АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВВОД В СЕМИНАР

Читайте также:
  1. IV. ПЕРЕЧЕНЬ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
  2. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) –очная форма обучения
  3. ЗАВДАННЯ ДЛЯ СЕМИНАРСЬКОГО КОНТРОЛЮ
  4. Задания и методические указания для самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям
  5. Как подготовиться к практическим (семинарским) занятиям
  6. Методика проведения семинарского занятия
  7. Методические указания к семинарам
  8. Методические указания к семинарским занятиям
  9. на семинарах и коллоквиумах
  10. На семинарах и коллоквиумах.
  11. Описание методики выполнения деятельности (чтения лекций, ведения семинарского занятия, решения задач)

...Ведь уж епископ-то, наверное, зна­ет лучше, чем аббат, что хорошо и что дурно, а я сам, своими собственны­ми глазами видел, как епископ Лин­кольнский зарубил шотландского всадника боевым топором, а это, со­гласись, был довольно странный спо­соб высказать ему свою любовь.

А. Конан Доил. Белый отряд

От автора — ведущему. Даже если на тренинге ваше объяснение будет настолько ясным, что, на ваш взгляд, исключит всякое лож­ное толкование, все равно обязательно найдется человек, который обязательно поймет вас неправильно! Точно такие же слова можно сказать и по поводу манеры ведения семинара/тренинга, по поводу ваших поступков и т. д. Как бы вы хорошо их ни провели/соверши­ли, обязательно найдется за что вас критиковать и ругать! Одно спа­сение — помните, что вы не банкнота в 100$ и поэтому всем понра­виться не сможете, и то вполне может быть, что кто-то захочет ку­пюру в 500 евро.

- 12-


Любые ваши предложения участники понимают иначе, чем вы.

Если работа проваливается, то любые усилия по ее спасению толь­ко ухудшают дело. Берите тайм-аут. Тайм-аут который вы можете взять, — это пауза, во время которой вы сможете собраться с силами, с мыслями, успокоиться, переключиться на новую схему ведения се­минара/тренинга. Во время тайм-аута лучше всего озадачить группу каким-либо тестом/заданием, которое, по вашим словам, для нее «очень важно и невероятно необходимо». Таким ловким ходом вы переключаете внимание группы с активного сопротивления на вы­полнение задания, направляете ее энергию в другое русло.

Нет невыполнимой работы и безнадежных ситуаций для того, кто сам НЕ должен работать/решать.

Необходимости внимательного слушания и концентрации вни­мания ВСЕГДА сопутствует непреодолимое желание отвлечься.

Кто платит за тренинг меньше всех, тот больше всех недоволен.

Нельзя починить то, что не сломано. Следовательно, пока боль­шинство участников НЕ определятся со своими проблемами, тре­нинг начинать бессмысленно.

Грамотный психолог обязан быть чем-то средним между «свя­тым»2 и шарлатаном. Как «святой», он знает, что по-настоящему необходимо личности участника тренинга, а как шарлатан — веша­ет перед его носом морковку, чтобы мотивировать на действия. Именно поэтому простая и понятная полуправда в ряде случаев предпочтительнее сложной и непонятной правды.

2 Эпатаж. Согласен. Но ведь именно так дело и обстоит. Слово «святой» я специаль­но взял в кавычки, потому как НИКТО из ныне живущих психологов недотягивает до уровня Александра Свирского, Нила Столбенского или Иоанна Кронштадтского.

-13-


То, что для одного ошибка, то для грамотного профессионала — исходные данные.

В среде профессиональных психологов «реальный мир» неред­ко считается частным случаем применения всеобщих законов.

Когда даете конкретные рекомендации, то помните, что даже воду пить неприятно, если ее прописал врач.

Если вы грамотно помогли участникам группы, то они наверня­ка вспомнят о вас, когда у них опять что-то приключится.

Когда во время тренинга вы пытаетесь «вытащить» у кого-то про­блему, то обязательно окажется, что она связана с кучей других. Осторожнее. Впрочем, все можно починить, если крутить в руках достаточно долго.

Не спорьте с агрессивным глупцом, потому как участники тре­нинга могут не заметить между вами разницы.

Все великие открытия и изобретения ВСЕГДА делаются по ошиб­ке или нечаянно.

Ведущий. Существует некое Великое Среднее. Оно включает в себя некие усредненные показатели развития человека, его зар­плату, круг интересов, ценности, смыслы, пути достижения целей. Оно в большинстве, и вам придется в нем и с ним жить и работать. Приведу пример Великого Среднего. Выступает главный врач боль­ницы: «Средняя температура по больнице +36,8 °С. Средние пока­затели превысили хирургические и реанимационные отделения +37,8 °С и +39,4 °С соответственно. Но зато нас всех выручил морг — —4 °С. Так что, коллеги, мы с вами четко придерживаемся послед­ней директивы Минздрава».

-14-


Пояснение. Статистика всегда обманчива. Так что будем го­ворить только конкретно! Это первое. Второе. После тренинга/се­минара вы будете иными и вас будет многое в окружающих активно раздражать. Вспомните еще раз семинар/тренинг и живите с по­правкой на Великое Среднее. Они такие, а вы — такой. Не хуже и не лучше. Просто — другой.

Ведущий. Сейчас будет грустная сентенция.

Мы живем не умом, иначе бы мы думали о последствиях дей­ствий и поступков.

Мы живем не памятью, иначе бы мы помнили о сделанных ошиб­ках и об опыте.

Мы живем не чувствами, иначе бы мы думали с любовью о себе и о своих близких.

Мы живем настроением, поэтому мы поступаем «так» и «сей­час», как «Бог на душу положит».

Ведущий. Теперь о сказочном. Однажды один купец, отправ­ляясь в дальнее плавание, спросил у своих дочерей о том, что им привезти оттуда. Старшая дочь что-то попросила, средняя тоже, а младшенькая сказала:

Привези мне, батюшка, чудище чужеземное, страшное для люб­ви неземной и для замужества выгодного!

Да как я, твой отец, отдам тебя чудищу-страшилищу на пору­гание?!— возмутился отец.

Ой, как все запущено... Ладно. Тогда пойдем по более длинному
пути. Привези мне, батюшка, цветочек аленький...

-15-


Пояснение. Если хочешь конкретного — говори о деле; если хочешь поговорить — стоит оценить свои «я хочу — я не хочу», «надо мне — не надо мне»; если хочешь поморочить мне голову — изви­ни, у меня много дел.

Ведущий. Все знают, где находится бесплатный сыр. О нем в жизни напоминает буквально все. И всегда. Но мы, к сожалению, не помним логического продолжения мудрости, гласящей, что сама мышеловка за мышами не бегает! А зря. Это вроде бы очевидно, но не всегда и не всем. Мы сами лезем в нее, не обращая внимания на свою мудрость.

Пояснение. Из-за того, что высказывание— банально, оно проходит мимо нас. А что такое банальность? Это не что иное, как навязшая в ушах истина.

Ведущий. 1 апреля все отмечают популярный международный праздник, во время которого остро ощущаешь дефицит юмора и у окружения, и у себя, и везде.

Введен он был случайно, в 1564 году. Именно в этом году король Карл IX волевым решением перенес Новый год с 1 апреля на 1 ян­варя. 1 января 1564 года французы как законопослушные граждане поздравили друг друга и обменялись подарками...

Но традиция сильна. Она сильнее любых указов, и 1 апреля шут­ники повторили новогоднюю процедуру. Поскольку праздник был «ненастоящим», то и подарки тоже были ненастоящими, для смеха. Так одна традиция перешла в другую и захватила много-много стран.

Пояснение. Самый лучший экспромт — тот, который проду­ман и придуман заранее. Почитайте, поройтесь в Интернете, опро­сите друзей — может, что-то по-настоящему остроумное в голову и

-16-


придет. Главное — спокойствие и умение не терять лицо при самых идиотских розыгрышах и шутках.

Практика показала, что сразу за шуткой «У вас спина белая» идут шутки об угоне автомобилей, приглашении на работу или об уволь­нении и взаимоотношениях полов. Это жесткий тренинг, и завтра все опять будет по-прежнему — будут просто врать, а не разыгры­вать. Почувствуйте разницу!

(Рекомендуется, как ввод в игровую, смешную ситуацию, в тре­нинг «Карнавал», «Свита королевы» и т. п.)

Ведущий. Ваши слова мне напомнили одно стихотворение 1920-х годов. Оно звучит примерно так:

Я видел рабочего,

Он не разжевал даже азбуки соль.

Но он видел и слышал Ленина...

И он знал все!

А теперь вставьте вместо слова «Ленин» все, что заблагорассу­дится: НЛП, ДЭИР, учение С. Лазарева, трансцендентальная меди­тация, трансферинг, карма-терапия, Тантра... Смысл не изменится. Попробуйте!

Пояснение. Обычно такими словами показывают бесперс­пективность и подводят итог бесполезной дискуссии участников/ ветеранов тренингов, которые везде были, все обо всем знают, обо всем имеют «компетентное» суждение и т. д.

Ведущий. Напоминаю вам о книге детства, о замечательном романе «Граф Монте-Кристо». В нем Александр Дюма-старший написал замечательный диалог:

2 3ак. 3369 — 17 —


Раз и навсегда, сударь, я запретила вам говорить со мной о день­гах; к этому языку я не привыкла ни у моих родителей, ни у моего перво­го мужа.

Охотно верю, — сказал Данглар,все они не имели ни гроша за душой.

Как все четко прописано... Жаль, что нас в нежном возрасте не учили учиться у всего того, что нас окружало!

Пояснение. Действительно, тому, чему не учат нас в детстве, тому, что не заложено в родовом сценарии, тому не быть реализо­ванным без специальной подготовки-тренинга.

Ведущий. «Когда жизнь складывается наперекор нашим жела­ниям, мир вокруг нас подобен лечебным иглам и целебным снадобьям: он незаметно врачует нас». Так в XVI веке писал Хун Цзычэн в кни­ге «Вкус корней».

Пояснение. Новая жизнь начинается со слов: «Мне плохо». Если вы здесь, значит, у вас есть шанс «излечиться».

Ведущий. Стандартной шуткой всех, кто делает фотографии, является: «Скажите — сы-ы-ы-р!» Но если подойти к этому про­цессу творчески, то можно много чего придумать. Например: «Сэ-э-э-кс!» или «А какие у вас были в детстве любимые конфеты? Ба-а-а-тончи-и-и-ки...» Выражение лица, у того, кто вспоминает свое дет­ство, — непередаваемое, а фотография получается замечательная.

Пояснение. Такой ввод в ситуацию позволяет разрядить атмосферу в группе, позволяет окунуться в воспоминания, а так­же перевести разговор с логических умопостроений на чувствен­ное переживание. Что ощущаете, когда говорите, когда растяги­вается рот в улыбке, когда вспоминаете детство? У ведущего есть

-18-


возможность «заякорить» это состояние и научить этому приему группу.

Ведущий. Прошу вас услышать то, что я вам скажу: «Жизнь, — как писал Абу-Силг, — творческий акт по реализации своих же­ланий».

Пояснение. Ведущий обращает внимание группы на наличие нескольких ключевых слов в этой фразе: «жизнь» (которая в нашей культуре нередко означает «судьба»); «творческий акт»; «своих»; «желаний».

Все они очень важны и по одиночке, и все вместе.

Ведущий. Ну и что вы посоветуете подруге/другу, которая жа­луется на то, что ее одиннадцатимесячный ребенок плохо ходит? Только одно — ходить надо больше, тогда, и только тогда, малыш научится держать равновесие и центр тяжести, у него окрепнут мышцы, появятся навыки ходьбы.

Пояснение. Обычный ответ на жалобы участников тренинго­вой группы на трудности, на что, что советы уж больно просты, на то, что они и так все знают, только вот пользоваться этим знанием не могут, и проч.

Ведущий. Я сейчас вам приведу пример из повести известного фантаста Роберта Шекли:

У меня не было выбора,горячо возразил Артур.

Ты бы мог сказать «Нет/».

Они бы меня убили!

Ну и что?

-19-


Пояснение. Коротко и ясно: «Ну и что?» В ряде случаев имен­но так и надо говорить «нет», иначе будет по-настоящему плохо и даже смерть вам не поможет.

Ведущий. Афоризм китайских мудрецов гласит: «Глупый сын хуже, чем сын-гуляка, потому что никогда не изменится к лучше­му». На эту тему есть масса бытовых историй, шванок, новелл, анекдотов и т. д. Общий смысл: «Быль молодцу не в укор». Если ты орел (молодец), то тебе ни один поступок, даже самый небла­говидный, не очень портит репутацию. Истинный «орел» всегда делает все правильно и делает правильные выводы из своих про­ступков.

Пояснение. Вот основное отличие «благородного мужа» (кит.), мужчины (рус.) от НЕповзрослевших мальчишек. «Зрелость — это не отсутствие проблем, а умение их успешно решать и отвечать за их последствия». Ничего нового, кроме одного: следование этому прин­ципу должно быть осознанным и активным. Главный вопрос: «По­чему я беру (не беру) ответственность на себя?» Хорошая тема для обсуждения.

Ведущий. Хочу вам поведать о большой тайне психологов. За­ключается она в том, что все основные проблемы, с которыми ра­ботает современная психология, были поставлены в XIX веке по­этами и отчасти писателями. Вот вам пример из творчества Васи­лия Жуковского:

Когда за дверь своей тюрьмы

На волю я шагнул —

Я о тюрьме своей вздохнул...

-20-


Пояснение. Блестящий пример того, что гораздо позже опи­сывал Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы».

В бытовом смысле — очень тяжело отвыкать от привычных сте­реотипов в сознании и в поведении, а также после тренинга начи­нать жить как-то иначе, чем до него.

Приведите и вы примеры. Можно использовать в ходе обсужде­ния, для подведения итогов.

Ведущий. Жили-были два брата-царевича. Старший в один прекрасный день все бросил, отдал младшему трон и ушел в отшель­ники. И как-то раз их пути пересеклись. Младший соскочил с коня и бросился в ноги старшему:

Ты герой, мой брат! Ты отрекся от престола рады Истины,
ради ее поиска! Для того, чтобы ее неустанно искать! Я тобой восхи­
щаюсь!!

— Да брось ты, — ответил ему старший,я эгоист. Я променял
мусор на алмаз и занимаюсь тем, к чему испытываю любовь. А вот
ты, занимаясь государственными делами поперек своей воли, — воис­
тину герой!

Пояснение. Заниматься тем, чем хочешь, — высшее удоволь­ствие, и это легко, а вот заниматься тем, что от тебя требуют, — труд­но, и где-то даже героически.

Ведущий. Позволю себе небольшое отступление. Люди сфор­мулировали множество законов: закон Бойля—Мариотта и законы Паркинсона, правило «левой руки» и правила проезда в муници­пальном транспорте, а также знаменитый «закон бутерброда». Зна­ние этих правил помогает нам шагать по жизни и пользоваться ее

-21-


удобствами. Однако любая наука рано или поздно приходит к мета­физике. В любой области знания существует предел понимания, за которым лежит мир ощущений и чувств, не поддающихся ни опре­делениям, ни описаниям. Их можно только приблизительно выра­зить метафорами, образами, стихотворениями, произведениями искусства.

Пояснение. Чувства и логика — две равновеликие величины, лежащие в разных полушариях. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Кто-то получает удовольствие от попыток доказать тео­рему Ферма или от трудов по строительству вечного двигателя, а кто-то — от лицезрения фресок Ферапонтова монастыря. Главное — уметь различать чувства и логику и уметь ими пользоваться. Кроме того, для описания заката на Селигере действительно нет слов, есть только чувства, которые могут быть переданы или стихами, или музыкой.

Ведущий. Ну вот, вы сейчас как господин Журден, который в сорок лет узнал, что все это время он говорит прозой, прибегли к тому, что римские юристы называли Argumentum ad hominem. B пе­реводе с латыни это выражение означает «использование доказа­тельств, основанных не на объективных данных, но рассчитанных на обращение к чувствам человека».

Пояснение. Что бы там ни говорили о разуме, мы чаще всего живем чувствами, в которые входит и активное проживание таких категорий, как «мораль», «этика», «нравственность» и т. д. На тре­нинге стоит обратить внимание участников на то, что активное раз­деление внутри себя категорий «чувствую» и «думаю» очень помо­жет и в жизни, и в решении задач, и в переживании проблем.

-22-


Ведущий. Для начала немного статистики. Если все населе­ние Земли представить в виде одной большой деревни в 100 чело­век, то выяснится следующее. В ней будет 57 азиатов, 21 европеец, 14 американцев из обоих Америк, 8 африканцев. Бледнолицых все­го 30 человек. 70 человек не верят в Христа, а 30 — добрые христи­ане. В деревне 52 женщины и 48 мужчин. На 89 натуралов придется 11 гомосексуалистов. 6 человек владеют 59 процентами всех дере­венских богатств, и все они янкесы.

80 человек живут в отвратительных условиях, 50 ходят постоян­но голодными, один находится при смерти, и еще один рождается. 70 не умеют ни читать, ни писать и не могут узнать о своем бед­ственном положении. Один имеет высшее образование, и ему при­надлежит единственный компьютер.

Пояснение. Такое вступление рекомендуется проводить в на­чале занятия с группой, в которой много состоявшихся и состоя­тельных людей. После этого можно переходить к более подробно­му знакомству.

Ведущий. «Господа хорошие! Мы с вами — как легендарный мат­рос Железняк с отрядом. „ Он шел на Одессу, а вышел к Херсону "! Про­машка там была около 200 км. Давайте отыгрывать назад, пока не случилось него-то еще более серьезного».

Пояснение. Такая шутливая форма позволяет снять агрессию, напряжение, разрядить атмосферу в группе в тех случаях, когда груп­па пытается стать неуправляемой или наиболее активный участник группы пытается проявить себя в роли «доминирующего самца/ самки».

-23-


Ведущий. Перед тем как мы разберем ваши «маски» и «роли», позвольте мне напомнить вам об одной из статей кодекса самураев «Буси до», которая гласит: «Надевающий маскутеряет лицо».

Пояснение. На таком парадоксальном примере мы показы­ваем участникам тренинга неэффективность постоянного ноше­ния «маски/роли», даже если она досталась ему как родовой сце­нарий.

Ведущий. Рассказывают, что Малик3 поспорил с безбожником. Спорили долго, каждый говорил о том, что правда на его стороне. Тогда Малик предложил взяться за руки и положить их в огонь. Чья рука сгорит, слова того окажутся ложью. Сунули руки в огонь — ни одна из них не загорелась. Вышло, что каждый прав. Малик вер­нулся домой и воззвал к Господу: «Семьдесят лет я иду по пути веры, и это для того, чтобы сравняться с безбожником?» И услышал он голос: «Руке безбожника помогла твоя руке. Сунул бы он свою руку в одиночку в огонь — тогда бы увидел!»

Пояснение. Мы в ответе за того, кого считаем своим. Думай­те, кого и когда вы «вешаете» себе на шею во время тренинга. Это первое. Второе. Вы на тренинге играете роль Малика — в какой-то мере. То есть безопасность его участников вы гарантируете своим опытом и навыками!

Ведущий. Имейте, пожалуйста, в виду, что люди обычно легче воспринимают понятное, а не правильное. Вот как Михаил Успен­ский описывает эдипов комплекс: «...у додревнего мудреца вычитал,

3 Малик-и Динар (VIII век) — раннесуфийский подвижник и святой.

-24-


что всякий младенец, лелеемый отцом-матерью, только и мечтает, собака этакая, чтобы батюшку родного порешить, а над матушкой нечестивым образом надругаться. Ну, у чада руки коротки и все остальное, мечты своей исполнить не может и от этого страшно злоб­ствует, а потом эта злоба живет до самой смерти... А мы, сиротки, добрые-предобрые...»

Пояснение. Легко и просто, точнее, упрощенно можно опи­сать все что угодно. Только вот что остается от идеи, которую так популяризируют? В данном случае что осталось от сути учения д-ра Фрейда?

Ведущий. Приведу вам пример из «Опавших листьев» Васи­лия Розанова: «Народы, хотите ли, я вам расскажу громовую исти­ну, какой вам не говорил ни один из пророков...

Ну? Ну?.. Хх...

Эточто частная жизнь превыше всего.

Хе-хе-хе!.. Ха-ха-ха!.. Ха, ха!..

Да, да! Никто этого не говорил: я — первый...

Просто сидеть дома и хотя бы ковырять в носу и смотреть на за­кат солнца.

Ха,ха, ха...

Ей-ей: это общее религии... Все религии пройдут, а это оста­нетсясидеть на стуле и смотреть вдаль».

Пояснение. Жизнь, как говорят французы, непроста. Она еще проще. Для того чтобы СПОКОЙНО сидеть и смотреть на закат долгое время, надо столько в себе сделать!

Ведущий. К вопросу о восточной мудрости и о том свете, что нам несут учителя оттуда. Есть картина, которая воспринимается

-25-


любой культурой, даже бушменами и аборигенами Австралии. Есть икона — она понятна искренне верующему. Но тибетскую мандалу XVII века мы воспринимаем эстетически, сколько бы мы книг о ней ни прочитали, тогда как неграмотный арат Внутренней Монголии ее понимает так глубоко, что нам и не снилось.

Пояснение. Все дело в так называемой «точке сборки» и в зна­нии кода, языка, на котором с нами говорят не только люди, но и предметы, памятники культуры, сама история и истории. Тогда за внешним проявлением сакрального предмета видится не филигран­ность отделки, не его возраст, а суть того, что он олицетворяет. Как полковое знамя. Тряпка — тряпкой, а за нее люди жизнь отдают. Так, может, понятнее.

Ведущий. Цитирую Иоанна Златоуста: «Праздник есть явление благих дел, благочестивое состояние души, умиротворенность и ра­дость. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый, и в каждый день бу­дешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей при­родепотому что день ото дня ничем не разнится,по нашему усер­дию или беспечности. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, если ты согрешил, тохуд и неразлучен с наказанием». Высказыва­нию пятнадцать веков, а все наши проблемы в нем отражены. Ка­кие? Давайте разбираться.

Пояснение. Неумение фиксировать состояния приводит к тому, что любой праздник традиционно превращается в будни. «Точ­ка сборки» лежит в нашем отношении к себе, в неумении радовать­ся тому, что есть, и тому, что еще у нас должно быть! Высказывание Иоанна Златоуста очень современно.

-26-


Ведущий. «Три типа людей знают истинную стоимость трех вещей: старики знают ценность молодости, больные знают ценность здоровья, и нуждающиеся знают ценность благодеяния» (Аль-Газали).

Пояснение. Средняя продолжительность жизни древних рим­лян была 22 года. За две тысячи лет она возросла на 25—30 лет. С учетом того, что уменьшается детская смертность, становится меньше пандемий и эпидемий, выяснилось, что особого увеличе­ния жизни не произошло. Только увеличился ритм жизни. Наши действия? Предложения. Рекомендации. Обсуждение.

Ведущий. Кстати, вспомнилось. Когда мы говорим в обыден­ном смысле о ком-то, что он дурак, мы не вспоминаем наблюдение середины XX века: «Количество разума на земле вещь постоянная. А население растет». Проблема «crazy» — интернациональная.

Так что, если вы во время «сезонного обострения» будете чаще обычного на них наталкиваться — не злитесь, а пожалейте их. Та­кие люди внутренне глубоко несчастны в этой жизни. Все-то им мешает, все их раздражает, и они не в состоянии даже задаться во­просом: «А почему?» Отнесемся к ним с пониманием и сочувствием. Похвалим себя за то, что «Я — не такой!». Повезло вам, знаете ли.

Пояснение. Описана одна из возможных реакций ведущего на агрессивность в группе, на попытку сыграть с ним в игру «Сам дурак».

Ведущий. Великие писатели Стругацкие в какой-то из ранних книг вывели один очень важный принцип. Согласно ему, человек в жизни может быть успешен в трех вещах. Это Любовь, Дружба и Работа. Их сумма — константа. То есть если в жизни много работы,

-27-


то в ней мало Любви и дружеских отношений. Если вы Душечка из рассказа Чехова, то в вашей жизни не будет ни работы, ни дружбы. И так далее. Присмотримся к нашей жизни. Как можно все эти три вещи свести в одну? У нас это обязательно получится! Если, конеч­но, очень захотеть. Свою жизнь надо прожить так, чтобы еще хо­телось!

Пояснение. Психология — наука не менее точная, чем, ска­жем, биология или физколлоидная химия.

Ведущий. В замечательной фэнтези Спрега де Кампа запом­нился диалог:

Отринув все плотские утехи, самые искусные колдуны могут
прожить в два, а то и в три раза дольше обычного смертного.

— А может, без мяса, женщины и вина жизнь им просто кажется
в два-три раза длиннее?

Пояснение. Отказ от «чего-то» может быть обычной неспо­собностью «этим» овладеть. Прямо по басне Эзопа в переводе де­душки Крылова «Лиса и виноград».

Ведущий. Я приведу вам старую китайскую притчу, но не о Патриархах, а из жизни Конфуция. Некто спросил Учителя:

Правда ли говорят, что за зло нужно платить добром?

А чем же тогда платить за добро?удивился Учитель. — Нет, за зло нужно платить по справедливости.

Пояснение. Адаптивность как раз и заключается в том, чтобы для СЕБЯ определить, что такое для МЕНЯ добро и что такое зло. Остальные выборы будут делаться автоматически. Так что если с

-28-


вами происходит нечто, что тревожит, пугает, вызывает дискомфорт, то это тот самый импульс, направленный на выявление внутренне­го ресурса. Вы должны его проявить, иначе несчастная жизнь га­рантирована.

Неприятно читать слово «должны» — но его смягчает слово «себе». К счастью или к сожалению, но вы должны не папе, не жене, а только своей душе, своему Я. А они комфортно себя чувствуют только тогда, когда развиваются. Душа обязана трудиться? Или нет? Или чуть-чуть и иногда?

Ведущий. Однажды у Седьмого Патриарха спросили:

Что такое судьба?

Судьба — это когда кажется, что еще что-то можно сде­лать,ответил Седьмой Патриарх.

Пояснение. Сказка ложь, да в ней намек... Если тебе хоть толь­ко кажется, то ты уже можешь что-то с собой сделать!

Ведущий. Есть такой популярный автор Макс Фрай, пишущий о сказочном городе Ехо. В одной из книг есть великолепная иллю­страция нашего обсуждения. Минутку внимания:

Какие-то непонятные несчастные случаи, — пожал плечами Ме­
лифаро.
...Когда читаешь отчеты, все выглядит вполне достовер­
но
до тех пор, пока не начинаешь задумываться о количестве.

Ваше мнение? Вам это ничего не напоминает? Обсуждаем. Слу­шаю.

Пояснение. Внутреннее сопротивление любым действиям, приводящим к изменениям в жизни, многообразно. Нетренирован­ному человеку оно незаметно. Оно бросается в глаза со стороны.

-29-


Или, как вариант, при помощи самоанализа — фиксации внима­ния на том, что сегодня мне мешает заняться собой (проделать уп­ражнение, бросить курить, проделать практику...). Сразу и нагляд­но видно, как количество плавно и незаметно для нетренирован­ного внимания переходит в качество.

Ведущий. В книге Дэвида Майерса «Серебряный вихор» есть замечательный диалог:

А чем жители зарабатывают себе на жизнь?

Они не зарабатывают себе на жизнь. Они поступают умнее: они просто живут.

Пояснение. На примере цитаты ведущий показывает ценность жизни как таковой. Необходимость пребывать для укрепления нервной системы не в иллюзиях и «пустых хлопотах» по чужим про­блемам, а в своей жизни, в своих проблемах, в поиске самостоя­тельных решений. То есть в том, что именуется кратко и емко — ЖИЗНЬ.

Ведущий. Теперь сказка на современном материале, пока тема не устарела. Сказка про правильное целеполагание. Итак.

Поймал старик золотую рыбку, и та говорит ему человеческим го­лосом:

— Выпусти меня в синее море, а я выполню три твоих желания.
Старик задумался и отвечает:

— Хочу, во-первых, быть молодым! Во-вторых, хочу быть богатым,
сидеть и ничего не делать! А в-третьих, хочу, чтобы вокруг меня ка­
раул крепкий стоял, а про меня истории рассказывали, меня поддер­
живали и в государстве родном, и в иноземных странах!

-30-


И сделала она его Ходорковским.

Пояснение. Бойтесь желаний — они исполняются в точном соответствии с тем, как мы их сформулировали. Подсознание на­меков и иносказаний, а также «Я это имел в виду» не принимает и реализует буквально формализованное желание. Сие проверено на бесконечном количестве и умных, и идиотов.

Ведущий. Приведу вам классический вариант переноса: «Я бы на твоем месте!» Итак. «Их теории выглядят слишком желчными и предвзятыми, чтобы вызывать полное доверие. Я бы воздержался при­знать теорию о природе музыки и ее роли в человеческом обществе, если бы она была изобретена лишенным музыкального слуха психоло­гом, чья жена недавно сбежала от него с композитором или с музы­кантом».

Пояснение. Налицо перенос, он же трансфер, о вреде кото­рого нас предупреждал Карл Густав Юнг. Что может понимать пси­холог в музыке, если он не умеет играть на музыкальном инстру­менте, ничего не понимает в музыке и от него сбежала жена с музы­кантом? Предполагается, что о музыке может рассуждать только музыкант, о рисунке — рисовальщик, о печи — печник, а не потре­битель тепла из нее, а о качестве дорог — тот, кто ее строил, а не тот, кто по ней ездит. Земля — крестьянам! Фабрики — рабочим! Море — морякам! Небо — летчикам! Котам — масленицу! Дуракам — счастье!

Так что прежде чем сказать сакраментальное: «Я бы на твоем месте», остановитесь, подумайте и прикиньте: «А что я делаю на своем месте?» Досужие разговоры-оправдания: «Я же хочу как луч­ше!» мало подходят к случаю. В лучшем случае ваша помощь долж-

-31-


на быть ограничена разбором ситуации, без нажима и акцента. Именно поэтому врачи не лечат своих, а психологи не работают с друзьями. Хочешь потерять деньги и другаодолжи ему денег. Не будет ни денег, ни друга.

Ведущий. Вы напомнили мне один исторический анекдот. В се­редине XIX века, во время пребывания персидского шаха в Париже, одна дама спросила его:

Вы женаты?

Очень!ответил шах.

То же самое я могу ответить на ваш вопрос.

Пояснение. Такой ответ рекомендован в случае, когда наибо­лее агрессивный член группы откровенно идет на конфликт, а по ходу тренинга конфликт не предусмотрен.

Ведущий. Все значимое для нас видится на расстоянии. Вот пример. Жил-был один продвинутый йог. До перестройки у него была мечта — съездить помедитировать с настоящими просветлен­ными монахами в монастырях Индокитая.

Громыхнула перестройка, и у него оказалась такая возможность. Он уехал туда, и года три от него ни слуху ни духу. Мы уже решили, что он там нашел какие-то приключения с трагическим исходом. Через некоторое время он вдруг появился. Осунувшийся, перебо­левший там какими-то местными хворобами и болячками. Вот си­дит он перед нами. А мы вопросы!

Ну как? Просветленных видел?! И как там они?

Да люди как люди. Народ как народ, со своими делами и делиш­ками. В общем, те же самые проблемы, только с другими людьми.

-32-


Мы опешили. Как, уехать за пять тысяч верст, чтобы изрекать банальности?

— А кто тебе мешал это увидеть, отъезжай от города на элект­
ричке километров за тридцать, в Сосновку или Черемушки, и наблю­
дай себе вволю!

А он нам так грустно:

Да кто же знал?

Пояснение. Налицо эффект расстояния. Тогда, когда отхо­дишь от проблемы, точнее, от ее эмоционально-чувственного пе­реживания, то включается другое полушарие — левое, а проблема, то есть переживание, превращается в задачу, которую необходимо решать спокойно, без эмоций. Именно поэтому так хорошо дума­ется в дороге. «ОТ» проблем ты уже отъехал, а «К» другим пробле­мам ты еще не доехал. Впрочем, от себя не уедешь. Все возишь с собой. Это первое.

Второе. Что на Западе, что на Востоке, я имею в виду настоящий Восток, а не Восток из сказок «Тысячи и одной ночи», сходные с нашими проблемы — самоуважение, унижение, обиды, тревоги, самотворчество и много-много чего еще.

Ведущий. Приведу вам один пример из творчества одного фи­лософа: «Если смотреть на золотую статуэтку льва, то можно ви­деть золото, можно видеть льва, можно видеть ее художественную ценность, можно видеть золотого льва, можно видеть и оценивать ее художественную и материальную ценность, можно ничего не видеть, а пугаться, что вот-вот ее от вас отнимут... Но при этом редко кто может видеть ее во всей полноте. Видят одно качество, остальные от взгляда и восприятия скрыты».

-33-


Пояснение. Такая формулировка очень хорошо иллюстриру­ет тезис о том, что «лицом к лицу лица не увидать», то есть когда мы с кем-то общаемся, то видим обычно одно качество или одну суб­личность, а не всего человека в целом. И раздражает нас тоже что-то одно. Раздражаясь на это качество, мы игнорируем все хорошее, что есть в человеке, в поступке, в событии, в жизни.

Ведущий. «...Мы родились не для того, — писал византийский мыслитель, — чтобы есть и пить, но дабы сиять добродетелями во славу сотворившего нас. Питаемся же по необходимости, чтобы со­хранилась наша жизнь для созерцания, на что, собственно говоря, мы и рождены». Известных людям способов прожить долго и здорово так много, что непонятно, почему мы уже не живем по пятьсот лет. Вероятно, потому, большинство из них основывается на воздержа­нии или делании того, что неприятно.

Пояснение. Отказ от вредных, но приятных привычек, от не­умеренности в еде и в общении с противоположным полом, от мыс­лей, эмоций, чувств... предполагают внутреннюю работу. И хотя жизнь праведника, как правило, длиннее жизни грешника, многие предпочитают жить так, как живется. И это, наверное, не самое глу­пое. Насильно разве мил будешь? Практика эволюции человече­ства подтверждает это. Теперь уже трудно сказать, что первично — забота о здоровье или занятие, с помощью которого можно обрести душу. На эту тему есть стихотворение:

Я думаю, нежась в постели,

Что глупо спешить за верстак:

Заботиться надо о теле,

А души бессмертны и так.

-34-


Ведущий. А вот мое любимое. Однажды к Патриарху подошел человек и попросил показать ему что-нибудь чудесное.

Каждое утро восходит Солнце, осенью опадает листва с дере­вьев, — ответил Патриарх.

Учитель, я вас не понимаю, что же здесь чудесного?

Да все! И то, что каждое утро восходит Солнце, и то, что осе­нью опадает листва с деревьев, и то, что ты меня не понимаешь! — воскликнул Седьмой Патриарх.

Пояснение. Не хочешь — не увидишь! Как видите, Патриарх ничего чудесного или волшебного не показал, зато все, на что он указал, было удивительным и чудесным! Достаточно только при­глядеться!

Ведущий. А теперь поздравляю вас с успешным окончанием семинара:

Пять важных правил в жизни соблюдай,

И на земле увидишь светлый рай.

В делах мирских не возмущай покой,

Зря не рискуй своею головой,

Здоровье береги, как редкий клад,

Живи в достатке, но не будь богат,

И пусть приходит разделить досуг

К тебе надежный старый друг... Пояснение. Рекомендуется тогда, когда окончание семинара приурочено к какому-либо празднику. У ведущего есть определен­ные трудности: как поздравить оригинально, с чувством и нестан­дартно, в отличие от обычного: «Желаю вам всего того, что вы себе сами пожелаете!»

-35-


Ведущий. В начале XX века русский философ Владимир Со­ловьев разрешил вопрос, который мучил философов три тысячи лет. Он звучал так: «Может ли Всемогущий Бог создать камень, который Он не в состоянии сдвинуть?» Соловьев ответил: «Такой камень со­здан — это человек».

Пояснение. Если человек не захотел — ничего не попишешь. Так что это необходимо донести до всех участников тренинга: за НИХ никто и ничего НЕ может и НЕ сможет сделать!


ИДЕИ

Копье бросает осторожный, Трус шлет стрелу из-за угла. Лишь для отважного надежны: Длина руки, длина клинка.

И. Алексанов

От автораведущему. К теме идей я отношу все то, что касается общих принципов подхода к проблематике. Мир идей более важен, чем мир физических процессов. Именно из мира идей каждый из нас формирует Картину мира и Я-концепцию. Только оттуда. Из этого мира мы берем и применяем на практике стандартное и сте­реотипное мышление и соответствующий ему стиль поведения; именно они в конечном итоге и формируют те проблемы, с кото­рыми мы живем, ту дезадаптивность, которая так мешает преуспе­вать, быть довольным собой и своей жизнью.

Привычно, по-«марксистки» отделяя себя от мира идей, мы от­деляем свой быт от Бытия, к которому мы причастны. Слово «идея» обозначает в переводе с греческого «смысл», «значение», «сущ­ность», и она тесно связана с категориями мышления и Бытия.

-37-


Материальное создает пользу. Нематериальное влияет на Бытие.

На тренинге в основном идет работа с идеями и с их воплощени­ем в жизнь с помощью создания, развития и закрепления навыков нового стиля жизни или поведения. Это зависит от декларирован­ной темы и цели тренинга. От тренера требуется только одно — быть проводником идей, которые помогут его участникам проник­нуться важностью созданного и усвоенного.

Специально для ведущего. Умение суггестировать, умение быстро находить выход из нештатных ситуаций — необходимый фактор успешности работы тренера. Вот пример из древнекитайской муд­рости. Избранные чаньские4 изречения гласят: «Когда добрый чело­век проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дур­ной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным».

Пояснение. Вероятно, лучше так: «Точка сборки» и наполне­ние смыслом всего, что происходит на тренинге, — это одна из двух главных задач ведущего. Вторая задача — обучить искать и нахо­дить «точку сборки» в жизни. То есть использовать навыки, полу­ченные во время тренинга/семинара. Общий девиз, под которым рекомендуется жить: «То, что происходит с нами, то происходит для нас». Вот парадигма, которой я рекомендую следовать во время тре­нингов/сессий.

Ведущий. Давным-давно советское правительство приняло какое-то решение. Сейчас оно для нас совершенно не важно, глав­ное то, что оно вызвало международный резонанс. Молотов докла-

4 «Чаньские», то есть дзенские, но в китайской транскрипции.

-38-


дывает Сталину, что даже Ватикан возражает, что Папский престол против такого решения. Сталин спрашивает у Молотова: «А сколько дивизий у того Ватикана?.. Ни одной? А вы говорите„против"».

Прошло пятьдесят лет. И где тот Сталин? И где его многочис­ленные дивизии и армии? А Ватикан по-прежнему играет важную международную роль.

Пояснение. Мир идей гораздо сильнее того, что именуется грубой силой, сильнее «реалий сиюминутных прагматиков», чего-то очень материального. Тысячелетняя практика побед гуманисти­ческих идей человечества — тому подтверждение.

Ведущий. Давайте присмотримся к окружающей нас реальнос­ти. Пригляделись? Привожу один пример того, что все, что нас окру­жает, — учит нас. Учителей масса, а учеников нет. 18 августа 1845 года было учреждено Русское Географическое общество. Что это нам дает? Дает возможность вспомнить о замечательном романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Обычно за познавательным и блистатель­ным сюжетом от нас уходит вечная «простая» тема — тема умения правильно выстроить вопрос, просьбу, цель. В чем основная суть ро­мана? Обсуждаем. Каково ваше мнение о его сути?

Пояснение. Основная суть романа, его смысл, кроме позна­ния мира, проявления любви, дружбы и проч., в рамках обсуждае­мой нами проблемы в том, что если бы капитан Грант написал пря­мым текстом: дата крушения, координаты острова и SOS, то тогда бы его со товарищи спасли гораздо быстрее. Правда, романа не по­лучилось бы, но тут — дело вкуса. Или роман, или спасение. Странным кажется неумение ставить цель для капитана дальнего плавания, — впрочем, Жюлю Верну виднее.

-39-


Сразу затрагиваем тему многозначности в интерпретациях лю­бых событий. В приведенной истории есть еще несколько смыс­лов, которые профессионал не сможет не использовать:

■ одна «дурная» голова другим ногам покоя не дает. Грант опи­сал многоречиво свои страдания, а искать его по его путаным, подпорченным морской водой записям пришлось нескольким десяткам людей;

■ если вы выполняете «волю пославшей тя жены», то получите от этого максимально большое удовольствие и пользу, как по­ступили те, кто его искал;

■ помогая кому-либо, ты сам, хочешь того или нет, но помога­ешь в чем-то себе;

■ если хотите, чтобы вас спасли, то так прямо и говорите, а не намекайте.

Можно пример использовать для коллективной работы, для об­суждения, для тренировки креативности, для мозгового штурма...

Ведущий. Сейчас важный вопрос к вам. Проявляю эрудицию. Итак, 5 января 1775 года в Москве казнили Емельяна Пугачева, выдававшего себя за императора Петра III. Он нес народу волю и свободу. Он ее не только обещал, но и давал. Ее брали. Все окончи­лось весьма плачевно. Закономерно ли это поражение? Это вопрос группе. Обращаю ваше внимание на то, что это вопрос не на знание истории, а на умение увидеть за фактами суть проблемы.

Обсуждение. Подведение промежуточных итогов.

Разберем ситуацию, но не в историческом контексте, а по сути. И тогда, и сейчас не был решен важнейший смысловой вопрос. Его

-40-


мы систематически не можем разрешить в своей жизни и в жизни близких, которым даем «мудрые» советы. Особенно они «хороши» тогда, когда вы их навязали без спроса.

Такая же ситуация складывается тогда, когда надо выбирать меж­ду «воля» и «свобода». Пугачев давал всем не «свободу для», а «волю от». Не «иди и делай», а «освободись „от", а там посмотрим». Сей­час у нас есть возможность подискутировать: «Мне нужна свобода „от" или „для"?» На эти вопросы тяжело честно отвечать, но давайте:

■ хочу избавиться «от» (болячек, проблем, мужа, дочки, бедно­сти...) и все;

■ хочу избавиться «от» (болячки мужа, проблем, дочки, беднос­ти), «для того чтобы...». Нужное вписать.

Пояснение. Исторический факт учит нас тому, что

■ можно научиться у всего, но ничему нельзя научить;

■ имеет смысл четко определять цель и активно ее достигать.

То есть я избавляюсь «от» чего-то и спокойно сижу и ковыряю в носу или «для» того, чтобы сделать то-то и то-то. В первом случае вы обретаете волю: «Что хочу, то и ворону». Во втором случае награ­да — обретенная независимость, «осознанная необходимость». Вы­бор за нами!

Ведущий помогает участникам тренинга разобрать ситуацию.

Ведущий. Существует закон причинности и ожидаемости со­бытия. Так, если поздним вечером раздался стук в дверь вашей квар­тиры, то вероятность того, что это персидская шахиня, зашедшая к

-41-


вам на огонек и желающая отведать зеленого чая, отлична от нуля... но, скорее всего, это соседи снизу, у которых протек потолок, или соседи, у которых закончилось курево, а в ларек «на углу» идти из-за двух сигарет неохота.

Пояснение. Обычно такая фраза очень хорошо переводит раз­говор с попыток увести тему тренинга в область пустопорожних объяснений и рассуждений, так называемых «mind games» — игры ума. Впоследствии при попытках вернуться к ним можно вспоми­нать ее буквально одной фразой: «О, опять, шахиня пожаловала!»

Ведущий. Есть у меня для вас, кстати, одна поучительная ис­тория. Все вы люди грамотные, начитанные, а многие из вас любят так называемые «дзенские» истории про Патриархов, Наставников и Учителей. Так вот.

Однажды у Седьмого Патриарха спросили:

Чем жизнь в монастыре отличается от жизни в миру?

В монастыре вас сперва бьют палкой по голове, а потом вы обре­таете просветление. В миру наоборот. Вы сначала обретаете про­светление, а потом вас начинают бить палкой по голове,ответил Седьмой Патриарх.

Простая и поучительная история о том, что умных недолюбли­вали во все времена.

Пояснение. На примере псевдодревней притчи ведущий по­казывает, что мудрость была и есть не только «когда-то и где-то», но и рядом с каждым участником тренинга. Кроме того, некоторые участники тренинга начинают лучше понимать «простенькую» вещь: с более тренированного, начитанного, сильного, умелого че­ловека и спрос больше. Именно так люди будут относиться к тем,

-42-


кто успешно прошел тренинг, и это следует четко понимать и при­нимать без обид.

Ведущий. На эту тему есть одна история о необходимости выстраивать диалог с учетом знания языка, на котором говорит ваш партнер.

Лет сто шестьдесят назад, в 1845 году, в Японию, наглухо закры­тую для всех иностранцев, кроме голландцев, пришла эскадра Ве­ликобритании. Рейд был деловым: надо было объяснить сегуну и императору простую, как перпендикуляр, идею о том, что торго­вать умеют кроме голландцев еще и англичане...

Эскадра встала на рейде, расчехлила пушки, на флагмане сове­щание, морская пехота чистит оружие... и японцы решили выяс­нить: чего хотят длинноносые* на самом деле?» Они отправили груп­пу разведки на корабли. Те проникли на корабль, просмотрели бу­маги в каюте капитана одного из кораблей, пересчитали пушки и даже подслушали, о чем говорят на совещании адмирал с офицера­ми. После чего незаметно ушли. Ниндзя, однако. Но рейд был про­веден зря. Почему? Работаем. Слушаю ваше мнение. В чем, по-ва­шему, подвох?

Обсуждение. Разбор вариантов.

Пояснение. В этой группе не было ни одного человека, пони­мающего по-английски! И все они, несмотря на блестящую подго­товку, ничего не поняли ни из бумаг, ни из разговоров... Именно из-за этого рейд был проведен «просто так». На примере видно, что если вы собираетесь понять то, что вам говорят, или внятно и по-

* «Длинноносыми» в Юго-Восточной Азии называли европейцев.

-43-


нятно, для партнера, что-то объяснить — говорите на одном языке. Банально? Не скажите. Не думаю, чтобы средневековые японцы были очень глупы и просты.

Ведущий. «В диалогах с Учителем», в котором описывается жизнь Конфуция, есть изумительный диалог:

Каков идеальный человек? — спросили Учителя.

Для кого? — ответил тот.

Пояснение. Так же обстоит дело и с обучающими нас ситуа­циями в жизни. Один учится на них, а второй только успевает по­тирать «места, ушибленные жизнью». Об этом и на этом ломаем мозги и голову! Таков и семинар. Учитесь на всем том, что здесь с вами происходит.

Ведущий. Небольшая иллюстрация (пример) к тому, что са­мое важное — иметь в самом себе внутреннюю уверенность в пра­вильности действий, и к тому, что больше всего всем мешают толь­ко сомнения.

Генри Саймонс, один из основателей научного подхода к рекла­ме, считал: «Можно получить прибыль или производя то, что хотят потребители, или надо заставить потребителя захотеть приобрести то, что произведено». В конце 1950-х годов Д. Викари в США провел эксперимент с пресловутым 25-м кадром, вмонтированным в кино­фильм. С тех пор нам активно внушается, что 25-й кадр воздействует на подсознание, кодирует и заставляет нас делать то, что записано на нем: «Покупайте...», «Выбирайте...», «Употребляйте...» и т. д.

Напуганная общественность заставила государство принять за­кон, согласно которому подсознательное внушение запрещено ка-

-44-


тегорически. Рекламисты не отказались от этого хода, правда, они не используют «25-й кадр», а действуют текстом, видеорядом, сим­воликой.

Массовое сознание было настолько поражено опытом Викари, что ему... поверили на слово. Позже он признался, что все приду­мал, чтобы разрекламировать свой бизнес. Так что не существует никаких доказательств того, что виды подсознательных внушений на базе 25-го кадра эффективны и влияют на деятельность, потреб­ности, более успешное обучение людей языку или кодируют от ал­когольной зависимости и курения.

