АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поучения отцов, 2:5

Читайте также:
  1. ПОУЧЕНИЯ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИИСУСА

От автора — ведущему. Чем все люди занимаются все время? Правильно. Выяснением отношений и взаимоотношений. Эта тема бесконечна и в произведениях искусства, и в литературе, и в учеб­никах по психологии, и в жизни.

Отношения — необходимый элемент взаимосвязи всех явлений, происходящих в нашей жизни. Без него мы бы не состоялись ни как индивидуумы и даже как представители рода homo sapiens. Клод Леви-Стросс, основатель сравнительной антропологии, считал, что первобытные люди смогли выжить, прежде всего, благодаря своей способности находить общий язык, умению выстраивать взаимо­отношения, умению не терять голову во время катаклизмов, а вовсе не благодаря агрессии, использованию орудий труда или объему головного мозга. В отличие от приматов, в ранних человеческих обществах активно использовался принцип групповой деятельнос-

-183-


ти. Для них характерной чертой была готовность «поделиться» до­бытыми ресурсами.

Все это могло осуществляться только благодаря тому, что наши предки могли выстраивать взаимоотношения буквально в том виде, который описал Владимир Владимирович Маяковский: «Я гайки делаю, а ты — для гаек делаешь болты!» Взаимность есть основа любых соглашений.

Если не удовлетворяется важнейшая потребность в социальных связях, то есть имеет место изоляция (в силу самых разных при­чин), наступает одиночество. Тогда человек начинает задумывать­ся о своей ненужности, несостоятельности и невостребованности, ему в голову приходят мысли о суициде.

В случае удовлетворения потребности в общении и в отношени­ях с себе подобными человек развивается и самореализуется. Об­щение помогает расширить сознание за счет общения с новыми идеями, суждениями и мыслями, человек получает необходимые новые навыки успешного проживания. Подлинные отношения включают в себя не только перенос и проекцию, но и радости, и страдания, которые люди испытывают в связи с реальными собы­тиями в жизни. Обмен эмоциями, чувствами, мыслями, состояни­ями и информацией составляет ткань равноправного контакта. Это понятие динамическое, так как в процессе общения психика пре­образуется разнообразно и разносторонне.

Переоценить значение отношения к явлению, проблеме, зада­че, человеку, работе и проч. — невозможно.

Ведущий. Приведу одну историю. Как-то раз Шерлок Холмс с коллегой летели на воздушном шаре. Их унесло далеко от знако-

-184-


мых ориентиров. Наконец удалось приземлиться. Вблизи оказался человек, местный житель.

Где мы находимся?

Вы находитесь на борту воздушного шара, который только что коснулся поверхности земли.

В это время порыв ветра увлек шар обратно в небо.

Черт бы побрал этих проклятых математиков!заявил Холмс.

А как вы догадались, что он математик?

Только математики способны произносить верные, но в то же время бесполезные истины/

Пояснение. Общение без эмоций, чувств, состояний — обмен информацией, обедняющий и дискредитирующий отношения и общение. Нет энергоинформационного обмена. Хочешь, чтобы тебя услышали, — прибавь благожелательности в структуру речи. Кста­ти, именно так выглядит профессиональная деформация личности у узких специалистов. Достаточно вспомнить, как часто специали­стами делались попытки редукционировать феномены человеческой истории в соответствии с психопатологическими категориями. Хри­ста объявляли параноидальным мазохистом, а святых — сексуаль­ными невротиками.

Им все тяжелее сказать: «Извини, но я этого не знаю» или «Я был не прав. Извини пожалуйста!»

Ведущий. Оптимизм (от лат. «наилучший») и пессимизм (от лат. «наихудший») — два противоположных взгляда на мир, два про­тивоположных подхода к событиям, информации, проблемам. На тему правильного взгляда на мир размышляли поколения филосо­фов, от Платона до Дж. Сэлли. То, что они не могли прийти к об-

-185-


щему знаменателю, означает, что прав агент Малдер с его фразой: «Истина где-то рядом».

Пояснение. Если начать вспоминать жизнь, то сколько собы­тий, которые мы считали изумительными (двадцать порций моро­женого), оказывались отвратительными (две недели в постели с ан­гиной в разгар лета)! Бывало и наоборот: «Не было бы счастья, да не­счастье помогло»... Оптимизм необходим! Он помогает увидеть на кладбище не крестики, а плюсики. Пессимизм тоже необходим. Он помогает «заземляться». В случае перекоса мы развиваемся однобоко.

