АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1 Структура развития

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. B) социально-стратификационная структура
  3. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  4. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  5. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  6. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  7. II. Глава о духовной практике
  8. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  9. III. Глава о необычных способностях.
  10. III. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИХОДА
  11. III. Характерные черты экономического развития страны
  12. III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)

 

От авторов...................................................................8

 

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Вместо введения....................................9

 

Раздел первый. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ.......................14

Философия и мировоззрение..............................................14

Вопросы философии.....................................................15

Философия как методология..............................................19

Функции философии.....................................................23

Философия и наука......................................................26

 

Раздел второй. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ..............30

 

Глава I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.....................................30

1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.....................30

2. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике............... 37

 

Глава II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.....................................42

1. Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке.....................42

2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития.........43

3. Средневековая арабоязычная философия.................................48

 

Глава III. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.............................52

1. Основные черты философии эпохи Возрождения — антропоцентризм, гуманизм............................................................52

2. Натурфилософия эпохи Возрождения....................................59

 

Глава IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ..................................62

1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени.............62

2. Основные проблемы (онтология и гносеология)...........................63

3. Социально-философские концепции.....................................72

 

Глава V. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в................................73

1. Просветительский характер философии XVIII в............................73

2. Онтологические и гносеологические проблемы............................75

3. Социально-философские воззрения......................................79

 

Глава VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.........................82

1. Общая характеристика................................................82

2. Философия Канта.....................................................85

3. Философия Фихте.................................................... 93

4. Философия Шеллинга................................................ 95

5. Философия Гегеля................................................... 98

6. Философия Фейербаха............................................... 107

 

Глава VII. ПОЗИТИВИЗМ.................................................. 113

Глава VIII. НЕОИДЕАЛИЗМ................................................ 119

Глава IX. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ................................... 127

 

Глава X. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ............... 135

1. Развитие русской философии в XI—XVII вв............................. 135

2. Русская философия XVIII в........................................... 141

3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х гг.)................. 143

4. Русская философия конца XIX — первой половины XX вв................. 158

 

Глава XI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ......................... 169

1. Главные направления современной философии.......................... 169

2. Основные современные модели философского мышления................. 180

3. Ведущие философские течения 60—70-х гг. XX в........................ 193

4. Философские школы 70—90-х гг. XX в................................ 204

 

Раздел третий. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА.......... 218

 

Глава I. БЫТИЕ............................................................ 218

Глава II. МАТЕРИЯ........................................................ 230

Глава III. СОЗНАНИЕ..................................................... 246

Глава IV. ДИАЛЕКТИКА.................................................... 262

Глава V. ПОЗНАНИЕ...................................................... 277

Глава VI. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ.................... 295

 

Раздел четвертый. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ........................... 305

 

Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА................................................... 305

1. Предмет социальной философии...................................... 305

2. Материализм и идеализм в социальной философии....................... 308

3. Социальная философия как методология общественных наук............... 311

 

Глава II. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В XIX—XX вв.............. 316

1. Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики...................................................... 316

2. Становление и развитие марксистской социальной философии и ее проблематики...................................................... 325

3. Психологическое направление........................................ 327

4. Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н.Михайловского........ 334

5. Неокантианство.................................................... 337

6. Социальная философия М.Вебера..................................... 340

7. Теория круговорота локальных цивилизаций............................ 343

8. Теоретическая социология П.Сорокина................................. 347

9. Эмпирическая социология и структурно-функциональный анализ........................ 351

10. Современная социобиология......................................... 355

11. Технологический детерминизм....................................... 361

 

Глава III. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА....................................... 364

1. Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества.......................................................... 364

2. Основные сферы жизни общества...................................... 372

3. Социальная структура общества........................................375

4. Политическая система общества........................................380

5. Духовная жизнь общества.............................................383

 

Глава IV. ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.......................399

 

Глава V. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА...........................................414

1. Философское осмысление проблемы....................................414

2. Экологическая проблема..............................................419

3. Народонаселение....................................................426

 

Глава VI. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ......................................430

1. Понятие культуры и цивилизации.......................................430

2. Человеческое измерение культуры.....................................433

3. Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное в культуре.......................435

4. Культура и цивилизация..............................................438

5. Технические цивилизации.............................................443

 

Раздел пятый. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ........................... 448

 

Глава I. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ..................448

1. Философия Древнего Востока о человеке................................449

2. Проблема человека в философии Древней Греции........................452

3. Средневековая христианская концепция человека........................456

4. Человек Нового времени в европейской философии.......................457

5. Немецкая классическая философия о человеке...........................459

6. Антропологическая проблема в русской философии.......................462

 

Глава И. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА.............465

1. Проблема антропогенеза..............................................465

2. Сущность и существование............................................473

3. Биологическое и социальное в человеке.................................476

4. Бессознательное и сознательное.......................................478

5. Индивид и личность..................................................483

6. Смысл и цель жизни.................................................488

 

Глава III. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ..........................492

1. Понятие и природа ценностей.........................................492

2. Социальные ценности и социализация личности..........................496

 

Указатель имен..............................................................506

Указатель терминов..........................................................511

 

 


[1]Фихте И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1993. С. 5.

 

[2]Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 309.

 

[3]Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 69.

 

[4]Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 403.

 

[5]Шлегель Ф. Эстетика Философия. Критика: В 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 104—105

 

[6]Зотов А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений//Вопросы философии. 1991. № 12 С. 21.

 

[7]Соколов В. В. Основной вопрос философии в его историческо-философской конкретике и развитии//Философские науки. 1990. № 8. С. 83.

 

[8]Понятие «метафизика» имеет и другое, не затрагиваемое здесь значение, а именно – философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия.

 

[9]Такой методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть сведены к низшим и объяснены на основе их закономерностей, называется редукционизмом (от лат. reductio – отодвигание назад, возвращение к прошлому состоянию). Редукционизм бывает самых различных видов: механистический – сведение высших форм материи к механической; биологический – сведение социальной формы материи к биологической: психологический – объяснение законов развития общества только психологическими факторами и т. д.

 

[10]Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, заключающийся в абсолютизации относительности познания и проистекающий из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицания ее относительной устойчивости.

 

[11]Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 160.

 

[12]Гете И. В. Избранные философские произведения. М., 1964. С. 369.

 

[13]Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения// Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 163.

 

[14]Конфуций. Лунь Юй. Древнекитайская философия, собрание текстов: В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 139—151.

 

[15]Гераклит. Фрагменты Гераклита // Материалисты Древней Греции. С. 41—52.

 

[16]Зенон Элейский. Свидетельства о жизни и учении // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 307—314.

 

[17]Платон. Диалоги. М., 1986. См. приложение с. 438, 439, 445, 446, 487, 491.

 

[18]Аристотель. Метафизика. Соч.: В 4 т. Т. 1. С. 70, 146—148, 151—155.

 

[19]Упанишады. Древнеиндийская философия. М., 1972. С. 82—131.

 

[20]Лао-цзы. Хань Фей-цзы. Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 2. С. 224—257; Т. 1. С 277—280.

 

[21]Ксенофан. Свидетельства о жизни и учении // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 160—161.

 

[22]Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении // Материалисты Древней Греции. С. 97—98

 

[23]Конфуций. Древнекитайская философия, собрание текстов: В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 194.

 

[24]Демокрит. Политика. Фрагменты и свидетельства его учения// Материалисты Древней Греции. С. 167—172.

 

[25]Платон. Государство. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 3. Ч. 1. С. 270—276.

 

[26]Аристотель. Политика. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 409, 462—466, 469, 471—474, 491—492, 506—508, 571—575. 604.

 

[27]Августин. Мир философии. М., 1991. Ч. 1. С. 14, 612.

 

[28]Августин. Исповедь. М., 1991.

 

[29]Там же.

 

[30]См.: Католицизм. Словарь. М., 1991. С. 221.

 

[31]Алъ-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата. 1970.

 

[32]Аль-Фараби. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975.

 

[33]Ибн Сина, Избранные философские произведения. М., 1980.

 

[34]Сагадаев А. В. Ибн-Рошд (Аверроэс). М., 1973.

 

[35]Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 253.

 

[36]Лоренир Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

 

[37]Там же. С. 58.

 

[38]Монтень М. Опыты М., 1991. С. 12.

 

[39]Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 69.

 

[40]Там же. С. 49, 54. 55, 69, 70.

 

[41]Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М., 1979—1980.

 

[42]Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 247.

 

[43]Там же. С. 229—230, 235—240.

 

[44]Кузнецов Б. Г. Галилей. М., 1964.

 

[45]Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т. 2. С. 142—143.

 

[46]Бэкон Ф. Новый органон: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 183.

 

[47]См.: Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.

 

[48]Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М-, 1964. Т. 2. С. 49—60.

 

[49]См.: Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.

 

[50]См.: Асмус В. Ф. Декарт. М., 1956.

 

[51]Соколов В. В. Философия Спинозы и современность. М., 1964.

 

[52]Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Ч. 1. С. 440.

 

[53]Спиноза Б. Этика. М., 1983. С. 385—386.

 

[54]Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 95—97.

 

[55]Беркли Дж. Сочинения. М., 1979. С. 199, 240—241, 259, 303, 308.

 

[56]Юм Д. Сочинения: В 2 т. М., 1965. Т. 1. С. 104—106.

 

[57]Бэкон Ф. Новый органон. Л., 1935. С. 116—118.

 

[58]Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М., 1964. Т. 2. С. 75—76, 77—83.

 

[59]Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 411—426.

 

[60]Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 395—400.

 

[61]Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. С. 196—197.

 

[62]Спиноза Б. Этика. М., 1983. С. 205, 258—262.

 

[63]Ламетри Ж. О. Сочинения. М-. 1983. С. 59—61.

 

[64]Голъбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963. Т. 1. С. 66—67.

 

[65]Гольбах П Избранные произведения В 2 т. М., 1963. Т. 1. С. 84.

 

[66]Там же. С. 237.

 

[67]Дидро Д. Избранные философские произведения. М., 1941. С. 143—147.

 

[68]Кондильяк Э. В. Сочинения: В 3 т. М., 1980. Т. 1. С. 72—73, 108.

 

[69]Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. С. 90.

 

[70]Момджян Х. Н. Философия Гельвеция. М., 1956.

 

[71]Там же. С. 217—218.

 

[72]Гердер И. Г. Избранные сочинения. М., 1959; Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

 

[73]Лессинг Г. Э. Избранные произведения. М., 1953.

 

[74]Мотпрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 313—329.

 

[75]Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963—1966. Т. 2. С. 117.

 

[76]Там же. С. 126.

 

[77]Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 326.

 

[78]Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 107—112.

 

[79]Там же. С. 142—143.

 

[80]Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 167, 195, 201, 214, 176.

 

[81]Там же. С. 423—484.

 

[82]Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 399.

 

[83]Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 499.

 

[84]Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 302.

 

[85]Фихте Г. И. Избранные сочинения. М., 1916. Т. 1. С. 259.

 

[86]Фихте Г. И. Избранные сочинения. Т. 1. С. 119.

 

[87]Шеллинг Ф. В.И Система трансцендентального идеализма. М., 1936. С. 162.

 

[88]Шеллинг Ф. В. И. Система трансцендентального идеализма. С. 85—86.

 

[89]Гегель Г. В. Ф. Соч.: М., Л., 1929. С. 185—186.

 

[90]Там же. С. 205.

 

[91]Гегель Г. В. Ф. Соч.: М., Л., 1929, С. 344.

 

[92]Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990 С 220—378.

 

[93]Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1977. Т. 3. С. 394.

 

[94]Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1. С. 422.

 

[95]Там же. С. 228, 315—322, 257, 258, 269.

 

[96]Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1. С. 228—237.

 

[97]Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 233.

 

[98]Гегель. Философия права. С. 279—285, 308—311.

 

[99]Там же. С. 284, 310, 311.

 

[100]Там же. С. 316, 326, 333. 470.

 

[101]Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1. С. 243.

 

[102]Там же. С. 243—244.

 

[103]Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2. С. 32, 42, 56,57,61.

 

[104]Там же. Т. 1. С. 128; Т. 2. С. 436, 441, 437.

 

[105]Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 1. С. 85.

 

[106]Там же. С. 572.

 

[107]Там же. С. 272.

 

[108]Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2. С. 192.

 

[109]Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2. С. 30—69.

 

[110]Конт О. Курс позитивной философии. СПб., 1906. С. 36. 85.

 

[111]Конт О. Курс позитивной философии. С. 5.

 

[112]Антология мировой философии: В 4 т. М., 1971. Т. 3. С. 609.

 

[113]Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992. С. 54.

 

[114]Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. С. 77.

 

[115]Там же. С. 220.

 

[116]Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Свобода воли и нравственность М., 1992. С. 260, 277, 284.

 

[117]Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. С. 263.

 

[118]Там же. С. 268.

 

[119]См. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. С. 311—316, 352—354.

 

[120]Там же. С. 378—383, 417 и др.

 

[121]Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 25—28; 47—51 и др.

 

[122]См. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 8—9, 27, 94, 136—137 и др.

 

[123]Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 18—19.

 

[124]Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. С. 29—31. 43—44.

 

[125]Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 28. 45. 66, 78. 98.

 

[126]Там же. С. 334.

 

[127]Маркс К, Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т. 3. С. 36—37.

 

[128]Там же. Т. 21. С. 370—371.

 

[129]Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений С. 625.

 

[130]Там же. С 635.

 

[131]Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991.

 

[132]Громов М. Н. О своеобразии русской средневековой философии//Философские науки 1990. № 11. С. 49.

 

[133]Мономах В. Поучение//Златоструй. Древняя Русь. X—XII вв. М., 1990. С. 165.

 

[134]Памятники литературы Древней Руси. М., 1984. С. 441.

 

[135]Ильин И. А. О русской идее // Русская идея. М., 1992. С 443

 

[136]См.: Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1 С. 52—53.

 

[137]Крижанич Ю. Политика. М., 1965. С. 381.

 

[138]Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М., 1950. С. 98.

 

[139]Там же. С. 92.

 

[140]Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. С. 93.

 

[141]Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952. С. 315.

 

[142]Там же. С. 331.

 

[143]Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. Т. 1. С. 536.

 

[144]Там же С. 538.

 

[145]Там же. С. 537.

 

[146]Хомяков А. С. Сочинения. М., 1900. Т. 1. С. 174.

 

[147]Герцен A. И. Избранные философские произведения. М., 1948. Т. 1. С. 97.

 

[148]Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М., 1949. Т. 2. С. 154.

 

[149]Михайловский Н. К. Полн. собр. соч. СПб., 1906. Т. 1. С. 87.

 

[150]Там же. С. 222.

 

[151]Там же. С. 609.

 

[152]Михайловский Н. К. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 701.

 

[153]Он сам познал «опыт конца», пограничную ситуацию, когда за участие в кружке петрашевцев был арестован и присужден к смертной казни, впоследствии замененной каторгой.

 

[154]Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1976. Т. 4. С. 215.

 

[155]Там же. С. 231.

 

[156]Там же. С. 232.

 

[157]Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 4. С. 214.

 

[158]Достоевский Ф. М. Из «Дневника писателя»//Возвращение человека. М., 1989. С. 196.

 

[159]Там же. С. 196—197.

 

[160]Толстой Л. Н. Сочинения. М., 1911. Часть 20. С. 64.

 

[161]Федоров Н. Ф. Философия общего дела. СПб., 1913. Т. 2. С. 237.

 

[162]Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Т. 2. С. 203.

 

[163]Федоров утверждал культ предков как основу подлинной религии и выступал за всеобщее спасение, а христианскую идею личного спасения считал безнравственной. На этой почве он разошелся с ортодоксальным христианством.

 

[164]Соловьев B. C. Собр. соч. СПб., 1913. Т. 9. С. 97.

 

[165]Соловьев B. C. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 124.

 

[166]Там же. С. 498.

 

[167]Там же. С. 505.

 

[168]Соловьев B. C. Сочинения: В 2 т. Т. 2. С. 533.

 

[169]Там же. С. 542.

 

[170]Соловьев B. C. Сочинения: В 2 т. Т. 2. С. 534.

 

[171]Там же. С. 535.

 

[172]Соловьев B. C. Русская идея//Русская идея. М., 1992 С. 204.

 

[173]Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. Бердяев о русской философии: В 2 ч. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 19.

 

[174]Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. Бердяев о русской философии: В 2 ч. Ч. 1. С. 21.

 

[175]Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 239.

 

[176]Бердяев Н. А. Судьба России. С. 290.

 

[177]Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. Бердяев о русской философии. Ч. 1. С. 23.

 

[178]Там же. С. 24.

 

[179]Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.

 

[180]См.: Бергсон А Творческая эволюция. СПб., 1914.

 

[181]Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С. 29—31, 61—68.

 

[182]См.: Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

 

[183]См. Фрейд З. Анализ человеческого «Я». «Я» и «Оно». М., 1990. С. 68—108.

 

[184]См.: Юнг К. Г. Дух Меркурия. М., 1996. С. 319—340.

 

[185]См.: Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев, 1996. С. 89.

 

[186]См.: Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.

 

[187]См.: Хабермас Ю. Демократия, разум и нравственность. М., 1995. С. 129, 163, 185—187.

 

[188]Lyotard G. Le Differend condition postmodeme. P.. 1979.

 

[189]Rorty R Contingency, Erony and Solidarity. Cambridge. 1989.

 

[190]Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958.

 

[191]Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 1971. С. 39—58. 84—93, 301—309.

 

[192]Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957; Рузавин Г. И. О природе математического знания. М., 1968 (о парадоксах Рассела).

 

[193]Бердяев Н. А. Самопознание М., 1991. С. 118.

 

[194]Там же. С. 118.

 

[195]См.: Добренькое В. И. Неофрейдизм в поисках «истины» (Иллюзии и заблуждения Эриха Фромма). М., 1974.

 

[196]Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 242—243.

 

[197]Хайдеггер М. Письмо о гуманизме// Проблема человека в западной философии М., 1988.

 

[198]Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

[199]Камю А. Избранное. М., 1990. С. 345—425.

 

[200]Камю А. Указ. соч. С. 345—425.

 

[201]Социальная философия франкфуртской школы. М., 1975. С. 104.

 

[202]Marcuse H. One-demensional Man. Boston, 1964; Essay on Liberatipn. Boston, 1964; Psychoanalyse und Politik, Fr./M. 1980.

 

[203]Шелер М. Положение человека в космосе// Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 31—96.

 

[204]Там же. С. 90.

 

[205]Плеснер Г. Ступени органического и человека// Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 99.

 

[206]Там же. С. 101—102.

 

[207]Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 24—25, 439—466.

 

[208]Там же. С. 342.

 

[209]Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 119—120.

 

[210]Кун С. Структура научных революций. М., 1975. С. 28.

 

[211]Там же. С. 41.

 

[212]Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции (Структура развития науки). М., 1978.

 

[213]Зиневич Ю., Федотов В. Проблемы теории развития науки и методологический анархизм П. Фейерабенда // Вопросы истории естествознания и техники. 1980. № 3. С. 53—60.

 

[214]Бунге М. Философия физики. М., 1975.

 

[215]Гадамер Х. Г. Истина и метод. М., 1991.

 

[216]Гадамер Х. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 50.

 

[217]Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., 1995. С. 130.

 

[218]См.: Рикер Я. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995; Его же. Герменевтика, этика, политика. М., 1995.

 

[219]Моуди Р. Жизнь после жизни. М., 1990.

 

[220]Антология мировой философии. Т. 1. 4. I. C. 295—296.

 

[221]Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. С. 295—296.

 

[222]Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. С 275—276.

 

[223]Там же. С. 322.

 

[224]Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. С. 552—553.

 

[225]Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2. С. 185—186.

 

[226]Лооский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 264.

 

[227]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6—7.

 

[228]Там же. Т. 42. С. 265.

 

[229]Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131.

 

[230]Ньютон И. Математические начала натуральной философии// Известия Николаевской морской академии. Вып. IV. Пг.. 1915. С 30.

 

[231]Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел 1, Гл V. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 51.

 

[232]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 391.

 

[233]Мы приводим ее с сокращениями.

 

[234]Вопросы философии 1976. № 9.

 

[235]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21.

 

[236]Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980. С. 30—34.

 

[237]

[238]Системные исследования. Ежегодник 1971. М, 1972 С 5—17

 

[239]Урманирв Ю. A. Начала общей теории систем//Системный анализ и научное знание. М., 1978. С. 7—41.

 

[240]Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1, 3.

 

[241]Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 284.

 

[242]Винер И. Творец и робот. М., 1966. С– 82—83.

 

[243]Глинский Б. А. Философские и социальные проблемы информатики. М., 1990; Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

 

[244]Медиатизация – внедрение новых средств связи с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации.

 

[245]Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. С. 19.

 

[246]Социология Конта в изложении Риголажа СПб., 1898. С. 55.

 

[247]Конт О. Дух позитивной философии. С. 19.

 

[248]Спенсер Г. Научные, политические и философские опыты. СПб., 1866. С. 444—454, 459.

 

[249]Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1898. С. 237.

 

[250]Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч.: В 2 т. СПб., 1899. Т. 1. С. 229.

 

[251]Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 235.

 

[252]Там же. С. 314.

 

[253]Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев, 1899. С. 4.

 

[254]Дюркгейм Э. Указ. соч. С. 55.

 

[255]Там же. С. 111.

 

[256]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 306.

 

[257]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 307.

 

[258]Уорд Л. Очерки социологии. М., 1901. С. 135.

 

[259]Там же. С. 90.

 

[260]Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Гл. IX. «Философия желаний.. СПб., 1897.

 

[261]Уорд Л. Очерки социологии. С. 90.

 

[262]Уорд Л. Психические факторы цивилизации. С. 86.

 

[263]Там же. С. 86.

 

[264]Уорд Л. Очерки социологии. С. 13.

 

[265]Тард Г. Социальная логика СПб., 1901. С. 103

 

[266]Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892. С 149.

 

[267]Тард Г. Законы подражания. С. 20.

 

[268]Там же. С. 89.

 

[269]Тард Г. Законы подражания. С. 72.

 

[270]Там же. С. 143.

 

[271]Там же. С. 347.

 

[272]Парето В. Чистая экономия. Воронеж, 1912. С. 1.

 

[273]Там же. С. 3.

 

[274]Там же. С. 4.

 

[275]Лавров П. Л. Исторические письма. Избр. пр.: В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 43.

 

[276]Там же. С. 45.

 

[277]Памяти П. Л. Лаврова. Пг.. 1922. С. 250.

 

[278]Михайловский Н. К. Соч. СПб., 1898. Т. 1. С. 3.

 

[279]Лавров П. Л. Избр. соч. М., 1934. Т. 1. С. 417—418.

 

[280]Бердяев Н. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. СПб., 1901 С. 141.

 

[281]Виндельбанд В. Что такое философия?// Прелюдии. СПб., 1904. С. 2.

 

[282]Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911. С. 91.

 

[283]Виндельбанд В. История и естествознание// Прелюдии. С. 320.

 

[284]Там же. С. 324.

 

[285]Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. С. 111—112.

 

[286]Там же. С. 91.

 

[287]Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб., 1904. С. 508.

 

[288]Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908. С. 140—142.

 

[289]Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. С. 195.

 

[290]Риккерт Г. Философия истории. С 104

 

[291]Цит. по: Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность М., 1991. С. 75.

 

[292]Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 346.

 

[293]Там же. С. 352.

 

[294]Там же. С. 365.

 

[295]Шпенглер О. Закат Европы. М., 1923. С. 111.

 

[296]Шпенглер О. Закат Европы. С. 113.

 

[297]Там же. С. 31.

 

[298]Шпенглер О. Пруссачество и социализм. Пг., 1922. С. 6.

 

[299]Там же. С. 22.

 

[300]Бердяев Н. А., Букшпан Я. М., Степун Ф. А. и др. Освальд Шпенглер и закат Европы. М., 1922. С. 5—6.

 

[301]Там же. С. 33, 34.

 

[302]Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 80.

 

[303]Там же. С. 80.

 

[304]Там же. С. 224.

 

[305]Тойнби А. Постижение истории. С. 251—259.

 

[306]Там же. С. 469.

 

[307]Там же. С. 518.

 

[308]Сорокин П. A. Система социологии. Пг., 1920. Т. 1. С. 9—12.

 

[309]Там же С. 38—40.

 

[310]Там же. С. 81.

 

[311]Сорокин П. А. Проблема социального равенства. Пг., 1917. С. 23.

 

[312]Там же. С. 42, 43.

 

[313]Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 269—280, 294

 

[314]Там же. С. 433.

 

[315]Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. С. 429.

 

[316]Сорокин П. Социокультурная динамика// Человек Цивилизация. Общество. С. 427.

 

[317]Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. С. 16.

 

[318]Морено Дж. Социометрия/ Пер. с англ. М., 1958. С. 38.

 

[319]См.: Тернер Дж. Структура социологической теории/ Пер. с англ. М., 1985. С. 103.

 

[320]Там же. С. 58—60.

 

[321]Социология сегодня. Проблемы и перспективы/ Под ред. Р. Мертона, Л Брума, Л. Котрелла; Пер. с англ. М., 1965. С. 30.

 

[322]Там же. С. 43, 53—56.

 

[323]Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. С. 102.

 

[324]Там же. С. 167.

 

[325]Там же. С. 196.

 

[326]Фрейд 3. Избранное. М., 1969. Т. 1. С. 277.

 

[327]Цит. по: Браун К.-Х. Критика фрейдо-марксизма/ Пер. с нем. М., 1982. С. 139. 140.

 

[328]Там же. С. 143.

 

[329]Цит. по: Кельнер М. С., Тарасов К. Е. Фрейдо-марксизм о человеке. М., 1989. С. 78.

 

[330]Кельнер М. С., Тарасов К. Е. Фрейдо-марксизм о человеке. С. 79.

 

[331]Там же. С. 120.

 

[332]Там же. С. 75.

 

[333]Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социоэконо-мические последствия: Реферат. ИНИОН АН СССР. М., 1990. С 3—4.

 

[334]Там же. С. 7.

 

[335]Там же. С. 8.

 

[336]Гегель. Философия права. Ч. 3. Раздел 2: Гражданское общество М., 1990.

 

[337]Там же. С. 256, 257.2

 

[338]Вятр Ежи. Социология политических отношений/ Пер. с польск. М., 1979. С. 350.

 

[339]Там же. С. 352.

 

[340]См.: Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

 

[341]Уледов А. К. Структура общественного сознания М., 1968. С. 180.

 

[342]Монтескье Ш. Л. О духе законов. Избр произв. М., 1966. С. 350.

 

[343]Там же. С. 350—352.

 

[344]Дорст Ж. До того, как умрет планета. М., 1968. С. 13.

 

[345]Литературная газета. 1987. 19 авг.

 

[346]Там же.

 

[347]Экологическая ситуация как объект исследований (Материалы общего собрания Академии наук СССР) // Вестник Академии наук СССР. 1989. № 5. С. 62.

 

[348]Вестник Академии наук СССР. 1989. № 5 С. 13.

 

[349]Там же. С. 15.

 

[350]См.: Меморандум в защиту природы // Экологическая альтернатива. М.: Прогресс, 1990.

 

[351]Сытник К. М., Брайон А. В., Гордецкий А. В. Биосфера, экология, охрана природы. Киев, 1987. С. 239.

 

[352]Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

 

[353]Кант И. Сочинения– В 6 Т. М., 1963—1966. Т. 2. С. 192, 204.

 

[354]Тайлор Э. Первобытная культура. С. 18. 22.

 

[355]Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное М., 1989. С. 559—560.

 

[356]Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. С. 574.

 

[357]Это замечание необходимо сделать, поскольку в современной философии существует особое направление, которое также носит название «философская антропология». В этом случае данный термин употребляется в узком смысле. Он означает преимущественно немецкое философское течение в философии XX в.. берущее свое начало у М. Шелера и получившее развитие у Г. Плеснера. А. Гелена, Э. Ротхакера и др. Основная задача философской антропологии в этом узком смысле сводится к изучению и обоснованию сущности собственно человеческого бытия и человеческой индивидуальности, попытке объяснить из человека не только его собственную природу, но и смысл окружающего мира. В этой связи Шелер полагал, что все центральные проблемы философии можно, по существу, свести к проблеме человека (См.: Шелер М. «Положение человека в космосе/ /Проблема человека в западной философии. М., 1988).

 

[358]Анимизм (от лат. anima, animas – дух, душа) – совокупность фантастических представлений о наличии души как независимого начала у человека, животных, растений и других предметов.

 

[359]Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 238.

 

[360]Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 63, 259, 378.

 

[361]Там же. С. 379.

 

[362]Там же. С. 283.

 

[363]Там же. С. 67.

 

[364]Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. С. 379.

 

[365]Валла Л. О наслаждении//Антология мировой философии: В 4 т. М., 1970. Т. 2. С.81.

 

[366]Гоббс Т. Избранные сочинения. М., 1926. С. 257.

 

[367]Гольбах П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. М., 1924. С. 9.

 

[368]Кант И. Сочинения. М., 1966. Т. 6. С. 351.

 

[369]Кант И. Сочинения. Т. 6. С. 351.

 

[370]Кант И. Сочинения. Т. 6. С. 366.

 

[371]Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 85.

 

[372]Гегель. Философия права. М., 1990. С. 97.

 

[373]Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1956. Т. 12. С. 22.

 

[374]Герцен. А. И. Избранные философские произведения. М., 1948. Т. 2. С. 314.

 

[375]Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения. М., 1951. Т. 3. С. 251.

 

[376]Соловьев B. C. Собрание сочинений: В 10 т. СПб., 1911. Т. 3. С. 121.

 

[377]Бердяев Н. А. О русской философии. М., 1991. Ч. 1. С. 20—21.

 

[378]Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 328—329.

 

[379]Антропогенез (от греч. anthropos – человек и греч. genesis – происхождение) – учение о происхождении человека.

 

[380]Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 221.

 

[381]Урысон М. И. Дарвин, Энгельс и некоторые проблемы антропогенеза // Советская этнография. 1978. № 3. С. 12.

 

[382]Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 151.

 

[383]Там же.

 

[384]Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993. С. 193.

 

[385]Там же. С. 193.

 

[386]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 265.

 

[387]Wilson E. O. Introduction: What is sociobiology?//Sociobiology and human nature. Ed. by M. S. Gregory. S-Fr., 1978. P. 2.

 

[388]Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 188.

 

[389]Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного//Вопросы философии. 1988. № 1.

 

[390]Adler A. Superiority and social interest. N.Y., 1979. P. 215.

 

[391]Fromm E. The sane society. L., 1963. P. 14.

 

[392]Фромм Э. Адольф Гитлер – клинический случай некрофилии. М., 1992. С. 27.

 

[393]Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 176.

 

[394]Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 21.

 

[395]Толстой Л. Н. Сочинения. М., 1911. Ч. 20. С. 69.

 

[396]Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

 

[397]Кант И. Сочинения; В 6 г. М., 1966. Т. 5. С. 469.

 

[398]Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 179.

 

[399]Гегель. Философия права. М., 1990. С. 404.

 

[400]Он же. Политические произведения. М., 1978. С. 372.

 

[401]Shibutani Т. Society and personality. N.Y., 1961. P. 105.

 

[402]Новгородцев П. И. Об общественном идеале М., 1991 С. 198.

 

[403]Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии М., 1990 С. 306.

 

[404]Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности Тексты М., 1982 С. 110.

 

[405]Камю А. Бунтующий человек//Философские науки. 1989. № 7. С. 123.

 

[406]Ситарм К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. №4. С. 116.

 

[407]Уайтхед А. И. Избранные работы по философии. М., 1990. С 560.

 

Глава 1 Структура развития

1. Граница контакта

Опыт возникает на границе между организмом и его окружением, главным образом — на поверхности кожи и других органов, отвечающих за сенсорную и моторную реакции. Опыт представляет собой функцию этой границы, и психологически реальны «целостные» конфигурации ее функционирования: достигаемые цели, выполняемые действия. Целостность опыта не включает в себя «все», но является определенной единой структурой; и с психологической точки зрения все остальное (в том числе и само представление об организме и окружающей среде) - это абстракция, предположение или возможность, возникшая в данном опыте, как намек на некий другой опыт. Мы говорим о том, что организм контактирует с окружающей средой, но самой простой и первой реальностью является именно контакт. Вы очень быстро почувствуете это, если, вместо того чтобы просто смотреть на объекты перед собой, осознаете, что эти объекты находятся в поле вашего зрения. А если вы почувствуете, как это поле, так сказать, совпадает с вашими глазами, тогда вы поймете, что в действительности видите свои глаза. Затем обратите внимание, как объекты в этом овальном поле зрения начинают обретать

эстетические качества, связанные с пространством и цветом. То же самое вы можете ощутить и в связи со звуками «снаружи»: корень их реальности — на границе контакта, и на этой границе они воспринимаются как единые структуры. Это касается и движений: вы осознаёте полет брошенного мяча, расстояние между вами сокращается, и вашему моторному импульсу приходится, так сказать, вырваться на поверхность, чтобы встретить его. Цель всех практических экспериментов и теоретических обсуждений, содержащихся в этой книге, состоит в том, чтобы, проанализировать функцию контактирования и повысить осознавание реальности.

Мы используем слово «контакт» - «соприкосновение» с объектами, - подразумевая и сенсорное осознавание, и моторное поведение. Предположительно, существуют примитивные организмы, у которых осознавание и моторная реакция - это одно и то же действие; и в организме более высокого уровня при наличии хорошего контакта всегда можно продемонстрировать сотрудничество ощущения и движения (а также чувства).

2. Взаимодействие организма и среды

В любых биологических, психологических или социологических исследованиях мы должны начинать со взаимодействия организма и среды. Нет смысла говорить, например, о животном, которое дышит, не принимая во внимание воздух и кислород, или говорить о питании, не упоминая пищу, о зрении - не учитывая свет, о движении - без гравитации и поддерживающей почвы, о речи - не принимая во внимание говорящего. Ни одна функция животного не может быть осуществлена без внешних объектов и окружающей среды; это относится как к вегетативным функциям, таким как питание и сексуальность, так и к функциям восприятия, моторике, чувствам и мышлению. Понятие гнева подразумевает фрустрирующий объект; мышления — наличие затруднений в практике. Назовем это взаимодействие организма и внешней среды, охватывающее все функции, «полем организм/окружающая среда» (организм/среда), и уясним себе, что-вне зависимости от того, какие теории мы развиваем относительно импульсов, влечений и т.д., мы всегда говорим об этом поле взаимодействия, а не об изолированном организме. Когда организм способен передвигаться в обширном пространстве и имеет сложную внутреннюю структуру (как, например, животное), создается впечатление, что можно говорить о его свойствах или частях (например, о коже и ее составе), как о чем-то обособленном; но это всего лишь иллюзия, возникающая оттого, что перемещение в пространстве или какие- то части тела привлекают к себе внимание на относительно стабильном и простом фоне.

Человеческое поле организм/среда, конечно же, не только физическое, но и социальное. Поэтому, когда мы изучаем человека (это касается человеческой физиологии, психологии и психотерапии), мы должны говорить о поле, в котором взаимодействуют, по меньшей мере, социально-культурные, биологические и физические факторы. Представленный в этой книге подход является «целостным» в том смысле, что мы стараемся детально рассматривать каждую проблему через призму социально- биологически-физического поля. С этой точки зрения, исторические и культурные факторы, к примеру, не могут рассматриваться в качестве ус

ловий, усложняющих или модифицирующих более простую биофизическую ситуацию; они неотъемлемы от проблемы в том виде, в котором она предстает перед нами.

3. Что является предметом психологии?

Если вдуматься, в двух предыдущих разделах содержатся очевидные вещи, и нет ничего экстраординарного. В них утверждается, (1) что опыт - это, в конечном счете, контакт, происходящий на границе организма и окружающей его среды, и (2) что любая человеческая функция - это социальнокультурное, биологическое и физическое взаимодействие в поле организм /среда. Теперь давайте объединим эти два утверждения.

Все биологические и социальные науки имеют дело со взаимодействиями в поле организм/среда, но психология изучает функционирование самой контактной границы в этом поле. Это необычный предмет, и нетрудно понять, почему психологам всегда было трудно обрисовать предмет своих исследований. Когда мы говорим «граница», мы думаем о «границе между одним и другим»; но контактная граница, на которой возникает опыт, не отделяет организм от окружающей среды; она, скорее ограничивает организм, заключает его в себя и защищает, и в то же самое время соприкасается с окружающей средой. То есть (хотя это может показаться странным) контактная граница, например, чувствительная кожа, - это не столько часть «организма», сколько орган особой связи организма и окружающей среды. Вскоре мы постараемся продемонстрировать, что эта особая связь представляет собой главным образом рост. Человек ощущает не состояние органа (иначе это была бы боль), а взаимодействие в поле. Контакт - это осознавание поля или моторная реакция в нем. Именно по данной причине этот контакт — функционирование границы организма — претендует на то, чтобы представлять собой сообщение о реальности, то есть о чем-то большем, чем побуждения или пассивность самого организма. Давайте рассмотрим контактирование, осознавание и моторную разрядку в самом широком смысле: сюда входят аппетит и отвращение, приближение и избегание, ощущение, чувство, манипулирование, оценка, общение, борьба и так далее, - все живые отношения, которые возникают на границе при взаимодействии организма и внешней среды. Психология рассматривает любые формы контакта. (То, что называют «сознанием», скорее всего, является особой формой осознавания, контактной функцией, начинающей действовать, когда возникают трудности в приспособлении.)

4. Контакт и новизна

Изучая животное, свободно перемещающееся в обширной и разнообразной внешней среде, мы увидим, что у него должен быть очень широкий диапазон контактных функций, поскольку организм живет в среде благодаря тому, что поддерживает свою отдельность, свои отличия, и, что еще важнее, благодаря тому, что вбирает в себя окружающую среду. Именно на границе отвергаются опасности, преодолеваются препятствия, а подходящее для ассимиляции выбирается и присваивается. Ассимилируемые явления всегда представляют собой нечто новое; организм сохраняется, потому что усваивает новое, развивается и изменяется. Например, пища, как говорил Аристотель, - это то, что из «непохожего» («unlike») становится «похожим» («like»); и организм, в свою очередь, тоже меняется в процессе ассимиляции. Контакт - это, в первую очередь, осознавание новизны, которую можно ассимилировать, и движение к ней, а также отвержение новизны, которую ассимилировать нельзя. То, что постоянно остается неизменным и не вызывает никакой реакции, не является объектом контакта. (Так, например, с самими органами, пока они здоровы, контакта нет в силу их консервативности.)

5. Определение психологии и патологической психологии

Из всего вышесказанного мы должны сделать вывод, что любой контакт является творческим и динамичным. Он не может быть рутинным, стереотипным или просто консервативным, потому что ему приходится иметь дело с новыми явлениями, ведь только новизна является питательной средой. (Но внутренняя неконтактная физиология организма консервативна, как и сами органы чувств.) С другой стороны, контакт не может пассивно принять или просто приспособиться к новизне, поскольку новое должно быть ассимилировано. Любой контакт ~ это творческое приспособление организма и среды. Осознанная реакция в поле (как ориентация, так и манипуляция) является фактором роста в этом поле. Рост - это функция контактной границы в поле организм/среда; именно благодаря творческому приспособлению, изменению и росту сложные органические целостности живут в поле, то есть в более обширной целостности.

Следовательно, наше определение будет таким: психология - это наука о творческом приспособлении. Предмет психологии - это постоянный переход от новизны к обыденности, происходящий в результате ассимиляции и роста.

Соответственно, патологическая психология - это наука, изучающая прерывания, сдерживания и другие нарушения процесса творческого приспособления. Например, мы должны рассматривать тревогу (постоянно присутствующую в неврозах) как результат прерывания возбуждения творческого развития, сопровождающийся удушьем; а различные невротические «характеры» — как стереотипные паттерны, ограничивающие гибкий процесс творческого подхода к новым явлениям. Поскольку контакт с реальностью появляется в ходе творческого приспособления организма и среды, а у невротика этот процесс блокирован, он «теряет контакт» со своим миром; вместо мира появляются галлюцинации, он все больше заполняется проекциями, вычеркивается или становится нереальным какими- либо другими способами.

Творчество и приспособление - это две полярности, они необходимы друг другу. Спонтанность - это схватывание интересных и питательных элементов окружающей среды, возбуждение и развитие с их помощью. (К несчастью, в психотерапии «приспособление», «принцип реальности» - это, как правило, проглатывание стереотипа.)

6. Фигура контакта на фоне поля организм/среда

Давайте вернемся к идее, с которой мы начали: воспринимаемые в опыте единицы являются едиными структурами. Контакт (работа, результатом которой является ассимиляция и рост) - это формирование фигуры интереса на фоне (или в контексте) поля организм/среда. Осознаваемая фигура (гештальт) - это ясное, живое восприятие, образ или понимание (инсайт); в моторном поведении - это грациозные энергичные движения, обладающие собственным ритмом, слаженностью и так далее. В каждом случае потребность и энергия организма, а также возможности, предоставляемые внешним миром, — все вместе объединяются в фигуру.

Формирование фигуры/фона - это динамичный процесс, в ходе которого потребности и ресурсы поля постепенно передают свою энергию интересу, яркости и силе доминирующей фигуры. Следовательно, бессмысленно пытаться рассматривать любое психологическое поведение в отрыве от социокультурного, биологического и физического контекста. В то же время фигура - это специфически психологическое явление: она обладает особыми качествами яркости, ясности, целостности, грации, живости, свободы, очарования и так далее; какие именно качества мы воспринимаем в первую очередь, зависит от того, какой контекст (фон) мы считаем первичным - перцептивный, чувственный или двигательный. Тот факт, что гештальт обладает специфическими психологическими качествами, очень важен для психотерапии, поскольку он обеспечивает нас автономным критерием глубины и реальности переживания. Теории о «нормальном поведении» или «приспособлении к реальности» можно использовать только в исследовательских целях. Когда фигура смутная, расплывчатая, когда она лишена грации и ей не хватает энергии («слабый гештальт»), мы можем с уверенностью сказать, что контакт неполный, что-то в окружающей среде воспринимается лишь в общих чертах, не выражена какая-то жизненно важная органическая потребность; человек не «полностью здесь», то есть его поле не может передать свою энергию и ресурсы для завершения фигуры.

7. Терапия как гештальт-анализ

Таким образом, терапия представляет собой анализ внутренней структуры реального переживания вне зависимости от степени контакта. Мы смотрим не столько на то, что воспринимается, вспоминается, делается, говорится и так далее, сколько на то, как вспоминается то, что вспоминается, и как говорится то, что говорится: с каким выражением лица, каким тоном, каким голосом, как синтаксически, в какой позе, с какими эмоциями, оговорками, с уважением или неуважением к другому человеку и так далее. Работая с согласованностью и разлаженностью этой структуры восприятия здесь и сейчас, можно изменить динамические взаимоотношения фигуры и фона, усилить контакт, повысить осознавание и насытить поведение энергией. Важнее всего то, что достижение сильного гештальта само по себе целительно, потому что фигура контакта является творческой интеграцией опыта.

С начала существования психоанализа присущее гештальту «ага-переживание» занимало особое место. Но всегда оставалось загадкой, почему «простое» осознавание (например, воспоминание) должно излечивать невроз. Однако следует отметить, что осознавание - это не размышление о проблеме, оно само по себе является творческой интеграцией

проблемы. Можно понять и то, почему обычно «осознавание» не помогает: ведь, как правило, осознаётся вовсе не гештальт (структурированное содержание), а просто содержание, вербализованное или всплывшее в памяти. Оно не черпает энергию из существующей органической потребности или из окружающей среды.

8. Разрушение как часть формирования фигуры/фона

Процесс творческого приспособления к новому материалу и новым условиям всегда включает в себя фазу разрушения и агрессии, поскольку нужно, сломав ограждения, приблизиться к старым структурам и изменить их, сделав «непохожее» «похожим». При возникновении новой конфигурации и старая привычка контактирующего организма, и прежнее состояние контактируемого объекта уничтожаются в интересах нового контакта. Разрушение статус кво может вызвать страх, беспокойство и тревогу, и чем более человек невротичен и негибок, тем сильнее будут эти чувства; но процесс проходит под защитой нового открытия, полученного экспериментально. Как всегда, единственное решение проблемы человека - это нововведение, совершенное на основании опыта. Мы «терпим» тревогу не благодаря спартанской стойкости (хотя мужество - это прекрасное и необходимое качество), а потому, что беспокоящая энергия перетекает в новую фигуру.

Без повторяющихся агрессии и разрушения любое достигнутое удовлетворение вскоре становится делом прошлого и перестает ощущаться. То, что обычно называется «безопасностью», - это цепля- ние за то, что лишено чувства, отказ от риска контакта с неизвестным (без чего не бывает увлечения и настоящего удовлетворения). Соответственно, такая «безопасность» притупляет чувства и ограничивает моторную активность. Именно в результате страха перед агрессией, разрушением и потерями возникают неосознаваемые агрессия и разрушительные тенденции, направленные как вовнутрь, так и наружу. Лучше определить «безопасность» как уверенность в твердой поддержке, исходящей из прошлого опыта, из ассимиляции и роста, не оставивших незаконченных ситуаций; в этом случае все внимание перетекает из фона (того, чем мы сейчас являемся) в фигуру - то, чем мы становимся. Состояние безопасности лишено интереса, оно незаметно; а находящийся в безопасности человек никогда не знает о ней, но всегда чувствует, что рискует ею, и будет адекватен.

9. Возбуждение — это доказательство реальности

Контакт, образование фигуры/фона - это нарастающее возбуждение, ощутимое и захватывающее; и наоборот, то, что не затрагивает, не является психологически реальным. Различного рода чувства (например, удовольствие или другие эмоции) указывают на органическую вовлеченность в реальную ситуацию, и эта вовлеченность является частью последней. Не существует безразличной, нейтральной реальности. Охватившая современный мир эпидемия научной убежденности в том, что большая часть реальности или даже вся реальность нейтральна, - это признак подавления спонтанного удовольствия, игривости, гнева, негодования и страха (это подавление вызвано теми же социальными и сексуальными условиями, которые создают академическую личность).

Эмоции - это тенденции объединить определенные физиологические напряжения с желательными или нежелательными внешними ситуациями. Поэтому они дают нам необходимое (хотя и неадекватное) знание об объектах, которые могут удовлетворить наши потребности точно так же, как ощущения дают нам необходимое (адекватное) знание о наших органах чувств и о воспринимаемых ими объектах. В целом, интерес и возбуждение, которые вызывает формирование фигуры/фона - это прямое доказательство существования поля организм/среда. Немного поразмыслив, нетрудно понять, что это действительно должно быть так: иначе, как животные, имеющие внутреннюю мотивацию и прилагающие усилия в соответствии с ней, могли бы добиваться успеха, - ведь успех приходит только вследствие соприкосновения с реальностью.

10. Контакт — это «нахождение и создание» приходящего решения

Существующая проблема вызывает беспокойство, и возбуждение возрастает по мере приближения пока еще неизвестного решения. Ассимиляция нового происходит в тот момент, когда настоящее превращается в будущее. Результатом никогда не бывает простая перегруппировка незаконченных ситуаций организма; появляется новая конфигурация, включающая в себя новый материал из окружающей среды. По этой причине она отличается от всего, что можно было бы вспомнить (или предугадать), так же как работа художника становится чем-то непредсказуемо новым для него, когда он начинает накладывать краски на холст.

В психотерапии мы ищем в нынешней ситуации следы неоконченных прошлых ситуаций и, экспериментируя с новыми взглядами и новыми материалами, почерпнутыми из реального повседневного опыта, стремимся к более полной интеграции. Пациент не просто перетасовывает колоду воспоминаний, а «находит и создает» себя. (Фрейд прекрасно понимал важность новых условий в настоящем, когда говорил о неизбежном переносе детской фиксации на личность аналитика; но терапевтический смысл этой процедуры состоит вовсе не в том, чтобы повторить ту же старую историю, а в том, чтобы она была заново проработана как новое приключение: аналитик - это совсем другой родитель. И, к сожалению, абсолютно ясно, что определенные напряжения и блоки не исчезают, если во внешнем мире не происходит реальных изменений, предоставляющих новые возможности. Если бы социальные устои и нравы изменились, то внезапно исчезли бы и многие не поддающиеся лечению симптомы.)

11. Самость (The Self) и ее идентификации


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.187 сек.)