АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение. Волхвы, фрейдизм несовместимы В

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I ВВЕДЕНИЕ.
  3. I. ВВЕДЕНИЕ
  4. I. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
  5. В Конституции (Введение), в Уставе КПК, других партийных до-
  6. Введение
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. ВВЕДЕНИЕ
  9. ВВЕДЕНИЕ
  10. ВВЕДЕНИЕ
  11. Введение
  12. Введение

Волхвы, фрейдизм... несовместимы В. Годгивз. Реальность в ладонях

Традиционно в высшей школе бытует мнение, что знание не бывает скучным. Не согласен. Еще как бывает! Вся наша практика обучения, от детского садика до высшей школы, — тому подтверж­дение. При неумении подавать информацию все можно сделать тоскливым, серым, тягомотным и внушающим отвращение. Все больше людей интересуется развитием личности, но информацию они получают не из посещения театров, чтения книг и просмотра ток-шоу, а с «изюминкой», благодаря участию в тренинге, обуче­нию игрой, которое помогает им стать более адаптивными, успеш­ными, приносит пользу, дает что-то для развития, направленного на личностный рост.

Идеи и наработки, изложенные мной в книге, могут быть с успехом применены для создания индивидуальных программ тре­нингов, во время которых все помогает обучению. Сами по себе тек­сты полезны и участникам, и самому ведущему. Они обязательно пригодятся в жизни. Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я за­помню; вовлеки меня, и я пойму. Именно для вовлечения тех, кто при­шел на тренинг, и был написан этот текст. Он также был создан в

-5-


помощь тем, кто взял на себя тяжелый, но необходимый труд по оказанию психологической помощи и людям, и Человеку.

Теоретически нет разницы между теорией и практикой, зато на практике такая разница есть, и она очень ощутима. И этот текст был создан именно для практического использования знаний, по­черпнутых мною из бесед с учителями и наставниками, из книг, из жизни, из восемнадцатилетнего опыта преподавания и в высшей школе и при ведении тренинговых групп, из жизненного и профес­сионального опыта, своего и чужого.

Кроме того, в создании этой книге были использованы не толь­ко расхожие «бродячие» истории, но и примеры, взятые из класси­ческой восточной литературы («Истории о Ходже Насреддине»), из всеобщей истории, исторические анекдоты; тема моей особой гор­дости — истории и афоризмы из творчества В. Годгивза, чье личное влияние на меня трудно переоценить. Это уникальная личность. Он, сын индейца североамериканского племени кри и телеутки, оказавшегося в России во время интервенции, получал обучение в буддийском монастыре Китайского Тибета, где в нем признали ин­карнацию панчен-ламы; оттуда его забрали немцы в рамках про­граммы «Вечный лед»; он учился в Германии, участвовал в созда­нии так называемого «оккультного Рейха», после Победы благода­ря своим умениям и навыкам смог начать жить в Прибалтике, потом уехал в Монголию, оттуда в Китай, затем в Туву...

Книгу можно читать как беллетристику, открывая ее там, где ин­тересно, можно сплошным текстом; можно пользоваться каждый день как настольным пособием, изредка возвращаясь назад, к тому, что ранее казалось неважным, а теперь оказалось нужным и полез­ным. Единой структуры в тексте почти нет, зато есть масса полез-

-6-


ной и важной информации. Условно— подчеркиваю, условно — текст разбит на главы; это сделано для того, чтобы не совсем заблу­диться в примерах, расположенных довольно хаотично. К окон­чанию чтения вы поймете, почему я называю разбивку текста условной.

Книгане догма, а всего лишь повод задуматься по поводу себя и над собой....

Исходя из этой фразы, я не буду очень занудствовать. Не буду прописывать досконально ваши реплики и дублировать ответы на вопросы, которые вы станете задавать участникам тренинговой группы.

Общая задача группы, как она ставится тренером, должна быть актуальна для большинства и в идеале, для каждого ее участника: изменить/расширить самосознание, обогатить репертуар сценари­ев, сделать свое поведение более эффективным, приятным для окружающих или адаптивным. Тренинг помогает его участникам повысить свою компетентность, обрести навыки общения, продви­нуться на пути личностного роста, развить способности к конст­руктивному поведению в конфликтах, эмоционально напряженных и стрессовых ситуациях.

Любая группа — как новый и интересный человек, со своими плюсами и минусами. Только в отличие от человека, ее «...с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь». В любой группе всегда присутствуют три типа участников:

■ зависимые, которые хорошо обучаются, внушаемы и не до­ставляют особых хлопот ведущему;

■ независимые, которые все «пробуют на зуб», но более адек­ватны в тех случаях, когда их убеждают;

-7-


■ конфликтные участники, которые пришли на тренинг в силу самых разных причин, но не желают менять свою картину мира, отстаивают ее изо всех сил. Это, как правило, очень тре­вожные и трусливые люди, у которых минимальное базовое доверие к жизни.

С одними удобно, с другими — приятно, особенно тогда, когда они начнут работать, а третьи «даются» для того, чтобы тренер отта­чивал свое мастерство, выдержку, навыки, таланты. Это ваша работа, с которой вы обязаны справляться только на «хорошо» и «отлично». Любая группа — повод для личностного роста тренера-ведущего.

Так, и только так, необходимо подходить к проведению успеш­ных и запоминающихся тренингов. Тренеру необходимо (до того, как он берет группу) решить базовые проблемы, которые будут под­няты во время проведения семинара/тренинга. В этом случае он предохранен от навязывания группе собственных стереотипов и стандартов, от трансфера.

То, что Ауробиндо называл интегральной йогой, Абрахам Мас­лоу именовал самоактуализацией, Фриц Перлз — органическим единством, Роберто Ассаджиоли — психосинтезом. Все столпы ми­ровой психологии придерживались той фундаментальной идеи, что существует естественная тенденция к эволюции, к развитию, про­низывающая как Вселенную, так и человека, и наша (тренеров, ве­дущих, практических психологов) работа — помочь сделать ее со­знательной, осознаваемой.

Когда смотришь на работу некоторых, с позволения сказать, тре­неров, то становится грустно. Начетничество, сектантство, непо­нимание того, что они делают, несоответствие того, что деклариру-

-8-


ется как задача и цель тренинга, его реальному содержанию, кате­горичность, ригоричность — это лишь малая часть тех претензий, которые можно предъявить организатору и ведущему.

Мой преподаватель в СПбГУ им. М. В. Ломоносова Владимир Петрович Зинченко так, бывало, говорил на семинарах: «Серьезно сказалось и то, что психология оторвалась от философской, гумани­тарной культуры, превратилась в служанку технократической поли­тики — вот тогда-то она и утратила свою душу. В нашу науку пришло много инженеров, математиков, биологов, физиков. Это способство­вало не столько развитию междисциплинарных связей, сколько сни­жению профессионализма. Одна из причин снижения профессио­нализма состоит в том, что каждый человек обладает иллюзорной уверенностью в том, что он всегда может понимать другого человека, исследовать его, управлять им, потому что он сам является им».

Все остальное, в том числе так называемые болезни роста, — не более чем приложение к непрофессионализму. В социуме, в кото­ром до сих пор не делают различия между психологом, психиат­ром, психоневрологом и экстрасенсом, такое положение дел нор­мально. Более того, основной запрос населения направлен на крат­косрочную терапию, а то и на моментальную: «За один сеанс. Гарантия 110%».

Обществу кажется, что если ты строишь мост, то ты обязан быть профессионалом. Но если ты занимаешься проблемами психики, то достаточно прочитать несколько популярных книжек. Я не буду вда­ваться в причины этого явления, но уверен, что уже в обозримом бу­дущем потребители начнут прибегать к услугам профессионалов, а общество четко разделит рынок услуг на профессиональный и аль­тернативный, на котором каждый может предложить свой «товар».

-9-


Усложнять — просто. Упрощать — сложно (Закон Майера).

В процессе групповой работы тренер развивает умение и навык действовать креативно, то есть использовать в своих интересах ВСЕ, что происходит вокруг, любую информацию, любую ситуацию и даже собственные ошибки1.

В процессе введения группы людей в тренинг, объяснения пра­вил, которых они должны придерживаться во время проведения тренинга, рекомендую сразу объяснить то, что в процессе работы и в группе, и индивидуально, обязательно возникнет ответная реак­ция в виде внутреннего сопротивления. Оно невероятно многооб­разно и всегда отвлекает человека от использования приобретен­ных навыков, от проведения медитаций, от работы с комплексом упражнений, от заполнения дневника... Одним словом, оттого, что ему дается на тренинге. В быту сопротивление обычно именуют словом «текучка», к которой обычно добавляют «заела!».

Повторяю: внутреннее сопротивление многообразно. Но все его проявления можно объединить в пять основных групп:

1) высокая по сравнению с базовым фоном тревожность;

2) повышенная утомляемость, усталость, мешающая не только заниматься каким-либо делом или даже приступить к его ре­ализации, но иногда даже думать о нем;

3) ощущение собственной бестолковости, неверия в себя и свои силы; чувство, что то дело, которым вы занимаетесь, выпол­няется «просто так», вхолостую, без пользы и результата;

1 «Полагая, что он лечит, то есть ощущая себя самого исцеляющим фактором, такой врач/психолог забывает, что функция целителя состоит только в том, чтобы предоста­вить исцеляющему фактору возможность реализоваться» (В. Годгивз).

-10-


4) ирония, особенно самоирония, которая очень деструктивна, особенно во время проделывания заданий;

5) отвлечение внимания на другие мысли и дела (нужно сейчас же подмести пол, посмотреть телевизор, закрыть форточку, позвонить подруге, погладить кошку, навести порядок на сто­ле...). Каждый раз причина логично объяснима.

Логика — глубокая внутренняя убежденность в том, что если это­го не было вчера, то этого никогда не произойдет и завтра. Быть логичным — чрезвычайно выгодная и удобная позиция, которая по­зволяет всегда найти причину и неудачи, и поражения, и бездей­ствия и многое другое.

Все это нормально. В основе сопротивления лежит страх перед кардинальными изменениями в жизни. Во время тренинга реко­мендуется отслеживать и фиксировать такие состояния. Подобная фиксация очень помогает тренеру в ведении тренинга, а его участ­никам дает возможность получить новые навыки. Объясните груп­пе, что менять старую жизнь на новую (если, конечно, существует такой запрос) следует мягко, но навсегда.

Согласно расчетам социального психолога Вадима Левинсона, ни одна структура не может оставаться неизменной более семи-вось­ми лет.

МЫ УМЕЕМ ВСЕ, ЧТО НАДО В ЖИЗНИ. МЕШАЮТ НАМ - СОМНЕНИЯ.

«Хотя утверждение „ Все люди смертны "можно встретить в лю­бом учебнике логики как пример априорно истинного суждения, каж­дый из нас верит, что и в этом правиле есть исключения, и это исклю­чение — именно он» (3. Фрейд).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)