Главное в оптимизме то, что вы сами берете ответственность за себя, тогда как при пессимизме вы стараетесь «повампирить», вам хочется, чтобы вас ободрили, похлопали по плечику или погладили по голове. «Истина рядом» — встанем рядом с проблемами и по­смотрим на них критически. «Все фигня, кроме пчел,сказал мед­ведь. — Дай пчелы, если вдуматься, тоже фигня». Все проходит. Веч­ны только мы и наше отношение к происходящему.

Ведущий. Кто-то мимоходом как-то обронил фразу, которая запомнилась, а потом и вовсе застряла в мозгах, как мотивчик: «Лю­бовь помогает убить время, а время помогает убить любовь». Хлест­ко. Остроумно. Бесперспективно. Зло. А из этого коктейля ничего по-настоящему хорошего не вырастет.

Пояснение. Есть вещи, которые мы никогда не прекратим делать, даже если нам объявят, что завтра наступит Судный день. Это не работа, не общественная деятельность, не приятели, не баня и не секс. Мы никогда не перестанем любить своих детей и семью. По сути — это единственная поддержка. Психологические службы тут бессильны. Обязательно.

-186-


Дополнительно ведущему. Стоит особо подчеркнуть, что имен­но: «Сейчас у каждого из нас (но никак не у всех вместе — я это особо подчеркну — именно у каждого по отдельности) есть возможность либо вырастить стойкое поколение своих детей, либо вырастить не­жизнеспособное поколение».

Ведущий. Во время первого плавания Тура Хейердала на судне «Ра» была обезьянка, любимица экипажа. На третьей неделе плава­нья она захандрила, и кто-то из членов экипажа устроил ей домик в ящике из-под бананов. Она уединялась на сорок минут в день, и опять стала веселой и беззаботной.

Пояснение. Каждому человеку необходимо выделять в своей жизни пространство и время, когда он может побыть ГАРАНТИ­РОВАННО один. То есть его покой не будет никем без его желания нарушен. Важное правило! Оно поможет вам успешно восстанав­ливаться.

Ведущий. Я приведу вам пример того, как, правильно поста­вив вопрос, вы получаете то, что хотели. Пример жизненный, а в ней нас учит все. Читаю книгу в стиле fantasy, а ней по сюжету доб­рый молодец допытывается у Бабы Яги о месте, где схоронена Ко­щеева смерть.

...место, где погибель его запрятана, никому не покажу и всяче­ски охранять буду.

Это, бабуль, не проблема. Зачем нам знать, где его погибель? Это лишнее. Нам достаточно знать, где ее нет...

Пояснение. Как видите «Нет», в определенном контексте есть не что иное, как «Да». Достаточно, если вы будете смотреть на про-

-187-


исходящее с точки зрения «ценность +». Кроме того, очень важно уметь выстраивать диалог.

Ведущий. Приведу легенду об Ибн-Сине. «Всю жизнь он ле­чил больных людей, и число их не уменьшалось. Его призывали в города, умоляли посетить деревни. Деревень на его пути было мно­го, и он не успевал осматривать всех больных. И тогда он предло­жил: «Пусть каждый больной житель деревни возьмет в руки по ве­ревке, а другие концы этих веревок возьму в свои руки я. И по натя­жению веревки, по теплу ее и дрожанию я буду определять болезни того, кто держит свой конец».

В одной деревне была хитрая женщина. Она ничем не болела и решила испытать Ибн-Сина. Она взяла свою кошку, которая не­давно окотилась, спрятала ее за пазухой, привязала к ее лапе верев­ку, а другой конец подала Ибн-Сине. «Сейчас мы проверим, вправ­ду ли он такой хороший врач», — хихикала она.

Ибн-Сина называл болезни людям и наконец дошел до женщи­ны с кошкой. Он на секунду удивился, еще раз потрогал веревку и сказал: «Эта женщина пять дней назад принесла семерых котят. Очень истощена. Ее нужно срочно напоить молоком. Других ле­карств ей не надо».

Вывод. В те времена не было Медицины, как точной науки, зато были Врачи. И больные — точно так же, как и сегодня. Только тог­да обманывали Врача, а сейчас пытаемся обмануть приборы. И хи­хикаем.

Ведущий. Когда Иисус сказал: «Кто из вас без греха, бросьте камень», — никто не бросил. Святые библейские времена! Замеча-

-188-


тельное и романтическое время. Людям было достаточно сказать, что вы грешны, и они этот факт они тут же признавали. В наше вре­мя все наоборот. Чтобы остановить толпу, Христу надо было бы уже говорить: «Кто из вас грешен, тот пусть и бросит камень!» Все бы сложили камни. Каждому времени свои подходы.

Пояснение. Читайте на здоровье старые книги и афоризмы мудрецов, цитируйте их, но помните, что они из другого времени и то, что они писали, не всегда понимается нами правильно. Плюс — трудности перевода. Очень тяжело перевести оригинал, проще на­писать новый текст из разряда «типа того».

Ведущий. «Все в мире — одна вещь. Обыкновенные люди не зна­ют ее истинного имени...» — так гласит текст из Гуань Инь-цзы (VII век) Китайцы именовали его Дао, мы же, после Нагорной про­поведи — Любовью. Это и загадка, и отгадка, и процесс, и резуль­тат развития всего и всех.

D

Пояснение. Разговор у нас пойдет об отношениях и любви ге­теросексуальной. Я сейчас изображу схему графически. Тот, кто про­ще воспринимает объяснения визуально, не будет обижен. Она име­ет три компоненты: страсть (А), близость (В), обязательства (С) и может быть изображена как основание пирами­ды с верхушкой (D).

А
С
В

Страсть характеризуется тягой к безрассудоч­ному влечению наперекор всему. Близость — ощущение интимности, душевной связи с парт­нером, симпатии, дружественности. Обязатель­ства могут быть долгосрочные («Я тебя буду лю­бить долго»). И краткосрочные («Я тебя сейчас

-189-


люблю навсегда»). Нарисуйте на листке пирамиду. Близость, страсть и обязательства сочетаются в разной степени и формируют один из семи видов любви:

■ только близость (В) — симпатия, дружба;

■ только страсть (А) — безрассудное увлечение, страсть, секс;

■ только обязательства (С) — любовь как выполнение долга;

■ страсть (А) + обязательства (С) — бессмысленная любовь;

■ близость (В) + страсть (А) — романтическая любовь;

■ близость (В) + обязательства (С) — дружеская любовь;

■ близость (В) + страсть (А) + обязательства (С) — совершен­ная любовь (вершина пирамиды (D).

Что ни говорите, а психология — наука, мало уступающая мате­матике.

Ведущий. Несколько человек нашли в степи астролябию и принесли ее Ходже, чтобы он объяснил им, что это такое. Он взял ее в руки, рассмотрел пристально со всех сторон, потом радостно рассмеялся, а потом заплакал. Когда его спросили о причине пове­дения, он ответил:

Я смеялся от радости, что столько людей пришло ко мне за сове­том. А заплакал потому, что я не могу понять, что это вообще такое.

Пояснение. Хотите — ходите за советами, хотите — делайте все САМИ и для СЕБЯ. Любой советчик — тоже такой же человек. С собственными интересами и собственным опытом, а значит, и с мнением.

Ведущий. Как-то лорд Честерфильд, не помню точно, кото­рый из их благородного семейства, сказал: «Советы редко принима-

-190-


ются с благодарностью. Те, кто больше всего нуждаются в них, реже всего ими пользуются».

Вот тема размышления. «А почему? — А потому!» Обсуждаем. Какие мнения? Суждения. Выводы? Примеры?

Пояснение. Происходит такая ситуация по нескольким при­чинам: 1) нам кажется, что мы и «сами с усами» и способны все на свете превозмочь; 2) мы уже несколько раз обжигались на дурацких и неумных советах, а также на том, что они, доброхоты, тут же вле­зают в нашу личную жизнь «грязными сапогами». Иногда доброхо­ты-советчики попадают «в десятку», иногда городят откровенную чушь. Подумайте, вспомните, представьте себе: вы — взрослый, гра­мотный, трезвомыслящий человек, и не способны дать совет? Да такого быть не может! А почему не может? Все потому же... Чужую беду рукой разведу... Как взрослому признать свою некомпетент­ность? Это же, прежде всего, капитуляция перед своими проблема­ми. Тревога, неуверенность, маскируемый перед самим собой страх. Чаще всего суть — в плохо осознаваемом внутреннем конфликте: мы не видим «проблему» — мы видим «ситуацию, в которой нам стандартно не везет», потому что... (впишите сами 15 самых важ­ных объяснений, но не больше, а то запутаемся).

Главное — озадачиться вопросом: «Что во мне такого, что меня обманывают (не ценят, не любят, подставляют...)?»

Ведущий. Для более эффективного проживания в нашем мире и в наше время желательно учиться рационально использовать вре­мя, которое тратится на всякую ерунду. Пример. Транспорт: «Глаз­ки закрою... мысли разгоню... улыбнусь себе... расслабилась... ду­маю о приятном... надо выходить, смотрю и вижу: вокруг хмурые

-191-


лица, озабоченные лбы, усталые глаза, а ведь еще утро! А я такая... отдохнувшая, бодрая, способная горы свернуть!»

Пояснение. Пример того, как можно рационально использо­вать время себе на пользу. Вот уж точно: «Все люди как люди! А я — красивая, здоровая, успешная и умная!» Великолепная фраза для аф­фирмации для самовнушения!

Ведущий. В повести Роберта Шекли есть замечательные сло­ва, высказанные престарелым доктором наук Фаустом: «Неужели я потратил свои лучшие годы на то, чтобы в конце концов заменить собой огромный книжный шкаф с пыльными фолиантами? И это моя конечная цель?»

Как видите — мысль глубокая. Так все же чем отличается знание от обучения? Обсудим. Какие мысли? Высказываемся!

Краткий разбор аргументов.

Пояснение. В. Годгивз совершенно справедливо указывал: «Обучение не должно быть подготовкой к жизни. Оно уже долж­но быть самой жизнью». Вся практика жизни этому подтверж­дение. Иное дело, что еще в школе у нас у всех отбили тягу к обуче­нию. И теперь, на тренинге мы восстанавливаем то, что недополу­чили.

Ведущий. Одно из прекраснейших свойств нашей жизни со­стоит в том, что невозможно искренне помогать другому, не помо­гая при этом себе самому. Парадокс? Разберем. Вспомните: были в вашей жизни такие случаи?

Пояснение. Наши действия всегда преобразуют нас. Если же у нас мотивация в виде помощи другим, то придется развивать в

-192-


себе такие качества, как терпение, сочувствие, умение наладить контакт, взаимопонимание, все то, что заставит нас вести диалог.

Ведущий. Вот как писал проникновенный Саади: «Пусть же тот, кто не брезгует поднять упавшего, содрогнется при мысли о том, что когда-нибудь и он упадет, и никто не протянет ему руки, чтобы помочь ему подняться».

Пояснение. Нужно ли оно? Милосердие — превыше всего: «И милость к павшим призывал...»

Ведущий. Хочу отметить, так, в качестве ремарки высказыва­ние У. Джейка: «Единственный грех, который мы никогда не простим друг другу,это разница во мнениях по интересующему нас и важно­му для нас вопросу».

Пояснение. Вспомните, как спорили по поводу экранизации какого-нибудь литературного произведения, или какого-то поли­тического события, или чего-нибудь еще.

Ведущий. Каждый человек — проводник силы Любви. Но че­ловек может стать и проводником иных сил — разрушительных, приводящих к страданиям и нездоровью. Только вы сами творите рай или ад, и только вы за это ответственны. Такая свобода выбора дана Творцом человеку. В этом смысле человек — творец.

В начале XX века русский философ Василий Соловьев разрешил вопрос, который мучил философов три тысячи лет. Этот вопрос зву­чал так: «Может ли Всемогущий Бог создать камень, который Он не в состоянии сдвинуть?» Соловьев ответил: «Такой камень созданэто человек». Если человек не захотел — никто ничего не сможет сделать!

-193-


Пояснение. «Только вы сами решаете, здесь, на тренинге, буде­те вы работать или нет. Я, за ваши деньги, охотно могу дать вам побездельничать и поговорить о проблемах других людей». Фраза-окрик в ответ на нежелание группы работать.

Ведущий. Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов, в XVI веке советовал некрепким в вере сознательно преувеличивать истинную крепость веры, призывал к экзальтации, совершенно справедливо считая, что «пока что-то изображаешь— учишься». В настоящее время на этой особенности психики основываются си­стема Станиславского, психологические тренинги, трансовые пси­хотехники, боевые искусства...

Пояснение. Как дидактический прием для группы, у которой ослаблено внимание, рекомендую им сказать: «Притворитесь, что вы внимательно слушаете меня». Срабатывает в 90% случаев. Кроме того, на тренинге, когда кто-то что-то заставляет себя делать, то у него получается лучше всех.

Ведущий. Улыбнитесь! Судя по всему, вы озадачились пробле­мой ПРАВИЛЬНОГО проживания своей жизни. Вот вам история о том, что правильное и полезное в жизни — не одно и то же.

В купе скорого поезда сидят строгий молодой человек в очках и с ноутбуком и священник благообразного вида. Молодой человек тут же включает компьютер и ну работать. Священник открывает кейс, достает бутылочку хорошего коньяка, лимон, еще чего-то и предлагает выпить по рюмке. Молодой человек, не отрываясь от дисплея, отказывается. Потом священник идет в вагон-ресторан, потом оказывается в соседнем купе, где очень весело, слышен жен-

-194-


ский смех. Юноша работает и на все предложения отвечает отка­зом. Когда довольный священник возвращается, то молодой чело­век его спрашивает:

Скажите, я что, живу неправильно?

Да нет, правильно. Но зря!

Пояснение. Сказка ложь, а потехе час. ВАМ надо обязатель­но выделять время и на отдых, и на глупости.

Ведущий. «Мирские истины ограничены и противоречат друг другу. Они ведут к истинам всеобщим, но всеобщие истины не подчи­няются порядку и ведут к тому, что не может быть упорядочено...» Так учил Чжуань Цзы.

Пояснение. Считается, что победитель получает все. Иссле­дования показали, что слишком активные, побеждающие в драках самцы, так же как и все время проигрывающие их, почти не инте­ресуются самками. Самки им тоже не интересуются. Только «серед­нячки» испытывают к противоположному полу неизменный инте­рес. Исследования лишний раз напоминают нам о том, что не каж­дая победа стоит заплаченной за нее цены.

Только объединяясь, кооперируясь с себе подобными, можно чего-нибудь достичь. Лидер — бросовый материал эволюции. Он торит пути, претерпевает лишения, получает лавры, и его достиже­ниями пользуются все остальные. Группа лидеров (а это давно из­вестно, и даже не из закрытых источников) быстро теряла эффек­тивность и гибла, даже в таких условиях, в которых могла бы вы­жить и работать группа средней подготовки.

Две трети мальчиков и девочек в возрасте до десяти лет предпо­читают игры, в которых никто не проигрывает. Жажда соперниче-

-195-


ства и конкуренции является компенсацией неуверенности в себе и низкой самооценки. Так считает Карен Хорни, и я с ней согласен.

Ведущий. Считается, что самый серьезный бизнес — русский. У нас самый неулыбчивый сервис, менеджеры, служащие. Мы хи­хикаем над улыбающимися «америкосами» и сто раз думаем перед тем, как улыбнуться незнакомцу. «Смех без причины...» — это о нас. Улыбки встречных — настораживают. Значит, что-то не так: одеж­да, аксессуары, выражение лица.

Пояснение. Первое правило международного бизнеса гла­сит — улыбайтесь! Бизнес не любит людей, обремененных пробле­мами, которые у них «написаны» на лице. Даже бывшие союзни­ки — поляки в 74% случаев не хотели бы иметь дело с мрачными людьми. 58% уверены, что хмурые люди что-то скрывают, 68% не хотят с такими дружить, 56% — не хотят работать. 80% любой рабо­ты — это отношения, и если у вас нет возможности даже формаль­но улыбнуться, то ваши дела... Такую нехитрую формулу вывел Дейл Карнеги и... не описал в своей книге. Хитрец!

Ведущий. У Вильяма нашего Шекспира в «Короле Лире» есть один пассаж: «Вот так всегда. Как это глупо! Когда мы сами портим и коверкаем себе жизнь, обожравшись благополучием, мы приписыва­ем наши несчастья Солнцу, Луне и звездам. Можно, правда, подумать, будто мы дураки по произволению небес, мошенники, воры и предате­ли вследствие атмосферного воздействия, пьяницы, лгуны и разврат­ники под непреодолимым воздействием планет».

Пояснение. Человек — не игрушка в руках стихий. Он образ и подобие и сам решает «быть или не быть» игрушкой в руках Судьбы,

-196-


Рока, Фатума, Кисмета или Кармы. Но мы хотим знать мнение специ­алистов по изучению звезд или по изучению линий на руке. Они нам рассказывают наше будущее. Однако никакого жестко запрограмми­рованного будущего не существует. Каждый сегодняшний поступок меняет будущее, формирует его. И если прогнозы астрологов, гадалок, психологов использовать как информацию для улучшения качества принятых нами решений, это и будет самое верное к ним отношение.

Ведущий. «Есть такие, которые, находясь в дороге, не покида­ют дома. И есть такие, которые, покинув дом, не находятся в доро­ге» — так цветисто выражались чаньские философы.

Пояснение. Мы, извините, как канадские лесорубы: в лесу о женщинах, а с женщиной о лесе. И все помнят выражение: «Здесь и сейчас». Будем искать удовольствие и радость в малом. Что мешает вам насладиться бездельем? Привычка. И только! Если вы отдохне­те, то сделаете гораздо больше. Чем заполнить день — решать вам. Но он не должен начинаться с будильника. На первых порах будете заставлять себя лениться — поваляться, чай-кофе в постель, совме­стные водные процедуры, совместная зарядка...

Американцы, известные трепетным отношением к здоровью, уверены, что для полного счастья необходимо занятие от души и для души. Займитесь чем-либо приятным: игра с кошкой, вышива­ние, выпиливание, склейка модели корабля с сыном, валяние на диване с книжкой, можно вместе пересмотреть семейный альбом — может, что-то стоит убрать в архив, а что-то достать. Главное — от­дых. Все тревожные мысли активно отгонять «на потом», как ледо­кол расшвыривает льдины. Все должно происходить как в несколь­ко замедленной съемке. Сбейте обычный ритм — у вас отдых.

-197-


Ведущий. Шир-Гаширим Раба говорил: «Не относитесь к прит­чам пренебрежительно. Подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается оброненный золотой или жемчужина, так с помощью притчи отыскивается истина». Сказано в XIV веке, а современно! Желание быть здоровым похоже на веру в чудо. Вера без дел мерт­ва! Ваше желание работать и есть реализация вашей веры.

Пояснение. Понимаются и принимаются на свой счет только отстраненно-эмоциональные слова, заключенные в притчах. Имен­но такая форма изложения позволяет абстрагироваться от массы мелочей, которые мешают восприятию смысла притчи.

Ведущий. Давным-давно традиционный взгляд общества на роль женщины в обществе сводился к короткому: Kirche, Kuche, Kinder. To есть уделом женщины считались Церковь, Кухня, Дети. Масса народа не без основания считала, что такое отношение — унизительно. В какой-то мере это верно.

Давайте обсудим, так ли это. Ваши мнения? Суждения? Выво­ды? А если взглянуть на явление «ширее»?

Пояснение. Действительно, если взглянуть шире — то в этой фразе высокая суть предназначения Женщины: Дух, Жизнь, Буду­щее. Об этом желательно помнить всем мужчинам. Всегда.

Ведущий. Однажды Пятый Патриарх прибыл с учениками на гору Шу-Лань, чтобы полюбоваться восходом Солнца. Но из-за трудности восхождения ему не удалось успеть вовремя. Поняв, что он уже опоздал, Патриарх заплакал.

Стоит ли так расстраиваться,стали утешать его учени­ки,завтра мы выйдем чуть раньше и успеем к восходу.

-198-


Да! Конечно. Разумеется,ответил Пятый Патриарх, — но это будет совсем другой восход Солнца.

Пояснение. Именно так описывается состояние «сегодня и сейчас». То, что не успел сделать сегодня, завтра не догонишь. Все будет иное. И ты, и мир, и дело.

Ведущий. Лао-цзы учил: «Забираясь по лестнице, ведущей на Небо, нет нужды перешагивать через ступени».

Пояснение. Необратимые изменения медленно и насовсем входят в структуру психики. Для того чтобы изменения внедрились насовсем или надолго, необходима регулярная работа ежедневно в течение сорока дней. Это и много и мало. На кону ваша хорошая жизнь.

Ведущий. Имея Великих Учителей, мы спокойно и греховно живем в меру, в которую сами себя испортили, называем это жиз­нью и стараемся при помощи «учений» современников продлить ее до бесконечности, попутно оживив бабушек и дедушек... Сие не бред — действительность. Не ценя себя, не принимая путей, кото­рые нам заповедали Учителя, мы готовы продаться почти даром — кто бы что-то нам за нас предложил!

Пояснение. Ими заповедано: будьте сами себе светильника­ми! Из этого мы мало что усвоили. Зато усвоена позиция иждивен­ца — нас спасут (Амида-Будда), на себя возьмут наши грехи (Хрис­тос), рано или поздно мы все войдем в нирвану (индуизм)... В об­щем, каждый за себя — один Бог за всех. Позиция инфантильная: «Лучше большие неприятности потом, чем маленькие сейчас. Мо-

-199-


жет и пронесет». Бывает, что «проносит», в обоих смыслах, чаще — нет. Никто ничего вам бесплатно не даст, кроме как кусочка сыра.

Ведущий. В одной притче, особо популярной среди циников, скептически настроенный молодой человек спрашивает мудреца:

Скажи, что бы ты выбрал, если бы тебе пришлось выбирать меж­ду Истиной и Богом.

Конечно, Бога, который и есть Истина, — отвечает ему мудрец.

Пояснение. Как часто вы задумывались над тем, что мы по-настоящему ищем, когда пытаемся постичь/найти правду или ис­тину?

Ведущий. Я абсолютно убежден, что праздновать нужно! Не зря литературовед и философ Михаил Бахтин писал: «Отдых или передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздничны­ми. К ним должно присоединиться что-то из сферы духовно-идеоло­гической».

Праздники объединяют людей, являются важными событиями в формировании общности людей как народа, группы, нации, ис­точником общей радости, витаминами положительных естествен­ных эмоций, в которых мы жизненно нуждаемся. Наверное, поэто­му мы и любим праздники до самозабвения.

Пояснение. Праздники дают нам возможность не просто от­дохнуть и расслабиться, а отдохнуть со смыслом. «Потехе — час» — обязательное для человека время, отводимое для отдыха.

Ведущий. Сейчас я, как китаец, скажу: «Жару в доме не следует устранять. Устраните раздраженность жарой, и ваше тело будет

-200-


вечно находиться в прохладных покоях. Бедность не нужно гнать прочь. Прогоните обеспокоенность бедностью, и ваше сердце будет пребы­вать в чертогах радости и довольства»*.

Пояснение. Ничего нового. Измени свой взгляд на мир, и Мир изменит свой взгляд на тебя. Умно, мудро и достижимо. Пока тре­нинг — время насыщенное, располагающее к размышлениям и философии, поразмыслите над вопросом: «Как мне изменить взгляд на мир?»

Ведущий. Блаженный Августин, один из отцов церкви, возно­сил к небесам молитву: «...даруй мне чистоту сердца и непорочность воздержания, но не спеши, о Господи». Он понимал, что если «сразу и целиком» снизойдет то, о чем он просит Бога, то он не выдержит — слишком кардинально ему придется меняться.

Пояснение. Сценаристы и режиссеры обожают помещать пер­сонажи в такие ситуации — внезапное увеличение роста, умение читать чужие мысли, смена пола, удивительные способности. По­сле этого смотрят на то, как персонаж будет выкручиваться.

Именно «выкручиваться», а не жить. В случае, который касается нашего внутреннего мира, при изменениях будут меняться струк­тура психики, модель мира и этика. А вы должны не умереть, не сойти с ума, а жить. Что тяжело.

Ведущий. В «Поучениях отцов» говорится, что, «когда твой враг падает, не радуйся, когда он споткнется». Мудрые и своевременные

* «Чертоги радости и довольства» — название дома ученого XI века Шао Юна, где собирались прославленные ученые и литераторы.

-201-


слова. Потому как даже если твой враг заслужил падения, то это целиком и полностью проблема ЕГО ответа перед Провидением (жизнью). А если ты злорадствуешь, то это уже будет НЕ ЕГО, а ТВОЯ ответственность. Ничего нового, только переменчивые со­бытия.

Пояснение. В трудностях надо быть товарищем, а не наблю­дателем. Не завидуйте и не злорадствуйте! То, что с вашей точки зрения, правильно — всего лишь ваша точка зрения. Вспоминается диалог. Один мужчина говорит другому:

Ты утверждаешь, что чем больше человеку дается, тем больше ему хочется?

Да, конечно, и всегда!

А тебе никогда не давали восемь лет с конфискацией?

Ведущий. К вопросу о том, что «раньше все было хорошо». Вот цитата из книги попа Сильвестра «Домострой», книга, которой ру­ководствовались пару сотен лет в ведении домашнего хозяйства: «Если жена не слушается мужа, то он поучает ее плеткой, но лучше, если нет свидетелей, а наедине. И бьет не в лицо, а по уху и осто­рожно, чтобы кулаком не попасть в сердце, и лучше не бьет палкой и железным прутом... Лучше всего плеткой, это и больно, и дей­ственно, и пугает, и полезно для здоровья».

Пояснение. Что-то дожило да наших времен — «без свидете­лей», а что-то, к счастью, безвозвратно утрачено. А кто-то носталь­гирует по той свободе и власти, которую имел мужчина над женой. Не думаю, что это устроит сейчас большинство людей. Времена, знаете ли, другие.

-202-


Ведущий. Кэнко-хоси в книге «Записки от скуки» писал: «Хо­рошо иметь в друзьях: во-первых, человека, который делает подарки; во-вторых, лекаря; в-третьих, мудрого человека».

Пояснение. Спустя восемьсот лет фраза актуальна. Если вам тоже хочется иметь друзей, то почему и им тоже того же не может хотеться? Доставьте им радость, и они доставят ее вам и Миру. Раз­ве этого мало?

Ведущий. Когда отец известного в будущем фотографа Эдвар­да Стайкена увидел, что из пятидесяти отснятых снимков получил­ся хорошо один, он сказал: «Сынок, это не для тебя. Смотри, сколь­ко брака!» Но мать Эдварда расценила это по-иному: «Какая разни­ца, сколько плохих? Этот один стоит остальных сорока девяти». Ободренный поддержкой и похвалой матери, Эдвард продолжил занятия фотографией, и теперь все галереи считают честью прово­дить его выставки у себя.

Пояснение. А часто мы так же ободряем своих близких? А де­тей? А самих себя? Вот и выходит из нас и из них то, что получается. А не то, что могло бы быть!

Ведущий. Странствующий монах пришел в деревню, перено­чевал и спросил, как пройти дальше. Ему сказали, что есть два пути. Длинный — безопасный и короткий, на котором сидит разбойник, который поклялся убить двадцать человек. Пока он убил девятна­дцать. Монах пошел по короткой дороге.

— Зачем ты пришел, — обозлился разбойник. — Ты же знаешь, что я тебя должен убить!

— Я пришел освободить тебя от обета. Убивай меня.

-203-


Убийца страшно переживает. У него происходит катарсис, и он просится в ученики к монаху. Впоследствии он становится патри­архом секты дзен.

Пояснение. Шансы есть у всех, только не каждый видит свой шанс.

Ведущий. Буду как библейский пророк. «Истинно, истинно вам говорю! Поступайте осторожно... дорожа временем, потому что дни лукавы».

Пояснение. Истраченные деньги, утраченное благополучие, пошатнувшееся здоровье можно вернуть, но потерянное время не вернешь никогда. Так что, помимо того, что желательно помнить, что жизнь коротка, надо обязательно иметь в виду, что повторять чужие ошибки — непростительная трата времени!

Приглядитесь — все на свете учит нас. Кто-то не понял вас — учитесь выстраивать диалог. Кто-то обидел — учитесь отпускать обиду!..

Ведущий. Приведу пример из очаровательного Карлсона: «Если человеку мешает жить только ореховая скорлупа, попавшая в ботинок, он может считать себя счастливым». Что нам может по­мочь? Конечно, модный «фэн-шуй». Это учение о гармонизации человека с миром, с его судьбой и его здоровьем. Помню фразочку: «Конечно, у меня еще долго не будет денег! У меня на полке тигр на западе стоит! А я, как дура, денег жду!»

Пояснение. Фэн-шуй — искусство, ему более пяти тысяч лет. В принципе, штука важная и полезная. Но когда рассовывают по углам кошечек-собачек-тигров-монеты с дырками... И как можно

-204-


искусство иной культуры запихнуть в 100-150 страниц? А большин­ство фэн-шуистов на таких текстах и обучается.

Вот они и воспринимают его как пособие по расстановке мебе­ли и развеске подвесок и колокольчиков. У кого-то срабатывает. «Если веришь — можно закусывать». Таких расстановщиков мебе­ли может спасти только вера и ничего более. Что же такое фэн-шуй? Это искусство, развивающее в человеке чувство гармонии и своего дома. Для этого надо думать самостоятельно: «А как НАМ будет в доме (нашем) хорошо и комфортно?» Думать надо САМОМУ, а не дяде, который видит вас в первый раз и сразу смотрит на стоимость проведенного ремонта и компас. Как только вы решите, как всем в доме будет комфортно, то реализуйте (совместно!) этот проект. Что-то передвинуть, что-то выкинуть, что-то переклеить, а что-то оста­вить. Совместный труд для совместной жизни творит с людьми чу­деса!


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.)