал размеры корабля. После окончания работ начинается потоп. Боги сами в ужасе: потоп длится 6-7 дней и ночей. Всё ужасно! Утнапиште после окончания выпускает из ковчега птиц. Всё хорошо. В Библии приводятся 2 рассказа: Яхвиста и Элохиста. Отличие библейского рассказа от «Поэмы» - разные мотивы потопа.Языческие боги хотят уничтожить людей, так как те шумят. В Библии господь раскаялся, что создал людей, они греховны. Хочет всех истребить, но Ною даёт благодать. Бог заново всё начинает после потопа, новый первый человек – Ной. Кульминация – завет бога с Ноем, кульминацией которого стала радуга. «Праведный» - эпитет Ноя, но будет применён и по отношению к Аврааму. Через какое-то время зло снова появилось в мире: гордые люди решили построить Вавилонскую башню, в результате чего бог разделил языки. Потом – забвение бога, избрание нового праведника – Авраама.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |