АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современная постановка проблемы познания

Читайте также:
  1. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  2. I. Определение проблемы и целей исследования
  3. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  4. I. Современное состояние проблемы
  5. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  6. II. Проблема источника и метода познания.
  7. III. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.
  8. V. Постановка эпидемиологического диагноза.
  9. VII. СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ?
  10. VII.1. Субъект и объект познания
  11. XIII. Наши педагогические проблемы в свете самоанских антитез
  12. XX век: судьба проблемы бытия

“познание” – это философская категория,

для обозначения процесса получения знаний45.

– это процесс репрезентации объекта познания

в “сознании” познающего субъекта.

 

План

1. Место теории познания41 в философии и человеческой культуре. Предметное поле теории познания. Традиционная теория познания как виртуальный42 конструкт. Основные принципы научной теории познания.

2. Субъект познания43 и объект познания44 – главные категории традиционной теории познания. Виртуальность субъектно-объектных отношений и виртуальность субъекта познания.

3. Главные стратегии решения теоретико-познавательных проблем (агностицизм, эпистемологический реализм, скептицизм, натурализм, “платонический имманентизм”).

Литература

Верстин И. С. Курс лекций по философии. 2014–2015 уч. г.

Верстин И. С. Онтология и теория познания: Учебно-методическое пособие. – М., 2012.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И. Т.и др. – М., 2004.

Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.

 

 
 


41 познание – процесс репрезентации объекта познания в сознании познающего субъекта.

42 виртуальный объект – идеальный конструкт, созданный философствующим разумом.

43 субъект познания – отдельный человек (или группа людей), рассматриваемый с точки зрения исследования реальности.

44 объект познания – фрагмент объективной действительности или субъективной действительности, попавший в круг познавательных или практических интересов субъекта познания.

45 знание – совокупность гносеологических образов разной степени общности, соответствующих отражаемой реальности. Гносеологический образ – “след” в психике человека в результате процесса познания.

46 гносеология – учение о познании.

 

  1. Место теории познания в философии и человеческой культуре. Предметное поле теории познания. Традиционная теория познания как виртуальный конструкт.

Основные принципы научной теории познания.

Отражение реальности в “сознании” человека происходит в форме знания. Следовательно, основной задачей курса теории познания является ответ на вопрос: Что значит знать?

В своем развитии человечество преодолело трудный путь познания от поверхностного знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности до открытия закономерностей развития природы, общества и мышления.

Знание человечества представляет систему, включающую в себя как опыт отдельных индивидов, унаследованный от предшествующих поколений (генетическая память) или собственные знания, так и социальную память народа, закрепленную в достижениях культуры и искусства.

Поиски каналов получения знания человеком, открытие законов функционирования знания и сведение их в единую теорию привели к появлению теории познания, дающей знание о самом знании. Таким образом, теория познания (или гносеология46, или эпистемология) есть раздел философии, в котором изучается природа познания, возможности познания, отношение знания к реальности (это основной вопрос философии для мыслителей всех времен и народов), исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия правдоподобия познания. Истинность – максимальная степень правдоподобия. Совокупность ответов, полученных на эти вопросы, позволяет решить проблему сущности знания, которое можно определить следующим образом: Знание – есть результат процесса познания действительности.

Знание человека по своей природе принципиально отличается от того, что обнаруживается у животных, То есть знание – это чисто человеческий феномен. У человека знание выступает в различных формах: 1. Повседневное (житейское) знание; 2. Научное знание; 3. Художественное знание.

Повседневное (житейское) знание опирается на обыденное индивидуальное “сознание” и здравый смысл человека. Научное знание является формой “общественного сознания” и характеризуется понятийным мышлением. Художественное знание дает отражение мира в виде эстетических образов и зависит от художественного вкуса человека.

2.Субъект познанияиобъект познания– главные категории традиционной теории познания. Виртуальность субъектно-объектных отношений и субъекта познания.

В процессе познания учувствуют “субъект познания” и “объект познания”. Будем называть “субъектом познания” отдельного человека или группу людей любой численности, то есть субъект познания иерархичен. Под “объектом познания” будем понимать фрагмент материальной или духовной действительности, попавший в круг практических или познавательных интересов субъекта познания. В процессе познания субъект и объект познания вступают в субъективно-объективное отношение, в рамках которого они друг без друга не существуют. В социальном познании человек может выступать одновременно и как субъект и как объект познания (если познавательная деятельность человека рефлекторно направлена на самого себя).

Классическую теорию познания предложил более 400 лет назад Р. Декарт. Этот вклад французского ученого в теорию познания был назван картезианской (декартовской) революцией в философии. Смысл теории познания по Р. Декарту в том, что изучаются отношения между субъектом познания «Я» и объектом познания «Не-Я», где «Я» − это бесконечное множество маленьких «я», а «Не-Я» − это бесконечное множество материальных или духовных объектов. Соответственно, в процессе самопознания «Я» изучает «Я», т. е. человек изучает самого себя.

Центральным понятием теории познания является гносеологический (познавательный) “образ”, под которым будем понимать “след” в мозгу человека от воздействия материальных объектов на органы чувств.

Философски осмысливая процесс познания можно выделить в нем чувственную и рациональную ступени. Применительно к человеку, начальная ступень познания характеризуется интеллектуально-чувственным созерцанием, в котором учувствует “субъект познания”, с имманентно присущим ему интеллектом и аппаратом органов чувств, унаследованных человеком от животных. Уже на этой чувственной ступени познания, “сознание” человека проявляет себя в форме ощущения – элементарного факта “сознания”.

Ощущения являются результатом воздействия внешней среды на органы чувств человека и появляются на выходе любого из органов чувств тогда, когда на входе этого органа чувств непосредственно имеется возбуждение, вызванное воздействием материального объекта. Таким образом, ощущение – это отражение отдельных свойств объектов материального мира при их непосредственном воздействии на органы чувств человека. В процессе возникновения ощущения органы чувств являются каналами, связывающими мозг человека с объективной реальностью. Таких каналов у человека пять: 1.осязание; 2.обоняние; 3.слух; 4.зрение; 5.вкус. Каждый канал формирует элементарный чувственный образ соответствующего типа, все же вместе они создают более сложный чувственный образ – восприятие, являющееся целостным воспроизведением в мозгу человека материального объекта в единстве всех его ощущений, получаемых по вышеперечисленным каналам органов чувств.

Способность человека запечатлевать целостное восприятие объекта в своем мозгу на продолжительное время характеризуется памятью и связана с наличием “следов”, оставшихся в мозгу от прошлых воздействий на органы чувств. Этот чувственный образ носит название “представление”, т. е. образное знание об объекте, непосредственно не воздействующего на органы чувств человека.

Воспроизводя объект в своем сознании, человек может домысливать его. Эта способность называется “воображением”, которое служит основой творческих способностей человека. То есть воображение поднимает мышление человека на следующую ступень абстрагирования (отвлечение от несущественного), перекидывая как бы мостик от чувственной к рациональной ступени познания.

Основными формами рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения, теории, метатеории (теории о теории), науки, метанауки (науки о науке), философская картина мира. Понятие – это форма мысли, в которой отражаются существенные свойства и отношения объектов в противоречиво развивающейся действительности. По форме понятия субъективны, так как являются продуктом духовной деятельности человека, а по содержанию объектные, так как понятия пустыми не бывают, ибо думать ни о чем невозможно. Рациональное мышление – есть процесс оперирования понятиями, но в тоже время мыслить значит судить о чем-то, высказывать свое мнение о наличии или отсутствии каких либо свойств у объекта, то есть логическое осмысление понятий происходит только в суждениях.

Суждение, есть форма мысли, в которой говорящий выражает свое отношение к присущности или не присущности объекту определенных свойств и отношений. Высказывая свое мнение, человек, может приписать объекту познания любой признак (предикат). Возникает проблема, насколько это приписывание соответствует реальному положению дел, то есть присущи или не присущи объекту, приписываемые ему свойства и отношения.

В истории философии эта проблема получила название проблема истинности (правдоподобия) суждений.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)