|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современная постановка проблемы истины (правдоподобия)“Истина” – это философская категория, для обозначения
План 1. Теория истины47 в философии и науке. Соотношение абсолютного48 и относительного49, субъективного50 и объектного 51 в истине. 2. Истина, достоверность52, правдоподобие 53. Плюрализм истинности54. 3. Критерии истины: эмпирический, аналитический, практика55. 4. Истина как максимальная оценка степени соответствия суждения56 реальному положению дел. Литература Верстин И. С. Курс лекций по философии. 2014–2015 уч. г. Верстин И. С. Онтология и теория познания: Учебно-методическое пособие. – М., 2012. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И. Т.и др. – М., 2004. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002. Трудные времена философии: Юрий Александрович Петров. Борьба против профанации методологии науки. Отстаивание философской логики / Ред.-сост. Б. В. Бирюков, И. С. Верстин. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 47 истина – максимальная оценка степени соответствия мысли объекту познания – плюралистична, так как зависит от семиотического типа суждения (эмпирического, аналитического, фактуального, логического). Эмпирическая истинность присуща суждениям о материальных объектах; она устанавливается методами наблюдения, измерения, лабораторного эксперимента. Аналитическая истинность есть характеристика суждения об идеальных объектах, и для ее установления используются методы анализа и синтеза, различения и обобщения, абстрагирования и конструктивизации, и др. 48 абсолютная истина – независимая от времени истинность (только при данных гносеологических предпосылках истинности); предел, к которому стремится бесконечное количество относительных истин. 49 относительная истина – знание, приблизительно верно отражающее действительность, которое по мере развития науки не только углубляется, но и уточняется. 50 субъективность истины – оценка степени соответствия знания реальному положению дел, производимая субъектом познания. 51 объектная истина – знание, содержание которого не зависит от субъекта (ни от человека, ни от человечества). 52 достоверность – полное соответствие суждения действительности. 53 правдоподобие – оценка степени соответствия суждения реальному положению дел в интервале от 0 до 1. 54 плюрализм – мир плюралистичен, так как он, будучи един, диалектичен как онтологически, так и гносеологически в этом единстве. 55 практика – материальная деятельность на основе гносеологических образов. 56 суждение – мнение субъекта познания о реальном положении дел.
Соотношение абсолютного и относительного, субъективного и объектного в истине.
Разговор об истинности – это разговор о знании, а не о свойствах реальных объектов. На каждом этапе познания человек имеет дело с относительно истинным знанием, неполным и неточным, в силу ограниченности числа каналов чувственного познания и субъективности, всегда в той или иной мере присущей рациональному познанию.
Степень соответствия суждений реальному положению дел оценивается в интервале от “0” до “1”, где “0” – это ложь, а “1” – истина, а интервал между ними – бесконечное множество степеней правдоподобия суждения [0,…,1]. Истина – как максимальная оценка степени соответствия мысли объекту познания – плюралистична. 3. Критерии истины: эмпирический, аналитический, практика. Истина зависит от семиотического типа суждения (эмпирического, аналитического, фактуального или логического). Эмпирическая истинность присуща суждениям о материальных объектах; она устанавливается методами наблюдения, измерения, лабораторного эксперимента. Аналитическая истинность – есть характеристика суждения об идеальных объектах и для ее установления используются методы анализа и синтеза, различения и обобщения. 4. Истина как максимальная оценка степени соответствия суждения реальному положению дел. Перечисленные эмпирические и аналитические методы могут оказаться недостаточно общими основаниями для обоснования собственных проблем какой-либо науки, и тогда привлекаются философские основания – универсальные принципы, законы и категории. Речь тогда идет о философской рефлексии, как способе оценки научного представления объекта познания в сознании субъекта. При этом происходит взаимовосхождение от абстрактного к конкретному. Привлекается историко-логический метод и метод “раздвоения” (“дифференциации”) единого. Всё это – конкретизация диалектического метода научного познания под названием “оборачивание метода”, когда то, что было первичным в естественноисторическом процессе, становится вторичным при его мысленном воспроизведении. Оборачивание метода имеет место, когда, например, сложная проблема дедуктивно сводится к более простым вопросам, ответы на которые прозрачны. Затем происходит возвращение к исходной проблеме, в результате редукции ответов на простые вопросы к ответам на более сложные вопросы, которые до того не решались. Заключение Исследовав пять философских проблем – бытия, материи, сознания, познания и истины – можно прийти к выводу, что все они в целом складываются в общее видение нашего современного мира. Все эти пять фундаментальных вопросов являются одним, единым целым, они дополняют друг друга и именно они помогают решению сложных мировоззренческих проблем: проблем постижения жизни, познания мира, обнаружения фундаментальных закономерностей природы, общества и мышления. Изучив и исследовав все пять философских проблем, мы начинаем понимать, что философия помогает понять как устроен мир, формирует представление об обществе и месте человека в нем, осознать смысл и цели собственной жизни, несет свет в юные студенческие головы.
Литература Верстин И. С. Курс лекций по философии. 2014–2015 уч. г. Верстин И. С. Онтология и теория познания: Учебно-методическое пособие. – М.: МАБиУ, 2012. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И. Т.и др. – М., 2004. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2009. Хрестоматия по философии. / Сост. П. В.Алексеев. – М., 2005. Дубровский Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. – М., 2002. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002. Трудные времена философии: Юрий Александрович Петров. Борьба против профанации методологии науки. Отстаивание философской логики / Ред.-сост. Б. В. Бирюков, [1] наука – область духовного творчества, отвечающая условиям научности. 2 основание – принципы, законы, категории какой-либо науки. 3 интерпретация - процесс нахождения предметной области, являющейся значением данного языкового выражения. 4 предметная область – множество объектов познания определенной природы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |