|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Рынок как форма хозяйства. Социология рынковПонятие института. Понятие рынка. Экономический подход к исследованию рынков (новый интистуционализм, сетевой анализ (Грановеттер)), социология рынков (этнографический подход) (Аболафия).
Рынок - совокупность производителей, продавцов и покупателей определенного товара (товарной группы), деятельность которых регулируется сходными правилами в рамках определенной территории. (В. В. Радаев Рынок как идеальная модель и форма хозяйства)
Новый институционализм
Его родоначальником считается Р.Коуз, опубликовавший еще в 1937 г. свою знаменитую статью «Теория фирмы». А наиболее обстоятельно теоретические основания нового направления были представлены О.Уильямсоном и Д.Нортом. . Институты понимаются как правила поведения в повседневной деятельности и способы поддержания этих правил. А сами правила определяются как регулятивные принципы, подкрепленные легитимными правовыми или социальными нормами, которые либо разрешают какой-то способ действия как возможный, либо предписывает его как желательный или даже обязательный, либо, наоборот, запрещают данный способ действия как неприемлемый. (В. В. Радаев Рынок как идеальная модель и форма хозяйства)
В новом институционализме часто выделяют два течения. Первое – неоинституционализм, оно не посягает на методологическое «ядро» экономической теории и затрагивает только ее «защитный пояс» (И.Лакатос). Второе течение обозначается как новая институциональная экономическая теория. Здесь делаются попытки ревизовать часть основополагающих предпосылок неоклассики. С конкретным разнесением концепций и их авторов по двум этим течениям наблюдается изрядная путаница. Но и в том, и в другом случае речь идет о попытках явной ревизии традиционного экономического подхода, и оба направления, на наш взгляд, вносят вклад в развитие «экономического империализма», связанного с продвижением экономической теории сначала в смежные, а затем и в более отдаленные объектные области.
К концу 1980-х - началу 1990-х годов направление нового институционализма заявило о себе и в социологии. Данное направление весьма активно развивается американской социологией в рамках теории организаций. В зависимости от того, какого рода факторы акцентируются в исследовательских программах, в американском институционализме мы условно выделяем два течения. Первое может быть названо культурно-ориентированным (П.Димаджио, У.Пауэлл, Н.Биггарт и др.), второе – властно-ориентированным (У.Бейкер, Н.Флигстин и др.)
Параллельно американскому направлению все большую известность приобретает новый французский институционализм. Предложенная Л.Болтански и Л.Тевено экономическая теория конвенций рассматривает множественные порядки обоснования ценности [orders of worth] и способы координации хозяйственных взаимодействий. (Радаев. Экономическая социология. Том 2, № 3, 2001. http://ecsoc.hse.ru/data/008/587/1234/ecsoc_t2_n3.pdf)
Сетевой подход (М. Грановеттер + Х. Уайт, Р. Бёрт, У. Пауэлл, Д. Старк)
Сетевой подход концентрируется на структурах межиндивидуального и межорганизационного взаимодействия. Под сетями имеются в виду совокупности устойчивых связей между агентами, которые сохраняют при этом относительную самостоятельность по отношению друг к другу.
Сетевой подход основан на простой предпосылке: участники рынка, вступая в добровольный рыночный обмен, с большей вероятностью завязывают отношения с теми, с кем они имели дело ранее, убедившись в надежности уже известных им партнеров. При регулярно повторяющихся актах обмена для участника рынка становится важным опыт предыдущего взаимодействия.
Это также означает, что организуя свою деятельность, участники рынка исходят не только из узкоэгоистического интереса, проявляющегося в ожидании возмещения затрат и получения выгоды по принципу «здесь и сейчас», но и из принципов реципрокности (reciprocity), когда выгода может быть получена в будущем, причем в иной, неэквивалентной, форме и к тому же от других агентов сетевого сообщества.
Статья Грановеттера «Сила слабых связей» является наиболее известной его работой. Согласно Грановеттеру, слабые связи, являясь наиболее значимым источником информации, способствуют продвижению субъекта (работника по карьерной лестнице, компании на рынке), тем самым, становясь мощным механизмом социальной мобильности. В отличие от слабых, сильные и тесные межличностные связи являются каналом информации, менее всего отличающейся от той, которой располагает сам субъект. Такая информация начинает дублироваться, что снижает ее полезность. Так, на примере поиска работы Грановеттер показывает, что слабые связи (через знакомых, бывших сотрудников) позволяют быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Также, Грановеттер указывает на высокое значение слабых связей для развития человеческого капитала.
М. Аболафия в рамках этнографического подхода рассматривал рынки как культуры, анализируя фондовые и фьючерсные рынки. Этот подход уделяет внимание сетевым связям и институциональным устройствам, но погружает их в более широкие контексты — привычек, традиций, культурных навыков. Делается упор на совокупность значений, смыслов и культурно-нормативных схем, которые помогают оценивать и переоценивать ресурсы, сценарии действия и вырабатываемые идентичности, привязанные к конкретным сообществам и временным контекстам. Рациональность действия и экономический интерес выступают здесь как локальные культурные формы.
В этом же ключе можно упомянуть Ф. Доббин и В. Зелизер, как представителей культурно-исторический анализа, а также П. Бурдье, который предложил концепцию форм капитала и социальный полей, где понятие габитуса сыграло важную роль в формировании культур потребления и в исследовании стилей жизни.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |