АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современная постановка проблемы сознания

Читайте также:
  1. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  2. I. Общая установка сознания
  3. I. Определение проблемы и целей исследования
  4. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  5. I. Рвота, причины рвоты. Особенности ухода при рвоте: пациент без сознания, в сознании, ослабленный. Возможные осложнения.
  6. I. Современное состояние проблемы
  7. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  8. III. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.
  9. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  10. SALVATOR создает Знания-Образы, когнитивные имитационные модели сознания, расширяющие человеческие возможности и защитные функции.
  11. V. Постановка эпидемиологического диагноза.
  12. XIII. Наши педагогические проблемы в свете самоанских антитез

“Сознание” – это философская категория,

для обозначения субъективной реальности.
– гносеологический образ идеального мира.

 

План

1. Онтологический статус явлений “сознания”35. Идеальность36 как специфика “сознания”. Индивидуальное и “общественное” “сознание”.

2. Проблема генезиса “сознания”. Многоплановость “сознания”: бессознательные и подсознательные формы отражения37, архетипическая форма “сознания”, “сознание” как высшая форма отражения, “самосознание”38.

3. Моделирование39 процессов познания и проблема формализации поведения человека. Границы формализации мышления40.

Литература

Верстин И. С. Курс лекций по философии. 2014–2015 уч. г.

Верстин И. С. Онтология и теория познания: Учебно-методическое пособие. – М., 2012.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И. Т.и др. – М., 2004.

Дубровский Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. – М., 2002.

 

 

 
 


35 сознание – гносеологический образ идеального мира

36 идеальное – гносеологический образ как феномен сознания.

37 отражение – “след” в психике человека при его взаимодействии с предметами любой природы.

38 самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

39 моделирование – процесс исследования объектов познания на их моделях.

40 мышление – высшая форма активного отражения объективной и субъективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

 

1. Онтологический статус явленийсознания. Идеальность как спецификасознания. Индивидуальное иобщественное сознаниe ”.

Одним из теоретических оснований философии является понятие “бытие”. Размышление о “бытии” связано с констатацией существования мира. Внутренняя логика проблемы “бытия” вело философию от вопроса о существовании мира, к вопросу о его единстве, как некого целого. В тоже время человеку достаточно очевидны существенные различия между телом и духом, природой и обществом. Установив, что мир включает в себя различные целостности, можно выделить следующие формы его существования, то есть бытийствования, а именно: 1) вещи, процессы природы; 2) вещи “второй природы”, произведенные человеком; 3) “бытие” человека; 4) “бытие” индивидуализированного духовного; 5) “бытие” объективированного духовного.

Исходя из этого списка форм бытийствования, можно сделать вывод о включении духовного, идеального в совокупную реальность “бытия”. Носителем духовного мира (мира “сознания”) является мозг конкретного живого человека. С точки зрения генезиса (происхождения), “сознание” – чисто человеческий, приобретенный феномен (его нет ни в животном, ни в растительном мире).

У идеального “сознания” нет пространственно-временных характеристик. Человеческое ощущение – элементарный факт “сознания”. Самосознание – индивидуализированная форма “бытия” духовного. Духовное как одна из форм “бытия”, охватывает процессы “сознания” и бессознательного. Духовное включает в себя знание, воплощенное в языке, нормах и принципах человеческого общения, художественного и научного творчества. Духовное условно делится на два вида: а) индивидуализированное духовное (“сознание” человека); б) внеиндивидуализированное духовное – духовное, которое подвергалось объективации (идеи, которыми поделился индивидуум с другими членами общества).

Бытие “сознания” скрыто от внешнего наблюдения, проявляет себя в форме знания и существует (бытийствует) в виде исключительно подвижных процессов (побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, идей, убеждений, ценностей и т. д.), порожденных деятельностью человеческого мозга. Поток “сознания” возможно ухватить только путем рефлексии его на самого себя, то есть “сознание” доказывает существование самого себя. Чужое “сознание” проявляет себя через знания.

Специфика индивидуализированных форм бытия духовного в том, что конкретные процессы “сознания” возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Специфичным является и существование “сознания”. Очевидно, что существование “сознания” связано с деятельностью человеческого мозга и центральной нервной системой индивида. Но бытие индивидуализированного духовного не сводится только к природно-биологическим процессам.

Элементы сознания не обладают пространственно-временными характеристиками, так как мыслительный образ не является материальным объектом, обладающим пространственной конфигурацией. Мыслительные образы являются чисто идеальными (нематериальными) образованиями. Физическое время также локализуется в “сознании” весьма своеобразно: мысль способна мгновенно воспроизводить в памяти времена, в которые человек не жил; с помощью воображения мыслить будущее. Однако в человеческом “сознании” всегда существует только его настоящее.

2. Проблема генезисасознания. Многоплановостьсознания: бессознательные и подсознательные формы отражения, архетипическая формасознания ”, “ сознаниякак высшая форма отражения, самосознание.

Своеобразным “центром” сознания человека является самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, своей личности.

Индивидуализированное духовное включает в себя наряду с “сознанием” – бессознательное. Считается, что бессознательное не просто существует, а является важной стороной психической деятельности индивида, его духовной целостности.

Целостная система бытия предполагает вторичность человеческого “сознания” по отношению к человеческому бытию как вторичность элемента по отношению к системе. Отсюда необходимость рассмотрения генетических предпосылок “сознания” в живой и неживой природе. Такой анализ предполагает изучение отражения, как такой формы материального взаимодействия, на основе которой возникает психика и “сознание”.

Неизбежность порождения “сознания” заложена в таком атрибутивном свойстве материального мира как отражение. Отражение является универсальным свойством материального мира и обнаруживается на любом уровне структурной организации онтологического универсума. Причем отражение в неорганической природе, в растительном и животном мире и у человека выступает в качественно различных формах, то есть существует генетическая иерархия форм отражения (усложнение форм отражения).

Простейшей формой отражения является механическая деформация, в ходе которой возникает “след”, воспроизводящий признаки отражаемого объекта. На стадии живой природы появляется информационное отражение, когда “след” от взаимодействия материальных объектов используется растениями или животными для активной ориентации в действительности (например, растение тянется к солнцу). В философском смысле “информация есть бытие, отраженное в ином, то есть инобытие”. Причем все в мире несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания. Образно говоря, каждая точка универсального информационного поля есть живое зеркало Вселенной.

Генетически исходной формой отражения для живой природы является раздражимость. Свойство раздражимости присуще как растениям, так и животным. А вот возбудимость, чувствительность (то есть способность отражать отдельные свойства объекта в виде ощущений) – форма отражения специфическая для животного мира.

3. Моделирование процессов познания и проблема формализации поведения человека. Границы формализации мышления.

Эволюция форм отражения в живой природе связана с формированием особой материальной структуры, ответственной за отражение – нервной ткани, развившейся в дальнейшем в центральную нервную систему. Отражение на основе нервной системы является психической формой информационного отражения и происходит на основе психических образов, то есть психика – отражение объективной действительности в форме идеальных образов.

“Сознание”, как функция сложноорганизованного человеческого мозга, сформировалось под влиянием труда и речи. Содержанием “сознания” является субъективная реальность, которая носит идеальный характер. Феномены человеческого “сознания” создаются в процессе совместной деятельности людей и поэтому выступают как реальность коллективных субъектов познания.

Выделение субъектом самого себя из окружающего мира и оценка своих возможностей связана с самосознанием, выступающим в различных формах. Рефлекторная деятельность самосознания не позволяет человеку адекватно оценить себя, так как человек в целом открывается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в социально значимых поступках.

Проблема человеческого “сознания” (индивидуального и “общественного”) не сводится к вопросу о взаимоотношении “сознания” и бытия. Место “сознания” в структуре онтологического универсума следует понимать в планетарном масштабе. В этом смысле “сознание” обладает бытийными чертами, что позволяет ему решительно вмешиваться в бытие, преодолевая те устремления науки и техники, которые ставят человечество перед необходимостью решения глобальных проблем. Одной из современных проблем подобного рода является проблема формализации процессов познавательной деятельности человека.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)