Проверка показала, что категория внушаемых людей, считавшая, что «это работает», получала некоторый результат, и наоборот. Что же, ничего особенного, как говорила Л. П. Андреева: «Если веришь — можно закусывать». В такой вере нет ничего плохого и для веря­щих, что сигнал доходит до подсознания и позитивно действует на память, и для тех, кто торгует, и для налоговой службы, и для...

Блажен, кто верует,

Тепло ему на свете!

Пояснение. Вот бы еще так же верить в свои силы и в себя — цены бы нам не было. Очень важное правило! Оно поможет успеш­но жить и работать. Даже если вы из всей книги возьмете на воору­жение только эту страницу — вы не зря купили книгу и не зря про­чли ее!

Ведущий. Напомню вам о том, что слово «календарь» пришло в наш язык из латинского и означает «долговая книжка». Именно в день календ должники платили проценты с займа. Обычно это про­исходило в первые числа месяца. Папа Римский Григорий XIII ввел

-45-


новый календарь в XVI веке, заменив старый, юлианский, которым пользовались с I века. На радостях, что он более точен и соот­ветствует солнечному году, с отставанием на 26 секунд, Папа со­единил начало года со своим днем рождения. Обзавидуешься, чест­ное слово.

Пояснение. Все довольно просто: права не дают, права берут. Было бы только мотивированное нахальство:

Вы умеете играть на скрипке?

Не знаю... Не пробовал!

Как видите, и анекдот — а тоже в тему.

Ведущий. Я приведу вам пример того, что гарантированное одиночество необходимо любому из нас. Оно помогает перекрыть доступ ненужной и вредной информации, которая замусоривает наше восприятие Бытия.

У одной лошади были золотистые рога. Это была славная зеленая в коричневую крапинку голубоглазая лошадь с золотыми рогами. Она гу­ляла себе по пустынному морскому берегу, тоскливо мотая головой.

Привет, лошадь, — шептали ей волны, но она не отвечала. Не
то чтобы ей был не понятен язык волн, просто волны постоянно сме­
няли друг друга, а здороваться с каждой слишком утомительно. Так
молча бродила лошадь и не могла найти себе собеседника.

Пояснение. Если с тобой говорят, а ты не хочешь переутом­ляться, то «просто» необходимо помнить, что ты живешь в сообще­стве людей. И если хочешь проживать в нем бесконфликтно и ком­фортно, то надлежит соблюдать нормы общепринятого поведения. Это касается и волн, и лошади, и нас — кроме вежливости есть еще самоуважение и права личности на внутреннюю и внешнюю сво­боду.

-46-


Ведущий. Напоминаю, что абстрактные «Должен!», «Нужно!», «Надо!» — как правило, чужое «Хочу!». Мы принимаем чужие уста­новки некритично и в очень раннем возрасте. Пользуемся ими всю жизнь и удивляемся: «А чего же моя жизнь так похожа на жизнь моих несчастных и несчастливых родителей?»

Приведу в пример отрывок из сборника «Тысяча и одна ночь», «Рассказ про Аладдина и волшебный светильник»:

С ума, я что ли, сошла? Выброси эту мысль из головы, дитя мое, и подумай про себя: кто ты и чей сын, чтобы просить за себя дочь сул­тана? Ты сын портного, и больше ничего, и вдобавок ничтожнейшего портного. Ведь твой отец был самым бедным из всех, кто занимается его ремеслом в этом городе, да и я, твоя мать, кто я такая? Моя род­ня беднее всех в городе. Так как же ты посмеешь просить за себя сул­танову дочь, отец которой согласится выдать ее только за сына царя или султана?..

Пояснение. Аладдин правильно переставил акцент с чужого: «Так надо!» на свое: «Надо мне!» и женился на принцессе Будур и вошел в сборник всемирно известных сказок.

Ведущий. Мне как-то раз встретился и запал в душу один отры­вок из старого текста. Вслушайтесь: «Мне не доводилось встречать человека, вглядевшись в которого я бы не обнаружил, что в нем что-то превосходит меня. Если он был старше, я признавал, что он совершил больше добра, чем я; если моложе, я признавал, что за мной больше гре­хов, чем за ним; если он был богаче, я признавал, что он больше отдавал на дела благотворительности, а если беднее — он претерпел больше, чем я; если он был мудрее, я чтил его мудрость; если он был не мудрее меня, я думал о том, что его ошибочные суждения не столь фатальны, как мои».

-47-


Пояснение. Вспоминаешь эти слова и поражаешься силе духа и мысли у человека. Тому, как он мог и умел видеть хорошее в ближ­нем. А нам слабо?

Ведущий. Теперь о том, как из-за деревьев мы не видим леса. Для начала старая китайская мудрость. «Тот, кто вглядывается в конник волоса, не заметит, как велик мир. Тот, кто вслушивается в шорохи, не слышит, как грохочет гром. Тот, кто ищет близкое, не заметит далекого. Тот, кто слушает гром, не услышит тишины. Тот, кто внимает близкому, не постигнет отдаленного...» Это утвержде­ние актуально и сейчас.

Еще один пример. Князь Голицын в конце XIX века хотел на­чать производство отечественной мадеры в Массандре. Основной «секрет» мадеры — в плесени (дрожжевая пленка), которая за счет процесса ферментации создает особый, ни на что не похожий при­вкус. Он послал в Испанию А. Зельгейма. Тот за чужой счет съездил в Испанию, все осмотрел и заявил, что в Крыму нет подходящих почв. В то, что дело в дрожжевой пленке, он не поверил. «Зачем везти в Россию плесень, когда у нас своей хватает?»

Пояснение. Потрясающая близорукость: «... кто внимает близ­кому, не постигнет отдаленного». Зри в корень! Касается всех. И всегда.

Ведущий. Специально для любителей дальневосточной муд­рости и «духовных искателей» одна история.

Однажды к дзенскому Патриарху подошел торговец и спросил его:

Скажите, как можно достичь состояния Будды?

-48-


— Да-а-а, — мечтательно произнес Патриарх, — Будда был очень состоятельным человеком.

Пояснение. Сказка — ложь, да в ней намек, особенно для тех, кто хочет чего-то Высокого и Чистого. Пока не применишь полу­ченные знания, навыки и умения в Быту для достижения успеха и твердой почвы под ногами, не видать тебе Бытия! Никакое состоя­ние, полученное человеком, не освобождает от необходимости тру­диться и дальше.

Ведущий. Сегодня и сейчас я вспоминаю армянскую притчу о национальном герое Пыл-Пуги. «Как-то Пыл-Пуги был на пиру ви­ночерпием и громко спросил у пирующих: „Ай, народ, как бы вы хоте­ли, чтобы я наливал вино? По-божески или по-человечески?" Все зак­ричали: „По-божески! По-божески!" Пуги обошел всех присутствую­щих и налил всем. Одномупару капель. Другому — целый кубок, третьему — одну треть... „Пуги! Ты или уже напился, или спятил! Что ты делаешь? Ты в своем уме?" — „Так вы же сами велели нали­вать по-божески. А ведь Бог тоже не всем одинаково дает... И я так же. Как Бог дает, так я и наливаю!"»

Пояснение. Знакомая ситуация? Вопросом: «За что мне пло­хое, за что им хорошее?» — мы задаемся частенько. Почему с нами происходит то, что происходит? Кто в этом виноват и что делать? На все эти вопросы многим дает ответы причинно-следственный закон, именуемый Кармой.

Карма переводится как «действие», причем действие не пассив­ное, а активное, приводящее к результату. У человека Карма являет собой всю сумму его деятельности. Все происходящее сейчас и то, что будет потом, — результат его поступков (прошлых и тепереш-

-49-


них. Благие дела (правильный выбор) приносят хорошие плоды, дурные, соответственно, — плохие. «Плюс» на «минус» не дает ней­трализации: человек по отдельности вкушает плоды своих поступ­ков, и искупления вины нет. Карма — олицетворение тотальной справедливости, которая гораздо длиннее одной жизни.

Ведущий. Если вы думаете, что на тренинге с вами будут де­лать что-то сверхъестественное, то ошибаетесь. Станислав Ежи Лец, известный насмешник, как-то изрек: «Бывает, что не хочется жить, но это вовсе не значит, что хочется не жить». Глубокая мысль.

Пояснение. Этой фразой вы снимаете напряжение в группе, одновременно ставите экзистенциальный вопрос: «Вспомните, сколько раз в жизни вы всерьез решали проблему добра и зла? Думаю, что нечасто: раз-два, максимум — три. Почему? Да потому, что все вопросы, которые мы решали ранее, из разряда вечных. Вечных, не по­тому что они ВЕЧНЫЕ, а потому, что их решают вечно».

Для некоторых таких вопросов не существует, поскольку они при­нимают решения стереотипно или интуитивно. Проблемы, по сути своей, у всех одинаковые, а последствия решений и выборов — различ­ные. Если ничего не предпринимать, то ситуация, скорее всего, усугу­бится терзаниями, сомнениями, перебором всех мыслимых и немысли­мых вариантов, бессонницей, неврастенией и проч. Пути, которые мы выбираем, проходят по линиям наименьшего для выбирающего со­противления. Одному проще пристрелить друга, а другому тащить его на себе. Что кому проще. А вот «проще» — это мораль, этика, нрав­ственность, долг и прочие идеалы. «Легко и приятно говорить правду».

Кроме того, можно поставить вопрос о когнитивном индивиду­альном стиле.

-50-


Ведущий. Важнее всего внутреннее устремление, тогда пути, которые как веер открыты перед нами, будут вести туда, куда жела­ете. Вот иллюстрация.

В 1837 году в столетие Российской империи в России посели­лась шведская семья по фамилии Нобель. Она трудилась на благо и не только общества почти восемьдесят лет. Сменилось несколько поколений Нобелей, среди которых были инженеры, изобретате­ли, финансисты, общественные деятели. Их называли «богатыря­ми русской промышленности». Сегодня обозвали бы олигархами, тем более что они первыми стали осваивать запасы нефти в При-каспии и на Кавказе. Что же, время все расставило на свои места. Взятки забылись (Россия, знаете ли), а дела остались.

«В тот день, в который не хочешь работать, — не должен и есть» — так сформулировал один из представителей этой семьи свое кредо. На их заводах делались станки, паровые машины, первые в России установки центрального отопления и многое другое, полезное и нужное в мирной жизни. Они выстроили Народный дом на Выборг­ской стороне в Петербурге. Вкладывались в медицину, в благотво­рительность... Но основным направлением их деятельности было развитие военно-промышленного комплекса... Они производили вооружение для армии и флота, подводные мины, взрывчатку.

Память о семье вряд ли бы осталась, несмотря на все достиже­ния в памяти людей. Стерлась, если бы не осознание Альфредом Нобелем во время Первой мировой войны, какой «подарок» миру принесли его заводы, — и он все состояние внес в надежный банк с условием, что на проценты со взноса будет учреждена премия.

Пояснение. Кроме того, что история заставляет группу при­тихнуть, есть один немаловажный фактор. Попытки создать раз-

-51-


личные премии, в том числе и на международном уровне, были не­однократно. Однако кто о них помнит всерьез? А Нобелевская из­вестна всем. Вероятно, потому, что кроме суммы в ней есть что-то, что облагораживает ее и ее получателей. Что-то выходящее за сум­му и уходящее в мир идей.

Ведущий. Сегодня в работе группа руководствуется идеей: «Че­ловек покорит даже небо. Если его воля сосредоточена, а дух деяте­лен, то ни Судьба, ни знамения не имеют над ним власти».

Пояснение. Повторяя чужие ошибки (следуя чужим советам), платишь за них, как за свои. Об этом стоит поговорить.

Ведущий. «Жизнь, — как писал В. Годгивз, — есть имя суще­ствительное, прилагательные к которому отыскиваем или создаем МЫ сами».

Пояснение. Когда вас о чем-либо спрашивают, например со­вет, то вас искушают! Искушают тем, что показывают вам, что вы умнее того, кто обратился, талантливее, более знающи и опытны... Искушают возможностью «искренне помочь», «развести» чужую беду руками... Искушают тем, что в случае удачного совета вы не без ос­нований будете себя считать «великим и мудрым... Умудренным муд­ростью мудрых... Затмившим саму Мудрость своей мудростью».

Когда нас жизни учит кто-то, я весь немею,

Житейский опыт идиота я сам имею.

Ведущий. Вспоминается мне одна история о том, что любое событие или правило при толковом подходе всегда(!) можно повер­нуть себе на помощь. Это и есть социальная адаптация.

-52-


Во время Великого поста один батюшка оказался в гостях у влады­ки. За обедом перед батюшкой поставили постную бобовую похлебку, а владыке подали жареного цыпленка.

Чего ты хотел бы сейчас вкусить?— спрашивает его владыка. — Фасоль или жареного цыпленка?

Сказать по правде, ваше преосвященство, хотелось бы мне от­ведать цыпленка.

Я так и думал. А вот мне бы очень хотелось отведать бобовую похлебку. Но поскольку в Великий пост надлежит не поддаваться ис­кушению и усмирять свои желания, ты будешь вкушать похлебку, а я -терпеть цыпленка.

Пояснение. Умейте любое событие обернуть себе на пользу. Владыка не только объяснил все батюшке, но и вошел в историю, ну и поел вкусно, конечно. Так, кроме того, выглядит неприятие воздержания и нежелания чем-то поступиться, даже во благо себе.

Ведущий. В книге «Гуань Инь-цзы» сказано: «Мои мысли меня­ются с каждым днем, движет же ими не мое „Я", а судьба. Когда познаешь природу и судьбу, вовне не будешь видеть себя, внутри не бу­дешь видеть свое сознание».

Пояснение. Фраза несколько запутанная, но понять логику древних китайцев можно. Они говорят о том, что мысль спонтанна. Ее невозможно отсмотреть ни изнутри, ни снаружи. Можно только понять себя, находясь одновременно во всей полноте своего бы­тия. Замутненный взгляд искажает восприятие. Вот, к примеру, о чем говорит притча: «Мастер с учениками у города повстречали кра­сивую женщину. Ученики закрыли глаза рукавами или отвернулись. Все равно они подсматривали и с удивлением увидели, что святой не от-

-53-


рываясь смотрел на красавицу. Когда она скрылась, они забросали свя­того вопросами: „Это у вас такое испытание?», «Как Вам удалось победить искушение?", „Как вы могли искуситься?" Он же печально посмотрел на лица учеников и грустно сказал: „Как нечисты ваши по­мыслы и ваши сердца! Вы увидели соблазн и похоть. Я же видел в ней одно из чудес Бога "».

Сказка — ложь, да в ней намек для нас. Полезно вспомнить, что дети редко нас слушают, зато часто берут пример. Если этот посту­лат взять за основу, то ведущий создает сильную мотивацию для до­стижений, так как в традиции нашего общества люди привыкли ду­мать о других более, чем о себе. «Все детям» — социально призна­ваемая и одобряемая мотивация. Именно это убеждение помогает заставить заниматься с полной отдачей на тренинге тех, кто мало заинтересован в том, чтобы усердно овладевать навыками.

Ведущий. «Вне ветра и луны, цветов и ив нет созидательной силы природы. Вне чувств и желаний нет жизни сердца. Нужно только, чтобы вещи служили нам, а не мы им служили. Тогда всякое желание будет исходить из нашего естества и всякое чувство будет в согласии с истиной».

Пояснение. Разговор, по сути, о том, кому вы больше долж­ны: другим или себе? Если другим — живите так, как они хотят. Если себе, то живите так, как находите нужным, и чаще вспоми­найте о том, что имеете право сказать «хочу» и «нет» в тех случаях, когда вы этого желаете.

Определяющей силой жизни человека является его система эти­ческих ценностей. Она шире религии. Именно те ценности, кото­рые человек сам признает выше себя, а также его практические дела,

-54-


направленные на их осуществление, и определяют всю нашу жизнь. Система личных убеждений и верований лежит в основе осознан­ных и неосознанных действий. В бескорыстном виде — любовь ко всему и всем без награды. Но это встречается очень редко.

Ведущий. Это может быть и быль, и легенда, но говорят, что где-то на Земле существует храм, посвященный одной-единствен­ной мысли: «А научились ли вы радоваться препятствиям?»


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.078 сек.)